Леса
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса»
Класс: 8 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
- Познакомиться и расширить знания о лесных зонах – тайге и смешанных широколиственных лесах России, причинах различия лесных зон.
- Развивать мышление и познавательный интерес.
- Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине
Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентация
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).
2. Проверка знаний
- Ребята, какие природные зоны мы изучали на прошлом уроке? (арктические пустыни, тундра, лесотундра).
- Охарактеризуйте каждую из этих природных зон?
- Ответьте, пожалуйста, что такое полигональные грунты и как они образуются?
- Что такое биологическая продуктивность? Как она изменяется с севера на юг?
3. Актуализация знаний
- Вспомните типы лесов.
- Какие условия необходимы для формирования лесной растительности?
- Каково значение леса в жизни человека?
4. Изучение новой темы
- Леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса представлены двумя основными зонами: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Лес – основной тип растительности нашей страны, занимает более 60% территории. Поэтому Россия является величайшей лесной державой мира.
- Ваша задача – внимательно слушать и заполнять по ходу моего рассказа и нашей работы таблицу (таблица на доске, учащиеся перечерчивают), в которой должны быть отражены основные характеристики компонентов природы лесных зон.
Во время выступления класс заполняет таблицу(слайд №2):
Компоненты природных зон | Русская равнина | Западная Сибирь | Восточная Сибирь | Смешанные и широколиственные леса | Уссурийская тайга |
Климат |
|
|
| ||
Почвы |
|
|
| ||
Растительность |
|
|
| ||
Животный мир |
|
|
|
Зона тайги – самая большая природная зона России по площади, то есть хвойные леса.
Она простирается широтной полосой через всю страну от западных рубежей до тихоокеанского побережья на площади, сравнимой с площадью всей Европы.
Таежная зона в целом обеспечена лучше теплом, чем тундра и лесотундра. В северной тайге температуры достигают +13º, а в южной + 19º, а вот зимы суровые, снежные, особенно в Сибири. Сред.январская температура на западе зоны составляет -10º, количество осадков 500 мм в год., на востоке в январе -40, а осадки 150-200 мм в год.
- В Восточной Сибири развита мерзлота, увлажнение достаточное и даже избыточное. В тайге много озер и обилие болот. Здесь исток крупных равнинных рек – Волги, Камы, Северной Двины, Лены, Вилюя). Реки полноводны, с множеством притоков, с весенним половодьем, в их питании играет огромное значение таяние снегов.
- В тайге типичны подзолистые и дерново-подзолистые почвы, которые на востоке за Енисеем сменяются мерзлотно-таежными.
- Тайга обладает разнообразием. В нашей стране выделяют 4 ареала тайги - тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.(слайд № 3)
- Тайга Русской равнины отличается от других таёжных районов.
- Ребята, какой климат характерен? ( Она сформировалась в умеренном континентальном влажном климате. Основными признаками этого климата являются: теплое лето (t июля +120, +200 С), морозная зима (t - 40до - 200 С), годовое количество осадков от 800 мм на западе и 400 мм на востоке).
- Какие почвы характерны для тайги Русской равнины? (При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому малоплодородны).
- Господствуют темнохвойные еловые леса. Темнохвойные леса Русской равнины образованы елью, сосной. Сосна – порода быстрорастущая, светлолюбивая, не требовательная к теплу и влаге, легко поселяется на открытых участках.
- Как вы думаете, какие животные живут в этой тайге? (лиса, волк, белки).
- Следующим видом тайги является западносибирская тайга.
- В каком климате она сформировалась? Температуры, осадки? (климат континентальный. Континентальность возрастает с запада на восток, т.е. разница между зимой и летом более резкая, вследствие более низких температур зимы).
- Какими причинами это обусловлено? (Это объясняется несколькими причинами: 1. Равнина расположена в умеренных широтах, а северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг; 2. Удаленность от Атлантики, т.е. ослабление влияния Атлантического океана; 3. Открытость ветрам Северного Ледовитого океана).
- Иногда эту тайгу из-за сильного увлажнения называют лесоболотной.
- Откройте карты и посмотрите, какие почвы характерны для западносибирской тайги?
- Эта тайга представлена елью, лиственницей, сосной, пихтой, кедром и перемежается болотами. Сырая заболоченная тайга еще называется урманом, что в переводе с татарского лес.
- Животные – куница, соболь.
- Тайга Восточной Сибири занимает огромную площадь среднесибирского плоскогорья, простираясь на 2 тысячи километров с севера на юг.
- Климат Восточной Сибири – резко континентальный, по следующим причинам:
1. Удаленность от Атлантического океана и закрытость хребтами от Тихого;
2. Огромная протяженность с севера на юг;
3. Здесь самая холодная в России и в северном полушарии зима.
