Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) , «География: программа :5-9 класы/ (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012.
Уровень: базовый.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 8 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач.
Задачи:
• сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,
• населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
• сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
• сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
• продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
• продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Среди результатов освоения программы должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Требования к результатам обучения
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
Предметные результаты обучения:
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:
1. Называть и (или) показывать:
— предмет изучения географии России;
— основные средства и методы получения географической информации;
— субъекты Российской Федерации;
— пограничные государства;
— особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
— границы часовых поясов;
— основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
— климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
— распределение рек страны по бассейнам океанов;
— основные области современного оледенения и крупные ледники;
— зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
— основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
— важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
— народы, наиболее распространенные языки, религии;
— примеры рационального и нерационального размещения производства;
— объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
— районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
— экологически неблагополучные районы России;
— маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
— географическое положение объектов;
— разницу в поясном времени территорий;
— погоду по синоптической карте;
— параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
— географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
— образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
— особенности быта и религий отдельных народов.
4. Объяснять:
— роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
— влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
— образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
— образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
— как составляют прогноз погоды;
— распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
— почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
— причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
— разнообразие природных комплексов на территории страны;
— различия в естественном приросте населения, темпах роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
— изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
— уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
— причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
— особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
— объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
— природно-ресурсный потенциал страны, региона;
— экологическую ситуацию в стране, регионе;
— изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
— изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
— системы городских поселений;
— развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Особенности формирования знаний и умений.
• Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.
• Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.
• В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.
• Регулярная опора на краеведческий материал,
• Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.
• Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.
• Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные (учебно-организационные):
• Ставить учебные задачи,
• Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
• Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
• Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
• Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
• Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
• Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
• Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
• Систематизировать информацию;
• Структурировать информацию
• Определять проблему и способы ее решения;
• Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
• Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
• поиск и отбор необходимых источников информации (Курсовые работы, дипломные проекты);
• представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
• работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
• составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления
• перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
• использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
• создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
• составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
• выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
• уметь вести дискуссию, диалог;
• находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны обладать:
- Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- Эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Географическое положение России (9 ч) Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения.
Изменения географического положения со временем.
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)
Природа России (35 ч)Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек. Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом. Природные различия на территории России (11 ч) Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные. Население России (10 ч) Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в.Типы воспроизводства населения в России. Природный фактор в развитии России (4 ч) Резерв 7 ч
Планируемые результаты
1. Называть (показывать):
• численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;
• морские и сухопутные границы РФ;
• крупнейшие города, исторические центры;
• морские порты;
• особенности тектонического и геологического строения территорий;
• основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;
• распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;
• моря, омывающие РФ;
• климатообразующие факторы и типы климата;
• распространение многолетней мерзлоты.
2. Определять (измерять):
• географическое положение объектов: местное и поясное время;
• коэффициент увлажнения ;
• необходимые источники географической информации;
3. Объяснять:
• сущность основных научных понятий и терминов;
• влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
• причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;
• причины возникновения опасных природных процессов и явлений.
4. Прогнозировать и оценивать:
• изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
• влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
• изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
• влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
• современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;
• составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
• объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.
Количество учебных часов.
№ п.п | Название темы | Кол.часов | Практическая работа |
1 | Введение | 1 | |
2 | Географическое положение России | 9 | № 1,2, |
3 | История заселения, освоения и исследования территории России | 4 | № 3 |
4 | Природа России (35 ч) | 35 | |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | 6 | № 4,5, | |
Климат и агроклиматические ресурсы | 6 | № 6,7, | |
Внутренние воды и водные ресурсы | 6 | № 8 | |
Почвы и почвенные ресурсы | 3 | № 9 | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 3 | №10 | |
Природные различия на территории России | 11 | №11, | |
5 | Население России | 10 | №12,13, |
6 | Природный фактор в развитии России | 4 | №14 |
Средства обучения.
