«Значение внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов основного общего образования».
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Долматовская основная общеобразовательная школа»
Выступление на РМО по теме: «Значение внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов основного общего образования».
Подготовила:Учитель истории и географии Фетисова Ю.А.
2013-2014 гг.
Гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач — воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его культурой. Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны.
Каждый учитель ,определяя цели и задачи гражданско-патриотической работы, сам выбирает методы и формы организации воспитательных мероприятий .Мне кажется, что самое главное ,чтобы эта работа была систематичной и целостной.
В Долматовской ООШ работали люди, которые занимались этой работой .Это историк Николай Гаврилович Трофимов, который принимал участие в создании Книги памяти ,краевед Николай Александрович Николахин , поэтому положительный опыт в этом направлении уже был. Я работаю в школе недавно, но мы с ребятами стараемся поддерживать многолетние традиции и используем новые формы организации внеурочной деятельности.
Ежегодно в нашей школе проводится лыжный пробег «Долматово-Ползиково-Чернь»,посвященный памяти павших в годы ВОВ. На лыжи встают не только уч-ся ,но и учителя ,родители ,работники школы .На окраине деревни Ползиково находятся братские могилы и памятник генерал-майору танковых войск Василию Тимофеевичу Вольскому. Прибыв на место ,мы чистим от снега братские могилы, памятник, зажигаем свечу памяти, возлагаем цветы .По окончании торжественной части –чаепитие.
Уход за обелиском , расположенном в д.Долматово - одна из обязанностей наших уч-ся.
Особую роль в благородном деле воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма играют наши ветераны, участники войны, да и просто люди, которые в те годы были детьми и пережили весь ужас тех лет. Они носители памяти, традиций, опыта.Они связующее звено между поколениями. Поэтому мы организуем встречи с этими людьми, навещаем их, оказываем посильную помощь и обязательно приглашаем их на занятия, праздники, мероприятия, где из уст очевидцев ребята узнают суровую правду о войне, о героических подвигах воинов старшего поколения. Такое соприкосновение с войной оставляет неизгладимый след в душах ребят, воспитывает лучше любых мероприятий.Встречи с очевидцами военных событий открывают для молодежи новые малоизвестные страницы истории, учат ребят патриотическому отношению к Родине, мужеству .
В школе сложилась определённая система работы по гражданско - правовому воспитанию. Традиционно проводятся такие мероприятия, как месячники правовых знаний, уроки и классные часы, посвящённые Дню Конституции, проводятся мероприятия, посвящённые государственным символам России, правам человека. Учащиеся знакомятся с историей создания и содержанием «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции прав ребёнка», с Уставом школы, правилами поведения для учащихся. Основы законодательства изучаются в правовых разделах курса «Обществознание», начиная с шестого класса.
В школе проводятся уроки мужества,тематические классные часы, посвященные памятным датам .В этом учебном году это уроки мужества:
«Победе в Курской битве посвящается…»,«Сталинградская битва».
Тематический классный час «Афган-память и боль»,«Сталинградская битва в военных фотографиях».
Я считаю, что современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее, как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.Школьный музей-это место, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. В нашей школе есть уголок музея, где представлены предметы старины, военная форма, фотографии, фронтовые письма ,летописи и другие экспонаты.
Особую роль в гражданско-пат риотическом воспитании играют экскурсии. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, по могают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, со циального пространства.
В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскур сии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.
Мы со своими учениками постоянно посещаем Чернский краеведческий музей ,в этом году побывали в Тульском музее самоваров.
Туризм и краеведение в системе образования являются незаменимыми средствами воспитания гражданско – патриотических позиций юных граждан, призваны решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни; развивают у школьников нравственные качества, одновременно решают вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации. Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется ,организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов.
Туристический поход дает возможность решать вопросы обучения ,воспитания, оздоровления.
В деле воспитания настоящего человека нельзя добиться сиюминутного результата. Труд преподавателя, воспитателя, руководителя кружка всегда окупятся, если его любить, любить тот разный, трудный, ершистый, неподатливый материал, с которым они работают. Нужно отдавать свое сердце детям, любить свою Родину и верить в ее счастливое будущее, которое будут строить наши учащиеся и воспитанники. Настоящий патриотизм воспитывается не громкими словами, не подготовкой к очередной дате, а непрерывной работой с детьми ,и тогда - итог этой работы-люди ,способные любить и понимать свой народ ,сопереживать и помогать людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"
Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...
Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...
Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"
Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....
Программа внеурочной деятельности «Человек и общество» на уровне основного общего образования
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Человек и общество» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образователь...