Проверочные и контрольные работы по химии, 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Проверочные и контрольные работы по химии на 4 варианта по всем темам 9 класса (неорганическая химия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnye_i_kontrolnye_raboty_9_klass.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочные и контрольные работы 9 класс.
Тема 1. Повторение.
Строение атома. Химическая связь.
1.Определите число протонов, нейтронов и электронов в ядрах атомов следующих изотопов:
2. Запишите схему электронного строения атома с порядковым номером 15. Какие свойства проявляет этот элемент и почему?
3.По положению элементов в периодической системе определите число электронных слоёв и число электронов на внешнем слое в атомах хлора и алюминия. Напишите для каждого из этих элементов электронную и электронно-графическую формулы внешнего электронного слоя.
4. Рассмотрите валентные возможности атома углерода.
5.Какой элемент имеет более выраженные металлические свойства: магний или стронций? Дайте обоснованный ответ с точки зрения строения атома.
6. Пользуясь периодической системой, определите возможные степени окисления атома серы. Напишите формулы высшего оксида серы и ее летучего водородного соединения. Назовите эти вещества.
7.Какой элемент четвёртого периода является самым активным неметаллом? Почему?
8. Известно, что летучее водородное соединение элемента и его высший оксид имеют соответственно формулы RH2 и RO3. Определите положение элемента в периодической системе, и составьте электронную формулу внешнего энергетического уровня его атома.
9. Дайте характеристику элемента №33 по его положению в периодической системе химических элементов.
10.Что общего в строении атомов химических элементов, расположенных в одном периоде? Как меняется в периодах окислительная и восстановительная способность атомов?
11. Сравните неметаллические свойства : а) кислорода и бора, б) фосфора и мышьяка. Дайте обоснованный ответ с точки зрения строения атома.
12. Составьте формулы следующих веществ: а) оксид меди (II), б) аммиак, в) оксид азота (I).
13. Расставьте степени окисления элементов в соединениях:
B2O3, H2O, H2Se, P2O3, CaO NO2, CuO, Al2O3, SnO, As2O5. Назовите вещества.
14.У химического элемента, расположенного в I группе, атом имеет четыре энергетических уровня. Назовите этот элемент и дайте ему характеристику по его положению в периодической системе химических элементов.
15. Предскажите свойства элемента фосфора, основываясь на валентных возможностях его атома. 16. Даны элементы: бериллий, барий, стронций, кальций. Расположите их в ряд по возрастанию металлических свойств. Обоснуйте своё решение.
17. Выведите формулы кислородных соединений неметаллов, расположенных во третьем периоде периодической системы и имеющих высшую степень окисления.
18. Напишите электронную формулу атома фтора и иона фтора. Электронные формулы каких частиц совпадают с электронной конфигурацией иона фтора?
19. Даны формулы веществ: SO3, CCl4, Br2, CaCl2, NH3. Укажите тип химической связи в соединениях. Расставьте степени окисления элементов. Найдите относительную молекулярную массу.
20. Какой тип кристаллической решётки характерен для следующих веществ, приведённых в задании 1?
21. Составьте формулы соединений углерода: а) с водородом, б) с кислородом, в) алюминием. Укажите тип химической связи и тип кристаллической решётки в соединениях. Расставьте степени окисления элементов. Найдите относительную молекулярную массу.
22. О соединении с каким видом химической связи и типом кристаллической решётки идёт речь, если известно, что оно твёрдое, легко превращается в жидкость, имеет запах, плохо растворяется в воде? Дайте аргументированный ответ.
Количественная характеристика веществ. Химические уравнения.
23.Найти массовые отношения элементов и их массовые доли для следующих соединений: P2O3, K2S.
24.Определите простейшую формулу соединения, если оно содержит 75 % алюминия и 25 % углерода.
25.В образце медной руды содержится 95 % оксида меди (II), остальное составляют примеси. Вычислите массовую долю меди в 10 кг медной руды.
26.Определите простейшую формулу соединения, если оно содержит 24,95 % железа, 46,7 % хрома и 28,58 % кислорода.
27. Какое количество вещества содержит 18,6 г серной кислоты H2SO4?
28.Определите массу 1,5 ∙ 1023 молекул I2.
29.Bычислите массу образца сернистого газа SO3, который содержит столько же молекул, сколько атомов содержится в кусочке алюминия массой 2,7 г.
30. Чему равна масса смеси, состоящей из 0,055 моль оксида серы (IV) и 2 моль водорода?
