Сценарий внеклассного мероприятия "Берегите лес"
методическая разработка по географии (5, 6 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия "Берегите лес" для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_-_beregite_les.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕРЕГИТЕ ЛЕС
(сценарий внеклассного мероприятия для уч-хся 5-6 классов)
Оформление класса: выставка рисунков уч-хся на тему «Я славлю лес!», фотографии, репродукции картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем» и др.
Ведущий
И еще боготворю деревья,
их доверьем детским дорожу,
в лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
как по царству, по лесу брожу. Р.Гамзатов
Сегодня мы с вами поговорим о лесе, о его богатствах, и о том для чего нужна лесу наша защита.
Учащиеся делятся на две команды. Ответы оценивают юные лесоводы (уч-ся старших классов).
Ведущий.
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной, —
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес —
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет
, Когда не в силах совладать с тоской, —
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда раздумья вещий час настанет,
Когда мечтаешь о грядущем ты, -
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Мы были вместе в радости и в горе.
Он в дни войны стеною стал за нас,
Застыли сосны тихо, как в дозоре,
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес –
родимый лес,
Зеленый лес!
В. Лукгиа. Я славлю лес
Вопрос командам. Какую роль играет лес в нашей жизни?
(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)
После ответов команд «лесовод» вывешивает плакат-ответ:
Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма, источник здоровья.
Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения - все это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.
Вопрос. Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений?
(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)
Ответ. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникают влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост.
Ведущий.
Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево.
Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?
(Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)
Ответ. Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества - амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло.
Ведущий.
Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану.
А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?
(Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)
Ответ. Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.
Ведущий.
Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет? (Поочередно показывает медуницу, сон-траву (прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)
Ответ. Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный
вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение - 1 балл.
Ведущий.
Как-то раннею весной
На проталине лесной
Увидал медведь матерый
Человека под сосной.
Человек был с рюкзаком
И с походным котелком.
Он стоял и любовался
Появившимся цветком.
Вот чудак! - сказал медведь, -
Никакого смысла ведь
Нет от этого цветка,
Вот нашел-ка что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел,
Муравейник бы нашел.
Или в улей заглянул бы,
Нет ли меда там у пчел...
Зверя мы судить не будем,
Что ж медведь - медведь и есть.
Плохо, если люди любят
Только то, что можно съесть.
Г. Ладонщиков
Какие лекарственные растения дарит нам лес?
Ответ. Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун), береза и т.д. За каждое название растения - 1 балл.
Ведущий. Назовите правила заготовки лекарственных трав.
Ответ.
1.. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.
- Траву собирать без корней.
- Не обрывать полностью листья с растений.
- Корни и корневища заготавливать
после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей. - Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кус-
тарников.
(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)
Ведущий. Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу. Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Задача участников конкурса — определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.
На сцене — декорация (2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками:
1-й турист. Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)
2-й турист (подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
1-й турист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся,, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)
2-й турист. Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1-й турист. А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.
Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу:
- Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и
режущими предметами. - Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
- Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны.
Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и
нередко гибнут. - Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда — это приводит их к
гибели. - Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложе
ния лежит 2 года, консервная банка — более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
- Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают
за день 70-100 тысяч вредителей леса. - Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать не
съедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор -
лекарство для лосей.
Ведущий.
Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
К. Кулиев
Конкурс рисованных фильмов. «Оживляется» какой-либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека. Каждая команда — киностудия по созданию рисованных фильмов — рисует 2-3 сюжета на бумажной ленте, разделенной на кадры. Фильм озвучивается.
Ведущий.
Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
Л ловкости и силе — у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб — сосредоточенно молчать, -
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.
П. Сергеев
ЛИТЕРАТУРА
Баринова ИМ. и др. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.
Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1979.
У истоков юннатского движения / Сост. В.Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"
В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...
Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»
Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...
Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.
Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...
Сценарий внеклассного мероприятий по бурятскому языку "Сагаан һарын амар мэндэ!" из сборника сценариев
Разработка внеклассного мероприятия к празднику Сагаалган...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....