Рабочая программа по географии 6 класс. Е.М. Домогацких
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 6 класс | 71.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бугаевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО учителей естественных дисциплин _____________Енина В. И. Протокол №«1» от 30 08 .2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бугаевской СОШ _____________ Гресева Н. В. Рабочая программа | «Утверждаю» Директор МКОУ Бугаевской СОШ ____________В. И. Воронько. Приказ № «65» от 31.08.2016 г. |
Ениной Валентины Ивановны
1 квалификационная категория
по географии
6 класс
2016-2017 г.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе , 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение «Начального курса географии» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности
.
- Планируемые предметные результаты.
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству общность их исторических судеб, чувства гордости за свою Родину;
- осознание единств географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- владение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- ормирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Содержание учебного курса
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
влияние космоса на жизнь на Земле;
географические следствия движения Земли;
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять: географические координаты;
особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;географические следствия движений Земли.
Практические работы: Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты.
Практические работы:
Определение направлений и расстояний по карте.
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности внутреннего строения Земли;
причины и следствия движения земной коры;
действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
по заданным признакам горные породы и минералы;
отличие видов земной коры;
виды форм рельефа;
районы землетрясений и вулканизма.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (7 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя;планировать свою деятельность под руководством учителя;выявлять причинно-следственные связи;определять критерии для сравнения фактов, явлений;выслушивать и объективно оценивать другого;уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:закономерности географической оболочки на примере атмосферы;вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;причины возникновения природных явлений в атмосфере;зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
существенные признаки понятий;основные показатели погоды.
Практические работы: Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
Необходимость рационального использования воды.Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
выделение существенных признаков частей Мирового океана;
особенности состава и строения гидросферы;
условия залегания и использования подземных вод;
условия образования рек, озер, природных льдов;
характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
существенные признаки понятий;
вид рек, озер, природных льдов;особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга Учебные понятия Биосфера, Красная книга.
Персонали .Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки. Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере биосферы;
особенности приспособления организмов к среде обитания;
роль царств природы;
необходимость охраны органического мира.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
сущность экологических проблем;
причины разнообразия растений и животных;
характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка ( 4 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персонали Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;определять критерии для сравнения фактов, явлений;выслушивать и объективно оценивать другого;уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности образования почвы;
особенности строения и состава географической оболочки;
взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
законы развития географической оболочки;
сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
условия образования почв;
характер размещения природных зон Земли.
Практические работы:
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Резерв времени – 3 часа
3.Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела програм-мы | № уро-ка, дата | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся
| Практическая работа | Д/З | ||
предметные | метапредмет-ные | личностные | |||||||
Введение (1 час) | 1 | Что изучает география | Формирование представлений о географии как наука, предмете географии, источниках получения географических знаний, о развитии географических знаний человека о Земле. | Составление таблицы о науке географии. | Умение работать с картами атласа | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Понимание смысла собственной действительности: определять роль результатов выдающихся географических открытий | Стр. 6 №2 | |
Земля во вселен-ной (5час) | 2 | Земля и Вселенная | Формирование представлений о солнечной системе, планетах Солнечной системы, влияния космоса на Землю и жизнь людей. О форме, размерах и движениях Земли. | Ответы на вопросы учителя, определения расстояний. Определение методов изучения географии. Чтение задания, обсуждение, составление плана, докладывают о результатах исследования. | Приводить доказательства шарообразности Земли. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структуриро-вать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, доклады- вать о результатах исследований, анализировать работу одноклас-сников и свой вклад в общую работу |