31. Рассчитайте количество вещества и число молекул в порциях газов (н.у.): а) 1,7 л метана СН4, б) 7,6 л оксида азота (IV).
32.Определите а) плотность (г/л) и б) относительную плотность по водороду и по аргону озона О3.
33.Смесь содержит 5 г оксида углерода (IV) и 3,01 ∙ 1023молекул аммиака. Определите объём смеси.
34.Рассчитайте молярную массу газа, если известно, что его относительная плотность по азоту равна 5,07.
35.Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций и укажите тип химической реакции:
Ca + N2 → Ca3N2 NH3 → N2 + H2
Zn + HCl → ZnCl2 + H2 K2O + HNO3 → KNO3 + H2O
Al(OH)3 → Al2O3 + H2O P2O5 + KOH → K3PO4 + H2O
Fe3O4 + Al → Al2O3 + Fe Mn2O7 + H2O → HMnO4
36.Допишите схемы реакций и составьте уравнения:
C + ? → CCl4 NH3 → ? + H2
Al2S3 + ? → AlCl3 + H2S NaOH + MgCl2 → Mg(OH)2+ ?
37.Какие из следующих реакций являются окислительно – восстановительными:
CaCO3 → CaO + CO2 4HNO3 → 4NO2 + O2 + 2H2O
3H2S + H2SO4 → 4S + 4H2O NaOH + HCl → NaCl + H2O
Na2S + HCl → CuSO4 + Zn →
Fe2O3 + Mg → BaCl2 + H2SO4 →
38..Методом электронного баланса подберите коэффициенты в уравнениях реакций:
WO3 + H2 → W + H2O Mg + HCl → MgCl2 + H2
Al + H2SO4 → Al2(SO4)3 + H2S + H2O Cu(NO3)2 → CuO + NO2 + O2
39.Какая масса оксида углерода (IV) образовалась при сжигании 360 г угля?
40.Оксид ртути (II) массой 86,8 г подвергли разложению. Вычислите объём кислорода, образовавшегося в результате реакции.
41.При сжигании 24 г угля в кислороде образовалось 66 г оксида углерода (IV). Содержал ли уголь негорючие примеси? Ответ подтвердите расчётом.
42. Определите суммарный объём газов, полученных по схеме реакции: AgNO3 → Ag + NO2 + O2 из 340 г AgNO3.
43.По термохимическому уравнению N2 + 3H2 → 2NH3 + 46 кДж рассчитайте, сколько теплоты выделяется при образовании 2 л аммиака?
44.Составьте термохимическое уравнение реакции горения магния, если известно, что при сгорании магния массой 12 г выделилось 307,2 кДж теплоты.
25 г соли растворили в 300 г воды. Вычислите массовую долю соли в растворе.
45.Рассчитайте массы воды и сахара, необходимые для приготовления 725 г раствора с массовой долей сахара 25%.
46.Определите массу соляной кислоты HCl, необходимую для приготовления 0,3 л 0,15 М раствора.
47.К 230 г 15%-го раствора соли добавили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
48.Определите массу соли и воды, которые потребуются для приготовления 20%-го раствора объёмом 250 мл (ρ = 1,1г/мл)
49. Рассчитайте молярную концентрацию хлорида натрия, если в 1 л его раствора содержится: а) 0,025 моль, б) 65 г растворённого вещества.
50.В каком объёме 1 М раствора соляной кислоты содержится 3,65 г HCl?
51.Выберите вещества, с которыми может реагировать вода: азот, кислород, оксид железа (III), оксид кальция, сульфат натрия Na2SO4, оксид кремния (IV), барий, оксид кальция. Напишите уравнения реакций.
52.Напишите 2 уравнения реакций получения щелочей взаимодействием металла с водой и оксида активного металла с водой.
53.Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
NaOH ← Na → NaH → NaOH
54.В 72,8 мл воды растворили 11,2 л хлороводорода (н.у.). Плотность образовавшегося раствора 1,1 г/мл. Определите объём полученного раствора и массовую долю хлороводорода в растворе.(83мл, 20%)
55.В двух пробирках находятся растворы гидроксида кальция и соляной кислоты. Предложите план распознавания веществ.
56.Какую массу карбоната натрия Na2CO3 можно получить при пропускании углекислого газа CO2 через 50 л 5%-го раствора едкого натра (ρ = 1054 кг/м3).
57.Укажите, с какими из перечисленных веществ может прореагировать оксид калия:
серная кислота, оксид никеля, оксид серы (IV), гидроксид меди (I), вода. Запишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества.
