Программа кружка "Географы-краеведы"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Клименко Елена Эдуардовна

Программа кружка рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), на учащихся 9 классов, увлекающихся географией и желающих углубить и расширить познания в географии, а также овладеть практическими  навыками, на которые в школьной программе выделено недостаточное количество часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx30.47 КБ
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружковая работа по географии предусматривает развитие познавательного интереса у школьников, способствует созданию в их воображении целостных образов географических объектов и явлений, помогает понять географические проблемы современного общества и их причинный характер, формировать отношение к нашей планете как к общему дому, чувство рачительного хозяина, патриота своей страны.

Программа кружка рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), на учащихся 9 классов, увлекающихся географией и желающих углубить и расширить познания в географии, а также овладеть практическими  навыками, на которые в школьной программе выделено недостаточное количество часов.

Программа предполагает решение следующих задач:

-формирование целостного представления планете  Земля;

-развитие геопространственного  мышления и научного мировоззрения;

-ознакомление с принципами рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

-научить школьников практически применять приобретенные географические знания, пользоваться источниками географической, экономической, политической информации, картами, оценивать состояние природы своей местности и влияние на неё хозяйственной деятельности;

-развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,  формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-выявление и развитие способности учащихся, в том числе одаренных детей, их профессиональных склонностей;

-воспитание сознательного гражданина, любящего своё Отечество.

Программа имеет практическую направленность. В каждой теме предусмотрено проведение практических работ. Выполнение их содействует формированию практических умений и навыков, развитию у учащихся познавательного интереса, активности и самостоятельности.


Требования к уровню освоения знаний и умений

  1. Использовать разные источники географических знаний, пользоваться топографическими картами, атласами, географическими энциклопедиями, словарями, справочниками.
  2. Уметь называть виды движения Земли в космосе, его географические следствия.
  3. Приводить примеры этапов развития природы Земли по геохронологической таблице, объяснять роль внешних и внутренних сил Земли в формировании рельефа.
  4. Уметь начертить и анализировать графики хода температур, розу ветров, диаграммы облачности и осадков, описывать погоду, характеризовать климатические пояса и области Земли.
  5. Называть составные части Мирового океана и вод суши, черты природы океанов.
  6. Называть свойства географической оболочки, закономерности ее развития, характерные признаки зональных и азональных природных комплексов.
  7. Давать характеристику материков по плану, показывать по карте объекты географической номенклатуры.
  8. Уметь показать на карте административно-территориальное деление, объекты географической номенклатуры России.
  9. Давать оценку особенностям географического положения России и Республики Крым, анализировать взаимосвязь основных форм рельефа, тектонических структур и полезных ископаемых, физическую, тектоническую, геологическую карты.
  10. Характеризовать климатические ресурсы России, общие черты поверхностных и подземных вод, их экологические проблемы.
  11. Делать выводы о закономерностях размещения почв, растительности, животного мира России, основные способы рационального использования и охраны природных ресурсов.
  12. Характеризовать геоэкологическую ситуацию в России, ее природно – заповедный фонд, основные черты природных условий и ресурсов Республики Крым.
  13. Давать оценку главным показателям, характеризующим население России, строить секторные и столбчатые диаграммы.
  14. Анализировать схему отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, характеризовать отрасли промышленности, сельского хозяйства и транспорта по типовому плану.
  15. Характеризовать и сравнивать отдельные экономические районы России. Составлять комплексную географическую характеристику Республики Крым.

Календарно - тематическое планирование кружка

Дата

Кол-во часов

Тематика занятия

Отметка о выполнении

план.

факт.

1

2

Источники географических знаний. История познания  Земли.

2

1

Отечественные учёные-географы.

3

2

План и карта. Виды карт. Карты России.

4

1

Масштаб. Виды масштабов. Условные знаки. Решение задач

5

2

Градусная сеть и её элементы. Решение задач с использованием градусной сетки.

6

1

Ориентирование по компасу и местным предметам. Составление плана местности.

7

2

Правила работы с географическим материалом. Нанесение объектов на контурную карту.

8

1

Виды искажений на картах. Картографические проекции и их классификация.

9

2

Определение прямоугольных координат истинного и магнитного азимутов, румбов.

10

1

Определение дирекционных углов, высот по топографическим картам. Решение задач.

11

2

Атласы. Виды атласов.

12

1

Работа с картами атласа России.

13

2

Работа с картами атласа Крыма.

14

1

Решение задач по картам  атласов.

15

2

Вращение Земли вокруг оси.

16

1

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Решение задач.

17

2

Внутреннее строение Земли. Возраст и геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала.

18

1

Движение литосферных плит. Происхождение материков и океанов.