| Стр 11-20, ответить на вопросы стр 20 |
3 | Система географии-ческих координат | Формирование представлений о градусной сети, ее предназначении. О географической широте и долготе | Ответы на вопросы о главных источниках информации, чтение текста учебника и рисунки намечают план изучения новой темы. Работа в группах. Выполнение практической работы. | Давать определение понятиям: параллель и меридиан географическая широта и географическая долгота координаты и как их определять, выявлять чем отличается определение математических координат от определения географических координат, определять географические координаты | Слуховое восприятие текстов, умение выделять в них главное, оформлять конспект урока в тетради. Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | 1.Определение по карте географических координат различных географических объектов. | Стр 24 № Вопр№2,3 | |
4 | Времена года .РК. | Формирование представлений о суточном вращении Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главных следствиях. О днях равноденствий и солнцестояний. О тропиках и полярных кругах. | Составляют и анализируют схему «Географическое вращение Земли». Объясняют смену времен года на основе анализа орбитального движения Земли | Объяснять как распределяется солнечный свет и тепло по поверхности Земли, выявлять зависимость формы Земли на распределение солнечного света и тепла. Объяснять влияние положения земной оси на смену времён года. Называть когда день равен ночи, объяснять везде ли одинаковые времена года. | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы; осознавать целостность природы, применять систему географических знаний в различных жизненных ситуациях. | Стр 29 №2 | ||
5 | Пояса освещен-ности | Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли | Рассчитывают расстояние с помощью масштаба. Выявляют элементы градусной сетки. Определяют направления на карте. | Объяснять как связан уровень освещённость поверхности Земли и элементы градусной сетки. Давать определение понятиям: тропики и полярные круги. Объяснять почему тропики и полярные круги имеют определённое градусное значение географической широты. Называть пояса освещённости | Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное | Осознание целостности природы Земли; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | Стр 30-34, пересказ | ||
6 | Обобщаю-щее повторение по теме « Земля во вселенной» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Определение направлений по компасу, азимуту на объекты местности, умений пользования измерительными приборами. Составление описания маршрута. | Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Понимание смысла собственной действительности: определять роль результатов выдающихся географических открытий; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 2. Определение направлений и расстояний по карте | Стр 40 Задание №1-4- | |
Географичес-кая карта (4 часа) | 7 | Географи-ческая карта и ее масштаб | Формирование представлений о способах изображения местности, ориентировании на местности, определения направлений, способах определения расстояний на местности, их изображения, масштабе. | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Давать определение понятиям: масштаб, виды масштаба, переводить один вид масштаба в другой, использовать масштаб при чтении карты | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах | Стр. 41-46, перес-каз | |
8 | Виды условных знаков | Формирование представлений об условных знаках: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. | Ответы на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения. Обсуждение вариантов решения задачи. | Давать определение понятиям: условные знаки. Объяснять какая легенда бывает у карты, какие существуют способы изображения земной поверхности, составлять классификацию географических карт. | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. | Стр 53 №2-6 | |
9 | Ориентирование. | Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте, способах определения расстояний на местности и их изображении | Работа с контурными картами Определение по картам направлений. | Давать определение понятию азимут, расскажут, где и когда изобрели компас. С помощью компаса определят азимут | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | К.К №2задд Зад 4,5 | ||
10 | Изображение рельефа на карте | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Обозначение на контурной карте географичес-ких объектов | Давать определение понятиям: рельеф, относительная, абсолютная высота, шкала высот и глубин. Назовут относительно чего измеряют высоты неровностей земной поверхности, объяснят как изображаются неровности земной поверхности на географической карте. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям; | 4. Составление простейшего плана местности. | Знать определения, стр 55-59 | |
Литос-фера ( 7 час) | 11 | Строение Земного шара | Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора, о способах изучения земных недр. | Обозначение на контурной карте географических объектов. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | Давать определение понятиям: литосфера, земная кора, ядро, мантия, расскажут о внутреннем строении земли, из чего состоит литосфера, какие науки занимаются изучением недр Земли, где расположена самая глубокая скважина в мире и зачем её пробурили. Объяснять особенности внутренних слоёв Земли. Объяснят как изучаются человеком земные недра. | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Знать условные знаки. | |