58.Получите оксид углерода (IV) тремя способами.
59.Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида алюминия.
60.Даны вещества: оксид серы (VI), вода, гидроксид калия, азотная кислота, оксид меди (II). Какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? Напишите уравнения реакций.
62.Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства раствора серной кислоты.
63.Какими способами можно получить серную кислоту? Напишите уравнения реакций.
64.Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
а) MgCl2 → Mg(OH)2 → MgCO3 ⇄Mg(HCO3)2 ⇄CO2
б) Zn → ZnCl2 → Zn(OH)2 → Zn(OH)2SO4 → ZnSO4 → Zn(NO3)2
↓
Zn(NO3)2
в) Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → Al(OH)2Cl → AlCl3
г) NaOH → NaHSO4 → Na2SO4 → BaSO4
д) Сu(NO3)2 → CuOHNO3 → Cu(OH)2 → CuCl2 → Cu
е) P2O5 → H3PO4 → NaH2PO4 → Na2HPO4 → Na3PO4
65.Допишите уравнения тех химических реакций, которые практически осуществимы:
Cu(NO3)2 + KOH → CaCO3 + HCl →
CaCO3 → KCl + Na2SO4 →
NaCl + AgNO3 → ZnCl2 + Ag →
66. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно получить карбонат калия, исходя из: а) оксида калия, б) гидроксида калия.
67.Приведите уравнения реакций, характеризующих химические свойства хлорида железа (III).
68.Получите сульфид калия тремя способами.
69.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
а) свинец → хлорид свинца (II) → гидроксохлорид свинца (II) → гидроксид свинца (II) → нитрат свинца (II) → cульфат свинца (II)
б) сера → оксид серы (IV) → оксид серы (VI) → серная кислота → гидросульфат калия → сульфат калия → хлорид калия → нитрат калия
в) фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → дигидроортофосфат натрия → гидроортофосфат натрия → ортофосфат натрия
70.В двух пробирках находятся: оксид кальция и оксид фосфора (V). Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
71.Как по внешнему виду распознать твёрдые вещества оксид кальция и оксид железа (III)? Как доказать это химическими опытами?
72.В трёх пробирках содержатся растворы: серной кислоты, гидроксида натрия, нитрата меди (II). Распознайте вещества. Составьте план эксперимента и напишите соответствующие уравнения реакций.
73.Выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот, солей. Дайте названия этим веществам: FeS, KOH, CuO, BaCl2, HBr, Co(OH)2, H2SO3, Fe(OH)3, P2O5, NO2, H2S, AlPO4.
74.Выпишите из приведённого перечня веществ формулы тех, которые составляют генетический ряд: Na, BaSO4, SO3, Ba, KCl, MgO, ZnSO4, Ba(OH)2, CO2, BaO.
Составьте схему генетической связи. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих данной схеме.
75.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
C → CO2 → Na2CO3 → CO2 → CaCO3
Al(OH)3 → NaAlO2 → Al(OH)3 → Al(OH)2Cl → AlCl3
76.Распознайте химическим путём растворы хлорида натрия и гидроксида натрия.
77.Рассчитайте массу оксида кальция и объём оксида углерода (IV) (н.у.), которые можно получить при полном разложении 4 моль карбоната кальция.
78.Даны вещества: оксид калия, углекислый газ, гидроксид кальция, соляная кислота, гидрокарбонат калия, хлорид бария, сульфат натрия, вода. Какие из этих веществ будут реагировать между собой? Напишите уравнения реакций.
79.Предложите три способа получения ортофосфата натрия.
80.Оксиды металлов реагируют с кислотами. Какие признаки химических реакций это подтверждают?
81. К 325г 12%-го раствора нитрата серебра прибавили раствор хлорида натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.
Проверочная работа по повторению курса 8 класса.
Вариант 1.
Поясните, как меняются свойства элементов в главных подгруппах Периодической системы сверху вниз.
Чем сходны и чем отличаются по составу и свойствам основание и соль? Ответ подтвердите примерами.
Вариант 2.
- Поясните, как меняются свойства элементов в периодах Периодической системы слева направо.
- Чем сходны и чем отличаются по составу и свойствам основные и кислотные оксиды? Ответ подтвердите примерами.
Вариант 3.
- Укажите, в чём сходство и различие в строении атомов элементов, принадлежащих к одному периоду.
- Чем сходны и чем отличаются по составу и свойствам кислота и соль? Ответ подтвердите примерами.
