конспекты уроков
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Ащеулова Наталья Михайловна

               КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК.

 

Тип урока: комбинированный

Форма урока: интегрированный урок( география + биология)

Цель урока: Показать актуальность(жизненную важность) проблемы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. СЛАЙД 2

Задачи урока:

Образовательные:

- привести в систему раннее усвоенные знания о влиянии климатических условий на здоровье человека;

- выявить особенности неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей;

- рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства;

- показать причины экологических проблем, связанные с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.

 Развивающие:

- продолжить формирование системы знаний о зависимости здоровья человека от климатических условий;

- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа;

- продолжить формировать умение анализировать картографические данные и делать выводы;

- расширение словарного запаса.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью     своих близких;

- показать связь с реальной жизнью;

- воспитывать позитивное, бережное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека;

- формировать патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Основные методы, применяемые на уроке:

- практические ( работа с картами атласа, заполнение таблицы);

- словесные( беседа, работа с книгой, учебным текстом);

- наглядные( проектор).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в группах.

Оборудование:

- физическая и климатическая карта России;

- атлас 8 класс;

-  таблица « Расы людей»;

-  проектор: презентация: « Климат и человек»

  

                                                             ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

- Приветствие учителя.

Здравствуйте! Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы и вам всем желаю хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1. Целеполагание и мотивация.

 -Какой раздел биологии вы изучаете в этом году?

- Какие элементы природы вы знаете? 

- Как материал изучаемый на уроках географии и биологии, связан с нашей сегодняшней темой?

3. Постановка учебной задачи.

Учитель формирует главную проблему: Как влияет климат на человека? Какова обратная связь?

  1. Актуализация знаний и умений.

- Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

- Почему необходим прогноз погоды?

- Представителям каких профессий он необходим?

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам, в географии есть такой термин: как комфортность климата. Запишите себе в тетрадь:

Комфортность климата- степень его благоприятности для нормальной  жизнедеятельности человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации ( дать определение этим понятиям)

Важна и длительность сезона года, которая различна по районам, например: в Сибири зима продолжается от 240 дней и до 135  дней на юге

- работа с картосхемой, учебник стр. 91, рис.58. определить

- территории наиболее благоприятные для проживания человека

Побережье Черного, Азовского, Каспийского морей, западная часть европейской части России.

Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России

-  территории неблагоприятные для проживания

Карелия, север европейской части России, средняя Сибирь

- какие территории больше представлены на территории России?

А как климат влияет на хозяйственную деятельность человека?

( сообщение учеников) приложение №1 СЛАЙД 3

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом- сельское хозяйство, где учитываются агроклиматические ресурсы. Что это?( вспомнить и найти в тексте учебника)

 

 

Учитель биологии: СЛАЙД 5

 

Сумма активных температур

Что выращивают

Менее 400

Овощеводство в закрытом грунте

До 1000

Редис, шпинат, лук на перо, репу

1500- 1700

Ранний картофель

1500- 1800

лен

1700-1900

Поздний картофель

2500-2800

Яровая пшеница

3200-3600

виноград

4000-4500

Хлопчатник, цитрусовые

 

-Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (овес, озимая пшеница)

- Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые растения? ( сильные морозы, заморозки)

Учитель биологи:

Физкультминутка для мозгового кровообращения. СЛАЙД 6

·        Исходное положение - сидя на стуле плавно наклонить голову назад,  наклонить голову вперед, не поднимая плеч.

·        Исходное положение- сидя, руки на поясе , взмахом левой руки занести через  правое плечо.

·        Исходное положение - сидя, руки на поясе, тоже повторить с правой рукой.

А как климат влияет на здоровье человека?