19

2

Рельефообразующие процессы эндогенные и экзогенные. Рельеф дна Мирового океана.

20

1

Атмосфера. Её нагревание.  Давление и влажность воздуха. Решение задач.

21

2

Воздушные массы. Господствующие ветры. Погода и климат.

22

1

Гидросфера. Мировой океан и его части. Свойства вод.

23

2

Воды суши: реки, озёра, ледники, болота, подземные воды.

24

1

Биосфера. Географическая оболочка и её закономерности. Природные зоны.

25

2

Характеристика Африки по плану.

26

1

Практикум по Африке.

27

2

Характеристика Австралии и Океании по плану

28

1

Практикум по Австралии.

29

2

Характеристика Южной Америки.

30

1

Практикум по Южной Америке.

31

2

Характеристика Антарктиды.

32

1

История исследования Северной Америки и Евразии.

33

2

Характеристика по плану Северной Америки.

34

1

Практикум по Северной Америке.

35

2

Характеристика Евразии по плану.

36

1

Практикум по Евразии.

37

2

Характеристика Тихого океана.

38

1

Характеристика Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океана.

39

2

Введение в курс «География России».

40

1

Географическое положение России, формирование территории.

41

2

Административно-территориальное деление России.

42

1

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России.

43

2

Общие черты климата России. Климатообразующие факторы.

44

1

Закономерности распределения тепла и влаги. Времена года.

45

2

Неблагоприятные погодные явления. Оценка климата.

46

1

Внутренние воды России. Реки, озера, ледники, подземные воды.

47

2

ФГ характеристика морей.

48

1

Почвы, растительный покров и животный мир России.

49

2

Физико-географическое районирование России.

50

1

Характеристика природных зон. Рациональное природопользование.

51

2

Общая характеристика природы Крыма. Экологические проблемы.

52

1

Население России.

53

2

Структура и размещение хозяйства России.

54

1

Общая характеристика промышленности . ТЭК.

55

2

Чёрная и цветная металлургия.

56

1

Машиностроение и металлообработка. Составление схем.

57

2

Химическая промышленность.

58

1

Лесная, легкая промышленность. Стройиндустрия.

59

2

АПК, пищевая промышленность.

60

1

Транспорт. Внешние экономические связи.

61

2

Социальная сфера.

62

1

Экономико-географическое районирование.

63

2

Характеристика экономических районов по типовому плану.

64

1

Общая характеристика хозяйства Крыма.

65 66

3

Актуальные проблемы географии России.

67.

2

Экскурсия в краеведческий музей.

68.

1

Итоговое занятие.


Учебно – методический комплекс

  1. Багрова Л.А. и др. География Крыма: Учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений /Л.А. Багрова, В.А. Боков, Н.В. Багров. - К.: Лыбидь, 2001. – 304 с.
  2. В.И. Вернадский и Крым: люди, места, события…/Н.В. Багров, В.Г. Ена, В.В. Лавров и др. – К.: Лыбидь, 2004. – 312 с.: ил.
  3. География Крыма: Учебное пособие для 9 кл. ср. шк. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 1997. - 224 с.: ил. карт.
  4. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.. М.:Просвещение, 2014
  5. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.. М.:Просвещение, 2014
  6. Ена Ал.В., Ена Ан.В. Лоция Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
  7. Ена В.Г., Ена Ал. В., Ена Ан.В. Заповедные ландшафты Тавриды. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005.
  8. Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Открыватели земли Крымской. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.
  9. Крым: Книга рекордов. - Симферополь: “Сонат”, 1999. - 288 с., ил.
  10. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.
  11.  Супрычев В.А. Крымские самоцветы. - Симферополь: Таврия, 1973.
  12. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. – М.: Гардарика, 2002.
  13. Энциклопедический справочник: Все страны мира. – М.: Вече, 2001.
  14. Эртель А.Б. География. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА в форме ОГЭ. 9-11 классы. УМП: Ростов – на – Дону: Легион, 2014.



Предварительный просмотр:

Содержание программы кружка «Географы - краеведы»

Темы

Кол-во часов

Введение.

Источники географических знаний. История познания Земли. Отечественные ученые-географы.

3

Раздел 1.Земля на планете и карте.

План и карта, их основные отличия. Виды карт. Карты России. Масштаб. Условные знаки. Градусная сеть и её элементы. Правила работы с географическим материалом. Виды искажений на картах. Картографические проекции, их классификация. Атласы, виды атласов. Атласы России и Крыма.

