Представление опыта работы по направлению «географическое краеведение».
материал по географии (9 класс) на тему
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление материала о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем, должна быть поставлена, своего рода, научно-исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.yu_._-_kopiya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по направлению «географическое краеведение».
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов России, а также зарубежных стран.
В практике работы учителей географии важное место отводится процессу реализации краеведческого принципа изучения географии. Его содержательной основой являются материалы географического краеведения. Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем, должна быть поставлена, своего рода, научно-исследовательская работа.
Основными задачами географического краеведения являются:
1.Изучение географии родного края.
2.Изучение природных богатств.
3.Анализ собранных материалов.
4.Описание, фотографирование, рисунки.
5.Охрана природных богатств.
6.Пропаганда патриотизма и знаний о своем крае.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися своего края, под руководством учителя. При этом выполняются две задачи:
1) Всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материла.
2) Использование этого материала в преподавании географии.
По форме организации учебного процесса школьное краеведение принято подразделять на:
- урочное и
- внеурочное.
Урочное краеведение реализуется во время учебных занятий, уроков в соответствии с поурочным планированием. Внеурочное краеведение опирается на такие формы, как
-краеведческий кружок,
-туристические походы,
-экскурсии,
-вечера и т.д.
Эти две формы краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга.
Увязка местного материала с программным материалом осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы урока, содержания и структуры урока. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Краеведение имеет большое значение для активизации урока. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
При применении принципа учебно-краеведческого подхода при изучении географии используются следующие методы:
1. Объяснительно- иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы
с иллюстрацией.
2. Следующий метод-это метод частично – поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся.
3. Следующий метод - сравнительный, который основан на сопоставлении природных объектов, территорий и природных явлений в разных частях России и мира и своего края.
4. Следующий метод –это работа с краеведческой литературой и другими источниками.
5. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе.
6. К новым методам в учебной краеведческой работе можно отнести использование информационных технологий и возможностей Интернет.
Наш, Веселовский район имеет уникальные природные объекты:
-Веселовское водохранилище,
-реку Маныч,
-большое количество водно-болотных угодий,
-охотничье хозяйство,
-рыболовные угодья,
-через район проходит граница между Азией и Европой
и много ещё того, что интересно исследователю. Поэтому учебно- географическое краеведение может стать одним из приоритетных направлений деятельности учителей географии нашего района.
Поскольку тема моего доклада предусматривает представление моего опыта по применению краеведческого принципа обучения географии, я расскажу о краеведческой работе по теме «Рекреационные ресурсы и туристический потенциал Веселовского района».
Задачи исследования были поставлены следующие.
1.Изучить, что такое рекреация, какие виды рекреационных ресурсов существуют, какие из них имются в нашей местности.
2.Изучить особенности природных условий нашего района: климат, рельеф, внутренние воды.
3.Собрать материал о рекреационных ресурсах Веселовского района.
4.Проанализировать рекреационную деятельность Ростовской области.
5. Оценить туристический потенциал района.
6. Разработать пробный туристический маршрут по Веселовскому району, который назывался «Степи, до чего ж вы хороши!».
Задачи данной краеведческой работы нацелены на воспитание любви и уважения к жителям своего хутора и к району как к своей малой родине.
Поскольку туристический потенциал - это:
-Природные комплексы
-Объекты культурного наследия
-Объекты инфраструктуры.
Краеведческая работа учащихся была направлена на изучение следующих тем.
Первая тема. Физико-географические особенности территории Веселовского района, это:
1. Рельеф Веселовского района.
2.Особенности географического расположения Веселовского района.
3.Климат Веселовского района.
Что было сделано нами в рамках краеведческой работы:
1. Подготовлены презентации по темам:
а) Физико-географические особенности территории Веселовского района.
б) Климат зоны расположения Веселовского района.
2. Подготовлен реферат по теме:
а) Луговые угодья окрестностей хутора Красное Знамя.
Вторая тема. Природные комплексы Веселовского района – это:
1. Веселовское водохранилище
2. Река Маныч
3. Лесхоз
4. Водно-болотные угодья.
Что было сделано в рамках краеведческой работы:
1. Подготовлены презентации по темам:
а) Характеристики Веселовского водохранилища.
б) Экологическое состояние реки Маныч.
в) Лесное хозяйство Веселовского района.
г) Водно-болотные угодья Веселовского района и его окрестностей.
2. Проведены экскурсии:
- на Веселовское водохранилище
- в лесхоз
3. Подготовлены рефераты по теме:
а) Зоны рекреаций в окрестностях хутора Красное Знамя -охотничьи угодья.
б) Зоны рекреаций на территории Веселовского района.
