Приемы для развития критического мышления на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Приемы которые я использую на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванов А.В. учитель географии Алешинской основной школы Мендыкаринского района Костанайской области.

Приемы для развития критического мышления на уроках географии.

  1. Приём "Ассоциативный ряд"

К теме урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.  Ученики прочитав написанные слова пытаются угадать тему урока.

Пример: Урок в 6 классе по теме «Реки» на доске написаны слова Пляж, течение, купание, рыба, Тобол, Нил и т.д.

  1. Приём  “Я беру тебя с собой»

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример:  при изучении темы  «Внутренние воды Евразии» учитель загадывает признак: «Река, относящаяся к бассейну Индийского океана» и называет реку, например Ганг.

При изучении темы Полезные ископаемые Казахстана, учитель загадывает признак: «Полезное ископаемое осадочного происхождения» и называет полезное ископаемое, например Уголь.

  1. Приём “Шаг за шагом”.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример: данный прием хорошо использовать для всесторонней проверки знаний. При изучении темы транспортный комплекс Казахстана учащийся выходит к доске отвечать домашнее задание, шагая к доске он на каждый шаг называет термин или определение относящееся к Топливно-энергетическому комплексу или называет месторождения цветных полезных ископаемых.

  1. Приём  «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.  Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Пример: при закреплении темы «Страны и народы Южной Америки» одной группе учащихся раздаются карточки с названиями стран, второй группе раздаются карточки с названиями столиц. Учащимся нужно найти свою пару.

Также данный прием можно использовать для того чтоб разделить учащихся для работы в парах.

  1. Приём “Развивающий канон”

 Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример: Гепард – Саванна = Горилла -? (Среда обитания)

Урал – Каспий = Сырдарья - ? (Место впадения)

Алтай – Белуха = Тянь-Шань - ? (наивысшая точка)

  1. Приём  «До-После»

прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример: перед началом изучения темы «Машиностроение Казахстана» ученики в столбце «До» записывают что им известно о данной теме. На этапе рефлексии они записывают что они узнали нового. Данный прием показывает насколько продуктивно прошел урок.

  1. Приём “Ложная альтернатива”

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример: наиболее крупные ГЭС в Казахстане располагаются на Ишиме или на Тоболе? Экибастузская ГРЭС – 1 работает на мазуте или сжиженном газе?

  1. Приём “Целое-часть. Часть-целое”

 Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример: Саванна – зебра, Джунгли - ?

А) зебра Б) природная зона В) лиана

Железная руда – черная металлургия, Бокситы - ?

А) глинозем Б) цветная металлургия В) полезные ископаемые

  1.  Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Пример: Итак, друзья, мы в африканской саванне. Впереди блестят воды Онтарио. Пойдем набрать воды. Ой, кто там за гигантским кактусом? А, это мелькнула тень ягуара – вышел на охоту. Солнце склонилось к закату.  А вот у колес автомобиля, видимо в поисках пищи, вертится мохнатый зверек марабу. Тишина… но чьи это громкие крики? Горилла развлекается. А вот и страус летит свистя крыльями.

  1.  Приём  “Диаграмма Венна”

 Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример: сравнить материки Африка и Южная Америка, сравнить Центральный и Северный Казахстан.

  1.  Прием «Концепт карты»

суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

Пример:  ученики составляют концепт карту на тему Животноводство Казахстана. От слова Животноводство они делают стрелку и пишут Скотоводство, от слова Скотоводства в одну сторону они расписывают что мы получаем от скотоводства: мясо, молоко, шкуры; в другую сторону они расписывают в какой части Казахстана занимаются разведением КРС, в третью сторону они пишут направления скотоводства: молочное, мясное, мясо-молочное, молочно-мясное и т.д.

  1.  Приём  “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках на этапе закрепления изученного материала или на этапе подведения итогов. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример: 7 класс тема «Рельеф Северной Америки»

Ученики пишут: я узнал что в рельефе Северной Америки преобладают равнины, я узнал что в Северной Америке встречаются такие горы как Кордильеры, Аппалачи, Скалистые, Я стал лучше ориентироваться на карте Северной Америки и узнал где располагается гора Мак-Кинли, самая высокая точка Северной Америки и т.д.

  1.  Приём  «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример. 

Мегаполис

Большой, новый

Строится, растет, процветает

Живой мегаполис, маленькая деревня

разрушается, уменьшается, кормит

Красивая, родная

Деревня

  1.  Приём  «Мысли во времени»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом.

Пример: например при начале изучения темы Атмосфера ученики пишут все что связано у них с этой темой. В конце урока можно вернуться к данным словам, попросить учеников зачитать написанные слова и ответить на вопросы:

Почему он записал именно эти слова?

