Урок в 9 классе "Калининградская область" на основе технологии критического мышления
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
урок в 9 классе на тему "Калининградская область" с применением технолонии критического мышления. На основе последовательных подсказок определяется тема урока, раскрывается своеобразие регигона. Проводится работа с картой. Организация дискуссии по путям развития региона. Составление группами резюме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Калининградская область" с испольованием технологии критического мышления | 21.98 КБ |
urok_po_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с применением технологии критического мышления в 9 классе
Тема урока. Калининградская область – полуанклав России.
Цель использования технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения, облегчение понимания различных «взглядов» на мир, создание базы для новых типов человеческой деятельности.
Формируемые компетенции:
Предметные: особенности ЭГП, природы, хозяйства региона, проблемы и перспективы развития.
Метапредметные: подбор материала из СМИ, участие в дискуссии, составление своего видения решения проблем региона в виде резюме.
Личностные: воспитание взаимоуважения обучающихся, использования знаний для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости.
Средства обучения: настенная карта «Европейский Север и Северо-Запад», карты атласа, учебник, телевизор с ноутбуком, презентация по разделам изучения, новости из СМИ о событиях в регионе, правила участия в дискуссии.
Ход урока.
I. Определение темы урока.
1) На слайде презентации показан фрагмент контурной карты с закрашенной территорией искомого региона.
2) Если регион сразу не определяется, даётся подсказка, что регион имеет государственную границу с Польшей и Литвой. Как правило, после предоставления данной информации учащиеся определяют регион и, соответственно, тему урока.
3) В случае необходимости предоставляется следующая подсказка, что регион отделён от остальной России территорией других государств, но соединён морем.
Определяется тема урока. Задаётся интригующий вопрос: чем отличается Калининградская область от всех регионов России? Ожидаемый ответ: он расположен изолированно от всей территории России. Проводится словарная работа с термином «полуанклав». Окончательно формулируется тема урока.
II. Определение цели урока осуществляется с помощью методического приёма «Выбор цели по маршруту». Постановка цели осуществляется обучающимися на основе маршрутной карты изучения данной темы. Обучающиеся формулируют собственную цель – что узнают нового, чему научатся и что им необходимо повторить. Большое значение имеет знание алгоритма изучения регионов. При изучении данной темы акцентируется внимание на положение в виде полуанклава и вытекающих отсюда следствий своеобразия развития региона.
III. Для достижения поставленных целей обучающиеся с помощью карт, учебника создают список известной информации о регионе в течение 3-5 минут, обмениваются ею и делают выводы о своеобразии региона. Примерно звучат так:
- Отделён от остальной территории России
- Приморское положение
- Важнейший порт на Балтике
- Близость к странам Европы
- Удобная база для рыболовства
- Удобный регион для создания свободной экономической зоны для привлечения иностранных инвестиций
IV. Заслушивается информация из СМИ о аэропорте Храброво и автодороге «Приморское кольцо» (слайды представлены в презентации к уроку). Отмечается улучшение транспортного положения региона.
V. Проводится дискуссия о путях развития своеобразного региона. правила дискуссии представлены на слайде:
- Выдвигайте любые предположения
- Не объявляйте ни одну идею ложной
- Подхватывайте любую идею
- Не критикуйте чужую точку зрения
- Приводите свои аргументы в пользу той или иной точки зрения
VI. Выводы в группах или парах оформляются в виде резюме. Резюме оценивается. Возможно применение методического приёма «Круглый стол». Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.
Примерный вариант резюме:
- Необходимо комплексно использовать все имеющиеся природные богатства: янтарь, нефть, поваренная соль, торф.
- Выпускать конкурентноспособную рыбную продукцию
- Усилить использование главного «ресурса» области – её экономико-географическое положение на стыке разных стран Европы, у Балтийского моря.
- Развивать использование ветровой энергии.
VII. Рефлексия. «Толстый и тонкий вопрос ». Организация взаимоопроса. Формулируются вопросы. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по «три тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
Предварительный просмотр:
Урок с применением технологии критического мышления в 9 классе
Тема урока. Калининградская область – полуанклав России.
