Проверочные и контрольные работы по географии. 7 класс.
учебно-методический материал по географии на тему
Контрольные и проверочные работы по географии. 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольные и проверочные работы по географии. 7 класс. | 1.41 МБ |
Контрольные и проверочные работы по географии. 9 класс. | 283.47 КБ |
Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. | 1.64 МБ |
Конспекты уроков географии | 2.83 МБ |
Электронно-образовательные ресурсы | 12.81 КБ |
stati.rar | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме « Австралия и Океания»
- Определите группу географических объектов, связанных с рельефом и строением земной коры Австралии:
- Большой Австралийский залив, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, Австралийская платформа;
- Центральная низменность, гора Косцюшко, Большая Песчаная пустыня;
- Центральная низменность, гора Косцюшко, Большой Водораздельный хребет, Австралийская платформа.
- Определите верное утверждение:
- богатство полезных ископаемых Австралии объясняется исключительно разнообразным строением земной коры;
- месторождения металлов приурочены к осадочному чехлу Австралийской платформы;
- богатые месторождения руд металлов расположены в пределах выступов кристаллического фундамента на поверхность.
- Какое утверждение является причиной (А), а какое — следствием (Б)?
- Отсутствие действующих вулканов в Австралии;
- материк расположен вне зоны контактов литосферных плит.
А _____, Б _____
- В Центральной Австралии преобладает:
- эоловое выветривание (работа ветра); 3)разрушительная деятельность рек;
- горообразование.
- Можно ли осуществить подъем на высочайшую вершину Австралии без кислородной маски?
1) Да; 2) нет.
- Имеются ли в Австралии точки (места), расположенные ниже уровня Мирового океана?
1) Да; 2) нет.
- Территория Австралии (включая остров Тасманию) расположена в пределах климатических поясов:
- субэкваториального, тропического, субтропического, умеренного;
- тропического, субтропического, умеренного;
- экваториального, субэкваториального, тропического.
8. Южный тропик пересекает материк:
- в его северной части; 3)почти посередине;
- с севера на юг; 4) около южной оконечности материка.
9.Какая климатограмма отражает особенности климата юго-востока Австралии?
10. По климатограмме определите, какая природная зона формируется при данных климатических условиях:
1)саванн и редколесий;
2)тундр;
3)тропических пустынь.
- Определите, для какого типа климата характерна климатограмма (см. рис. в задании 10):
1. субэкваториального; 3) тропического морского;
2. экваториального; 4) тропического.
- В какой части Австралии больше выпадает атмосферных осадков?
1. В восточной;
2. в центральной;
3. в западной.
- Определите группу географических объектов, отражающих внутренние воды Австралии:
1. Муррей, Дарлинг, Большой Барьерный риф;
2. Муррей, Дарлинг, Эйр.
- В Австралии пересыхающие реки встречаются:
1. на севере;
2. в центральной части;
3. на юго-востоке.
- Верно ли, что реки Австралии полноводны в течение 3—5 месяцев в году?
1) Да; 2) нет.
- Верно ли, что озеро Эйр расположено в центре Австралии?
1) Да; 2) нет.
17.Определите верные утверждения:
- пустыни в основном находятся в центре материка;
- на востоке есть районы с влажными лесами;
- эвкалипты, акации, кедры произрастают в Австралии;
- эвкалипты, акации, казуарины произрастают в Австралии.
18.Водятся ли в Австралии крокодилы?
1) Да; 2) нет.
- Имеются ли в Австралии оазисы?
1) Да; 2) нет.
- Его называют австралийским ленивцем. Это:
1) утконос; 2) коала; 3) вомбат.
21. К моменту прихода европейцев австралийские аборигены занимались:
1. охотой
2. рыболовством
3. собирательством
4. всем перечисленным
22. Больше всего население сконцентрировано:
1. северо-востоке 2. западе 3. юго-востоке 4. юге
23. В каких природных зонах сосредоточены пастбища для овцеводства:
1. тропических лесах 3. пустынях и полупустынях
2. субтропических лесах 4. саваннах
24. Какая из перечисленных культур является ведущей:
1. пшеница 3. табак
2. сахарный тростник 4. хлопчатник
25. К Меланезии относятся острова:
1. Фиджи 3. Кука
2. Гилберта 4. Общества
26. Какое происхождение имеет остров Новая Гвинея:
1. коралловое 3. вулканическое
2. вершина подводного хребта 4. материковое
27. Какой из островов Океании расположен в умеренном климате:
1. Новая Гвинея 3. Новая Зеландия
2. Новая Каледония 4. Новые Гибриды
28. Какие из перечисленных народов являются коренными:
1. маркизцы и ирландцы
2. карибати и англичане
3. маори и папуасы
4. науру и шотландцы
Предварительный просмотр:
Итоговая работа по теме «Межотраслевые комплексы России»
1. В состав ТЭК входят:
а) топливная промышленность;
б) топливная промышленность и электроэнергетика;
в) топливная промышленность, электроэнергетика и гидроэнергетика.