Результатом этих экскурсий стали:
- фотоотчеты и
-выводы, в форме презентаций и рефератов, о богатстве и разнообразии природных комплексов Веселовского района
Так же в рамках географического краеведения, с помощью интернет ресурсов и экскурсий, учащиеся познакомились с объектами культурного наследия регионального значения на территории Веселовского района, которые находятся под охраной государства.
В результате краеведческой работы по данному направлению учащиеся:
-углубили и расширили знания по понятию «рекреации» на территории Веселовского района и окрестностей своего хутора Красное Знамя;
- исследовали рекреационные возможности Веселовского района и хутора Красное Знамя
-составили следующие таблицы:
1.Количество объектов рекреационного назначения в Ростовской области,
2.Характеристики Веселовского водохранилища,
3.Объекты культурного наследия регионального значения в Веселовском районе. 4.Памятники археологии Веселовского района, состоящие на государственной охране: курганы в окрестностях хуторов Красное Знамя, Малая Западенка, Казачий, Красный Кут.
Результатом этой географической краеведческой работы стало оформление исследовательской работы по теме: «Рекреационные ресурсы и туристический потенциал Веселовского района», с составлением туристического маршрута «Степи, до чего ж вы хороши!». Эта работа была удостоена серебряной медали на Донской Академии Юных Исследователей в городе Ростове-на-Дону.
В рамках учебно- географической краеведческой работы была проведена работа по изучению демографической ситуации в хуторе Красное Знамя и установлены связи демографической ситуации Веселовского района и Позднеевского сельского поселения, на территории которого расположен наш хутор, с демографической ситуацией в России.
Были поставлены следующие задачи краеведческой работы:
-изучить динамику численности учащихся в Краснознаменской школе;
-определить проблемы и перспективы развития нашей школы;
-сравнить динамику изменения количества учащихся в школе с процессами, происходящими в России, Ростовской области и Позднеевском сельском поселении.
-составить прогноз изменения численности учащихся нашей школы на ближайшие пять лет;
-предложить свои меры по улучшению демографической ситуации в хуторе Красное Знамя, через опрос и анкетирование населения хутора.
При работе в этом направлении были использованы статистические данные,
-полученные в администрации Позднеевского сельского поселения,
-данные, которые предоставила фельдшер местного фельдшерского пункта
-и архивные данные нашей школы и районного центра п.Веселый.
Были подняты классные журналы с 1980 года для получения статистических данных по наполнению классов в разные годы.
В результате краеведческой работы по данному направлению мы смогли составить:
- прогноз изменения численности учащихся в нашей школе на ближайшие 5 лет.
--таблицы-показателей демографической ситуации как по Позднеевскому сельскому поселению, так и в х. Красное Знамя и
Это следующие таблицы:
1. Численность населения в Позднеевском сельском поселении и х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг.
2. Естественный прирост населения в Позднеевском сельском поселении
за период 2009 – 2013 гг
3. Прогноз динамики численности населения в Позднеевском сельском поселении
на период 2014 -2018 гг.
4. Численность населения в х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг
5. Показатели средней наполняемости классов по 5-летним периодам, с 1980 по 2015 год
6. Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг.
7. Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг.
8. Движение численности учащихся в Краснознаменской школе
за период 2008 – 2013 гг.
9. Динамика численности первоклассников с 2014 -2019 гг. в Кранознаменской школе.
10. Прогноз численности учащихся в МОУ «Краснознаменская ООШ» на пять лет вперед. На период 2014 – 2018 гг.
11. Динамика численности населения России, Ростовской области, Позднеевского сельского поселения, хутора Красное Знамя и учащихся Краснознаменской школы за период 2009 – 2013 гг. (в сравнении).
Краеведческая работа по данному направлению углубила знания учащихся в понимании:
-что такое демография и демографическая ситуация
-что такое естественный прирост населения и его убыль
-ученики смогли сравнить демографическую ситуацию в России с ситуацией в Позднеевском сельском поселении и конкретно в своем хуторе Красное Знамя, в котором они проживают.
Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.
1. Использование краеведческих знаний при изучении географии, например с таблицами, которые были составлены учащимися
-по теме демография,
- рекреации Веселовского района и х. Красное Знамя
2. Накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области.
Итогом этой географической краеведческой работы стало оформление исследовательской работы по теме: «Сокращение численности учащихся в МБОУ «Краснознаменская ООШ» как отражение демографической ситуации в области, сельском поселении и всей России». Эта работа заняла первое место на Донской академии юных исследователей г.Ростов-на-Дону.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Таким образом, используя краеведческие материалы в учебном процессе можно решить несколько учебно-воспитательных задач: 1) более глубокое познание природы своей местности и ее экологических проблем, 2) формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению, 3) воспитание бережного отношения к природе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"
Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»
Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....