12 | Виды горных пород | Формирование представлений о горных породах, слагающих земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. | Заполнение хронологической таблицы «Основные виды горных пород». Работа с контурными картами. | Дадут определение понятиям: горные породы, минералы. Объяснят отличие горных пород от минералов. | Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах | Стр 64-69, пересказ | ||
13 | Полезные ископа-емые Р. К. | Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения | Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | Дадут определение понятиям: полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, определять, где залегают разнообразные полезные ископаемые. Объяснять что такое разведка полезных ископаемых | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 73 №3-6 | ||
14 | Движения земной коры | Формирование представлений о медленных вертикальных и горизонтальных движениях, их роли в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизме, обеспечении безопасности населения | Вспоминают изученный ранее материал, показывают по карте, рассказывают о происхождение земной коры | Определят, какие бывают виды движения земной коры, оценят к каким последствиям приводит движение земной коры, назовут как называется прибор, регистрирующий колебания земной коры, опишут какие волны распространяются в земной коре, объяснят почему возникают вулканы. | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Стр73 Зад 2 | ||
15 | Выветрива-ние горных пород | Формирование представлений о внешних силах, изменяющих поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека | Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов Ответы на вопросы после презентации, и участвуют в обмене мнениями. Работа с кроссвордами | Определят что такое выветривание, какие бывают виды выветривания. Выявят причины разрушения горных пород и минералов | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | Стр. 78-82, пересказ | ||
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана Р.К. | Формирование представлений об основных формах рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельефе дна Мирового океана. | Обозначение на контурной карте географических объектов. | Дадут определение понятию рельеф. Классифицируют формы рельефа. Определят, чем формы рельефа отличаются друг от друга. Расскажут о формах рельефа - рекордсменах | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | 5. Определение по карте географичес-кого положения островов, полуостро-вов, гор, равнин, низменнос-тей. | Закончит схему « Горные породы» | |
17 | Обобщаю-щее повторение по теме «Литос-фера» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | объяснят: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. определят: существенные признаки признаков понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | 6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйствен-ной деятельности человека (на примере своей местности). | Стр.88-92 Пересказ | |
Атмос-фера ( 8 час) | 18 | Строение атмосферы | Формирование представлений об атмосфере: ее состав, строение и значение | Работая в группах, составляют план работы Составляют схему «Строение атмосферы» | объяснят: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; проанализируют вертикальное строение атмосферы, определят: существенные признаки понятия атмосфера | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, | Стр 83-88 Пересказ | |
19 | Температу-ра воздуха | Формирование представлений о нагревании земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. | Решение задач на изменение температуры с высотой, амплитуды, средней температуры | объяснят: изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени. Дадут определение понятию амплитуда. Рассчитают как определить среднее значение температуры. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 109 задание№2-6 | ||
20 | Атмосфер-ное давление | Формирование представлений об атмосферном давлении. | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | объяснят: изменение давления и температуры воздуха с высотой, определят: существенные признаки понятий | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, | Выучить определения. Стр 109-116. | ||
21 | Движение воздуха | Формирование представлений о причинах образования ветра, бризе. | Заполнение контурной карты. Составление картосхемы « Воздушные течения Земли» | объяснят: причины возникновения ветра в атмосфере; определят: существенные признаки понятия ветер | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | 7. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | Стр 117- 121 Зад №3 | |
22 | Вода в атмосфере | Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках | Составление схемы «Круговорот воды в природе». Распределение по картам крупнейших течений Земли. | Дадут определение понятиям: водяной пар, влажность воздуха. Объяснят что влияет на изменение агрегатного состояния воды, как называются процессы изменения агрегатного состояния воды. Определят как связаны между собой температура и содержание водяного пара в атмосфере. Объяснят чем отличаются разные виды влажности воздуха, как образуются облака. Расскажут, какие существуют виды осадков. | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов |
| Стр 121-123. пересказ | |
23 | Погода Р.К. | Формирование представлений о погоде, причинах ее изменения, о предсказании погоды. | Определение основных показателей погоды; определят связи воздушных масс и погоды. | Определят: существенные признаки понятия погода; классифицируют основные показатели погоды; определят связи воздушных масс и погоды. Расскажут как проводят наблюдения за погодой | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. | Задание №4 стр130 | ||