2. При строительстве ГЭС учитывают наличие:
а) природных условий;
б) топлива;
в) транспортной магистрали.
3. Металлургические заводы полного цикла размещают с учетом:
а) сырьевой базы;
б) квалифицированных кадров;
в) источников дешевой энергии.
4. На источники дешевой энергии ориентируются при размещении:
а) ГЭС;
б) алюминиевых заводов;
в) медеплавильных заводов.
5. Наличие квалифицированных кадров имеет важное значение при размещении:
а) авиационного завода;
б) тракторного завода;
в) завода горно-шахтного оборудования.
6. Судостроительный завод строят с учетом наличия:
а) металлургической базы;
б) потребителя;
в) квалифицированных кадров.
Факторы размещения
- энергетический;
- трудовой;
- водный;
- сырьевой.
7. Установите соответствие:
Предприятие
а) сахарный завод;
б) целлюлозно-бумажный комбинат;
в) алюминиевый завод;
г) часовой завод.
а)______; б)_______; в)_______; г)_______
8. При строительстве предприятия по производству калийных удобрений учитывают:
а) наличие сырья;
б) потребитель;
в) источник дешевой энергии.
9. Специализация и кооперирование - важные факторы размещения:
а) часового завода; б) текстильного комбината;
в) завода синтетического волокна; г) завода фосфорных удобрений.
10. К металлоемкому машиностроению относятся:
а) авиационный завод;
б) часовой завод;
в) завод горно-шахтного оборудования.
11. Основные особенности руд цветных металлов по сравнению с железными рудами:
а) более низкое содержание металла в руде;
б) большая глубина залегания;
в) комплексность руд.
12. Сырьем для получения алюминия являются:
а) бокситы; б) фосфориты;
в) каменный уголь; г) горючие сланцы
13. Какая проблема наиболее характерна для машиностроения?
а) экологическая; б) сырьевая;
в) сбыт продукции; г) повышение наукоемкости производства
14. Какой тип предприятий лесной промышленности можно считать наиболее безопасным с точки зрения охраны окружающей среды:
а) лесопромышленный комбинат;
б) целлюлозно-бумажный комбинат
15. В состав АПК не входят:
а) мукомольная промышленность; г) нефтяная промышленность;
б) растениеводство; д) угольная промышленность;
в)льноводство; е) энергетическое машиностроение
16.Одной из отраслей животноводства, распространенной в лесной зоне являются:
а) молочное скотоводство; в) шелководство;
б) мясное скотоводство; г) птицеводство
17. Какой фактор является решающим в размещении предприятий хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности?
а) потребительский; в) сырьевой;
б) трудовой; г) транспортный
18. Первое место по грузообороту занимает транспорт:
а) железнодорожный; в) трубопроводный;
б) автомобильный; г) морской
19. Верно ли, что автомобильный транспорт выгоден для осуществления перевозок как на малые, так и на большие расстояния?
а) да;
б) нет
Географический диктант на проверку знания понятий и терминов
- Производственные связи между предприятиями называются - .......................................
- Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции - ...........................
- Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы, и производящие основную долю металла называют - .............................................
- Выпуск предприятием однородной продукции называется ..............................................
- Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения и отраслей экономики называется .........................................................
- Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, называется ...................................................................
9. Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра - ........................................................................
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «ПК Островная Арктика и Восточно-Европейская равнина»
I вариант
- Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?
а) Земля Франца-Иосифа; б) остров Врангеля; в) Новая Земля; г) Северная Земля.
- Какие из перечисленных объектов располагаются в пределах Русской равнины?
а) Ишимская равнина; б) Салаирский кряж;
в) Приволжская возвышенность;
г) Минусинская низменность;
д) Среднерусская возвышенность.
- Какие из перечисленных озёр располагаются в пределах Восточно-Европейской равнины?
а) Байкал; б) Ладожское; в) Онежское; г) Чудское; д) Ханка.
- Какие из перечисленных природных объектов расположены в тундровой зоне Восточно-Европейской равнины?
а) Гыданский полуостров;
б) Онежское озеро;
в) полуостров Канин;
г) устье Печоры; д) устье Северной Двины.
- Для природно-территориального комплекса полесий характерны:
а) заболоченность территории;
б) сосновые леса;
в) песчано-глинистые почвы;
г) всё вышеперечисленное;
д) ничего из перечисленного.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1 | Территория Восточно-Европейской равнины крайне бедна полезными ископаемыми | |
2 | На территории Восточно-Европейской равнины располагается крупнейшее в стране месторождение железных руд | |
3 | Большая часть территории Русской равнины располагается в бассейне Атлантического океана | |
4 | Большинство озёр Восточно-Европейской равнины имеют ледниковое происхождение | |
5 | На реках северо-запада Восточно-Европейской равнины много порогов и невысоких водопадов | |
6 | Великий ледник сыграл огромную роль в формировании рельефа северо-запада Восточно-Европейской равнины | |
7 | Вдоль побережья Баренцева моря население занимается промыслом рыбы и морского зверя, а в тундре — оленеводством |
- Для какой части Русской равнины характерно следующее описание «На северо-западе видны следы древнего оледенения, к юго-востоку они становятся менее заметными»:
а) Европейский Север;
б) Среднерусская возвышенность;
в) Ставропольская возвышенность;
г) Прикаспийская низменность.