-       Давно доказано влияние климата на здоровье человека. При высокой температуре воздуха , расширяются  периферические сосуды, снижается артериальное давление, в организме идет  перераспределение крови угнетение обмена веществ. СЛАЙД 7

-       При низкой температуре периферические сосуды сокращаются, артериальное давление повышается, пульс учащается, а обмен веществ и кровоток усиливаются. СЛАЙД 8

- При колебаниях температур, происходят и изменения в нервной системе человека. Так при высокой температуре происходит понижение возбудимости, а при низкой – возбудимость возрастает.

-       Влажность воздуха , в первую очередь, влияет на теплоотдачу, что сказывается на терморегулятивных функциях организма. СЛАЙД 9

-       Воздушные массы могут охлаждать тело организма, если они холодные, а если горячие, они, специально будут нагревать тело .При влиянии  ветра, в первую очередь раздражаются  терморецепторы кожи, и раздражение может быть приятным, или же вызывать негативные ощущения

- Сезонные колебания , как правило вызывают смену активности физиологических функций, с изменением реакций нервной системы, активности желез внутренней секреции, процессов обмена веществ и теплообмена.

-Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как первобытные люди расселились на Земле, Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, температуры, пищи и  т.д.  Все это отразилось  на их внешнем облике, цвета волос и кохии, форме волос, форме головы, губ и носа, росте и весе, длине рук и ног ( СЛАЙДЫ 10-13)

Учитель географии:

В последнее время мы очень часто слышим такое выражение « глобальное потепление климата» Ущерб, наносимый глобальным потеплением, например, европейской экономике, сравним с уроном от двух мировых войн. ( СЛАЙДЫ 14-18)

-       С годами уже сложившийся режим погоды сказывается на здоровье и работоспособности человека .Даже если человек уже привык к местному климату, все равно его организм реагирует на смены сезонов. Можно сказать, что Братск оправдывает традиционные представления о климате Сибири. Зимы здесь очень холодные, а лето короткое и теплое. Но в городе, с экологической точки зрения, не самая лучшая ситуация. Крупные промышленные предприятия, в частности, лесопромышленный комбинат, алюминиевый завод и завод ферросплавов, загрязняют воздух и придают ему неприятный запах перекисшей капусты и фтора, что в свою очередь отражается на здоровье жителей г. Братска. СЛАЙД 19

 К тому же  в дополнительной опасностью для экологической ситуации в городе являются и лесные пожары, которые уничтожают огромные лесные масси-

вы. Как же решить проблему « Климат и человек»?

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ( приложение №2) СЛАЙД 20

ВЫВОД:

-Жизнь человека находится в большой зависимости от климата. Климат влияет на условия проживания, хозяйственную деятельность, расселение человека, внешний облик. С другой стороны, человек также оказывает влияние на климат, изменяя при этом среду обитания, в отдельных районах происходит иссушение климата и наступление пустынь, а в других наоборот, увеличивается влажность климата, протаивает вечная мерзлота, сокращается ледниковый покров Земли, повышается уровень океана, вследствие чего могут быть затоплены огромные участки суши

 

5. Подведение итогов урока.

Интегрированный урок по теме:

«Символы нашего города».

Класс: 8-А.

Учитель технологии: С.А. Попова.

Учитель географии: Н.М. Ащеулова.

Цель: углубить знания учащихся о символах города Братска,

способствовать духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Задачи:

Образовательные:

-     Познакомить с историей создания символов города Братска (герба, гимна, флага).

-     Расширить представления учащихся о значении символики.

-     Научить приемам вышивки гладью.

-     Оформить результаты работы.

Воспитательные:

-     Способствовать повышению чувства патриотизма.

-     Воспитывать уважение к «малой Родине».

Развивающие:

-     Стимулировать использование разнообразных методов изучения темы (анализ литературных источников, изготовление и использование наглядного материала).

-     Применять географические знания и умения к условиям проживания на определенной территории.

-     Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

-     Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

-     Способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Средства: раздаточный материал (текст гимна, инструкционные карты вышивки), ПК, мультимедиа.

Методы: частично-поисковый, практическая работа.