На территории находятся «полюса холода» северного полушария - г.Оймякон и г.Верхоянск (с абсолютными минимумами температур: -710 С и -680С
- Какие почвы характерны?(мерзлотно-таежные).
- Растения? (сосново-лиственничные леса).
- Здесь коренные жители занимаются рыболовством, охотой на пушных зверей, глухарей.
- Зона смешанных и широколиственных лесов простирается по территории Восточно-Европейской равнины и на юге ДВ южнее тайги. Она не образует сплошной широтной зоны.
- Климатические условия более благоприятные, чем в тайге, лето долгое и теплое. Длительный вегетационный период позволяет произрастать смешанным и широколиственным лесам. Ср. тем-ры июля +18+20 ºС, января до -12 ºС в европейской части и до -28 ºС в восточных районах. Увлажнение достаточное 500-800 мм в год, примерно равно испаряемости, а значит зона смешанных и широколист. лесов отличается от тайги меньшей заболоченностью.
- В зоне смешанных лесов формируются дерново-подзолистые почвы. Они имеют достаточно хорошо развитый гумусовый горизонт (10-20 см) с более высоким содержанием перегноя, чем у подзолистых почв - это происходит в результате увеличения количества листового опада, увеличения солнечного тепла и уменьшения влаги.
Южнее под многоярусными широколист. лесами они переходят в более плодородные серые лесные и бурые лесные почвы, характеризующиеся еще большим размером гумусового горизонта. Серые лесные почвы формируются в основном в Европейской части России, бурые лесные почвы в азиатской части страны.
- Растительность представлена елью, сосной, липой, дубом. Для широколиственных лесов характерна многоярусность.
- Поразительно видовое разнообразие смешанных и широколиственных лесов ДВ – Уссурийской тайги так её называют по протекающей здесь реке Уссури.
Для Дальнего Востока характерна муссонная циркуляция, т.е. активный обмен воздушными массами между континентом и океаном.
Главная черта климата – крайне неравномерное распределение большого количества осадков по сезонам года. Годовая сумма осадков возрастает от 500 на равнинах до 1000 мм и более в горах Сихотэ-Алиня. Основная масса осадков выпадает летом в виде ливневых дождей. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова не велика.
Она отличается видовым разнообразием. Здесь произрастают хвойные – кедр корейский, сосна, ель, широколиственные – дуб монгольский, бархатное дерево, липа амурская, разнообразные травы(женьшень), множество лиан. Обитают многочисленные лесные животные – амурский тигр, пятнистый олень.
- Согласны ли вы, ребята, с названием дальневосточных лесов «уссурийской тайгой»?
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
- Почему почвы широколиственных лесов более плодородны, чем почвы хвойных лесов?
- Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в данной природной зоне?
Учитель: Сергей Тимофеевич Аксаков писал: «…И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережём мы в высочайшей степени. Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи… Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнёт склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека».
- Ребята, вы согласны с позицией Сергея Тимофеевича Аксакова?
- Сейчас зона лесов подвергается интенсивному антропогенному воздействию. Леса чередуются с сельскохозяйственными полями и лугами, ведется вырубка. Эта зона сильно заселена – множество сел и городов, транспортных магистралей.
Активная хозяйственная деятельность приводит к тому, что ландшафты зоны меняются, многие виды растений и животных занесены в красную книгу. Для охраны естественных ландшафтов создаются заповедники.
- Ребята, что нужно делать, какие мероприятия проводить, чтобы сохранить лесные ландшафты? (Лесовосстановление, создание экологического каркаса территории).
5. Закрепление
Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить, почему и дать свой вариант ответа.
- Для таёжной зоны характерно избыточное увлажнение. (да)
- Зона тайги разнообразна? (да)
- Наибольшее количество болот в тайге Русской равнины. (нет)
- Зональный тип почв таёжной зоны – бурые лесные. (нет)
- Лиственница – это лиственное дерево (нет)
- Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» - рябина(нет)
- Континентальность в таёжной зоне возрастает с запада на восток.(да)
- Зона широколиственных лесов протянулась сплошной полосой от западных границ России до Тихого океана. (нет)
- Зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав по сравнению с таёжной зоной. (да)
6. Домашнее задание. Параграф 38, опережающее задание – подготовить презентацию о типичных животных и растениях степей на 2-3 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов
Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...
Секреты осеннего леса. Сравнение.
Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...
Экосистема леса
Тема урока: Экосистема леса. (1 урок) Предмет: Окружающий мир Класс : 3 класс Автор проекта: Кривова Ольга Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МОУ СОШ п. Прудовой, Сарато...
Приключение в новогоднем лесу.
Театрализованное представление на новогоднем празднике в 6 классе....
Проект "Глобальные проблемы уничтожения лесов по средствам пожаров"
Показать каковы масштабы уничтожения лесов по средствам пожаров....
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Значение леса. Охрана леса
Конспект и презентация к уроку 7 класс кррекционной школы....