- Какие из перечисленных характеристик относятся к северу Русской равнины?
а) большое количество озёр, преимущественно ледникового происхождения;
б) снеговое питание большинства рек;
в) климатические условия определяются нарастающей континентальностью климата;
г) высота над уровнем моря составляет – 27 метров;
д) большую часть территории занимает тундровая зона;
е) в составе почв преобладают чернозёмы;
ж) леса здесь размещаются в понижениях рельефа, прежде всего в долинах рек.
- Укажите, какие острова Арктики относятся к Восточной Арктике:
- Остров Врангеля
- Сахалин
- Новая Земля
- Земля Франца-Иосифа
- Новосибирские острова
- Северная Земля
- Определите, о каких объектах идет речь в предложениях:
- Песчаные низины, окаймляющие с юга моренные лесные равнины.
- «Великая» гора Прикаспийской низменности, сложенная из глыбы каменной соли 200 млн. лет назад.
- Крупный полуостров на севере Русской равнины.
- Остров в Баренцевом море у побережья Малоземельской тундры.
- Крупнейшее водохранилище на юго-востоке Русской равнины.
- Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):
А | Валдайская возвышенность | |
Б | Прикаспийская низменность | |
В | Окско-Донская равнина | |
Г | Мещёрская низменность | |
Д | Северные Увалы | |
Е | Тиманский кряж | |
А | Полуостров Канин | |
Б | Река Нева | |
В | Устье Вятки | |
Г | Онежское озеро | |
Д | Устье Северной Двины | |
Е | Чудское озеро |
- Как вы думаете:
1 | Какое озеро находится южнее: Чудское или Ладожское? |
|
2 | В каком море наблюдаются большие глубины: Восточно-Сибирском или Карском? | |
3 | Енисейский залив находится в Карском море или море Лаптевых? | |
4 | Какое из морей полностью замерзает на зиму: Баренцево или Белое? | |
5 | Сухона — приток Северной Двины или Печоры? | |
6 | Волга берёт начало на территории России ими Белоруссии? | |
7 | Город Архангельск стоит на берегу Баренцева моря или Белого? | |
8 | Лапландский заповедник находится на территории России или нет? | |
9 | Волга берёт начало на Валдайской или Московской возвышенности? | |
10 | В каком направлении течёт Дон при впадении в море? | |
11 | Какой город расположен в устье Волги: Астрахань или Волгоград? | |
12 | Устье какой реки: Дона или Волги — расположено восточнее? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Горы
2. Возвышенность
3. Возвышенность
4. Возвышенность
5. Возвышенность
6. Увалы
7. Кряж
8. Море
9. Море
10. Море
- Теоретический вопрос:
В какую сторону наклонена поверхность Русской равнины и как по карте можно определить направление этого уклона?
Контрольная работа по теме «ПК Островная Арктика и Восточно-Европейская равнина»
II вариант
- На каком из перечисленных архипелагов площадь современного оледенения максимальна?
а) Земля Франца-Иосифа; б) Новая Земля; в) Новосибирские острова; г) Северная Земля.
- В каком из перечисленных районов располагается высшая точка Русской равнины?
а) На Валдайской возвышенности;
б) на Приволжской возвышенности;
в) на Среднерусской возвышенности;
г) на Тиманском кряже; д) в Хибинах.
- В каком направлении возрастает континентальность климата Русской равнины?
а) С северо-востока на юго-запад;
б) с северо-запада на юго-восток;
в) с юго-востока на северо-запад;
г) с юго-запада на северо-восток.
- На побережье какого моря, омывающих Русскую равнину преобладают таёжные ландшафты
а) Азовского; б) Баренцева; в) Белого; г) Каспийского.
- Какие из перечисленных природных объектов располагаются в степной зоне?
а) Астраханский заповедник;
б) Куйбышевское водохранилище;
в) устье Волги; г) устье Дона;
д) Цимлянское водохранилище.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1 | На территории Восточно-Европейской равнины находятся крупнейшие в нашей стране месторождения нефти, газа и каменного угля | |
2 | Рельеф и большое число озёр северо-западной части Русской равнины обусловлены влиянием четвертичного оледенения | |
3 | В пределах Восточно-Европейской равнины преобладают реки со снеговым питанием | |
4 | Наиболее густая овражно-балочная сеть характерна для лесной зоны Русской равнины | |
5 | За обилие следов деятельности Великого ледника Полесье часто называют «краем бараньих лбов» | |
6 | Климат Восточно-Европейской равнины определяют воздушные массы с Атлантического океана | |
7 | Озеро Баскунчак содержит чистейшую и лучшую в мире по качеству поваренную соль |
- Для какой части Русской равнины характерно следующее описание «Рельеф плоский и невысокий; в неглубоких понижениях образовались соленые озера; осадков выпадает в 5-6 раз меньше, чем может испариться»:
а) Европейский Север;
б) Среднерусская возвышенность;
в) Ставропольская возвышенность;
г) Прикаспийская низменность.