Предварительный этап урок:

1.    Сбор информации о символах города, истории их создания.

2.    Подготовка к вышиванию герба: переведение рисунка на ткань, подбор материалов и инструментов для вышивания.

3.    Оформление кабинета.

Результат:

1.     Составление наглядных пособий (инструкционных карт вышивки).

2.     Создание электронного приложения в виде презентации.

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Этап постановки цели урока.

3.     Организация восприятия и осмысления новой информации.

4.     Творческое применение новых знаний.

5.     Практическая работа:

 «Вышивание герба города Братска (составной части полотна)».

6.     Создание общего полотна.

7.     Подведение итогов.

Ход урока

Учитель географии

Россия – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть ещё и малая Родина. Это где вы родились, выросли, ходили в школу, где проживают ваши родители. Это населённый пункт, город, республика.

Учитель: А по каким признакам можно ещё узнать о стране, городе?

Каждое государство имеет свои государственные символы. Главные символы государства, знаки его суверенитета - флаг, герб, гимн.

Только в 20 веке во всем мире установилась обязательная традиция  – каждой стране имеет свой герб, свой флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражения патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Важно знать и понимать  символику. Наша страна очень большая она состоит из 87 субъектов, т.е. областей, краев, республик, автономных округов, и каждый из них имеет также свой герб, флаг, гимн (показ слайда).

Знаете ли вы, как выглядит герб города Братска?

Где вы можете увидеть символы нашего города?

 (Ответы учащихся)

Итак, начнем с герба. В переводе или скорее в основе лежит немецкое «наследство». Герб – это эмблема. Предлагаю найти герб Братска среди представленных на слайде гербов (показ слайда).

Герб города Братска утвержден решением Братской городской Думы от 21 мая 2004 года, зарегистрирован решением Геральдического совета при президенте РФ от 28 декабря 2004 года и   внесен в  Государственный  геральдический регистр РФ (показ слайда).

Герб Братска представляет изображение в рассеченном червленно-зеленом поле лазоревый  выщербленный столб, имеющий внутреннюю и наружную   золотые каймы, и поверх всего  в почетном месте - золотое солнце (без изображения лица) с изломанными огненными лучами.  (На доске вывесить изображение флага и герба города  Братска).

А что означает герб Братска? (показ слайда)

Левое поле красного цвета – символизирует молодой, растущий город.

Правое зеленое – море тайги, основное богатство края.

Синяя – гидроэнергетические ресурсы, волнистые полосы подразумевают стремительность воды могучей реки Ангары.

Ореол солнца (стилизованные символы) - символ неиссякаемой энергии.

А что вы можете рассказать об истории флага города Братска?

(Ответы учащихся)

Слово «флаг» - голландского происхождения и означает: «корабельное знамя». А слово «знамя» происходит от слов: «знаменье», «знак», это знак того, кому оно принадлежит, его символ (показ слайда).

Флаг муниципального образования города Братска является официальным символом муниципального образования города Братска, отражающим его исторические, культурные, национальные и иные традиции и особенности.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, рассеченное по вертикали, в центре, утроенным выщербленным столбом голубого цвета на два поля: красное и зеленое. Между тремя частями утроенного столба расположено солнце, которое имеет восемь сияющих лучей света и восемь «огненных» волнистых лучей.

А каком символе города мы еще не рассказали?

(Ответы учащихся)

Слово «гимн» греческого происхождения и означает тожественная песнь. Авторами гимна являются В.Н. Маркин и В.В. Сальников (показ слайда).

Как вы думаете, когда люди поют гимн?

(Ответы учащихся)

Только в особых случаях, на торжественных мероприятиях.

Сегодня у нас тоже особый случай – День города. Ребята, давайте вместе споем гимн нашего города.  (Учитель раздает ученикам листы с отпечатанным на них текстом гимна города Братска).

Демонстрация слайдов самых известных мест Братска сопровождается исполнением гимна города.

