Рабочая программа факультативного учебного предмета " Природа Республики Коми"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Носкова Надежда Ивановна

Курс предназначен для учащихся 6 классов. Цель курса дать знания по проблемам общей и региональной экологии, показать влияние человека на природу РК и основные направления охраны приироды своего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа факультативного учебного предмета  

«Природа Республики Коми»  

для 6 класса

Составитель: Носкова Надежда Ивановна,

учитель географии МАОУ « СОШ № 18»

Сыктывкар 2014

Оглавление.

Пояснительная записка……………………………………………………………………………

3

Содержание программы…………………………………………………………………………..

4

Тематическое планирование……………………………………………………………………..

5

Требования к уровню подготовки  учащихся……………………………………………….......

6

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 6 классов.

Цель курса: дать знания по проблемам общей и региональной экологии; 
показать влияние человека на природу Республики Коми и  основные направления охраны природы своего края.

Задачи курса: - формировать представление о взаимоотношениях современных людей и природы;

- формировать умения и навыки исследовательской деятельности детей;

- воспитывать умение видеть красоту природы своего края, бережно относиться к окружающему миру живой и неживой природы.

      Методической основой программы является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

    Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на занятии, так и вне школы. Творческие работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Актуальность программы курса обусловлена её экологической и практической значимостью. Учащиеся более полно изучат природные компоненты своего края и существующие между ними взаимосвязи. Такие знания и умения  окажут важное значение при  организации исследовательской и проектной деятельности, и станут основой для реализации исследовательских проектов в основной и школе.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Содержание программы

Глава 1. Введение (3 часа)

      Знакомство с физической и климатической картами региона. Определение географического положения республики. Характерные особенности природы и климата, графики среднегодовых температур и количества осадков.

Глава 2. Разнообразие природы Республики Коми (15 часов)

   

    Наблюдение за многообразием растений леса. Познакомиться с жизненными формами растений в лесу. Показать, что растения можно встретить всюду, но в разных средах обитания растут разные растения. Рассмотреть какие этажи растений существуют в нашем крае. Познакомить с характерными для деревьев частями, с внутренним строением дерева. Показать значимость листьев для растений. Подвести детей к понятию о почве как важном компоненте природы для роста и развития растений. Показать видовое разнообразие птиц нашей республики, необходимость их защиты и заботы в зимний период. Научиться изготавливать кормушки. Познакомиться с образцами различных типов кормушек.

Глава 3. Заповедники и охраняемые территории нашей республики  (7 часов)

    Познакомить с заповедниками и охраняемыми территориями Республики Коми. Изучить видовой состав представителей флоры и фауны заповедников и заказников. Познакомиться с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

  Глава 4. Наша Родина – Республика Коми (7 часов)

    Особенности географии Республики Коми и история ее заселения. Расширение знаний об  истории своей республики, крупнейшие города и поселения на ее территории. Обеспеченность природными ресурсами и полезными ископаемыми, проблемы и перспективы их освоения. Реки и озера нашей республики, особенности их формирования и характер течения, биологический состав водных объектов.  Главные экологические проблемы республики, пути их предотвращения.

  Глава 5. Подведение итогов (2 часа)

    Обобщение знаний, изученных при рассмотрении тем факультативного курса, подведение итогов. Подготовка и проведение научно-познавательной игры «Природа – это мы!»

Тематическое  планирование

№ п/п

Наименование тем ЭУП

Кол-во часов

Введение. (3 часа)

1

Введение.

1

2

Республика Коми на карте России.

1

3

Особенности природы и климата.

1

Разнообразие природы Республики Коми (15 часов)

4

Где растут растения.

1

5

Что такое дерево. Этажи леса.

1

6

«Что за чудо этот лес!» - экскурсия

1

7

Составление гербария из собранного материала.

1

8

Значение листьев для растений и их виды.

1

9

Конкурс рисунков «Мое любимое дерево».

1

10

Для чего растениям нужна почва.

1

    11

Животный мир Республики Коми.

1

12

Театрализованное представление «На лесной поляне»

1

13

Птицы моего края.

1

14

Жизнь птиц зимой – экскурсия.

1

15

Конкурс «Лучшая кормушка».

1

16

Подкормка птиц (практическое занятие).

1

17

Конкурс «Рассказ о любимой птице»

1

18

Праздник «Птичий калейдоскоп».

1

Заповедники и охраняемые территории нашей республики  (7 часов)

19

Что такое заповедник, национальный парк, заказник и их значение.

1

20

Печоро-Илычский  природный заповедник.

1

21

Югыд-Ва  национальный парк.

1

22

Столбы выветривания «Маньпупынер»

1

23

Дон-ты государственный природный заказник

1

24

«Белая Кедва» - государственный природный заказник(комплексный)

1

25

Заказник Сабля

Наша Родина – Республика Коми (7 часов)

25

История заселения и освоения территории.

1

26

Наши районы и города.

1

27

Экологические проблемы Республики Коми.

1

28

Викторина «Моя малая Родина»

1

29

Дары подземных кладовых.

1

30

Реки республики.

1

31

Озера республики.

1

                      Подведение итогов (2 часа)                      

32

«Природа – это мы!» - игра

1

33

Заключительное занятие.

1

Итого:

34

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате работы по программе

 учащиеся должны знать:

- основные растения изучаемых природных сообществ своей местности;

- представителей животного мира нашей республики;

- видовой состав флоры и фауны заповедных территорий Республики Коми;

- основные экологические проблемы нашей местности.

учащиеся должны уметь:

 - использовать навыки культурного поведения в природе;

- соблюдать меры предосторожности;

- делать выводы по результатам наблюдений;

- рационально использовать природные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету коми язык 5, 7 классы

рабочая программа на коми языке по предмету "Коми язык" 5, 7 класс...

Рабочая программа факультативного курса «Загадки природы Земли»

Факультативный курс «Загадки природы» разработан на основе программы учебного курса «География материков и океанов».Изучая этот курс, ученики узнают об основных особенностях природы материков, о причи...

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»

   Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразо- вательной программы обучающихся с умственной отсталость...