О чем он думал, когда писал эти слова?

Чтобы он хотел в записях изменить?

Написанное относиться или не относиться к теме урока?

  1.  Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Пример: 5 класс урок по теме «Солнце и Солнечная система» синквейн на тему «Солнце»

Солнце

Яркое, Большое

Светит, Греет, дает жизнь

Земля вращается вокруг Солнца

Свет

  1.  Прием «Снежный ком»

Ученики в группах называют термины, 1 ученик называет термин, 2 ученик повторяет термин 1 ученика и называет свой термин, 3 ученик повторяет термины 1 и 2 ученика и говорит свой термин и т.д. ученик который сбился и не смог повторить – выбывает. Данный прием можно использовать в парах и группах любого количества.

Пример: 7 класс урок по теме «Население и политическая карта Южной Америки»1ученик называет термин – Бразилия, 2 ученик повторяет слово Бразилия и называет свое слово – Мулат, 3 ученик – Бразилия, Мулат, Каракас и т.д.

  1.  Прием «10 вопросов»

Ученику на лоб прикрепляется стикер с термином на определенную тему. Учащемуся разрешается задать классу 10 вопросов на которые класс может ответить только да или нет, а также и да и нет. После чего пытается отгадать термин.

Пример: 7 класс тема «природные зоны Евразии» ученику прикрепляют стикер с термином «Медведь» ученик задает вопросы «У меня есть копыта?», « Я хищник?», «У меня длинный хвост?» и т.д. класс на эти вопросы отвечает либо да либо нет.

  1. Прием «Тематический алфавит»

Используя буквы в алфавитном порядке учащиеся пишут термины на определенную тему.

Пример: тема  «Гидросфера» ученики пишут все что связано с гидросферой.

А – Амазонка

Б- болото

В – вода

Г – гидроэлектростанция

Д- дождь

И т.д.

  1. Прием «Блиц»

Учащимся раздаются карточки с терминами. Им нужно за 1 минуту объяснить данные ключевые слова классу, не называя самого термина, описывая его признаки и т.д.

Пример: 9 класс тема «Металлургический комплекс»

Термин «Кокс» ученик объясняет, что это вид угля, который используют при выплавке чугуна и стали в доменных печах.  «Металлургический комбинат неполного цикла» ученик говорит, что это то место где выплавляют чугун и сталь только не из железной руды, а из лома черных металлов». Термин «прокат» ученик объясняет, что это конечный этап при выплавке стали, бывает листовой, рельсовый и т.д.

  1.  Прием «Что лишнее?»

Ученикам предлагается ряд из 3 терминов, 2 из которых связаны между собой. Учащимся нужно определить, какой термин лишний и почему?

Пример. Амазаонка, Лимпопо, Нигер.

Ученик должен определить что, Лимпопо и Нигер протекают в Африке, в то время как Амазонка протекает в Южной Америке.

Барометр, Эхолот, Термометр. Барометр и Термометр это приборы относятся к атмосфере, а эхолот к гидросфере.

  1.  Прием «Тематический теннис»

Ученики делятся на группы по3 человека. 2 игрока и судья. Задается определенная тема, игроки по очереди называют термины, которые относятся к заданной теме. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не сможет, назвать термин или не повторится. Судья ведет счет и следит, чтобы игроки не повторялись.

  1.  Прием «Угадай вопрос»

Ученикам предлагается ряд слов, которые являются ответами на поставленный вопрос. Ученикам нужно угадать, какой вопрос был задан.

Пример. Тема «Реки Казахстана» предложены слова: Ишим, Иртыш, Тобол. Ответами, на какой вопрос они являются? (перечислите реки Казахстана, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана?)

Мыс Рока, мыс Пиай, мыс Дежнева, мыс Челюскин. (назовите крайние точки Евразии?)

  1.  Прием «Тематические слова»

Ученикам предлагается банк терминов, им нужно выбрать слова которые относятся к определенной теме.

Пример. Койот, Килиманджаро, Мак-Кинли, Гренландия, Долина Смерти, п-в Калифорния, Канада, Онтарио, скунс, гризли, Миссури, Колорадо, Анхель, Ориноко. Нужно выбрать слова которые относятся к теме «Внутренние воды Северной Америки»

  1.  Прием «Таинственный предмет»

Ученикам показывается изображение предмета. Они должны составить как можно больше вопросов про это предмет.

Пример.

C:\Users\Admin\Desktop\1.jpg

Где используется данный пример? Работники, какой профессии используют данный предмет? Куда указывает стрелка? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....

Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии

Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии...

Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....