Представление опыта работы по направлению «географическое краеведение».
материал по географии (9 класс) на тему
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление материала о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем, должна быть поставлена, своего рода, научно-исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по направлению «географическое краеведение».
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов России, а также зарубежных стран.
В практике работы учителей географии важное место отводится процессу реализации краеведческого принципа изучения географии. Его содержательной основой являются материалы географического краеведения. Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем, должна быть поставлена, своего рода, научно-исследовательская работа.
Основными задачами географического краеведения являются:
1.Изучение географии родного края.
2.Изучение природных богатств.
3.Анализ собранных материалов.
4.Описание, фотографирование, рисунки.
5.Охрана природных богатств.
6.Пропаганда патриотизма и знаний о своем крае.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися своего края, под руководством учителя. При этом выполняются две задачи:
1) Всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материла.
2) Использование этого материала в преподавании географии.
По форме организации учебного процесса школьное краеведение принято подразделять на:
- урочное и
- внеурочное.
Урочное краеведение реализуется во время учебных занятий, уроков в соответствии с поурочным планированием. Внеурочное краеведение опирается на такие формы, как
-краеведческий кружок,
-туристические походы,
-экскурсии,
-вечера и т.д.
Эти две формы краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга.
Увязка местного материала с программным материалом осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы урока, содержания и структуры урока. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Краеведение имеет большое значение для активизации урока. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
При применении принципа учебно-краеведческого подхода при изучении географии используются следующие методы:
1. Объяснительно- иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы
с иллюстрацией.
2. Следующий метод-это метод частично – поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся.
3. Следующий метод - сравнительный, который основан на сопоставлении природных объектов, территорий и природных явлений в разных частях России и мира и своего края.
4. Следующий метод –это работа с краеведческой литературой и другими источниками.
5. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе.
6. К новым методам в учебной краеведческой работе можно отнести использование информационных технологий и возможностей Интернет.
Наш, Веселовский район имеет уникальные природные объекты:
-Веселовское водохранилище,
-реку Маныч,
-большое количество водно-болотных угодий,
-охотничье хозяйство,
-рыболовные угодья,
-через район проходит граница между Азией и Европой
и много ещё того, что интересно исследователю. Поэтому учебно- географическое краеведение может стать одним из приоритетных направлений деятельности учителей географии нашего района.
Поскольку тема моего доклада предусматривает представление моего опыта по применению краеведческого принципа обучения географии, я расскажу о краеведческой работе по теме «Рекреационные ресурсы и туристический потенциал Веселовского района».
Задачи исследования были поставлены следующие.
1.Изучить, что такое рекреация, какие виды рекреационных ресурсов существуют, какие из них имются в нашей местности.
2.Изучить особенности природных условий нашего района: климат, рельеф, внутренние воды.
3.Собрать материал о рекреационных ресурсах Веселовского района.
4.Проанализировать рекреационную деятельность Ростовской области.
5. Оценить туристический потенциал района.
6. Разработать пробный туристический маршрут по Веселовскому району, который назывался «Степи, до чего ж вы хороши!».
Задачи данной краеведческой работы нацелены на воспитание любви и уважения к жителям своего хутора и к району как к своей малой родине.
Поскольку туристический потенциал - это:
-Природные комплексы
-Объекты культурного наследия
-Объекты инфраструктуры.
Краеведческая работа учащихся была направлена на изучение следующих тем.
Первая тема. Физико-географические особенности территории Веселовского района, это:
1. Рельеф Веселовского района.
2.Особенности географического расположения Веселовского района.
3.Климат Веселовского района.
Что было сделано нами в рамках краеведческой работы:
1. Подготовлены презентации по темам:
а) Физико-географические особенности территории Веселовского района.
б) Климат зоны расположения Веселовского района.
2. Подготовлен реферат по теме:
а) Луговые угодья окрестностей хутора Красное Знамя.
Вторая тема. Природные комплексы Веселовского района – это:
1. Веселовское водохранилище
2. Река Маныч
3. Лесхоз
4. Водно-болотные угодья.
Что было сделано в рамках краеведческой работы:
1. Подготовлены презентации по темам:
а) Характеристики Веселовского водохранилища.
б) Экологическое состояние реки Маныч.
в) Лесное хозяйство Веселовского района.
г) Водно-болотные угодья Веселовского района и его окрестностей.
2. Проведены экскурсии:
- на Веселовское водохранилище
- в лесхоз
3. Подготовлены рефераты по теме:
а) Зоны рекреаций в окрестностях хутора Красное Знамя -охотничьи угодья.
б) Зоны рекреаций на территории Веселовского района.
