Реки.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бутакова Марина Загфаровна

6 класс. урок №19 Технологическая карта по географии к учебнику Т.П. Герасимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта. урок Реки28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №19.  6 класс.   РЕКИ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек, создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России, определять устье реки, исток, приток, бассейны и речные системы, водоразделы, объяснять понятия - режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады, описывать ГП реки по плану.

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Речные системы. режим реки, Реки равнинные и горные

План урока

1. Речная система, бассейн, водораздел

2. Питание и режим реки

3. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады

4. Использование и охрана рек. Каналы

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Речная долина, исток, устье, длина реки, речные системы, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научаться называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы, объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады, описывать ГП реки по плану

Познавательные: выделяют главное, существенные признаки понятий, сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно . количественно описывают объект.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

Мотивация к учебной деятельности (2мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формировать

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Сообщения учащихся

Организует слушание сообщений учащихся о минеральных водах и их использовании

Выступают с сообщениями

Индивидуальная

Устные ответы

Изучение нового материала

Показ видеоролика "Речная система"

Показывает видеоролик, комментирует новую информацию, определяет практическое задание (приложение 1)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, выполняют задания, объясняют понятия

Индивидуальная и фронтальная

Устные ответы, показ объектов на карте

Беседа, работа с видеороликом "Режим реки"

Организует беседу о типах питания рек, определяет задание к видеоролику "Объясните понятие половодье, паводок" (прилодение2)

Работа по рисункам и тексту учебника

Организует работу по рисункам 58, 60-62 и тексту учебника с91-92:

1. сравните характер течения горных и равнинных рек

2.объясните значение пороги, водопады

3. используя текст учебника с93, выпишите в тетрадь название каналов (приложение3)

Первичное осмысление и закрепление изучаемого

Практическая работа

Организует практическую работу по описанию ГП реки Волга

Выполняют практическую работу

Индивидуальная

Письменные ответы

Итоги урока

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задание "Составьте список понятий по теме "РЕКИ", определите их, выделив существенные признаки

Выполняют задание

Индивидуальная

Оценивание работ

Домашнее задание

§ 23 п.6 определить координаты вдп Анхель (5° сш 62°зд) вдп ниагарский (44° сш 79° зд), вдп Виктория (18°юш 27° вд)

Конкретизирует д\з

Записывают д\з

Индивидуальная

Приложение 1

Комментарий к видеоролику "Речная система"

- Сегодня мы поговорим о поверхностных водах, о реках.

 Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. каждая река России имеет свое начало. (на доске рисунок "Схема речной системы". Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.

Река - естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле. Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется истоком.

                                                                                         озеро                                                      исток

                           

                     

           болото                                                                                                    

                               устье

Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов: "Околица села -глинистый пологий скат. Внизу под горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над  ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодоль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленный домик...

 Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.

И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада

 Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь.. черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка...тихо, очень тихо в прохладной светелке.

 Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..

- Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе..."

 Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Задание. Найдите на карте примеры истоков и устьев рек. (например, исток Ангары - оз. Байкал, устье ее -р. Енисей, исток Печоры -г.Урал, устье - море Карское)

Впадая в реку, другая река становится ее притоком.

 Например: Ока впадает в Волгу, является ее притоком - правым, а Кама - левый приток Волги.

Задание:

1. прочитайте в учебнике с.88, как определить правый или левый приток.

2. определите, каким притоком -правым или левым являются Вилюй для Лены, Иртыш для Оби, Алдан для Лены.

 Река со своими притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке.

Самые крупные системы мира - Амазонка, Конго,  Миссисипи с Миссури, Обь с Иртышем.(показать на карте)

Задание. Обозначьте на контурной карте системы Волги, Амазонки, Конго, Миссисипи, Оби. Русло, или углубление, занятое водой, лишь часть линейно-вытянутого понижения, на дне которого течет река, называется речной долиной. Каждая речная долина имеет склон и днище. У равнинных рек днище, как правило, лишь частично, а у горных рек целиком занято водой.

Задание. Найдите на карте Волгу со всеми ее притоками. С территории, изображенной на карте, вся вода стекает  в Волгу. Выпадает ли дождь в районе Перми, Ярославля, Саратова или Астрахани - все равно часть воды попадет в Волгу. Мы говорим часть, потому, что какое-то количество воды просачивается в землю, какое-то испаряется. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные  и подземные воды, называется бассейном реки. Так, например, бассейн Амазонки - Амазонская низменность, бассейн Оби - Западно-Сибирская равнина.