- Какие из перечисленных характеристик относятся к югу Русской равнины?
а) большое количество озёр, преимущественно ледникового происхождения;
б) снеговое питание большинства рек;
в) климатические условия определяются нарастающей континентальностью климата;
г) высота над уровнем моря составляет – 27 метров;
д) большую часть территории занимает тундровая зона;
е) в составе почв преобладают чернозёмы;
ж) леса здесь размещаются в понижениях рельефа, прежде всего в долинах рек.
- Укажите, какие острова Арктики относятся к Западной Арктике:
- Остров Врангеля
- Сахалин
- Новая Земля
- Земля Франца-Иосифа
- Новосибирские острова
- Северная Земля
- Определите, о каких объектах идет речь в предложениях:
- Озеро, содержащее лучшую в мире по качеству поваренную соль.
- Вытянутые невысокие (150 – 200 м) возвышенности с мягкими очертаниями.
- Самый крупный из Новосибирских островов.
- Река на севере Русской равнины, служащая границей между Малоземельской и Большеземельской тундрой.
- Крупнейшее по площади водохранилище на севере Русской равнины.
- Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):
А | Горьковское водохранилище | |
Б | Ладожское озеро | |
В | Куйбышевское водохранилище | |
Г | Псковское озеро | |
Д | Онежское озеро | |
Е | Чудское озеро | |
А | Озеро Баскунчак | |
Б | Дельта Волги | |
В | Устье Дона | |
Г | Керченский пролив | |
Д | Окско-Донская равнина | |
Е | Жигулевские горы |
- Как вы думаете:
1 | Пролив Дмитрия Лаптева отделяет от материка Новосибирские острова или Северную Землю? | |
2 | Какой остров находится севернее: Колгуев или Вайгач? | |
3 | Что расположено южнее: Северные Увалы или Тиманский кряж? | |
4 | Приволжская возвышенность расположена на правом или на левом берегу Волги? | |
5 | Какой меридиан пересекает остров Врангеля: 170-й или 180-й? | |
6 | Охотское море отделяют от океана Курильские острова или Алеутские? | |
7 | В какое море впадает река Дон? | |
8 | Что расположено восточнее: Большеземельская или Малоземельская тундра? | |
9 | Колыма впадает в Восточно-Сибирское или Охотское море? | |
10 | В каком направлении течёт Северная Двина при впадении в Белое море? | |
11 | Устье какой реки: Волги или Дона — имеет меньшую абсолютную высоту? | |
12 | Какое из морей полностью замерзает на зиму: Баренцево или Лаптевых? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Пролив
2. Море
3. Низменность
4. Озеро
5. Озеро
6. Равнина
7. Низменность
8. Река
9. Река
10. Река
- Теоретический вопрос:
Почему именно на Русской равнине наиболее полно представлены природные зоны нашей страны?
Контрольная работа по теме «ПК Островная Арктика и Восточно-Европейская равнина»
I вариант
- Где располагается самый северный в нашей стране заповедник?
а) Земля Франца-Иосифа; б) остров Врангеля; в) Новая Земля; г) Северная Земля.
- Какие из перечисленных объектов располагаются в пределах Русской равнины?
а) Ишимская равнина; б) Салаирский кряж;
в) Приволжская возвышенность;
г) Минусинская низменность;
д) Среднерусская возвышенность.
- Какие из перечисленных озёр располагаются в пределах Восточно-Европейской равнины?
а) Байкал; б) Ладожское; в) Онежское; г) Чудское; д) Ханка.
- Какие из перечисленных природных объектов расположены в тундровой зоне Восточно-Европейской равнины?
а) Гыданский полуостров;
б) Онежское озеро;
в) полуостров Канин;
г) устье Печоры; д) устье Северной Двины.
- Для природно-территориального комплекса полесий характерны:
а) заболоченность территории;
б) сосновые леса;
в) песчано-глинистые почвы;
г) всё вышеперечисленное;
д) ничего из перечисленного.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1 | Территория Восточно-Европейской равнины крайне бедна полезными ископаемыми | да |
2 | На территории Восточно-Европейской равнины располагается крупнейшее в стране месторождение железных руд | да |
3 | Большая часть территории Русской равнины располагается в бассейне Атлантического океана | нет |
4 | Большинство озёр Восточно-Европейской равнины имеют ледниковое происхождение | да |
5 | На реках северо-запада Восточно-Европейской равнины много порогов и невысоких водопадов | да |
6 | Великий ледник сыграл огромную роль в формировании рельефа северо-запада Восточно-Европейской равнины | да |
7 | Вдоль побережья Баренцева моря население занимается промыслом рыбы и морского зверя, а в тундре — оленеводством | да |
- Для какой части Русской равнины характерно следующее описание «На северо-западе видны следы древнего оледенения, к юго-востоку они становятся менее заметными»:
а) Европейский Север;
б) Среднерусская возвышенность;
в) Ставропольская возвышенность;
г) Прикаспийская низменность.
