Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.
статья по теме
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Об актуальности проблемы свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в мае 2010 года. На вопрос «Ощущаете ли вы себя патриотом России?» уверенный положительный ответ дали только 33% опрошенных молодых людей. Еще 42% респондентов ответили, что ощущают себя патриотами, но не в полной мере. Не считают себя патриотами 17% опрошенных, остальные 8% затруднились с ответом.
Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.
Шубина И.М.
заместитель директора по УВР,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ №22
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Об актуальности проблемы свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в мае 2010 года. На вопрос «Ощущаете ли вы себя патриотом России?» уверенный положительный ответ дали только 33% опрошенных молодых людей. Еще 42% респондентов ответили, что ощущают себя патриотами, но не в полной мере. Не считают себя патриотами 17% опрошенных, остальные 8% затруднились с ответом.
Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию РФ в 2007 г. актуальна и по сей день.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового сознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Основы патриотических чувств закладываются в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.
В нашей школе реализуется проект «Есть ли корни у народа», целью которого является осмысление основ духовно-нравственной культуры. Это будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им мотивировать себя к развитию и самосовершенствованию, приобщаться к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям. Направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, мы рассчитываем на развитие творческих способностей учащихся и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Сроки выполнения проекта:2009 – 2013 учебный год
География проекта: МОАУ СОШ № 22 г. Благовещенск
Возраст школьников принимающих участие в проекте: учащиеся 1-11 классов.
Актуальность проекта заключается в том, что долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было недостаточным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
У Антуана де Сент- Экзюпери есть такой эпизод, когда Маленький Принц спрашивает у цветка:
« - Цветок, скажи, а где же люди?» и Цветок отвечает:
« - Их носит ветром. У них нет корней»
Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания основанного на личностно-ориентированном подходе, на формировании у ребенка духовно – нравственных ценностей.
Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Обращение к народному искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования. Искусство и история - одни из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности.
Работая по проекту в 8-11 классах, ребята выполняют исследовательскую работу, выступают на научно-практических конференциях города и области, пытаются определить: « Человек нового времени - кто он?» Носитель культуры своего народа - имеющий духовные корни, основы народной мудрости или жертва цивилизации и прогресса, как известно, в 1945 год в США в недрах центрального разведывательного управления под руководством Аллена Даллеса разработан план уничтожения русского народа, где главная идея заключалась в том, чтобы вырвать, искоренить духовные ценности русского народа.
В результате проектной работы в 2009 - 2011 году ребятами были выполнены и представлены исследовательские работы на школьной и областной научно – практических конференциях по темам: « Память о прошлом - залог будущего», «Идеология свастики в истории времени», «Сакральный смысл символики». Ребята нашей школы стали участниками VII Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты- 2009» с участием команд из России и зарубежных стран, а так же активно принимали участие в Международной Олимпиаде «Золотое Руно», где заняли первое место в России.
Формируя интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщению их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма учащиеся активно участвуют в конкурсах и выставках городского, областного, международного уровня. Действительно, до сих пор современно и актуально звучат слова К.Д. Ушинского
« Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное Божие создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи
Представлена методическая разработка в форме презентации по гражданско-патриотческому воспитанию молодежи. Можно использовать для проведения классных часов...
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).
В статье обобщен опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...
Актуальность гражданско-патриотического воспитания молодежи
Условия, в которых сегодня находится российское общество, пока не совсем благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, ...
Презентация "Гражданско-патриотическое воспитание молодежи"
Презентация выполнена к статье "Актуальность гражданско патриотического воспитания молодежи"...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ФОРУМА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ФОРУМА...