№ п/п | ||
1 | Тематические карты. | 3 экз. |
2 | Географические атласы | 10 экз. |
3 | Коллекция горных пород. | 15 экз. |
4 | Глобус физический | 6 экз. |
5 | Теллурий | 1 экз |
6 | Компьютерные программы по темам курса | 1экз. |
7 | Интерактивные карты по географии | 1экз. |
8 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. |
9 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1экз. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Учебник: Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.: География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.
2.Географический атлас. 8 класс, М.:Дрофа, 2013.
3. Контурные карты. 8 класс. - М.: Дрофа, 2013.
ЦОР.
• Мультимедийные презентации;
• EINGANA. 3D — атлас Земли, ЗАО Новый диск М., 2012. CD
• 1С: Образовательная коллекция. География. 6 – 10 классы. Библиотека наглядных пособий. 1С. М., 2012. CD
Ресурсы Интернета.
Календарно-тематическое планирование курса географии 8 класс
№ п.п | Тема урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Дом. Зад. | ЦОР | Дата | |||
предметные | личностные | метапредметные | план | факт | |||||
Введение 3 часа | |||||||||
1. | Введение в курс «География Рос-сии» | Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | Знать Источники страноведческой информации. | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации | С.4 | |||
Географическое положение России (9 ч) | |||||||||
2. | Географическое положение и его виды | Виды географического положения: при-родно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое,. | Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Выявлять последовательность изучения геогра-фических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. | §1 | |||
3. | Размеры территории и природно-географическое положение России | Основные черты природно-географического положения терри-тории РФ; отрицательные и положи-тельные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. | Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. | Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы | §2 | Презентация | ||
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения | Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. | Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле | Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. | §3 | Презентация | ||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны члены НАТО, ЕС, АТЭС. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; | Определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии | На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. | §4 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
6 | Государственная территория России. Типы российских границ. Пр.раб. №1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте | Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воз-душное пространство и недра). Морские владения России континентальный шельф и экономическая зона. | Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. | На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ | §5 | ||||
7 | Сухопутные и морские границы России | Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей | Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. | Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. | Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ | §6 | Презентация | ||
8 | Различия во времени на территории России Пр.раб № 2 Решение задач на определение по- ясного времени для разных пунктов России | Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей | Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». | Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория . | Решать задачи на определение поясного (зо-нального) времени | §7 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
9 | Государственное устройство и территориальное деление Россий-ской Федерации | Государственное устройство и тер-риториальное деление РФ. Полити-ко-административная карта России | Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. | Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ | Определять по политико-административной карте специфические черты административно территориального устройства РФ. | §8 | Презентация | ||
10 | Выявление на карте специфики административно территориального устройства России. Пр.раб № 3 Выявление на карте специфики администра-тивнотеррито-риального устройства России. | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России | §8 | ||||||
11 | Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» Зачет. | Сообщения об истории освоения территории России. | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. | Выполнять тестовые задания | §1-8 | ||||
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) | |||||||||
12 | Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. | На контурную карту наносить города, основан-ные в европейской и азиатской частях страны в этот период. | Углубление умений анализировать информацию | §9 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
13 | Заселение и хозяйственное ос-воение территории России в XVIII–XIX вв. Пр.раб. № 4 Составление аннотации какого либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России | Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. | На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. | На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории Рос-сии в XVII–XIX вв. | §10 | Презентация | ||
14 | Географическое исследование территории Рос-сии в XVIII–XIX вв. | Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического ис-следования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. | Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. | §11 | ||||
15 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Тест. | Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. | Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания | §12 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
Природа России (39 ч) | |||||||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7 ч) | |||||||||
16 | Геологическая история | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое лето-счисление, геологическая карта | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. | Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. | Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, цен-тральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород | §13 | Презентация | ||
17 | Развитие земной коры | Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта | Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. | Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.). | Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории | §14 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
18 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры ПР.раб. № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Сред-несибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. | Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. | Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования | ||||
19 | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования Пр.раб№ 6. Изучение образ-цов минералов, горных пород, по-лезных ископаемых . | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. | Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. | Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации | §15 | http://school-collection.edu.ru/). | |||
20 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | Развитие форм рельефа под влияни-ем внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы | §16 | Презентация | |||||
21 | Литосфера. Рельеф. Человек. Прак. Раб №7. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Техно-генные формы рельефа. | Опасные природные явления в лито-сфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности | Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; | Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. | Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа | §17 | |||
22 | Обобщающее повторение «Рельеф и минеральные ресурсы»Зачет | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания | §13-17 | ||||||