- Какие из перечисленных характеристик относятся к северу Русской равнины?
а) большое количество озёр, преимущественно ледникового происхождения;
б) снеговое питание большинства рек;
в) климатические условия определяются нарастающей континентальностью климата;
г) высота над уровнем моря составляет – 27 метров;
д) большую часть территории занимает тундровая зона;
е) в составе почв преобладают чернозёмы;
ж) леса здесь размещаются в понижениях рельефа, прежде всего в долинах рек.
- Укажите, какие острова Арктики относятся к Восточной Арктике:
- Остров Врангеля
- Сахалин
- Новая Земля
- Земля Франца-Иосифа
- Новосибирские острова
- Северная Земля
- Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:
- Песчаные низины, окаймляющие с юга моренные лесные равнины... Полесья.
- «Великая» гора Прикаспийской низменности, сложенная из глыбы…. Большое Богдо.
- Крупный полуостров на севере Русской равнины…. Кольский п-ов.
- Остров в Баренцевом море у побережья Малоземельской тундры….. Колгуев.
- Крупнейшее водохранилище на юго-востоке Русской равнины..… Куйбышевское вдхр. («Самарское море»).
- Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):
А | Валдайская возвышенность | 3 |
Б | Прикаспийская низменность | 6 |
В | Окско-Донская равнина | 5 |
Г | Мещёрская низменность | 4 |
Д | Северные Увалы | 2 |
Е | Тиманский кряж | 1 |
А | Полуостров Канин | 5 |
Б | Река Нева | 2 |
В | Устье Вятки | 6 |
Г | Онежское озеро | 3 |
Д | Устье Северной Двины | 4 |
Е | Чудское озеро | 1 |
- Как вы думаете:
1 | Какое озеро находится южнее: Чудское или Ладожское? |
|
2 | В каком море наблюдаются большие глубины: Восточно-Сибирском или Карском? | |
3 | Енисейский залив находится в Карском море или море Лаптевых? | |
4 | Какое из морей полностью замерзает на зиму: Баренцево или Белое? | |
5 | Сухона — приток Северной Двины или Печоры? | |
6 | Волга берёт начало на территории России ими Белоруссии? | |
7 | Город Архангельск стоит на берегу Баренцева моря или Белого? | |
8 | Лапландский заповедник находится на территории России или нет? | |
9 | Волга берёт начало на Валдайской или Московской возвышенности? | |
10 | В каком направлении течёт Дон при впадении в море? | на запад |
11 | Какой город расположен в устье Волги: Астрахань или Волгоград? | |
12 | Устье какой реки: Дона или Волги — расположено восточнее? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Горы Хибины
2. Возвышенность Смоленско-Московская
3. Возвышенность Валдайская
4. Возвышенность Приволжская
5. Возвышенность Среднерусская
6. Увалы Северные
7. Кряж Тиманский
8. Море Черное
9. Море Балтийское
10. Море Баренцево
- Теоретический вопрос:
В какую сторону наклонена поверхность Русской равнины и как по карте можно определить направление этого уклона?
На север и на юг – по направлениям течения рек.
Контрольная работа по теме «ПК Островная Арктика и Восточно-Европейская равнина»
II вариант
- На каком из перечисленных архипелагов площадь современного оледенения максимальна?
а) Земля Франца-Иосифа; б) Новая Земля; в) Новосибирские острова; г) Северная Земля.
- В каком из перечисленных районов располагается высшая точка Русской равнины?
а) На Валдайской возвышенности;
б) на Приволжской возвышенности;
в) на Среднерусской возвышенности;
г) на Тиманском кряже; д) в Хибинах.
- В каком направлении возрастает континентальность климата Русской равнины?
а) С северо-востока на юго-запад;
б) с северо-запада на юго-восток;
в) с юго-востока на северо-запад;
г) с юго-запада на северо-восток.
- На побережье какого моря, омывающих Русскую равнину преобладают таёжные ландшафты
а) Азовского; б) Баренцева; в) Белого; г) Каспийского.
- Какие из перечисленных природных объектов располагаются в степной зоне?
а) Астраханский заповедник;
б) Куйбышевское водохранилище;
в) устье Волги; г) устье Дона;
д) Цимлянское водохранилище.
- Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1 | На территории Восточно-Европейской равнины находятся крупнейшие в нашей стране месторождения нефти, газа и каменного угля | нет |
2 | Рельеф и большое число озёр северо-западной части Русской равнины обусловлены влиянием четвертичного оледенения | да |
3 | В пределах Восточно-Европейской равнины преобладают реки со снеговым питанием | да |
4 | Наиболее густая овражно-балочная сеть характерна для лесной зоны Русской равнины | нет |
5 | За обилие следов деятельности Великого ледника Полесье часто называют «краем бараньих лбов» | нет |
6 | Климат Восточно-Европейской равнины определяют воздушные массы с Атлантического океана | да |
7 | Озеро Баскунчак содержит чистейшую и лучшую в мире по качеству поваренную соль | да |
- Для какой части Русской равнины характерно следующее описание «Рельеф плоский и невысокий; в неглубоких понижениях образовались соленые озера; осадков выпадает в 5-6 раз меньше, чем может испариться»:
а) Европейский Север;
б) Среднерусская возвышенность;
в) Ставропольская возвышенность;
г) Прикаспийская низменность.
