Моя методическая рабта
учебно-методический материал по географии на тему
Предварительный просмотр:
Моя методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы. Требования к выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей местного социума и государства в целом. Необходимы подлинно свободные и толерантные личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты.
Методическая тема над которой я работаю - "Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности".
Цель работы: развитие познавательных творческих способностей учащихся через интегрированное использование инновационных технологий. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
1) Внедрять в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету география, повышению познавательной активности, и как следствие росту качества знаний;
2) Содействовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;
3) Вовлекать учащихся в различные формы познавательной деятельности, отрабатывать умения и навыки, необходимые для социализации личности.
Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать детей моим предметом? Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности? Дать ответ на эти вопросы нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным - существенную роль играет урок. Он длится 45 минут, и в каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их, безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока. На уроке происходит общение учителя и ученика. По его итогом судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу. Провожу семинары, лекции, уроки-походы, уроки-поиски, уроки-исследования. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме. Иногда сама принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления – это одна из главных моих задач.
Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Методическая тема, над которой я работаю, - "Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии" – побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. В своей работе использую следующие технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровые, технологии сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно-коммуникативного обучения.
Моя задача – создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.
Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами. Конечно, должна быть дистанция между учителем и учеником, но это не стена, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и «сильных», и «слабых» учащихся.
Немаловажную роль в моей работе играют информационно-коммуникационные технологии. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. География должна быть "живой", учить образному мышлению, формированию "географической картины мира". Не случайно в 1967г. Дэвид Трейклер констатировал: "Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят и 50% того, что они слышат и видят одновременно". Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Это хорошая «шпаргалка» для учителя. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Отныне моя методическая система включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!
К сожалению, современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. Понимая особенности современных детей, надо использовать компьютер как активное средство обучения. Но все-таки на первом месте должен быть УЧИТЕЛЬ, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика. Попробуйте удалить учителя из образовательного процесса, оставьте только с дистанционным обучением, ИКТ - образуется вакуум бездушия, несопереживания, несоучастия, который будет затягивать в свое пространство со скоростью света. Не человек, а робот - вот что ожидает нас. Поэтому, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не забываю, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – познать мир и найти себя в этом мире. Вот и пусть в нашем образовательном "оркестре" основные партии принадлежат и книге, и ИКТ, во главе с дирижером УЧИТЕЛЕМ. В итоге - прекрасная музыка - гармонично развивающаяся личность, то есть наш УЧЕНИК.
Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:
постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;
использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;
организация работы в группах разного состава;
игра, погружение в предмет.
Мои методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
В процессе моего становления как учителя я определила для себя следующие задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Настраивать ребёнка на успех. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.
Не требовать от ученика того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.
Создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся
Моя задача как учителя - вселить в ребенка уверенность в собственных силах. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. У ребёнка должен отсутствовать страх во время ответа. И наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему теплеет - презентация (отчет ученика о проделанной рабте к учебному проекту)
Любой учебный проект приследует ряд дидактических целей, 1.Формирование самостоятельной познавательной деятельности и навыков работы в команде, умение увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, ...
Пиктограммы как форма рабты с детьми с синдромом Дауна
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995831","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Мы не знаем на каком этапе у не говорящего ребенка разовьется...
Особенности рабты концертмейстера в классе хореографии театральной школы.
Специфика и особенности работы концертмейстера в театральной школе, в классе хореографии....
Самостоятельная рабта по теме "Вычитание. Периметр"
Контролируюая самостоятельная работа...
План совместной рабт по реализации профилактических мероприятий на 2018 - 2019 учебный год
План совместной рабт по реализации профилактических мероприятий на 2018 - 2019 учебный год...
№53. Самостоятельная рабта по теме: "Правила вычисления производной". Для группы МЖКХ-2 за 26.10.20.
Задание:1) Выполнить вариант 1 и вариант 2.2) Ответить на контрольные вопросы:Каков геометрический смысл производной?Каков механический смысл производной?Дайте определение производной с помощью поняти...
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников из опыта рабты
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников....