Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии
статья по географии на тему
Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_.doc | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Белова А.А., учитель географии ГБОУ СОШ № 777
Содержание:
Введение. Компетентностный подход в обучении.
1. «Развитие критического мышления» как общепедагогическая технология
2. Актуальность выбранной темы
3. Основные особенности, цели, задачи и технология «Развитие критического мышления»
4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»
5. Организация урока с применением технологии РКМ
6. Результативность работы по технологии РКМ
7.Используемая литература
« Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой , повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать не эффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования….»
М. Поташник
Введение. Компетентностный подход в обучении.
«Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий , привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели.
Умения и качества, необходимые человеку 21-го века:
- Ответственность и адаптивность - личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
- Коммуникативные умения - способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее
- Творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
- Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
- Умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
- Умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
- Направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
- Социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям)
обуславливается требованиям современного общества.
Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Анализ результатов ПНПО «Образование» показал, что основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:
информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность,
географической, интеллектуальной, практической
Сравнительная характеристика стандартов образования
Предметно - ориентированный подход в обучении | Компетентностно - деятельностный подход в обучении |
ОСНОВА МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА | |
Образ обученного человека | Образ образованного человека |
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ | |
Научить на всю жизнь | Научить учиться всю жизнь |
АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |
Преобладает активная деятельность учителя (исполняющая); деятельность учащихся подразумевается (наблюдатель, пассивный исполнитель) | Преобладает самостоятельная, активная деятельность учащихся; деятельность учителя состоит в организации, коррекции, наблюдении, управлении деятельностью учащихся |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ (УРОКОВ) | |
Академическая классно - урочная система | Исследования; конференции; дискуссии, диспуты, деловые и имитационные игры; презентации, защиты; внеурочное проектирование; практикумы |
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ | |
Современное, традиционное обучение; объяснительно - иллюстрированный метод | Компетенции -1 . Знать и понимать 2. Уметь (владеть способами деятельности) 3. Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 4. Сформировать эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу |
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО | |
Основу образовательной среды составляет школа, информационное поле образовано содержанием учебных предметов, коммуникативное взаимодействие ограничено общением с одноклассниками, учителями | Образовательно-культурное пространство значительно расширилось. Элементами познания и информационными источниками становится семья, полштоса, культура и др. Культурная составляющая микросоциума становится содержанием образования в школе |
Очень важное – работа над тематическим и поурочным планированием. В каждом поурочном плане формулировка образовательных целей должна быть направлена на учителя, а развивающие цели – на учащихся.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” - говорили древние. А наше будущее в образовании - компетентностно-ориентированный подход в обучении.
Компетентность можно понимать как способность результативно действовать: способность достигать результата, эффективно разрешать проблему. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
В школе преимущественно формируется еще не собственно компетентность, как отмечал Каспаржак, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т.е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем.
Новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Иная позиция педагога в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель - как собеседник, учитель – исследователь, учитель - человек, создающий условия для учения, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика - он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами, организация сотрудничества учителя и учеников, доброжелательность в общении, взаимность обратной связи без боязни самовыражения, содействие успешности учащихся в разных видах деятельности, взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать тип, и форму материала, использование проблемных творческих заданий, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем. Тогда модели занятий, система заданий существенно меняются
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:
- на что направлена организованная мною деятельность ученика?
- значимо ли для учащегося то, что он делает?
- будет ли востребовано это в дальнейшей жизни?
- где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?
1.«Развитие критического мышления»
как общепедагогическая технология
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического .
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление , не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления , более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
2. Актуальность выбранной темы
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет мне как педагогу, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Это вызвано появлением в государственной программе требования «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы.
К сожалению, практика сегодня показывает, что уровень культуры работы с текстом у наших выпускников находится не на высоком уровне. И если не лукавить, то согласимся с тем, что большинство наших выпускников испытывают существенные затруднения при определении темы и основной мысли текста, выделении ключевых слов, анализе особенностей текста, изложении его содержания, проведении анализа, синтеза нескольких текстов. Наверное, это связано ещё с тем, что выпускные экзамены на протяжении последних лет сдавались по географии только в тестовой форме. Работе с текстом уделялся небольшой процент вопросов. В 2009 году я начала применять технологию критического мышления на уроках географии .
3.Основные особенности, цели, задачи и
технология «Развитие критического мышления»
Как заставить «улиток» выйти из своего домика? Как сделать из них наших единомышленников и вместе отправиться в путь по этому бескрайнему, порой не паханому полю и помочь найти именно ту тропинку, которая, минуя «пропасти во ржи», приведёт их к успеху. Наверное, прежде всего, следует определить, чего мы хотим достигнуть на пути познания.