- Какие из перечисленных характеристик относятся к югу Русской равнины?
а) большое количество озёр, преимущественно ледникового происхождения;
б) снеговое питание большинства рек;
в) климатические условия определяются нарастающей континентальностью климата;
г) высота над уровнем моря составляет – 27 метров;
д) большую часть территории занимает тундровая зона;
е) в составе почв преобладают чернозёмы;
ж) леса здесь размещаются в понижениях рельефа, прежде всего в долинах рек.
- Укажите, какие острова Арктики относятся к Западной Арктике:
- Остров Врангеля
- Сахалин
- Новая Земля
- Земля Франца-Иосифа
- Новосибирские острова
- Северная Земля
- Определите, о каких объектах (людях) идет речь в предложениях:
- Озеро, содержащее лучшую в мире по качеству поваренную соль…. Баскунчак.
- Вытянутые невысокие (150 – 200 м) возвышенности с мягкими очертаниями…. Увалы.
- Самый крупный из Новосибирских островов…. Котельный.
- Река на севере Русской равнины, служащая границей между Малоземельской и Большеземельской тундрой…. Печора.
- Крупнейшее по площади водохранилище на севере Русской равнины…. Рыбинское.
- Укажите порядок расположения перечисленных географических объектов с севера на юг (табл. № 1) и с запада на восток (табл. № 2):
А | Горьковское водохранилище | 5 |
Б | Ладожское озеро | 2 |
В | Куйбышевское водохранилище | 6 |
Г | Псковское озеро | 4 |
Д | Онежское озеро | 1 |
Е | Чудское озеро | 3 |
А | Озеро Баскунчак | 5 |
Б | Дельта Волги | 6 |
В | Устье Дона | 2 |
Г | Керченский пролив | 1 |
Д | Окско-Донская равнина | 3 |
Е | Жигулевские горы | 4 |
- Как вы думаете:
1 | Пролив Дмитрия Лаптева отделяет от материка Новосибирские острова или Северную Землю? | |
2 | Какой остров находится севернее: Колгуев или Вайгач? | |
3 | Что расположено южнее: Северные Увалы или Тиманский кряж? | |
4 | Приволжская возвышенность расположена на правом или на левом берегу Волги? | |
5 | Какой меридиан пересекает остров Врангеля: 170-й или 180-й? | |
6 | Охотское море отделяют от океана Курильские острова или Алеутские? | |
7 | В какое море впадает река Дон? | Азовское |
8 | Что расположено восточнее: Большеземельская или Малоземельская тундра? | |
9 | Колыма впадает в Восточно-Сибирское или Охотское море? | |
10 | В каком направлении течёт Северная Двина при впадении в Белое море? | на запад |
11 | Устье какой реки: Волги или Дона — имеет меньшую абсолютную высоту? | |
12 | Какое из морей полностью замерзает на зиму: Баренцево или Лаптевых? |
- Укажите названия географических объектов, обозначенных цифрами:
1. Пролив Керченский
2. Море Азовское
3. Низменность Прикаспийская
4. Озеро Баскунчак
5. Озеро Эльтон
6. Равнина Окско-Донская
7. Низменность Мещерская
8. Река Вятка
9. Река Ока
10. Река Кама
- Теоретический вопрос:
Почему именно на Русской равнине наиболее полно представлены природные зоны нашей страны?
Она далеко вытянута с севера на юг и равнинная.
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель (ФИО) Ртищева Галина Валентиновна
Предмет: география
Класс : 7 класс (13 лет)
Цель:
Выявить главные особенности климата Африки.
Задачи:
Образовательные
- углубление знаний по теме “Климат”;
- формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки;
Воспитательные:
- продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;
- воспитание толерантности.
Развивающие:
- углубление умений:
- делать сравнительную характеристику карт;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- читать климатограммы;
- продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения:
- по традиционной классификации – словесный, практическая работа;
- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).
Тип урока - комбинированный.
Оборудование:
- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
- Презентация Power Point «Климат Африки»;
- учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация в Power Point , наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Аннотация
Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование практических навыков, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями, предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.
Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом групповой работы учеников является "готовый продукт" – алгоритм описания климата, который будет использоваться на дельнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.
