Сценарий внеклассного мероприятия "Берегите лес"
методическая разработка по географии (5, 6 класс) на тему

Бухарова Анна Валентиновна

Сценарий внеклассного мероприятия "Берегите лес" для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_-_beregite_les.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

БЕРЕГИТЕ    ЛЕС

(сценарий внеклассного мероприятия для уч-хся 5-6 классов)

Оформление класса: выставка рисунков уч-хся на тему «Я славлю лес!», фотографии, репродукции картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем» и др.

Ведущий

И еще боготворю деревья,

их доверьем детским дорожу,

в лес вхожу, как будто  к другу в дверь я,

как по царству, по лесу брожу.                            Р.Гамзатов

Сегодня мы с вами поговорим о лесе, о его богатствах, и о том для чего нужна лесу наша защита.

Учащиеся делятся на две команды. Ответы оценивают юные лесоводы (уч-ся старших классов).

 Ведущий.

Когда идешь усталый, запыленный,

 Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой!

 Я славлю чудо из чудес —

Родимый лес,

 Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет

, Когда не в силах совладать с тоской, —

Побудь в лесу на солнечной поляне –

И все печали снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда раздумья вещий час настанет,

 Когда мечтаешь о грядущем ты, -

С зеленым другом поделись мечтами,

И окрылит он все твои мечты.

 Я славлю чудо из чудес

Родимый лес,

Зеленый лес!

Мы были вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас,

Застыли сосны тихо, как в дозоре,

 Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес –

родимый лес,

Зеленый лес!

В. Лукгиа. Я славлю лес

Вопрос командам. Какую роль играет лес в нашей жизни?

(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)

 После ответов команд «лесовод» вывешивает плакат-ответ:

Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма, источник здоровья.

Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения - все это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.

Вопрос. Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений?

(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)

Ответ. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникают влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост.

Ведущий.

Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево.

Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?

(Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)

Ответ. Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества - амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло.

Ведущий.

Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану.

 А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?

(Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)

Ответ. Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.

Ведущий.

Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет? (Поочередно показывает медуницу, сон-траву (прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)

Ответ. Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный

вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение - 1 балл.

Ведущий.

Как-то раннею весной

На проталине лесной

Увидал медведь матерый

Человека под сосной.

Человек был с рюкзаком

И с походным котелком.

Он стоял и любовался

Появившимся цветком.

Вот чудак! - сказал медведь, -

Никакого смысла ведь

Нет от этого цветка,

Вот нашел-ка что смотреть!

Лучше в ельник бы пошел,

Муравейник бы нашел.

Или в улей заглянул бы,

Нет ли меда там у пчел...

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь - медведь и есть.

Плохо, если люди любят

Только то, что можно съесть.

Г. Ладонщиков

Какие лекарственные растения дарит нам лес?

Ответ. Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун), береза и т.д. За каждое название растения - 1 балл.

Ведущий. Назовите правила заготовки лекарственных трав.

Ответ.

1.. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.

  1. Траву собирать без корней.
  1. Не обрывать полностью листья с растений.
  2. Корни и корневища заготавливать
    после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.
  3. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кус-
    тарников.

(Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)

Ведущий. Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу. Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

 И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

 Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

 Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался от ствола на ствол.

 И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Задача участников конкурса — определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.

На сцене — декорация (2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками:

1-й турист. Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)

2-й турист (подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо  птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.

1-й турист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся,, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)

2-й турист. Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.

1-й турист. А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.

Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу:

  1. Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и
    режущими предметами.
  2. Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
  3. Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны.
    Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и
    нередко гибнут.
  4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда — это приводит их к
    гибели.
  5. Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложе
    ния лежит 2 года, консервная банка — более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
  1. Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают
    за день 70-100 тысяч вредителей леса.
  2. Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать не
    съедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор -
    лекарство для лосей.

Ведущий.

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

К. Кулиев

Конкурс рисованных фильмов. «Оживляется» какой-либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека. Каждая команда — киностудия по созданию рисованных фильмов — рисует 2-3 сюжета на бумажной ленте, разделенной на кадры. Фильм озвучивается.

Ведущий.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

 Я стойкости учился у деревьев,

Л ловкости и силе — у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб — сосредоточенно молчать, -

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев

ЛИТЕРАТУРА

Баринова ИМ. и др. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.

Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1979.

У истоков юннатского движения / Сост. В.Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.

Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....