Задание. Используя рисунок 59, с90, определите речную систему и бассейн реки Лена. Чем отличается понятие "бассейн" и "речная система"? Границу между бассейнами рек называют водоразделом.

Вопросы:

1. Что является водоразделом рек Волга и Обь (Уральские горы)

2.Назовите водораздел реки Лена  по рис 59,с90

3. Водоразделом каких речных бассейнов является  Среднесибирское плоскогорье?

приложение2

Беседа о типах питания рек.

- Количество воды в реке не бывает одинаковым в течение всего года. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной главным источником воды служат талые воды, летом - дождевое и подземное. Разливается Волга весной, выходя из берегов, затопляя пойму, а летом мелеет.

 А вот Амур разливается летом (показать на карте) Дело в том, что в бассейне этой реки в летнее время выпадают обильные дожди. Реки Амазонка и Конго многоводны в течение всего года, т.к. в их бассейнах весь год выпадает большое количество осадков. Как и Амур, река Амударья очень полноводной бывает летом, но  по другой причине. Объясняется это тем, что питаются они главным образом талыми ледниковыми водами, а в горах, с которых берут начало эти реки, как раз летом происходит бурное таяние ледников.

-Сделайте вывод, какое питание имеют реки? (дождевое, снеговое, подземное, ледниковое)

-Какое питание имеет Волга? (дождевое, подземное, снеговое)

Такой способ питания реки называется смешанным

 Итак, пополнение реки за счет поступления в нее воды от различных источников называется смешанным питанием.

отгадайте загадку:  Я реке и друг и брат. Для людей трудиться рад. Я машинами построен, Сократить пути могу И от засухи , как воин, лес и поле берегу.(канал)

приложение 3

работа по рисунку 63, с94

Каналы - искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. по каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути, улучшается водоснабжение (канал им. Москвы). Канал им. Москвы вступил в эксплуатацию в 1937 году, протяженность его от  Волги до впадения в Москву- реку 128 км, ширина по зеркалу - 85,5 м, по дну 46 м. Глубина 5,5 м

 Трасса канала идет от Волги на юг, пересекая Клинско - Дмитровскую гряду, абсолютная высота которой в том районе равна 162м, Для преодоления этой возвышенности на канале сооружено 9 шлюзов, 5 на склоне северном, 4 - на южном, московском. следуя от Волги по каналу, судно вначале с помощью шлюзов поднимается на 38 м, а затем идет спуск на 42м. управление шлюзами полностью механизировано, и один человек нажимом соответствующих кнопок проводит все операции. С постройкой канала были решены три главные задачи:

1* Создан глубоководный путь, соединяющий реку Москва с Волгой

* Столица нашей Родины стала бесперебойно снабжаться питьевой водой

*Москва -река, протяженность которой в черте города более 50 км, превратилась из мелководной в глубоководную магистраль, доступно для прохода больших речных судов.

Задание. Используя текст учебника с 93, выпишите в тетрадь названия каналов (проверка)

приложение 4

Дополнительный материал

Первым европейцем, увидевшим водопад Виктория, был английский путешественник Давид Ливингстон. Он так описал его: "И вот перед нашими взорами предстало зрелище огромных столбов пара, поднимающихся вверх на расстояние 5 или 6 миль от нас. Пар поднимается пятью столбами и, отклоняясь в направлении ветра, имел такой вид, как будто бы эти столбы касались низкого обрыва, покрытого лесом. На таком расстоянии нам казалось, что вверху столбы смешиваются с облаками. внизу они были белыми, а выше становились темными, как дым. Название Виктория было присвоено водопаду Ливингстоном. Этот водопад образовался в результате того, что поперек русла Замбези возникла большая глубокая трещина. в нее и низвергается с базальтового уступа река. Вода падает вниз примерно со 110 метровой высоты. Ширина водопада 1 800 м. Близ него построен отель, из окон которого туристы могут любоваться величественным зрелищем. В нашей стране самый высокий водопад Илья Муромец, он находится на острове Итуруп, входящим в группу Курильских островов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

река Кобра - река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...