Рабочая программа по географии 5-6 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему

Сиухина Людмила Николаевна

Рабочая программа по географии 5-6 класс (ФГОС), разработана на основе примерной программы курса географии линии "Полярная звезда" авторского коллектива  под руководством А.И.Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx35.31 КБ
Файл tematicheskoe.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2016/2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

по географии

для  5-6 классов

Составитель: учитель географии

первой квалификационной категории

Сиухина Людмила Николаевна

Барнаул- 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

-  федерального государственного образовательного стандарта  ФГОС ООО;

- примерной основной образовательной программы курса географии линии «Полярная звезда» авторского коллектива под руководством А.И.Алексеева;

-основной образовательной программы МБОУ СОШ №53;

- учебно-методического комплекса:

1. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

2.  География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.И.Алексеева. -  М.: Просвещение, 2012.

3.В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

4.География. Мой тренажер. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/В.В.Николина. – М.: Просвещение, 2016.

5. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 6 класс. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

6. А.В.Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

7. Географический атлас с комплектом контурных карт.

Планируемые результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметнымирезультамиосвоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Формы организации познавательной деятельности

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, конференция, урок-игра, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе для практических работ.

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных, демонстрационных и презентационных), практические,  проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опроса, фронтальный опроса, выборочный контроль, работа с зачётными тетрадями на печатной основе, письменные работы.

Технологии обучения:дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, географические карты, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты  и др.), технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» 5-6 КЛАСС

(5-6класс - 70 ч; 1 ч в неделю)

География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели изучения географии:

-  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5-6  классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

5 КЛАСС.

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)

Что  изучает  география.  Значение  географических  знаний  в  современной  жизни.

Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной  деятельности.  Развитие  навыков  создания  и  поддержки индивидуальной  информационной  среды.  Развитие  представления  человека  о  мире  от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей - ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы –исследователи  Сибири  и  Дальнего  Востока:  Ермак,  И.Москвитин, С.Дежнѐв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники  географической  информации.  Географические  информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Тема 2. Земля –планета Солнечной системы (3 ч)

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце —источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные  оболочки.  Формы  и  размеры  Земли.  Виды  движения  Земли. Продолжительность  года.  Високосный  год.  Северный  полюс.  Южный  полюс.  Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле.  Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена  сезонов  года.  Дни  летнего  и  зимнего  солнцестояния,  дни  весеннего  и  осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещѐнности.

Тема 3. План и карта (10 ч)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по  Солнцу,  Полярной  звезде,  «живым  ориентирам».  План  местности.  Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная  высота.  Относительная  высота.  Горизонтали.  Определение  относительной высоты  точек  и  форм  рельефа  на  местности.  Чтение  плана  местности.  Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности .Глобус —объѐмная модель Земли. Географическая карта и еѐ отличие от плана. Древние  карты.  Эратосфен,  Птолемей.  Способы  отображения  поверхности  Земли  на  древних картах. Глобус и географическая карта—достижения человечества. Свойства  географической  карты.  Легенда  карты.  Виды  условных  знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и еѐ предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты.  Географическая  широта  и  долгота.  Определение  географических  координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.

Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей  к  условиям  жизни  на  разных  этапах  развития  общества.  Создание  человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира.  Их  отличительные  особенности.  Численность  населения  на  Земле.  Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Тема 5. Литосфера –твѐрдая оболочка Земли (10 ч)

Литосфера - каменная  оболочка  Земли.  Внешние  и  внутренние  силы  Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, еѐ строение под материками и океанами. Литосфера, еѐ соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их  происхождение  и  свойства.  Виды  полезных  ископаемых,  их  значение  для  человека.   Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические  районы  и  пояса  Земли.  Условия  жизни  людей  в сейсмических  районах, обеспечение  безопасности  населения.  Вулканизм.    Строение  вулкана.  Типы  вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф  Земли.  Неоднородность  земной  поверхности  как  следствие  взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и  равнины.  Особенности  их  образования.  Различия  равнин  по  размерам,  характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные  формы  рельефа  в  горах  и  на  равнинах.  Опасные  природные  явления,  их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Резервное время –5 часов

6 КЛАСС.

ГЕОГРАФИЯЗЕМЛИ

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Тема 2.Атмосфера -  воздушная оболочка Земли(10 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли(3 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Тема 4.Географическая оболочка Земли (6 часов)

Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Резервное время –5 часов



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Из них (количество часов)

теоретических

практических

1

Тема 1. Развитие географически знаний о Земле

4

4

-

2

Тема 2. Земля - планета Солнечной системы

3

3

-

3

Тема 3. План и карта

10

10

2

4

Тема 4. Человек на Земле

3

3

1

5

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли

10

10

1

6

Повторение

5

5

-

Итого за год

35

35

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

№ ур в теме

Дата урока

Тема

Кол-во часов

Д/з

план.

факт.

Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

1

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

§1

2-3

2-3

Развитие географических знаний о Земле

2

§2-3

4

4

Современный этап научных географических исследований

1

§4

Земля – планета Солнечной системы (3 часа)

5-6

1-2

Земля – планета Солнечной системы

2

§5-6

7

3

Солнечный свет на Земле

1

§7

План и карта (10 часов)

8

1

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

1

§8

9-12

2-5

Изображение земной поверхности на плоскости

4

§9-11

13

6

Географическая карта – особый источник информации

1

§12

14

7

Градусная сетка

1

§13

15-16

8-9

Географические координаты

2

§14-15

17

10

Решение практических задач по плану и карте

1

§16

Человек на Земле (3 часа)

18

1

Заселение человеком Земли

1

§17

19

2

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

1

§18

20

3

Многообразие стран мира

1

§19

 Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов)

21

1

Земная кора и литосфера

1

§20

22

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

§21

23-24

3-4

Движения земной коры

2

§22-23

25-26

5-6

Рельеф Земли. Равнины

2

§24

27-28

7-8

Рельеф Земли. Горы

2

§25

29

9

Решение практических задач по карте

1

§26

30

10

Человек и литосфера

1

§27

Повторение (резерв, 5 часов)

31-35

1-5

Повторение

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО.

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО. Учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева....

Рабочая программа по географии 5-7 класс ФГОС

Работая в эксперементе по ФГОС в 5 классе мной составлена рабочая программа по географии на 5-7 класс...

Рабочая программа по географии 5 - 9 классы (ФГОС) 2012 г.

Рабочая программа 5 - 9 класс по географии  к учебникам Е.М. Домогацких...

Рабочая программа по географии 5-6 класс ФГОС

рабочая программа по географии для 5-6 класса пилотных школ, работающих по федеральным государственным стандартам. Данная программа составлена по предметной линии учебников «Сферы» (5—9 клас­...

Рабочая программа по географии для 5 класса. ФГОС

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, ...

Рабочие программы по географии 5-9 класс ФГОС

Рабочие программы по географии ФГОС 5-9 классы, составленные на основе примерной рабочей программы по учебным предметам Географии 5-9 классы....

Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС

Рабочая программа по географии 5 класса ФГОС по учебнику Домогацких...