Учитель технологии

Сегодня вы пополнили свои знания о символике нашего города. В символах переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего.

Практическая работа:

Вышивание герба города Братска (составной части полотна).

Постановка задачи:

А теперь, я предлагаю вам воссоздать герб Братска. Это сложная задача, поэтому мы предварительно провели подготовительную работу: изображение герба разделили на части как делят картинку на пазлы,  каждый из вас получил одну составную часть. Свои умения в вышивке вы «отточили» на образцах, прокладывая стежки глади и стебельчатый шов.

Теперь вы можете вышить красиво и аккуратно каждый свой «кусочек» герба, используя инструкционные карты. Инструктаж по ТБ.

Создание общего полотна. Каждый из вас, закончив вышивать, подходит к доске и прикрепляет свою работу с помощью двухстороннего скотча на полотно по схеме.

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам закончить предложения, которые помогут нам подвести итог урока (демонстрируется слайд с подготовленными заранее фразами). Продолжите, пожалуйста, фразы: 
«Сегодня на уроке я узнал(а) …», «Сегодня на уроке мне было трудно…»,
«Сегодня на уроке мне было легко …».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_i_chelovek.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

               КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: интегрированный урок( география + биология)

Цель урока: Показать актуальность(жизненную важность) проблемы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. СЛАЙД 2

Задачи урока:

Образовательные:

- привести в систему раннее усвоенные знания о влиянии климатических условий на здоровье человека;

- выявить особенности неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей;

- рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства;

- показать причины экологических проблем, связанные с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.

 Развивающие:

- продолжить формирование системы знаний о зависимости здоровья человека от климатических условий;

- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа;

- продолжить формировать умение анализировать картографические данные и делать выводы;

- расширение словарного запаса.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью     своих близких;

- показать связь с реальной жизнью;

- воспитывать позитивное, бережное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека;

- формировать патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Основные методы, применяемые на уроке:

- практические ( работа с картами атласа, заполнение таблицы);

- словесные( беседа, работа с книгой, учебным текстом);

- наглядные( проектор).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в группах.

Оборудование:

- физическая и климатическая карта России;

- атлас 8 класс;

-  таблица « Расы людей»;

-  проектор: презентация: « Климат и человек»

   

                                                             ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

- Приветствие учителя.

Здравствуйте! Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы и вам всем желаю хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1. Целеполагание и мотивация.

 -Какой раздел биологии вы изучаете в этом году?

- Какие элементы природы вы знаете?  

- Как материал изучаемый на уроках географии и биологии, связан с нашей сегодняшней темой?

3. Постановка учебной задачи.

Учитель формирует главную проблему: Как влияет климат на человека? Какова обратная связь?

  1. Актуализация знаний и умений.

- Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

- Почему необходим прогноз погоды?

- Представителям каких профессий он необходим?

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам, в географии есть такой термин: как комфортность климата. Запишите себе в тетрадь:

Комфортность климата- степень его благоприятности для нормальной  жизнедеятельности человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации ( дать определение этим понятиям)

Важна и длительность сезона года, которая различна по районам, например: в Сибири зима продолжается от 240 дней и до 135  дней на юге

- работа с картосхемой, учебник стр. 91, рис.58. определить

- территории наиболее благоприятные для проживания человека

Побережье Черного, Азовского, Каспийского морей, западная часть европейской части России.

Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России

-  территории неблагоприятные для проживания

Карелия, север европейской части России, средняя Сибирь

- какие территории больше представлены на территории России?

А как климат влияет на хозяйственную деятельность человека?

( сообщение учеников) приложение №1 СЛАЙД 3

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом- сельское хозяйство, где учитываются агроклиматические ресурсы. Что это?( вспомнить и найти в тексте учебника)

Учитель биологии: СЛАЙД 5

Сумма активных температур

Что выращивают

Менее 400

Овощеводство в закрытом грунте

До 1000

Редис, шпинат, лук на перо, репу

1500- 1700

Ранний картофель

1500- 1800

лен

1700-1900

Поздний картофель

2500-2800

Яровая пшеница

3200-3600

виноград

4000-4500

Хлопчатник, цитрусовые

-Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (овес, озимая пшеница)

- Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые растения? ( сильные морозы, заморозки)

Учитель биологи:

Физкультминутка для мозгового кровообращения. СЛАЙД 6

  • Исходное положение - сидя на стуле плавно наклонить голову назад,  наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
  • Исходное положение- сидя, руки на поясе , взмахом левой руки занести через  правое плечо.
  • Исходное положение - сидя, руки на поясе, тоже повторить с правой рукой.

А как климат влияет на здоровье человека?

  • Давно доказано влияние климата на здоровье человека. При высокой температуре воздуха , расширяются  периферические сосуды, снижается артериальное давление, в организме идет  перераспределение крови угнетение обмена веществ. СЛАЙД 7
  • При низкой температуре периферические сосуды сокращаются, артериальное давление повышается, пульс учащается, а обмен веществ и кровоток усиливаются. СЛАЙД 8

- При колебаниях температур, происходят и изменения в нервной системе человека. Так при высокой температуре происходит понижение возбудимости, а при низкой – возбудимость возрастает.

  • Влажность воздуха , в первую очередь, влияет на теплоотдачу, что сказывается на терморегулятивных функциях организма. СЛАЙД 9
  • Воздушные массы могут охлаждать тело организма, если они холодные, а если горячие, они, специально будут нагревать тело .При влиянии  ветра, в первую очередь раздражаются  терморецепторы кожи, и раздражение может быть приятным, или же вызывать негативные ощущения

- Сезонные колебания , как правило вызывают смену активности физиологических функций, с изменением реакций нервной системы, активности желез внутренней секреции, процессов обмена веществ и теплообмена.

-Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как первобытные люди расселились на Земле, Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, температуры, пищи и  т.д.  Все это отразилось  на их внешнем облике, цвета волос и кохии, форме волос, форме головы, губ и носа, росте и весе, длине рук и ног ( СЛАЙДЫ 10-13)

Учитель географии:

В последнее время мы очень часто слышим такое выражение « глобальное потепление климата» Ущерб, наносимый глобальным потеплением, например, европейской экономике, сравним с уроном от двух мировых войн. ( СЛАЙДЫ 14-18)

  • С годами уже сложившийся режим погоды сказывается на здоровье и работоспособности человека .Даже если человек уже привык к местному климату, все равно его организм реагирует на смены сезонов. Можно сказать, что Братск оправдывает традиционные представления о климате Сибири. Зимы здесь очень холодные, а лето короткое и теплое. Но в городе, с экологической точки зрения, не самая лучшая ситуация. Крупные промышленные предприятия, в частности, лесопромышленный комбинат, алюминиевый завод и завод ферросплавов, загрязняют воздух и придают ему неприятный запах перекисшей капусты и фтора, что в свою очередь отражается на здоровье жителей г. Братска. СЛАЙД 19

 К тому же  в дополнительной опасностью для экологической ситуации в городе являются и лесные пожары, которые уничтожают огромные лесные масси-

вы. Как же решить проблему « Климат и человек»?

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ( приложение №2) СЛАЙД 20

ВЫВОД:

-Жизнь человека находится в большой зависимости от климата. Климат влияет на условия проживания, хозяйственную деятельность, расселение человека, внешний облик. С другой стороны, человек также оказывает влияние на климат, изменяя при этом среду обитания, в отдельных районах происходит иссушение климата и наступление пустынь, а в других наоборот, увеличивается влажность климата, протаивает вечная мерзлота, сокращается ледниковый покров Земли, повышается уровень океана, вследствие чего могут быть затоплены огромные участки суши

5. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...