Результатом этих экскурсий стали:
- фотоотчеты и
-выводы, в форме презентаций и рефератов, о богатстве и разнообразии природных комплексов Веселовского района
Так же в рамках географического краеведения, с помощью интернет ресурсов и экскурсий, учащиеся познакомились с объектами культурного наследия регионального значения на территории Веселовского района, которые находятся под охраной государства.
В результате краеведческой работы по данному направлению учащиеся:
-углубили и расширили знания по понятию «рекреации» на территории Веселовского района и окрестностей своего хутора Красное Знамя;
- исследовали рекреационные возможности Веселовского района и хутора Красное Знамя
-составили следующие таблицы:
1.Количество объектов рекреационного назначения в Ростовской области,
2.Характеристики Веселовского водохранилища,
3.Объекты культурного наследия регионального значения в Веселовском районе. 4.Памятники археологии Веселовского района, состоящие на государственной охране: курганы в окрестностях хуторов Красное Знамя, Малая Западенка, Казачий, Красный Кут.
Результатом этой географической краеведческой работы стало оформление исследовательской работы по теме: «Рекреационные ресурсы и туристический потенциал Веселовского района», с составлением туристического маршрута «Степи, до чего ж вы хороши!». Эта работа была удостоена серебряной медали на Донской Академии Юных Исследователей в городе Ростове-на-Дону.
В рамках учебно- географической краеведческой работы была проведена работа по изучению демографической ситуации в хуторе Красное Знамя и установлены связи демографической ситуации Веселовского района и Позднеевского сельского поселения, на территории которого расположен наш хутор, с демографической ситуацией в России.
Были поставлены следующие задачи краеведческой работы:
-изучить динамику численности учащихся в Краснознаменской школе;
-определить проблемы и перспективы развития нашей школы;
-сравнить динамику изменения количества учащихся в школе с процессами, происходящими в России, Ростовской области и Позднеевском сельском поселении.
-составить прогноз изменения численности учащихся нашей школы на ближайшие пять лет;
-предложить свои меры по улучшению демографической ситуации в хуторе Красное Знамя, через опрос и анкетирование населения хутора.
При работе в этом направлении были использованы статистические данные,
-полученные в администрации Позднеевского сельского поселения,
-данные, которые предоставила фельдшер местного фельдшерского пункта
-и архивные данные нашей школы и районного центра п.Веселый.
Были подняты классные журналы с 1980 года для получения статистических данных по наполнению классов в разные годы.
В результате краеведческой работы по данному направлению мы смогли составить:
- прогноз изменения численности учащихся в нашей школе на ближайшие 5 лет.
--таблицы-показателей демографической ситуации как по Позднеевскому сельскому поселению, так и в х. Красное Знамя и
Это следующие таблицы:
1. Численность населения в Позднеевском сельском поселении и х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг.
2. Естественный прирост населения в Позднеевском сельском поселении
за период 2009 – 2013 гг
3. Прогноз динамики численности населения в Позднеевском сельском поселении
на период 2014 -2018 гг.
4. Численность населения в х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг
5. Показатели средней наполняемости классов по 5-летним периодам, с 1980 по 2015 год
6. Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг.
7. Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг.
8. Движение численности учащихся в Краснознаменской школе
за период 2008 – 2013 гг.
9. Динамика численности первоклассников с 2014 -2019 гг. в Кранознаменской школе.
10. Прогноз численности учащихся в МОУ «Краснознаменская ООШ» на пять лет вперед. На период 2014 – 2018 гг.
11. Динамика численности населения России, Ростовской области, Позднеевского сельского поселения, хутора Красное Знамя и учащихся Краснознаменской школы за период 2009 – 2013 гг. (в сравнении).
Краеведческая работа по данному направлению углубила знания учащихся в понимании:
-что такое демография и демографическая ситуация
-что такое естественный прирост населения и его убыль
-ученики смогли сравнить демографическую ситуацию в России с ситуацией в Позднеевском сельском поселении и конкретно в своем хуторе Красное Знамя, в котором они проживают.
Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.
1. Использование краеведческих знаний при изучении географии, например с таблицами, которые были составлены учащимися
-по теме демография,
- рекреации Веселовского района и х. Красное Знамя
2. Накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области.
Итогом этой географической краеведческой работы стало оформление исследовательской работы по теме: «Сокращение численности учащихся в МБОУ «Краснознаменская ООШ» как отражение демографической ситуации в области, сельском поселении и всей России». Эта работа заняла первое место на Донской академии юных исследователей г.Ростов-на-Дону.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Таким образом, используя краеведческие материалы в учебном процессе можно решить несколько учебно-воспитательных задач: 1) более глубокое познание природы своей местности и ее экологических проблем, 2) формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению, 3) воспитание бережного отношения к природе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"
Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-66737-1393059057.jpg)
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/31/picture-96655-1722414602.jpg)
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/11/picture-239746-1678539807.jpg)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548768-1418283733.jpg)
Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"
Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641481-1433847664.jpg)
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...