Практические работы. Определение географических координатных точек, решение задач с использованием градусной сетки. Ориентирование по компасу и местным предметам. Составление плана местности. Нанесение объектов на контурную карту. Определение прямоугольных координат, истинного и магнитного азимутов, дирекционных углов, румбов, высот по топографическим картам. Работа с картами атласа России и Крыма.

18

Раздел 2. Общий физико-географический обзор Земли.

Тема1. Форма и размеры Земли. Географическое значение размера и шарообразности Земли. Решение задач.

Тема 2.Движение земли. Вращение Земли вокруг оси и его географические следствия. Движение Земли по орбите вокруг Солнца и его географические следствия.

Практические работы. Решение задач по определению поясного и местного времени, пресечение линии перемены дат. Определение высоты Солнца по широте.

Тема 3. Литосфера. Внутреннее строение Земли. Возраст и геологическое летоисчисление. Состав и строение земной коры. Геологические рельефообразующие процессы: экзогенные и эндогенные. Рельеф дна Мирового океана. Происхождение материков и океанов. Движение литосферных плит.

Тема 4. Атмосфера. Понятие об атмосфере, её границы, состав, строение, значение, охрана. Нагревание атмосферы. Вода в атмосфере. Давление атмосферы. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погода и климат.

Практические работы. Измерение t воздуха, атмосферного давления, влажности воздуха, силы ветра. Решение задач с барическим градиентом, термическим градиентом, относительная влажность воздуха. Работа с климатическими картами и диаграммами.

Тема 5. Гидросфера и воды Мирового океана и суши. Понятие гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части. Свойство вод океана. Природа и хозяйственное значение Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Воды суши: озёра, ледники, болота, подземные воды.

Практические работы. Решение задач на определение солености вод, объема стока, уклона и падения рек, загрязненности вод.

Тема 6. Биосфера Значение живых организмов в формировании природы Земли. Зональные типы почв земного шара.

Тема 7. Географическая оболочка. Понятие границы, свойства, строение, закономерности: целостность, ритмичность развития, горизонтальная зональность и высотная поясность. Природные зоны.

15

Раздел 3. Физико-географическая характеристика материков и океанов

Тема 1. Материки Южного полушария. План характеристики материка. План характеристики географического положения. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка, Антарктида.

Тема 2. Материки Северного полушария. История открытий и исследования Северной Америки, Евразии. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, физико-географическое районирование Северной Америки и Евразии

Практические работы. Определение географических координат, крайних точек отдельных материков. Сравнительная характеристика 2-х природных зон Африки. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

Тема 3. Тихий океан.

Тема 4. Атлантический океан.

Тема 5. Индийский океан.

Тема 6. Северный Ледовитый океан.

21

Раздел 4. География России

Введение. Краткий очерк истории изучения природы, населения и хозяйства России.

Тема 1. Географическое положение России.

Формирование территории и становлении государственности в России. Современное административно-территориальное деление России.

Тема 2. Общая характеристика природы России.

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.

Общие черты климата России. Климатообразующие факторы. Закономерности распределения тепла и влаги. Времена года. Хозяйственная оценка климата. Неблагоприятные погодные явления. Внутренние воды России. Физико-географическая характеристика морей. Почвы России. Растительный покров и животный мир.

Тема 3. Физико-географическое районирование России. Природно-территориальные комплексы. Характеристика природных зон. Рациональное природоиспользование.

Тема 4. Общая характеристика природы Крыма. Экологические проблемы Крыма. Экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы. Определение географических координат крайних точек России, её протяженность с севера на юг и с запада на восток. Работа с синоптическими картами России. Анализ обеспеченности водными ресурсами разных территорий. Сравнительная физико-географическая характеристика 2-х природных зон (по выбору).

Тема 5. Население России. Численность, плотность населения. Естественное и механическое движение. Размещение населения. Города. Сельское население. Национальный состав. Трудовые ресурсы.

Тема 6. Хозяйство России. Структура и размещение хозяйства.

 Общая характеристика промышленности. ТЭК. Топливная промышленность, электроэнергетика. Черная и цветная металлургия. Машиностроение и металлообработка. Химическая промышленность.

Лесная промышленность. Промышленность строительных материалов.

Легкая промышленность. Художественные промыслы.

Характеристика АПК России. Пищевая промышленность. Транспорт и внешнеэкономические связи России. Социальная сфера.

Тема 7. Экономическое районирование и краткая характеристика экономических районов по типовому плану.

Тема 8. Общая характеристика хозяйства Республики Крым.

Тема 9. Актуальные проблемы географии России.

Практические работы. Работа со статистическими данными по населению и хозяйству России, построение графиков, диаграмм. Составление схем межотраслевых связей отдельных отраслей России, схемы АПК, экскурсия на предприятие.

45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...