Формирование коммуникативных УУД на уроках географии
презентация к уроку по географии на тему
Слайд 1. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 2. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Слайд 3. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Рассмотрим развитие коммуникативных УУД на разных этапах конкретного урока географии «Движение воды в океане».
Слайд 4. Этап: Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и задач урока.
«Вид прибоя». Звучит звуковое сопровождение «Звуки моря».
Закройте глаза и представьте то, о чём я вам рассказываю: «Куда не взглянешь, всё та же безбрежная равнина, слегка волнующая и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймлённая со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода тёплая и одновременно освежающая…»
Слайд 5. Расскажите мне о своих впечатлениях, о морской воде, продолжив фразу: «Морская вода…» Дети на данном этапе развивают умение выражать свои мысли, объясняя свою точку зрения, планируют учебное сотрудничество. Вопрос о том, без чего невозможно представить море или океан заставляет задуматься, некоторые дети совещаются друг с другом – возникает общение. В результате они приходят к правильному выводу (Без волн) и постановке темы урока (Движение воды в океане).
Слайд 6. На следующем этапе – Актуализации знаний – проводим опыты с водой, пытаясь создать волны на поверхности. На основании их работы делаем выводы и выводим закон волн.
На данном этапе мы видим инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, формулирование и аргументацию своего мнения и позиции в коммуникации.
Слайд 7. На этапе – Первичное усвоение новых знаний – ребятам предлагается схема волн и даётся возможность самостоятельно дать определения выделенным понятиям. После этого им предлагается таблица определения силы ветра. Она есть в виде раздаточного материала на партах. Дети, изучив таблицу, отвечают на ряд вопросов учителя.
В этом случае развиваются такие умения, как: умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Слайд 8. Изучая дальше на этом же этапе движения воды предлагается просмотреть схему и составить вопросы. Ребята сразу задают вопрос – а что это? Узнав, что это схема прилива и отлива возникает вопрос, а как это происходит и почему? Пытаются выдвигать свои версии, некоторые дети уже знакомы с этими явлениями и пытаются объяснять своим товарищам.
В этом случае развиваются такие умения, как: постановка вопросов; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества.
Слайд 9. На данном этапе формируются следующие коммуникативные УУД:
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
- достижение договоренностей и согласование общего решения;
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников.
Слайд 10. На этапе – Первичное закрепление - предлагается обучающимся самостоятельно восстановить логические связи.
При этом развиваются:
- координирование разных позиций с учетом разных мнений;
- достижение договоренностей и согласование общего решения;
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Слайд 11. На этапах: Информация о домашнем задании, инструктаж по её выполнению и Рефлексия – предлагается игровой момент. «Мы изучили с вами тему «Движение воды в океане». Стук в дверь. Открываю - просовывается рука с бутылкой, в которой записка.
Спрашиваю громко: «Это нам? А кто это был?» У детей это вызывает живой интерес. Ребята говорят, что бутылку передал, наверное, моряк, так как они видели человека в тельняшке. Обучающийся извлекает и зачитывает послание: «Господин всех морей и океанов Нептун повелевает учащимся этого класса дома в контурной карте зарисовать крупные течения вод Мирового океана». В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На данном этапе
- формулирование и аргументация своего мнения;
- планирование учебного сотрудничества.
Слайд 12. Вывод: На уроках развиваются коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Слайд 13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии
Материал содержит презентацию и документ. Данная работа представляет теоретическое обоснование значимости и актуальности формирования коммуникативных компетенций и примеры из опыта работы....
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации
Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения, оборудование, телекоммун...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии.
Примеры заданий в 6-11 классах по формированию коммуникативных компетенций на уроках географии....
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...
Формирование коммуникативных УУД на уроках географии.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действ...