Вариант 4.
- Укажите, чем с точки зрения строения атома различаются элементы главной и побочной подгрупп одной группы.
- Чем сходны и чем отличаются по составу и свойствам основание и основный оксид? Ответ подтвердите примерами.
Тема 2. Теория электролитической диссоциации.
Проверочная работа «Электролитическая диссоциация. Свойства электролитов».
Вариант 1.
- Напишите уравнения электролитической диссоциации: а) нитрата никеля, б) серной кислоты, в) сульфата алюминия, г) гидроксида бария.
- Запишите отдельно вещества электролиты и неэлектролиты: Cu(NO3)2, BaSO4, KMnO4, CaCO3, H3PO4, спирт.
Вариант 2.
- Напишите уравнения электролитической диссоциации: а) гидроксида кальция, б) хлорида меди (II), в) ортофосфорной кислоты, г) нитрата бария.
- Запишите отдельно вещества электролиты и неэлектролиты: SiO2, Ba(OH)2, HCl, сахар, CuO, CuSO4.
Вариант 3.
- Напишите уравнения электролитической диссоциации: а) сульфита натрия, б) гидрокарбоната калия, в) сульфата железа (III), г) гидроксохлорида магния.
- Какие из перечисленных веществ относятся к сильным электролитам, какие к слабым: нитрат калия, угольная кислота, сероводород, гидроксид натрия?
Вариант 4.
- Напишите уравнения электролитической диссоциации: а) гидросульфита лития, б) карбоната натрия, в) гидроксохлорида бария, г) хлорной кислоты HClO4.
- Какие из перечисленных веществ относятся к сильным электролитам, какие к слабым: серная кислота, гидроксид алюминия, кремниевая кислота, ортофосфат калия?
Проверочная работа «Свойства различных классов соединений в свете ТЭД».
Вариант 1.
Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства соляной кислоты.
Вариант 2.
Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия.
Вариант 3.
С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида бария: сульфат натрия, оксид железа (III), хлорид меди (II), азотная кислота, гидроксид калия, оксид углерода (IV)? Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
Вариант 4.
С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор хлорида меди (II): нитрат серебра, хлорид натрия, железо, ортофосфорная кислота, оксид цинка, гидроксид калия? Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
Проверочная работа « Реакции ионного обмена. Гидролиз солей».
Вариант 1.
- Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде между растворами: а) нитрата серебра и ортофосфата калия, б) карбоната калия и нитрата натрия, в) сульфата меди и гидроксида натрия.
- Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: хлорид калия, нитрат меди (II), сульфит лития?
Вариант 2.
- Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде между растворами: а) гидроксида калия и соляной кислоты, б) хлорида бария и сульфата натрия, в) нитрата натрия и бромоводородной кислоты.
- Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: нитрат бария, сульфид натрия, хлорид железа (III)?
Вариант 3.
- Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде между растворами: а) карбоната натрия и азотной кислоты, б) хлорида магния и нитрата серебра, в) нитрата бария и соляной кислоты.
- Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: сульфат натрия, нитрат цинка, карбонат калия?
Вариант 4.
- Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде между растворами: а) гидроксида кальция и ортофосфорной кислоты, б) серной кислоты и хлорида натрия, в) карбоната натрия и нитрата свинца.
- Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: хлорид алюминия, сульфид калия, хлорид натрия?
Контрольная работа по теме: « Теория электролитической диссоциации»
Вариант 1.
- Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов ионы водорода и металла являются:
1) кислотами 2) средними солями 3) щелочами 4) кислыми солями
- Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность загорится при погружении электродов в:
1) сахар (крист.) 2) сахар (водн. р-р)
3) хлорид натрия (крист.) 4) хлорид натрия (водн.р-р)
- Определите, в каких случаях может осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ:
1) хлорид бария и серная кислота 2) гидроксид натрия и соляная кислота
3) хлорид калия и нитрат серебра 4) нитрат калия и хлорид натрия
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
- Составьте молекулярное и полное ионное уравнение реакции, соответствующее данному сокращённому:
Ca2+ + CO32- → CaCO3 ↓
- Какая из реакций является окислительно – восстановительной:
- CaO + H2O → Ca(OH)2
- 2KI + Cl2 → 2KCl + I2
- CuCl2 + 2KOH → Cu(OH)2 + 2KCl
- Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + H2O
Разберите ОВР методом электронного баланса.
- На оксид магния массой 4 г подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли.