24 | Климат.Р.К. | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, зависимости климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря, адаптации человека к климатическим условиям. | Составление схемы «Климатообразующие факторы» | Дадут определение понятиям: климат, климатообразующий фактор Определят чем отличается погода от климата. Какие факторы влияют на формирование климата. Расскажут, что такое климатическая адаптация | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 130-134, выучить определения | ||
25 | Обобщающее повторение по теме «Атмос-фера» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Работа с текстовыми задачами. | объяснят: закономерностей географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Определят: существенные признаки понятий; основные показатели погоды | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах. | Стр 139 №1-4 | ||
Гидрос-фера ( 3 час) | 26 | Единство гидрос-феры | Формирование представлений о гидросфере | Составление схемы «Круговорот воды в природе». Распределение по картам крупнейших течений Земли | Дадут определение понятию гидросфера. Определят из каких частей состоит гидросфера. Сделают вывод о единстве гидросферы. Выявят значение гидросферы для живых существ на Земле. Расскажут о мировом круговороте воды в природе | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. | Стр 140 подготовить вопросы по схеме | |
27 | Воды суши: реки и озера Р.К. | Формирование представлений о внутренних водах | Работа по контурным картам. Составление схемы «Типы озер» | Дадут определение понятиям: река, озеро. Сравнят, чем отличается горная река от равнинной, чем, отличается озеро от реки. Классифицируют типы озёра | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 8. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | Стр 148-153, пересказ | |
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды | Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах | Составление схемы «Типы ледников» | Дадут определение понятию воды суши. Определят, как образуются подземные воды, какие воды называют артезианскими. Расскажут, как образуются ледники. Классифицирую виды ледников | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; | 9. Описание по карте географичес-кого положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использова-ние человеком. | Стр 153-159, задание №2 | |
Биосфера ( 2 час) | 29 | Царства живой природы | Формирование представлений о царствах живой природы | Обобщение, работы с различными контрольно-измерительными материалами, картами атласа, контурными картами. | Дадут определение существенным признакам понятий: царства живой природы; Определят сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 10. Ознаком-ление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | Стр 160вопросы №4-6 |
30 | Биосфера и охрана природы | Формирование представлений о биосфере | Рассуждение и диалог, приводят примеры доказывающие реальность воплощенную в произведениях. Высказывают свою точку зрения. Составление схемы « Живая природа» | Дадут определение существенным признакам понятия биосфера. Определят границы распространения живых организмов. Выявят роль биосферы в жизни планеты. Задумаются о влиянии человека на биосферу. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. | Стр 160-163 Пересказ | ||
Почва и геосфе-ра (3 час) | 31 | Почва Р.К. | Формирование представлений о почве — особом природном образование, возникающим в результате взаимодействия всех природных оболочек. | Работа по учебнику. Ответы на вопросы Выявление особенностей взаимодействия оболочек Земли. | Дадут определение понятия почва, расскажут, как она образуется. Определят, что такое плодородие, какой слой почвы самый плодородный. Выявят, из чего и как образуется гумус. Задумаются, зачем нужна вода в почве. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | Задание по к.к №2 | |
32 | Природный комплекс | Формирование представлений о природном комплексе | Выявление доказательства закономерностей всех оболочек Земли, анализ тематических карт. | Дадут определение понятиям: природный комплекс, географическая оболочка . Определят какие компоненты природы входят в состав природного комплекса. Выявят, чем отличаются природные комплексы друг от друга. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | 11. Описание природных зон Земли по географическим картам | Выучить определения по теме | |
33 | Обобщающее повторение по теме « Биосфера и почвы» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Обобщение, работы с различными контрольно-измерительными материалами, картами в атласе, контурными картами. | объяснят: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. определят: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли; | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. | 12. Описание изменений природы в результате хозяйствен-ной деятельности человека на примере своей местности | Стр 176-183, пересказ | |
34 | Обобщающее повторение по курсу «Введение в географию | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Составление обобщающих таблиц, работа с различными источниками информации. | Знать особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. определят: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Обучающиеся формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Итог. Тест Стр 183 | ||
35 | Обобщающее повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...