Для себя выделяем следующие приоритеты:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми;
- помочь осознать важность и значимость самообразования в жизни человека;
- научить детей брать на себя ответственность за собственное образование и развитие;
- организовать учебный процесс, направленный на открытое, ответственное взаимодействие;
Сущностные подходы, лежащие в основе проекта:
деятельностный;
системный;
личностно-ориентированный;
целостный.
Деятельностный подход – предполагает учитывание цели, содержания, формы, методов, средств, а также современных условий преподавания.
Системный подход – позволяет проанализировать, исследовать, развить объект как целостную, единую систему.
Личностно-ориентированный подход – предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.
Целостный подход – предполагает систему, включающую в себя воспитание, образование, обучение, социализацию и творческое саморазвитие учащихся.
Признаки критического мышления : (российская педагогика).
Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений
Систематическая оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях
Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.
Мышление, влекущее к самоусовершенствованию.
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения .
Критическое мышление (Дэвид Клустер):
Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
Критическое мышление есть мышление социальное.
Цель технологии развития критического мышления:
Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление способствует:
Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
В замысле технологии развития КМ выделяют:
Социокультурный контекст: основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока , но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.
Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов.
Приемы технологии критического мышления ,
используемые на уроках географии
Фаза урока. Деятельность учащихся | Используемые приемы и методы |
Вызов мозговой штурм Ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу(делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели | - Составление списка «известной информации» - Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения - Верные и неверные утверждения - Прием «Поясните цитату» - Прием «Как вы объясните народную мудрость» - Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» - Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» - Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных - Прием «Верите ли вы, что…» - Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») - Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик») |
Осмысление Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Учащиеся читают, ((слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. | -Методы активного чтения - Прием инсерт (пометки на полях) - Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) - Чтение с остановками -Прием «Сводная таблица» - Прием «Тонкие и толстые вопросы» -Прием «Мое мнение» - Прием «Мозговой штурм» -Прием «Фишбоун» - Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?) - Стратегия решения проблем «Идеал» - Прием «Мудрые совы» |
Рефлексия Направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»,используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. А также наиболее значимой для реализации поставленной раннее индивидуальной цели. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами. Самостоятельно выстраиваютпричинно- следственные связи. Важно, чтобыв процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценитьсвой путь от представления кпониманию. | - Написание эссе - Рефлексивный экран вопросов - Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме - Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») - Что нового вы узнали на уроке - Написание синквейна -Заполнение кластеров -Установление причинно-следственных связей между блоками информации -Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям -Организация устных и письменных столов, дискуссий и др. |
4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления , которые я применяю на уроках географии , развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.
1.Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал» ,«Зигзаг», «Прием корзина идей, понятий, имен». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы помогают преодолеть эти трудности.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока : что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. «Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Прием «Корзина идей, понятий, имен…»
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Пример. Тема урока : Состав топливно-энергетического комплекса. География 9 класс.
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке .
Мозговая атака.
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся .
Групповая дискуссия.
Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Пример: Урок « История исследования Африки». В начале урока на магнитной доске к портретам исследователей Африки, учащиеся предположительно прикрепляют данные – даты, открытия, объекты и др.,без комментариев учителя.
Методический прием «Верите ли вы, что …» ( Верно –неверно)
Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.
2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).
3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.
4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.
5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.
6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.
7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.
8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
3. Учимся работать с текстом.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
А) Продуктивное чтение
«Восточная политика и великий подвиг русских землепроходцев.»
- Выскажи предположения, о чем может говориться в тексте с
таким названием. Объясни необходимость освоения восточных
районов. - Чтобы проверить свое предположение, прочитай текст, ведя
диалог с автором:
- В - задай вопрос к тексту -,
- О - предположи ответ;
- П - проверь себя по тексту.
• После чтения текста сделай вывод по проблеме урока.
Неоценимый вклад в освоение территории нашей Сибири и Дальнего Востока внесли русские землепроходцы. (В -А кто это такие? Чем они занимались? О - Попытайся дать свое определение). Уже в конце XVI в. казаки под предводительством Ермака перешли через Каменный пояс (Урал), где перед ними открылось многообразие неведомых ранее народов, языков, культур. Потрясает воображение размах освоения недоступных глухих азиатских пространств. Ермак вступил в Сибирь в 1581 г., а уже в 1639г. русский землепроходец Иван Москвитин смотрел в пенные воды Охотского моря, и Россия стала тихоокеанской державой. Продвигаясь по сибирским рекам и волокам (В — Что это такое? Как понимаете? О — Попытайся предположить), отряды землепроходцев ставили укрепленные опорные пункты: остроги (В - Что это? Как понимаете? О - Попытайся предположить), рубленные города - центры сбора дани («ясака») с местного населения. (П-На какой вопрос получили ответ?)В XVIII в. с укреплением южных пограничных земель прокладывается Великий сибирский тракт (В —Почему великий? О — Спрогнозируй ответ). Водные пути, проходившие в глубине тайги, теряют свое главное преимущество -безопасность. На смену речному приходит относительно быстрый гужевой транспорт. (В — Что это за транспорт? О — Попытайся дать своё определение). С этого времени расположенные на Сибирском тракте Омск, Томск, Красноярск, Иркутск становятся ведущими городами Сибири. И наоборот, некогда процветающие Сургут, Нарым, Енисейск, Братск, Усть-Илимск теряют свое значение (В - Почему? О -) , оказавшись в стороне от дорог. (П - На какой вопрос получили ответ?)