- Соляная кислота не реагирует с:
1) гидроксидом кальция 2) магнием 3) оксидом серы (IV) 4) карбонатом калия
Вариант 2.
- Вещества, которые при диссоциации образуют только катионы металла и гидроксид-анионы, являются:
1) кислотами 2) солями 3) щелочами 4) амфотерными гидроксидами
- Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность загорится при погружении электродов в:
1) соляную кислоту 2) оксид железа (III)
3) хлорид кальция (крист.) 4) дистиллированную воду
- Определите, в каких случаях может осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ:
1) хлорид кальция и карбонат натрия 2) серная кислота и гидроксид натрия
3) нитрат кальция и хлорид магния 4) соляная кислота и нитрат серебра
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
- Составьте молекулярное и полное ионное уравнение реакции, соответствующее данному сокращённому:
Ba2+ + SO42- → BaSO4 ↓
- Какая из реакций является окислительно-восстановительной:
- HBr + KOH → KBr + H2O
- 2NaCl + Pb(NO3)2 → 2NaNO3 + PbCl2
- CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
- CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O
- 6,5 г цинка поместили в раствор, содержащий 20 г серной кислоты. рассчитайте массу выделившегося водорода.
- Гидроксид натрия в водном растворе не реагирует с:
1) соляной кислотой 2) карбонатом кальция 3) сульфатом меди (II) 4) нитратом калия
Контрольная работа по теме: « Теория электролитической диссоциации»
Вариант 3.
- Сумма коэффициентов перед всеми формулами электролитов в уравнении реакции
Al + HCl → AlCl3 + H2 равна:
1) 8 2) 6 3) 4 4) 2
- Между какими из перечисленных веществ возможны химические реакции: серная кислота (р-р), медь, сульфат железа (II), гидроксид меди (II), сульфат калия, гидроксид натрия? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
- Допишите сокращённое ионное уравнение реакции
2H+ + ? → СO2 + ?
и составьте соответствующее молекулярное уравнение.
- Допишите схему и напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Оксид серы (VI) → ? → сульфат бария
- Методом электронного баланса разберите ОВР:
MnO2 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O
- Укажите, какие из солей подвергаются гидролизу: хлорид калия, нитрат меди, карбонат натрия? Напишите уравнения реакций гидролиза по I ступени в молекулярной и ионной формах.
- К 80 г 6,6 %-го раствора нитрата свинца прилили 60 г 5%-го раствора иодида натрия. Какова масса выпавшего осадка?
Вариант 4.
- Сумма коэффициентов перед всеми формулами электролитов в уравнении реакции между магнием и соляной кислотой равна:
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
- Между какими из перечисленных веществ возможны химические реакции: азотная кислота (р-р), оксид меди (II), гидроксид железа (II), хлорид меди (II), нитрат натрия, гидроксид кальция? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
- Допишите сокращённое ионное уравнение реакции H+ + ? → Н2О и составьте соответствующее молекулярное уравнение.
- Допишите схему и напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Оксид кальция → ? → карбонат кальция
- Методом электронного баланса разберите ОВР:
Cu + H2SO4 → CuSO4 + SO2 + H2O
- Укажите, какие из солей подвергаются гидролизу: хлорид цинка, нитрат натрия, сульфат калия? Напишите уравнения реакций гидролиза по I ступени в молекулярной и ионной формах.
- Какой объём водорода (н.у.) можно получить при действии 228 мл 5%-го раствора серной кислоты (плотность 1,032 г/мл) на 9 г цинка?
Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания.
Проверочная работа « ОВР. Тепловой эффект реакции»
Вариант 1.
- Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
P2O5 + C → P + CO Fe + Cl2 → FeCl3
- Вычислите, сколько теплоты выделяется при окислении меди количеством вещества
6 моль. Тепловой эффект реакции окисления меди кислородом – 311 кДж.
Вариант 2.
- Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
Mn2O3 + Si → SiO2 + Mn KClO3 → KCl + O2
- При сжигании 1,2г магния в кислороде выделилось 30,1 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект и напишите ТХУ реакции горения магния в кислороде.
Вариант 3.
- Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
NH3 + O2 → NO + H2O HBr + H2SO4 → Br2 + SO2 + H2O
- Тепловой эффект реакции разложения оксида ртути (II) равен 180 кДж. Сколько надо затратить энергии на разложение 0,05 моль оксида ртути (II)?
Вариант 4.
- Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + H2O HI + H2SO4 → I2 + S + H2O
- При сжигании 65 кг цинка в кислороде выделилось 348 ∙ 103 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект и напишите ТХУ реакции горения цинка в кислороде.