Этап урока | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивация орг. момент | Ролик «Африка – это вечная тайна» | Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку. Создание эмоциональной готовности к уроку. Видеоролик «Африка – это вечная тайна». http://easyen.ru/load/metodika/video/mir_puteshestvij_afrika/5-1-0-18578 http://durowka.ru/ge/eor-geografiya/eor-geografiya-7-klass/afrika-nomenklatura/ | |
II. Целевая актуализация материала | Слайд 1 Слайд 2 | - Сегодня мы продолжим исследование природы Африки. Тему урока: «Климат Африки». - Как выдумаете, какова наша главная цель на уроке? А зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания? | В тетради записывается тема: “Климат Африки”
Рассуждения учеников о необходимости и применении знаний о климате Земли. |
III. Постановка проблемы | Слайд 3 | Но прежде чем начать исследование, давайте выясним, какие карты сегодня станут нашими основными источниками добычи информации? - Действительно, наша планета полна загадок. А Африка, как поётся в песне, это вечная тайна между двух океанов. Но многие тайны перестают быть таковыми, если для их разгадки применить свои знания. Для начала я загадаю вам несколько географических загадок, а вы попробуйте ответить:
- Перед какой проблемой мы оказались? Почему мы не смогли грамотно сформулировать ответы на эти несложные вопросы? - Для эффективности работы, мы создали 2 настоящие исследовательские группы, которые, прежде чем дать ответ, должны будут все вместе обсудить его внутри своей команды. Особенно обратите внимание на большие знаки вопроса. Именно они потребуют от вас максимальных усилий. | Ориентирование в атласе, выделение необходимых для урока тематических карт, интерактивная карта климатических поясов http://mygeog.ru/klimaticheskie-poyasa-rossii-interaktivnaya-karta-skachat-besplatno/klimatiches Попытки учеников решить загадки, но из-за нехватки знаний ответы неполные, обтекаемые или неправильные больше основанные на интуиции Осмысление проблемной ситуации, осознание необходимости в пополнении своего запаса знаний Дети заранее выбрали себе команды |
IV. Актуализация изученного ранее материала | Слайд 4 | - А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой. - Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно. Фронтальный опрос - А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности) - По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм. давление и т.д.) - Так почему Африка – самый жаркий материк? - Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо? - Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану) Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны. | Внимание! Африка – самый жаркий материк. Работа в группах, воспроизведение ранее изученного материала во время фронтального опроса |
Физминутка | Раз – налево, два – направо, | Учащиеся делают физические упражнения | |
V. Изучение нового материала (решение проблемы) | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9, 10 Слайд 11
Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21
| - Какой из факторов самый важный? (географическая широта) 1. Главный фактор – географическая широта. - Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки? А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе) Африка – самый жаркий материк, потому что… Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________. Среднемесячная температура не ниже ____________. Отмечена самая высокая температура ____________. 2. Влияние постоянных ветров - Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков. - Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт? - Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?
1) С какой поверхности дуют с-в пассаты? 2) Какие вм проникают на материк? 3) К чему это приводит? 4) С какой поверхности дуют ю-в пассаты? 5) Какие вм проникают на материк? 6) К чему это приводит? В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум. В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год. 3. Влияние течений. - Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков? - Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.) - Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.) - А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы. - Можно ли не глядя на карту течений только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные. - Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье? 4. Влияние рельефа. - Почему в экваториальной Африке средняя температура западной части выше, чем температура восточной части?
- Почему ю-в побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. Хотя влажные вм проникают свободно под влиянием пассатов и тёплого Мозамбикского течения? 5. Удалённость от океана – А сейчас попробуем разгадать одну из загадок Африки. Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном? Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария , стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары 6. Климатические пояса Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов. - В каких климатических поясах расположена Африка? Как эти пояса расположены относительно экватора? (симметрично) - Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.( Приложения 1 и 2) а) Экваториальный пояс.
- Так где же в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса? б) Тропический пояс.
в) Субэкваториальный пояс
- Именно в саваннах встречается удивительное дерево – баобаб. - Теперь мы можем разгадать ещё одну загадку Африки: «Где растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?» г) Субтропический пояс
|
Работа в группах, осмысление и обсуждение вариантов ответов на вопросы Озвучивание результатов обсуждения:
Обобщение и формулирование выводов, запись в тетрадь: Африка – самый жаркий материк, потому что, большая часть материка расположена в жарком поясе. Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа На данные регионы оказывают влияние пассаты, которые дуют с ю-в и с-в от тропиков к экватору Работа с интерактивной доской, проверка правильности сделанного рисунка Ответы учеников: 1) Аравийский п-ов, пустыня Руб-Эль-Хали 2) Сухие и жаркие 3) Образование одной из самых сухих пустынь мира – Ливийской пустыни 4) С океана 5) Влажные 6) Выпадение осадков, увлажнение ю-в территории Африки Формулировка вывода, запись в тетрадь: Влияние пассатов на Африку различно, т.к. южный пассат приносит вм с океана, а северный – из пустыни. Терминологическая работа Запись в тетрадь Самум - знойный сухой ветер в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа Запись в тетради: На увлажнение прибрежных территорий Африки оказывают влияние тёплые и холодные течения Обсуждение в группах, нанесение на интерактивную карту тёплых и холодных течений Проверка правильности сделанного рисунка Работа с атласом. Обсуждение в группах. Территории находятся на разной высоте относительно уровня мирового океана Обсуждение в группах Драконовы горы не пропускают глубоко влажные ВМ Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа Запись в тетради Чем дальше вглубь материка, тем суше климат. Работа с атласом Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Заполнение таблицы Фронтальная работа: «вопрос-ответ» Опережающее задание. Краткое сообщение ученика о баобабах Ответы учеников с порой на прослушанное сообщение. Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос |
VI. Рефлексия | Слайды 23 Слайды 25 Слайд 26 | На основе карты ответьте на следующие вопросы: - Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный - Почему на побережье Атлантического океана возникла одна из самых суровых пустынь мира, где единственный вид увлажнения – это роса? (тропический климат и холодное течение) - Почему на вулкане Камерун преобладает рекордное для Африки количество осадков
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
- Сравните климатические показатели двух городов Африки: Хартум и Адисс-Абеба. Почему два города, расположенные в одном климатическом поясе и недалеко друг от друга, имеют такие различия в климатических показателях? V. ИТОГ УРОКА Самооценка | Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов ответа на данный вопрос Практическая работа №1. Работа в группах с климатограммами по алгоритму (по вариантам).(Приложение 1, 2) Практическая работа №2. Работа в группах (Приложение 1, 2) Самооценка успешности овладения новыми знаниями Домашнее задание на оценку |
Приложение 1
Климат Африки (1 вариант) | ||||
1. Характеристика климатических поясов: | Атмосферное давление | ср. t июля | ср. t ян. | осадки |
1). | ||||
2). | ||||
3). | ||||
4). | ||||
2. Рекорды материка | максим. t воздуха | миним. t воздуха | самая сухая часть материка | самая влажная часть материка |
а). показатели | ||||
б). Причины рекордов | ||||
Практическая работа №1. | ||||
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
|
Практическая работа №2. | ||
Параметры сравнивания | Аддис-Абеба | Хартум |
Климатический пояс | ||
Температура января | ||
Температура июля | ||
Среднегодовое количество осадков | ||
Факторы, влияющие на климат |
Приложение 2
Климат Африки (2 вариант) | ||||
1. Характеристика климатических поясов: | Атмосферное давление | ср. t июля | ср. t ян. | осадки |
1). | ||||
2). | ||||
3). | ||||
4). | ||||
2. Рекорды материка | максим. t воздуха | миним. t воздуха | самая сухая часть материка | самая влажная часть материка |
а). показатели | ||||
б). Причины рекордов | ||||
Практическая работа №1. | ||||
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
|
Практическая работа №2. | ||
Параметры сравнивания | Аддис-Абеба | Хартум |
Климатический пояс | ||
Температура января | ||
Температура июля | ||
Среднегодовое количество осадков | ||
Факторы, влияющие на климат |
Приложение 3
Климат города Найроби 1). Годовой ход температуры
2)Годовое количество осадков
|
Климат города Триполи 1). Годовой ход температуры
2)Годовое количество осадков
|
Список используемой литературы
- http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
- http://knowledge.allbest.ru
- http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs
- А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
- Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
Предварительный просмотр:
Электронно-образовательные ресурсы по географии:
1.Используемые сайты:
1.Единая коллекция ЦОР.
1)Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
2)География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28
3) География. Планета Земля. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?interface=catalog&class=48&subject=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/
7.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
8. Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/
9.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/
10.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija
11.География http://geographyofrussia.com/
12.Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
13. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2
14. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html
15. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/
16. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
17. Русское географическое общество http://www.rgo.ru/ru
Предварительный просмотр:
Ртищева Г.В.,
учитель географии ГБОУ СОШ №1
г. Нефтегорска
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Не мыслям надо учить, а мыслить.
И. Кант
В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников [1].
Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения.
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем [3].
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы [4].
Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации [2].
Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.
На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в VII классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».
Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.
Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в VIII классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:
1. Составить схему «Виды природных ресурсов».
2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.
3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.
4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).
Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения.
Так, в ходе решения проблемной ситуации, можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»
Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.
Список литературы:
1. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,
1999, № 7.
2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –
М.: Просвещение,1983.
3. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней
школе. –М.: Просвещение, 1991.
4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,
2007.
Приложение
Урок-практикум на тему: «Климат Африки»
Уроки проблемного обучения возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делится на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:
- определить, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу;
- заполнить в тетради таблицу:
Характеристика климатических поясов Африки
Элементы климата | Климатический пояс | |||
Э | С/Э | Т | С/Т | |
1. Средние температуры января 2. Средние температуры июля 3. Господствующие ветры 4. Годовое количество осадков, мм 5. Режим осадков |
Выяснить:
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
- Почему в северной Африке климат более сухой, чем в южной?
Как видно, проблемные вопросы обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.
Исследовательские элементы на этом уроке составляют:
соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.
Не менее важна и групповая работа – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты.
Функция учителя при проблемном подходе заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по географии для учащихся 10 класса по теме: "География мирового хозяйства"
Данная контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 10 класса по теме:" География мирового хозяйства"....
Проверочные и контрольные работы по химии, 9 класс
Проверочные и контрольные работы по химии на 4 варианта по всем темам 9 класса (неорганическая химия)...
Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...
Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа
Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...
контрольная работа по географии, по курсу географии 10 класса.
данный материал можно использовать после изучения тем"политическая карта мира" и "население мира"...