Разработки и конспекты уроков
учебно-методический материал по географии на тему
Предварительный просмотр:
- Ф.И.О. (полностью): Черепова И.А.
- Предмет: география
- Класс: 5
- Тема и номер урока в теме: Форма и размеры Земли. Урок №6 в теме «Земля во Вселенной»
- Базовый учебник: География. Землеведение. 5-6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М: Дрофа, 2013.
- Цель урока:Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.
- Задачи:
Обучающая:углубить знания о планете Земля.
Развивающая: формировать умения учащихся получать информацию из различных источников. Развивать память, воображение, логическое мышление.
Воспитывающая: осознание себя как части целостности Вселенной, воспитывать любовь и уважение к природе, информационную культуру, создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать.
- Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
- Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, компьютер с выходом в Интернет, настенная контурная карта, мультимедийный проектор.
- Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
- Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название ЭОР | Время | |
1 | Организационный этап | Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке | 1 мин | ||
2 | Актуализация знаний | 1. Дежурный словарь 2. «Третий лишний» Г) Венера, Юпитер, Марс; Д) Земля, Уран, Юпитер. 3. Выставка творческих работ 4. Взаимоконтроль в парах используя цифры: 30,150,4,6. 365 5. Вопрос на доске 4 дня в году | Вспоминают изученный ранее материал Устные ответы у доски(ученик дает определения, одноклассники называют примеры, ученик показывает их на карте (по 2-3 примера) – океан, материк, остров, полуостров, архипелаг. Учащиеся поясняют свои работы Отвечают в парах и оценивают друг друга Какие дни считаются астрономическим началом сезонов года на Земле Выставляют баллы в лист оценивания. | Презентация слайды 1 Слайд 4 | 15 мин | |
3 | Изучение нового материала | Проблемная ситуация: Земля это половинка шара, которую держат слоны, стоящие на гигантской черепахе.? Самое убедительное доказательство В 5 – 3 вв до нашей эры древние греки высказали предположение о том, что Земля имеет форму шара и математически рассчитали ее примерные размеры. Как вы думаете, каким образом древние греки могли узнать форму и истинный размер Земли? Сформулируйте тему урока. Целью нашего урока будет: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете. Найдите в учебнике и атласе информацию о том, как древние люди представляли форму Земли. Чем отличались взгляды на форму Земли древних людей и современных? 25. Вес нашей планеты – это величина непостоянная. Ученые выяснили, что каждый год Земля поправляется на ~40 160 тонн и сбрасывает ~96 600 тонн, теряя таким образом 56 440 тонн. | Вспоминают, доказывают, что Земля - шар Создание проблемной ситуации. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус. Слушают Высказывают гипотезы. Формулируют, записывают в тетрадь. Работа с текстом учебника.Вступают в диалог, проговаривают и осознают | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9-12 Слайд 13 | 15 | |
4 | Физминутка |
(Подъем рук над головой - на вдохе, их плавное опускание на выдохе - 5 раз)
(Повороты в стороны - 5-6 раз.И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе)
(5-6 наклонов туловища вперед) | Выполняют упражнения. | Слайд 14 | 3 мин | |
5 | Работа в группах | Размеры Земли Организует работу с учебником 1 группа: Составьте предложение из ключевых слов Окружность, расстояние, круг, Северного, воображаемая, карта, экватор, орбита, поверхности, Южного, полюсов, на равном, это, проведенная, Луна. 2 группа: Кто впервые рассчитал размеры Земли 3 группа: Запишите кратко как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты 4 группа: О чем свидетельствуют эти цифры: 6357, 6378, 40076, 510 млн кв. км. Аргументируйте свой ответ. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. У Земли не сферическая форма! На самом деле она имеет форму сплющенного сфероида, она сплющена на полюсах и выпуклая на экваторе точно по направлению оси своего вращения. | Работают в группах. Работают с учебником и атласом: находят и узнают информацию, передают своими словами и записывают содержание. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Дают развернутый ответ, обобщают информацию. | Слайд 15-16 | 10 мин | |
6 | Рефлексия и выставление оценок | Предлагает учащимся разгадать кроссворд по теме урока. Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок | Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Определяют степень продвижения к цели. Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю | Слайд 17-18 | 4 мин | |
7 | Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание в дневник. Получают карточки с задачами | 2 мин |
- Фронтальная работа с глобусами
- Рассмотрите глобус, как вы думаете, что такое глобус? (модель Земли)
- Почему мы начинаем изучать форму Земли именно по глобусу?
- Найдите на глобусе экватор, северный полюс, южный полюс. Какова длина экватора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рисунку 24.
- Работа с рис.24. Задание: прочитайте текст над рисунком, ответьте на вопросы:
- Какова длина экватора? (40 тыс.км)
- Что такое «радиус Земли»? Каков средний радиус Земли? (6371 км)
- Сколько времени понадобится путешественнику, чтобы обойти земной шар по экватору пешком без остановок? (год и 2 месяца)
- Работа над формированием понятия
Глобус – это модель земли.
Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? - ---- Круглый, шарообразный, шар.
- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.
- Рассказ учителя с использованием презентации «История появления глобуса. Самые удивительные глобусы»
- Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
- Самым большим на Земле считается глобус диаметром 10 метров, вес 30 тонн, он находится в Италии.
- А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.
6) Работа в парах с глобусом «Цветовое изображение объектов на глобусе»
Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).
- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).
- Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.
Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.
Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.
Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
- Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).
- А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).
- Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.
- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).
Физкультминутка
- А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
7. Применение нового знания.
Решение географической задачи.
- Определите расстояние от Москвы до Барнаула. Сколько раз это расстояние уложится в длину экватора?
- По глобусу измерьте расстояние
- от Южной Америки до Африки по экватору
- от Москвы до экватора
- от Северного полюса до Москвы
8. Закрепление полученных знаний
Дополните рассказ
Модель Земли - _________________ . Это слово в переводе с латинского означает_____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков. Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км). Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км). Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км). Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока
В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"
Схема конспекта урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...
Разработка плана-конспекта урока по физике в 9 классе «Энергия связи атомных ядер»
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием энергии связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи и энергетический выход при синтезе ядер и делении ядер.Задачи:образовательные:...
Разработка и конспект урока по ИЗО в 5 классе "Портрет в скульптуре"
1."Портрет в скульптуре " - разработка урока для 5-х классов....
1.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Разведка нефтегазовых месторождений/ Exploring of Oil and Gas».
Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО. Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и...