Проверочная работа « Скорость химических реакций. Химическое равновесие»
Вариант 1.
- В каком направлении будет смещаться равновесие с повышением: а) температуры и б) давления для следующих обратимых реакций?
2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 + 196 Дж N2 + O2 ⇄ 2NO – 180,7 кДж
- Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от присутствия катализаторов.
Вариант 2.
- В каком направлении будет смещаться равновесие с повышением: а) температуры и б) давления для следующих обратимых реакций?
3O2 ⇄ 2O3 – 184,6 кДж 2H2 + O2 ⇄ 2H2O + 571,8 кДж
- Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от температуры.
Вариант 3.
- В каком направлении будет смещаться равновесие с повышением: а) температуры и б) давления для следующих обратимых реакций?
2NO + O2 ⇄ 2NO2 + 113,8 кДж 2HBr ⇄ H2 + Br2 – 72,5 кДж
- Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от концентрации реагирующих веществ.
Вариант 4.
- В каком направлении будет смещаться равновесие с повышением: а) температуры и б) давления для следующих обратимых реакций?
N2O4 ⇄ 2NO2 – 58,4 кДж 2CO + O2 ⇄ 2CO2 + 568,8 кДж
- Приведите примеры зависимости скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.
Зачётное занятие по теме «Химические реакции и закономерности их протекания»
- Какие реакции называются окислительно-восстановительными? Какие процессы называются окислением, восстановлением?
- Какие вещества могут быть только окислителями; только восстановителями; и окислителями, и восстановителями?
- Какое правило лежит основе метода электронного баланса?
- Как классифицируют окислительно- восстановительные реакции?
- Почему при протекании химических реакций энергия выделяется или поглощается?
- Какие реакции называются экзотермическими, эндотермическими? Что называется тепловым эффектом реакции? В каких единицах выражается тепловой эффект реакции?
- Что такое скорость химической реакции? В каких единицах выражается скорость химической реакции?
- От каких факторов зависит скорость химической реакции?
- Какие реакции называются гомогенными, гетерогенными? От чего зависит скорость гетерогенной реакции?
- Какие вещества называются катализаторами? Какие реакции называются каталитическими? Почему изменяется скорость реакции в присутствии катализатора?
- Что такое ингибиторы, ферменты?
- Какие реакции называются обратимыми? Необратимыми?
- Что такое химическое равновесие? При каких условиях нарушается химическое равновесие? Сформулируйте принцип Ле-Шателье.
- По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
Тема 4.Галогены и их соединения.
Проверочная работа «Хлор. Хлороводород. Соляная кислота».
Вариант 1.
- Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
a) H2 + Cl2 → б) HCl + Hg →
в) NaCl + AgNO3 → г) HCl + Fe(OH)2 →
- Составьте электронную формулу молекулы хлора. Укажите тип химической связи.
Вариант 2.
- Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
a) H2O + Cl2 → б) HCl + K2O →
в) NaBr + Cl2 → г) HCl + HNO3 →
- Составьте электронную формулу молекулы хлороводорода. Покажите направление смещения общей электронной пары. Укажите тип химической связи.
Вариант 3
1. Закончите уравнения реакций, схемы которых приведены ниже:
? + HCl → CaCl2 + ?
HCl + ? → FeCl3 + H2O
Cl2 + ? → PCl5
2. Получите хлороводород реакцией соединения. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Вариант 4.
1. Закончите уравнения реакций, схемы которых приведены ниже:
NaI + ? → ? + I2
MgCl2 + Cl2 → ? + ?
Fe + ? → FeCl3
2. Получите хлороводород реакцией обмена. Укажите условия протекания данной реакции.
Проверочная работа «Общая характеристика галогенов».
Вариант 1.
1. Как изменяются неметаллические (окислительные) свойства галогенов в подгруппе сверху вниз?
2. Напишите уравнения реакций между водородом и галогенами: фтором, хлором, бромом. Укажите переход электронов. Окислителями или восстановителями являются галогены в этих реакциях?
Вариант 2.
1. Как изменяется электроотрицательность в ряду: F, Cl, Br, I ?
2. Напишите уравнения реакций между: а) натрием и фтором, б) кальцием и хлором, в) алюминием и иодом. Укажите переход электронов. Окислителями или восстановителями являются галогены в этих реакциях?
Вариант 3.
1. Перечислите особенности в строении атомов галогенов, обусловливающие их принадлежность к типичным неметаллам.