Климат и агроклиматические ресурсы (8 ч) | |||||||||
23 | Условия формирования климата | Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс | Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. | Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. | Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения | §18 | Презентация | ||
24 | Движение воз-душных масс | Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта | Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. | Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны | Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изме-нение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.) | §19 | |||
25 | Движение воз-душных масс Пр.раб № 8 Определение особенностей погоды для раз-личных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды. | §19 | http://school-collection.edu.ru/). | ||||||
26 | Закономерности распределения тепла и влаги Прак.раб№ 9 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей | Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; | Выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. | Выявлять по материалам учебника и атласа тер-ритории с климатическими рекордами и объяс-нять данные особенности | §20 | |||
27 | §20 | ||||||||
28 | Климатические пояса и типы климатов | Климатические пояса и типы климатов на территории России, их крат-кая характеристика. Карта климатических поясов и областей | Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. | Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вы-вод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. | Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану | §21 | Презентация | ||
29 | Климат и человек Прак.раб №10. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям | Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погод-но-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. | Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числена примере региона проживания. | Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | §22 | |||
30 | Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» Тест | §18-22 | |||||||
Внутренние воды и водные ресурсы (7ч) | |||||||||
31 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек | Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. | Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. | Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек | §23 | Презентация | ||
32 | Зависимость речной сети от климата | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек | Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. | Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. | Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. | §24 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
33 | Составление характеристики одной из рек Рос-сииПр.раб. № 11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм. | Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану | Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану | §24 | |||||
34 | Озёра. Болота. Ледники. Под-земные воды | Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод | Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. | Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные при-знаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. | Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод | §25 | |||
35 | Многолетняя мерзлота | Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека | Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. | Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о не-одинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны. | Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания | §26 | Презентация | ||
36 | Водные ресурсы. Воды и человек | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами | Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на осно-вании анализа текста учебника. | Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений | Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания | §27 | |||
37 | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» Тест | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | §23-27 | ||||||
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) | |||||||||
38. | Почва как особое природное образование | Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования | Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; | Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы | Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв | §28 | Презентация | ||
39. | Главные типы почв и их размещение по территории России Прак.раб № 12. Составление характеристики зональных типов почв (количество влаги и тепла, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. | Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России | Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; | Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения. | Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» | §29 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
40. | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация | Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. | Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообра-зования; | Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания. | §30 | |||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) | |||||||||
41. | Растительный и животный мир | Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом | Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. | Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; | Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека» | §31 | Презентация | ||
42 | Биологические Ресурсы Прак. Раб. №13. Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности | Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира | Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека | Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы. | Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира | §32 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
43. | Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Тест | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | §28-32 | ||||||
Природные различия на территории России (11 ч) | |||||||||
44 | Природные ком-плексы | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления сущест-венных признаков понятия «природный ком-плекс». | Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. | Анализировать изображения различных ланд-шафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения | §33 | Презентация | ||
45. | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс Прак.раб №14 Оценка природных условий и ресурсов какой – либо природной зоны (по выбору). | Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: | Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. | Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон | Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. | §34 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
46. | Северные безлесные природные зоны | Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. | Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. | Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем | §35 | |||
47. | Лесные зоны. Тайга | Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. | Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника. | Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека» | §36 | Презентация | ||
48 | Смешанные и широколиственные леса | Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, оп-ределять различия. | Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения раз-личных древесных пород на основании материа-лов учебника. | Обсуждать материалы презентации на тему «Роль лесов в жизни человека». | §37 | |||
49. | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | Характеристика природных зон сте-пей, пустынь и полупустынь. Хозяй-ственная деятельность человека и экологические проблемы | Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. | Определять географическое положение и осо-бенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и расте-ний к условиям существования, формулировать выводы. | Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору | §38 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
