Использование проектной технологии на уроках географии.
статья по географии на тему

Ландышева Анна Ивановна

Материал содержит информацию об одной из самых востребованных среди учителей технологии проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная технология 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии на уроках географии.

Выбор многих учителей данной технологии не случаен, это продиктовано рядом причин:

Во - первых, это продиктовано временем.

Ещё совсем недавно можно было прожить жизнь следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, принесшие успех ранее, опираясь на опыт, знания, накопленные предшествующими поколениями. Современные школьники вступили в эпоху, когда бурно развивающаяся наука, внедряющиеся новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний.

Во - вторых, это продиктовано государственной политикой.

  • Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
  • Формирование качественно нового выпускника - это формирование личности, умеющей жить в условиях неопределённости, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

В - третьих, 1 сентября 2015 года в силу вступил Федеральный государственный стандарт основного общего образования, который ориентирован на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Что в себя включают образовательные результаты? Это личностные, метапредметные, предметные.

Ключевые аспекты, определяющие роль проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС:

1) Адаптируемость ко времени и его вызовам.  Она позволяет расширить границы  образовательного пространства.Время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации. И все инновации делают технологию только привлекательнее.

2) Деятельностный подход. Главным условием достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии школьников является деятельностный подход. Для учителя любого предмета, в т. ч. и географии, это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.

3) Метапредметность. Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Метапредметные результаты  включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Цель проектной деятельности на уроках географии формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал по географии, умело применять знания из различных областей науки.

Задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности с элементами исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта (исследования);
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение;
  • учить школьнико пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Учебный проект по географии -

  • Это совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы, значимой для участников проекта.
  • Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.

Проектный метод обучения имеет ряд особенностей:

  • наличие проблемы, которую предстоит решить учащимся в ходе работы над проектом;
  • проект должен обязательно иметь реально достижимую цель;
  • воплощение проектной работы должен стать проектный продукт, созданный автором в процессе работы над проектом;
  • предварительное планирование работы – определить способы решения поставленных задач и найти для этого необходимые ресурсы;
  • проект обязательно должен иметь отчет о ходе работы, в котором подробно описываются все этапы работы над проектом;
  • важным условием проекта является его публичная защита – презентация результатов работы (не более 7-10 минут).

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:

- видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

- содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

- количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

- длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;

- дидактической цели: ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Типы проектов по методу, доминирующему в проекте.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации, результат, презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

Таким образом, целесообразность подобной деятельности очевидна при переходе на новые стандарты ФГОС второго поколения. Проектное обучение является развивающей, личностно-ориентированной технологией. Очевидно, что метод проектов более эффективен в качестве важного дополнения к инновационным методам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.

   Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Использование проектной технологии в обучении географии

Презентация к уроку мастер-класс "Использование проектной технологии в обучении географии"...

Использование проектной деятельности на уроках географии для формирования метапредметных результатов.

В статье отражена значимость проектной деятельности. Перечислены темы проектов....

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...