2. Составьте два уравнения реакций соединения, в которых участвуют галогены. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Вариант 4.
1. Что общего и различного в строении атомов галогенов?
2. Составьте два уравнения реакций замещения, в которых участвуют галогены. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Контрольная работа по теме «Галогены»
Вариант 1.
- Дайте характеристику атома химического элемента №9 по плану: состав → строение → свойства.
- Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
Br2 → HBr → AlBr3 → Al(OH)3 → AlCl3
- В данном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
KMnO4 + HCl → Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
- Предложите способ очистки хлорида натрия от железных опилок.
- Вычислите объём и массу хлора, затраченного на реакцию с 23 г металлического натрия.
Вариант 2.
- Дайте характеристику атома химического элемента №17 по плану: состав → строение → свойства.
- Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
Na → NaOH → NaBr → NaCl → NaNO3
- В данном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
MnO2 + HCl → Cl2 + MnCl2 + H2O
- Медные изделия со временем теряют свой блеск из-за налёта оксида меди. Предложите химический способ восстановления блеска медного изделия.
- При взаимодействии хлора с иодидом калия получен йод массой 25,4 г. Определите объём хлора, который потребовался для этого.
Вариант 3.
- Составьте электронную схему образования молекулы хлора и дайте ей характеристику по плану: состав → строение → свойства.
- Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
HCl → Cl2 → KClO → KCl → HCl → AgCl
- Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
KClO3 + HCl →
- Распознайте хлорид меди (II), хлорид калия и гидроксид калия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
- Вычислите массу соли, полученной при пропускании хлора через 100г 30%-го раствора бромида калия.
Вариант 4.
- Составьте электронную схему образования молекулы хлороводорода и дайте ей характеристику по плану: состав → строение → свойства.
- Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
KClO3→ Cl2 → NaCl → HCl → AlCl3 → Cl2
- Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Cl2 + NaOH
- Распознайте гидроксид натрия, соляную кислоту и хлорид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
- Вычислите количество вещества соли, которую можно получить взаимодействием кальция с 365г 10%-го раствора соляной кислоты.
Тема 5. Подгруппа кислорода.
Проверочная работа « Кислород. Сера и её соединения»
Вариант 1.
- Приведите примеры химических соединений, в которых сера находится в высшей, низшей и промежуточной степенях окисления.
- Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям:
S → H2S → SO2 → SO3 → CaSO4
Вариант 2.
- Дайте характеристику окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств сероводорода и его водного раствора. Приведите по одному примеру.
- Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
Na2SO4 + KCl → KOH + SO3 →
Al + O2 → Na2SO3 + HCl →
Вариант 3.
- С какими из веществ реагирует оксид серы (IV): вода, гидроксид кальция, хлорид натрия, оксид магния, соляная кислота, нитрат серебра? Запишите уравнения возможных реакций.
- Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям:
S → Na2S → H2S → S → CuS
Вариант 4.
- Взята смесь железных опилок и серы. Какие химические реакции будут протекать: а) при нагревании смеси; б) при действии на неё соляной кислотой? Напишите уравнения реакций.
- Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям:
S → H2S → SO2 → Na2SO3 → NaHSO3 → SO2
Проверочная работа « Серная кислота»
Вариант 1.
- Запишите уравнения реакций взаимодействия разбавленной и концентрированной кислоты с цинком. Одно из уравнений разберите как окислительно-восстановительный процесс.
- В двух пробирках даны растворы сульфата и сульфита калия. Распознайте их.
Вариант 2.
- Закончите уравнения реакций:
Сu + H2SO4(к) → Ba(NO3)2 + CuSO4 →
ZnSO4 + KOH → C + H2SO4(к) →
- Укажите, как, соблюдая требования техники безопасности, растворять концентрированную серную кислоту в воде. Дайте пояснения.
Вариант 3.
- Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
H2SO4(р) + Hg → Na2SO3 + H2SO4 →
K2SO4 + Ba(NO3) → Ni + H2SO4(к) →
- В двух пробирках даны растворы серной и соляной кислот. Распознайте их.
Вариант 4.
- С какими из веществ реагирует раствор серной кислоты: гидроксид калия, алюминий, оксид серы (IV), оксид железа (II), нитрат бария, медь, гидроксид цинка? Напишите уравнения осуществимых реакций.
- В трёх пробирках даны растворы сульфата, сульфита и сульфида натрия. Распознайте их.
Контрольная работа по теме: «Подгруппа кислорода»
Вариант 1.