50. | Высотная пояс-ность. Прак.раб№15 Со-ставление сравни-тельной характери-стики двух горных районов страны | Высотная поясность и её проявления на территории России | Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учи-теля. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять таблицу. | Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы. | Сравнивать характер высотной поясности раз-личных горных систем на основании компьютерных презентаций источников информации; определять сходство и раз-личия | §39 | |||
51. | Моря как крупные природные комплексы | Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей | Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учеб-ника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. | Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника. | Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации | §40 | Презентация | ||
52 | Природно-хозяйственные отличия российских морей | Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы | Выявлять особенности морей Северного Ледо-витого, Тихого, Атлантического океанов, Кас-пийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. | Определять гео-графию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карт | Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации | §41 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
53. | Особо охраняемые природные территории России | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного при-родного наследия на территории России | Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Приводить примеры разных видов особо охра-няемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России | §42 | |||
54. | Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | §33-42 | ||||||
Население России (10 ч) | |||||||||
55 | Численность и воспроизводство населения России. Прак.раб№16. Определение по статистическим материалам и срав-нение показателей прироста населения | Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Есте-ственный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения | Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учеб-ника. | Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Определять и сравнивать показатели естест-венного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника | §43 | |||
56 | Половой и воз-растной состав населения. Средняя продолжительность жизни | Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий ка-питал. Демографические проблемы в России | Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды раз-ных регионов России, в том числе региона своего проживания. | Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин | Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника. | §44 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
57 | Этнический и языковой состав населения России Прак. Раб №17. Определение по картам и стати-стическимматериа-лам крупных наро-дов и особенностей их размещения | Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым нацио-нальным составом | Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоев-ропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по плану: | Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации | §45 | Презентация | ||
58 | Культурно-исторические особенности на-родов России. География ос-новных религий | Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география | Обсуждать на основе текста учебника особенно-сти формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России | Наносить на контурную карту крупнейшие ре-лигиозные центры российского православия, ис-лама, буддизма и связанные с ними объекты Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа. | Обсуждать межнациональные проблемы и вы-являть их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений | §46 | |||
59 | Особенности ур-банизации в России. Городское население Прак.раб №18. Определение по статистическим материалам и срав-нение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. | Классификация городов по числен-ности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы | Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа. | Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников | §47 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
60 | Сельские посе-ления. Особен-ности расселения сельского населения | Географические особенности рассе-ления сельского населения. Класси-фикация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл | Обсуждать понятие «сельская местность», выяв-лять его существенные признаки. Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста | Подготавливать краткие сообще-ния/презентации об основных направлениях ми-грационных потоков на разных этапах историче-ского развития России | §48 | Презентация | ||
61 | Миграции насе-ления в России | Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельско-городские, принудительные, вынужденные. Основные направления ми-граций населения на территории России. Внешние миграции. Миграционный прирост Регионы эмиграции и иммиграции | Обсуждать понятие «миграции населения», вы-являть его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями ми-грационного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сооб-щений/презентаций | Обсуждать проблему притока в страну неле-гальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации | §49 | |||
62 | Размещение на-селения России | Плотность населения. Неравномерность размещения населения по тер-ритории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера | Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плот-ности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. | Определять главные зоны расселения (основная зона расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту. | Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в раз-ных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России | §50 | Презентация | ||
63 | Занятость насе-ления Прак.раб. №19 Определение по статистическим мате-риалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. | Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала | Обсуждать проблемы занятости населения, ста-рения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравне-нии с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. | Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ре-сурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать | Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации | §51 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
64 | Повторение и обобщение раздела «Население России» Тест | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». Выполнять тестовые задания | §43-51 | ||||||
Природный фактор в развитии России (3 ч) | |||||||||
65 | Влияние природы на развитие общества Природные ре-сурсы | Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. | Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. | Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов | Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану: 1. Значение для человека. 2. Составные части. 3. Особенности распространения по территории России. | §52,53 | http://school-collection.edu.ru/). | ||
66 | Природно-ресурсный потенциал России Прак.раб №20 Выявление ха-рактераиспользо- вания природных ресурсов своей местности | Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономи-ки. | Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов | Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на тер-ритории России, называть и показывать основ-ные ресурсные базы, используя тематические карты атласа. | Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ | §54 | |||
67 68 | Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России». Выполнять тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/26/picture-5409.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-176793-1472919383.jpg)
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-888189-1612633466.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...