С XVI в. начинается массовое движение в южные районы и заселение бывшего Дикого поля, лежащего сразу за р. Окой. В освоении южных окраинных земель выдающуюся роль сыграло казачество. Неся пограничную службу, казаки обеспечивали оборону государства, отражая набеги неприятеля. Обосновываясь на новых местах, они обживали неспокойные территории. Кстати, среди землепроходцев было много казаков. (П - На какой вопрос получили ответ?)
В) «Чтение с пометками INSERT»
Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста..
Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Г) «Концептуальная таблица»
помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Пример: Урок « Северо-запад России»
Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Используйте прием «Концептуальная таблица».
Москва | Линии сравнения | Санкт-Петербург |
1.В какой части страны расположен город? | ||
2.Выход к морю | ||
3.Транспортное положение | ||
4.Положение на реке | ||
5.Планировка города А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная) Б) явный центр города В) год основания Г) достопримечательности |
Д) « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Ж)Чтение с остановками и Вопросы Блума
- условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
· «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
· память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;
· оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
· синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
· анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
· применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Пример. В 1913 г. геофизик Альфред Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфующих континентов
Как вы представляете себе эту гипотезу?
Вегенер был поражен, как точно соответствуют друг другу края континентов. Береговые линии некоторых материков дополняют друг друга, как соприкасавшиеся половинки лопнувшего стекла. Например, северо-восточный угол Южной Америки и Гвинейский залив Африки: первый словно вырезан из второго. Восточный край Северной Америки тоже, если мысленно приложить его к западному побережью Европы, составит с ним единый монолит. В Южной Атлантике есть заливы и бухты, которые словно специально выкроены по размерам береговых мысов континента, раскинувшего свои земли по ту сторону океана.
На какие предположения наталкивают эти факты?
Когда-то на земном шаре существовал единый материк, омываемый одним океаном. Позднее этот материк раскололся, и его осколки расползлись в разные стороны: Южная и Северная Америка «уплыли» на запад, Австралия — на восток, Антарктида — на юг.
Что это — научный факт или одна из интересных гипотез?
Континенты начали свой грандиозный дрейф, по подсчетам Вегенера, 130 миллионов лет назад и продолжают свое движение будто бы сейчас. Хотя эта теория широко известна, ее признают немногие (И. Акимушкин)
Внимательно прочитайте текст.
Русский путешественник Миклухо-Маклай отправился на острова Полинезии и провел там среди «дикарей» много лет. Когда он опубликовал свои замечательные исследования, Лев Толстой сказал: «Главное, теперь неопровержимо доказано, что человек везде человек» (по кн. А. Шарова «Волшебники приходят к людям». М.( 1979).
Ответьте на вопрос: какие выводы об отношении Миклухо-Маклая к полинезийцам можно сделать из отзыва Л. Н. Толстого?
4. Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Карта
Крупномасштабная, мелкомасштабная
Показывает, обозначает, выделяет
Очень удобное изображение поверхности
Образ мира
Эссе.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Ключевые термины.
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
Перепутанные логические цепочки.
В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Прием «Фишбоун»
Проблема причины возникновения изучаемой проблемы факты пути решения
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Пример: Экологические проблемы
5. Учимся задавать вопросы.
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? тонкие | ? толстые |
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... |
дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... |
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока : на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
5. Организация урока с применением технологии РКМ
Разработка урока по теме «Ветер». География, 6 кл.
Цели:
образовательные:
формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;
ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
развивающие:
развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
воспитательные:
обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование: флюгер; раздаточный материал; учебник
Ход урока
I. Организационный момент
Методические рекомендации
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).
II. Стадия вызова
Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?
Классу демонстрируется синоптическая карта
Вопросы классу:
Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?
Какого явления не достает?
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполнение таблицы.
Лист №1
знаю | хочу узнать | узнал |
- движение - сила - скорость - направление |
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.
(Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу).
Несколько учащихся называют что они вписали.
Вписанные вопросы и будут планом урока.
Задание классу:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
Выявить причины возникновения ветра.
Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
( Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока).
III. Стадия осмысления
Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.
Выделим ключевое слово и признаки.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Вопросы классу:
Какие причины могут вызвать это движение?
(Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия)
Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление;
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Рассмотрели образование ветра днем.
Задание классу:
Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.
Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
А.С. Пушкин
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак
- Сила, скорость ветра.
Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.
Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.
Формулировка вывода.
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером.
Нанесение на графическую опору, характеристик ветра, видов ветра.
На листе представлены результаты наблюдений за направлением ветра
По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
Для каких целей нужно знать розу ветров?
На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.
Задание: на определение правильности размещения жилых кварталов.
Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что ветер может быть разрушителем и созидателем.
IV. Стадия рефлексии.
1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).
(Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность).
Восстановление перепутанной логической цепочки.
Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5.
Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии.
V. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике.
По выбору:
Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
Подготовить сообщение о видах ветра.
(При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления).
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
(При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся).
6. Результативность работы по технологии РКМ.
В процессе работы по этой технологии , все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление , помогает в освоении культуры работы с текстом.
Анкета «Критичность мышления»
А - всегда- 100%; Б – иногда-50%; В – не могу – 0%
Оценка
1.Я могу найти ошибку в своих или чужих суждениях.
Диагноз
2. Могу найти причину ошибочных суждений
Самоконтроль
3. Могу увидеть недостатки в своих суждениях
Критика
4. Могу опровергнуть какие-либо доводы, привести контраргументы
Прогноз
5. Могу сделать прогноз какого-либо явления, процесса.
Для определения уровня развития критического мышления , в конце года провожу анкетирование, с целью выявления самооценки и даю задания, позволяющие объективно оценивать уровень развития критического мышления . Например:
6 класс
1. Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений:
А) Для совершения самого длинного кругосветного путешествия нужно выбрать только определенный меридиан.
Б) Для определения местоположения какого-либо объекта, достаточно указать в каких широтах он находится.
2. Опровергните следующие суждения:
Осадочные породы делятся на обломочные, песок, гальку, известняки.
3. Представьте, что на Европейской части нашей страны стоит ясная, морозная погода. В то же время воздух над северной частью Атлантического океана более теплый и влажный. Что произойдет, если ветры с океана принесут этот воздух на сушу?
7 класс
Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений; приведите контраргументы:
- В отличие от Тихого океана в Индийском мало глубоководных желобов, это можно объяснить географическим положением океана.
- Каковы экологические последствия опустынивания, уничтожения дождевых лесов?
8 класс.
1. Найдите ошибку, укажите причину ошибочных суждений, приведите контраргументы.
А). Черноземы являются менее плодородными почвами, чем серые лесные, так как в степях значительно меньше опад, чем в широколиственных лесах.
Б). Так как западные части России получают большее количество осадков, поэтому она лучше обеспечена водами.
2. Сделайте прогноз: как изменился бы климат Западно-Сибирской равнины, если бы на территории России не было бы Уральских гор?
9 класс.
1.Найдите ошибку, укажите причину ошибочных суждений, приведите контраргументы.
- Предприятия по производству глинозема из нефелинов лучше размещать вблизи сырья; а из бокситов вблизи крупных электростанций.
2. Сделайте прогноз развития нефтяной промышленности России.
3.Предложите свой проект по сохранению экологического равновесия на Крайнем Севере.
Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
- Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
- Умение формулировать корректные вопросы;
- Интерес к творческой деятельности;
- Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии ;
- Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
- Положительная мотивация к учебному предмету;
Способы диагностики: анкета «Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков географии для меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности»; творческие работы учащихся; выполнение творческих заданий различного вида сложности; анкета «Изучение познавательного интереса к предмету». Для диагностики познавательного интереса к учебному предмету география была предложена анкета «Карта интересов».
Результаты «Карты интересов» учащихся дают следующую картину.
- При изучении нового – самое важное и интересное состоит в том, что бы разобраться в причинах явлений, событий, выяснить, почему так происходит, так считают 90 % учащихся.
- Нравится решать проблемные вопросы по географии – 70 % учащихся.
Учащимся в уроках географии нравится больше всего:
- объяснение учителя, четкость изложения материала- 25%;
- творческие задания- 26,7%;
- познавать новое- 20%;
- интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления )- 66,7%;
- общение на уроке - 73,3%;
- нравятся необычные творческие задания по географии - 76,7 % учащихся.
- будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по географии – 73,3 %.
- предпочитают сочинение, реферат, творческое задание по географии выполнению задания, где требуется, используя текст учебника ответить на ряд вопросов – 50 %.
- захотят повозиться со сложным заданием по географии , вместо того, что бы выполнить несколько простых заданий – 53,3 %.
Проводя анализ полученных данных можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.
Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке .
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
7. Список используемой литературы
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление : технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
2. Ильясов И. Критическое мышление : организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.
3. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления : научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках междунар. проекта] / И.В. Муштавинская // Методист. – 2002. – № 2. – C. 30–35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Приемы для развития критического мышления на уроках географии
Приемы которые я использую на уроках...
Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.
Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....
Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....