Рабочая программа по географии подготовка к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней
общеобразовательной школы Уссурийского городского округа г. Уссурийска
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей естественно-географического цикла Директор школы_________/Вологин И.С../
Руководитель________________/Бабаева Н.О../ Приказ №49 от 31.08.2016г.
Протокол № от .08.2016г.
Рабочая программа
индивидуальной работы с учащимися
по подготовке к ГИА по географии
Учителя Носкова Светлана Викторовна
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• повысить знания учащихся по географии.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29 декабря 2012г;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 .06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
- - Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
- Приказа Управления образования и науки Липецкой области №424 от 29.04.2015г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год»;
- Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 31.08.2015г. №49
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
- Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2015-2016 учебный год.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации « Об изучении бюджетной грамотности в системе общего образования от 07.08.2014 года, № 08-1045».
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Авторская программа выбрана потому, что она соответствует требованиям Федерального базисного плана и Федерального компонента государственного стандарта образования, принципу преемственности в обучении, полностью отвечает основным направлениям модернизации школы. Также эта программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение , освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
Планируемый уровень подготовки учащихся 9 класса на конец учебного года.
Учащиеся должны:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять
- разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять
- комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
- географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5.Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы | Дата | Форма занятий | Виды деятельности |
Введение. Правила заполнения бланков. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | |||
Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | |||
Источники географической информации и методы географических исследований | Мини-лекция, практикум | Самостоятельная работа | |||
Источники географической информации и методы географических исследований | Мини-лекция, практикум | Самостоятельная работа | |||
Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | Практикум | Тестирование | |||
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | Практикум | Тестирование | |||
Анализ трудных заданий.
| Практикум | Анализ тестирований | |||
Природа Земли и человек | Практикум, беседа | Самостоятельная работа | |||
Природа Земли и человек | Практикум, беседа | Тестирование | |||
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Анализ трудных заданий. | Практикум | Анализ заданий | |||
Население России | Практикум | Самостоятельная работа | |||
Население России | Практикум | Самостоятельная работа | |||
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | Практикум, | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Анализ трудных заданий | Практикум | Анализ заданий | |||
Природопользование и экология | Практикум | Тестирование | |||
Природопользование и экология | Практикум | Тестирование | |||
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | Практикум, | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Анализ трудных заданий | Практикум | Анализ заданий | |||
Страноведение | Практикум | Самостоятельная работа | |||
Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов,тестирование | |||
География России | Практикум | Самостоятельная работа | |||
География России. | Практикум | Самостоятельная работа | |||
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование | |||
Анализ трудных заданий | Практикум | Анализ заданий | |||
Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | Практикум | Тестирование | |||
Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | Практикум | Тестирование | |||
Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | Практикум | Тестирование | |||
Итоговое занятие. Анализ работ. | Практикум | Тестирование | |||
Итоговое занятие. Вопросы и проблемы | Практикум | Самостоятельная работа, тестирование |
Перечень практических работ:
№ пр. работы | Тема практической работы |
1. | Измерение направлений и расстояний на плане. Определение азимута. Чтение плана местности. |
2. | Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения объектов и наоборот. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. |
3. | Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы». |
4. | Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли». |
5. | Решение практических заданий по теме «Гидросфера». |
6. | Характеристика климата различных материков. |
7. | Решение практических заданий по теме «Атмосфера». |
8. | По картам атласа рассмотреть распространение типов почв на земном шаре, на материках. |
9. | Решение практических заданий по теме «Почвы». |
10. | Характеристика по картам природных зон России. |
11. | Характеристика по картам природных зон различных материков. |
12. | Решение практических заданий по теме «Евразия ». |
13. | Решение практических заданий по теме «Африка ». |
14. | Решение практических заданий по теме «Северная Америка». |
15. | Решение практических заданий по теме «Южная Америка ». |
16. | Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области». |
17. | Решение практических заданий по теме «Население мира ». |
18. | Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ». |
19. | Решение задач на определение поясного времени. |
20. | Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ». |
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.
- Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
- 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.
- Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
- 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
- Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
- Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...