Цель использования технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения, облегчение понимания различных «взглядов» на мир, создание базы для новых типов человеческой деятельности.
Формируемые компетенции:
Предметные: особенности ЭГП, природы, хозяйства региона, проблемы и перспективы развития.
Метапредметные: подбор материала из СМИ, участие в дискуссии, составление своего видения решения проблем региона в виде резюме.
Личностные: воспитание взаимоуважения обучающихся, использования знаний для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости.
Средства обучения: настенная карта «Европейский Север и Северо-Запад», карты атласа, учебник, телевизор с ноутбуком, презентация по разделам изучения, новости из СМИ о событиях в регионе, правила участия в дискуссии.
Ход урока.
I. Определение темы урока.
1) На слайде презентации показан фрагмент контурной карты с закрашенной территорией искомого региона.
2) Если регион сразу не определяется, даётся подсказка, что регион имеет государственную границу с Польшей и Литвой. Как правило, после предоставления данной информации учащиеся определяют регион и, соответственно, тему урока.
3) В случае необходимости предоставляется следующая подсказка, что регион отделён от остальной России территорией других государств, но соединён морем.
Определяется тема урока. Задаётся интригующий вопрос: чем отличается Калининградская область от всех регионов России? Ожидаемый ответ: он расположен изолированно от всей территории России. Проводится словарная работа с термином «полуанклав». Окончательно формулируется тема урока.
II. Определение цели урока осуществляется с помощью методического приёма «Выбор цели по маршруту». Постановка цели осуществляется обучающимися на основе маршрутной карты изучения данной темы. Обучающиеся формулируют собственную цель – что узнают нового, чему научатся и что им необходимо повторить. Большое значение имеет знание алгоритма изучения регионов. При изучении данной темы акцентируется внимание на положение в виде полуанклава и вытекающих отсюда следствий своеобразия развития региона.
III. Для достижения поставленных целей обучающиеся с помощью карт, учебника создают список известной информации о регионе в течение 3-5 минут, обмениваются ею и делают выводы о своеобразии региона. Примерно звучат так:
- Отделён от остальной территории России
- Приморское положение
- Важнейший порт на Балтике
- Близость к странам Европы
- Удобная база для рыболовства
- Удобный регион для создания свободной экономической зоны для привлечения иностранных инвестиций
IV. Заслушивается информация из СМИ о аэропорте Храброво и автодороге «Приморское кольцо» (слайды представлены в презентации к уроку). Отмечается улучшение транспортного положения региона.
V. Проводится дискуссия о путях развития своеобразного региона. правила дискуссии представлены на слайде:
- Выдвигайте любые предположения
- Не объявляйте ни одну идею ложной
- Подхватывайте любую идею
- Не критикуйте чужую точку зрения
- Приводите свои аргументы в пользу той или иной точки зрения
VI. Выводы в группах или парах оформляются в виде резюме. Резюме оценивается. Возможно применение методического приёма «Круглый стол». Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.
Примерный вариант резюме:
- Необходимо комплексно использовать все имеющиеся природные богатства: янтарь, нефть, поваренная соль, торф.
- Выпускать конкурентноспособную рыбную продукцию
- Усилить использование главного «ресурса» области – её экономико-географическое положение на стыке разных стран Европы, у Балтийского моря.
- Развивать использование ветровой энергии.
VII. Рефлексия. «Толстый и тонкий вопрос ». Организация взаимоопроса. Формулируются вопросы. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по «три тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка
Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к ос...
Конспект урока по русскому языку в технологии критического мышления
Урок по предмету " Русский язык" в 6 классе разработан по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика. Работа ...
Стастья "Актуализация творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания средствами технологии критического мышления" - 2013 г.
Статья была создана как отчетная работа по итогам курсовой подготовки...
Подготовка и проведение классного часа в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.
определяются возможности применения технологии критического мышления во внеклассной работе....
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование технологий критического мышления
Обобщение опыта работы с использованием технологии критического мышления...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....