- Формула высшего оксида элемента, электронная формула которого 1s2 2s2 2p63s2 3p4:
1) SO2, 2)SeO3, 3) SO3, 4) TeO3.
Запишите формулу вещества и назовите его.
- Укажите схему реакции, в которой оксид серы (IV) – восстановитель. Допишите уравнение и покажите переход электронов.
1) SO2 + H2O →; 2) SO2+ O2 →; 3) SO2 + H2S →; 4) SO2 + CaO →.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор серной кислоты:
гидроксид натрия, золото, оксид меди(II), магний, хлорид бария, серебро, гидроксид алюминия? Запишите уравнения возможных реакций.
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
FeS → H2S → SО2 → NaHSО3 → Na2SО4
- Скорость химической реакции:
2SO2+ O2 ⇄2SO3 +Q уменьшится при:
1) применении катализатора; 2) охлаждении; 3) увеличении давления; 4) нагревании.
Дайте обоснованный ответ.
- Смешали 4,8 л оксида серы (IV) и 5,5 л сероводорода (н.у.). рассчитайте массу полученного твёрдого вещества после нагревания смеси.
Вариант 2.
- Объясните с точки зрения строения атомов элементов, почему селен может проявлять степень окисления +6, а кислород – нет.
- Формула соединения, в котором степень окисления серы максимальна, - это:
1) FeS; 2) SO2; 3) NaHSO4; 4) Ca(HSO3)2.
Запишите искомое вещество, расставьте степени окисления элементов в нём и назовите.
- С какими из веществ реагирует оксид серы (IV): вода, гидроксид кальция, хлорид натрия, оксид магния, кислород, соляная кислота, нитрат серебра, сероводород? Запишите уравнения возможных реакций.
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca(HSO3)2 → SO2 → SO3 → H2SO4 → SO2
- При изменении каких внешних факторов равновесие химической реакции:
2SO3 + H2O ⇄ H2SO4 + Q
сместится в сторону продукта реакции.
- Газ, выделившийся при взаимодействии сульфида натрия с необходимым количеством разбавленной серной кислоты, пропустили через избыток раствора нитрата свинца (II) и получили осадок массой 71,7 г. какой объём раствора серной кислоты с массовой долей её 25% (ρ = 1,176 г/мл) вступил в реакцию.
Контрольная работа по теме: «Подгруппа кислорода»
Вариант 3.
- Сколько электронов в атомах элементов VI-A группы на внешнем электронном слое? Какова общая конфигурация внешнего электронного слоя атомов этих элементов? Чему равны валентность и степень окисления этих элементов в основном состоянии?
- Формула соединения, в котором степень окисления серы минимальна, - это:
1) FeS; 2) SO2; 3) NaHSO4; 4) Ca(HSO3)2.
Запишите искомое вещество, расставьте степени окисления элементов в нём и назовите.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор серной кислоты: медь, гидроксид кальция, оксид цинка, железо, оксид кремния (IV), нитрат бария, гидроксид меди (II)? Запишите уравнения возможных реакций.
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
SO2 → NaHSO3 → Na2SO3 → Na2SO4 → NaNO3
- Скорость химической реакции: 4FeS2 + 11O2 → 8SO2↑+2Fe2O3 +Q увеличится при:
1) измельчении пирита; 2) охлаждении; 3) обогащении газовой смеси кислородом;
4) нагревании. Дайте обоснованный ответ.
- Какой объём оксида серы (IV) (н.у.) может прореагировать с гидроксидом натрия, содержащимся в его растворе объёмом 800 мл с массовой долей щёлочи 10% ( ρ = 1,1 г/мл)?
Вариант 4.
- Какие оксиды характерны для элементов подгруппы кислорода? Какие кислоты им соответствуют? Напишите формулы и дайте названия соединений.
- Укажите схему реакции, в которой сера – восстановитель. Допишите уравнение и покажите переход электронов.
1) F2 + S →; 2) Cu+S →; 3) S + P →; 4) H2 + S →.
- С какими из веществ реагирует оксид серы (VI): ортофосфорная кислота, хлорид натрия, оксид кальция, вода, сероводород, гидроксид натрия, кислород, гидроксид бария, сульфат меди. Запишите уравнения возможных реакций.
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
H2SO4 → SO2 → SO3 → K2SO4 → KCl
- При изменении каких внешних факторов равновесие химической реакции:
S + H2 ⇄ H2S + Q
изменится в сторону реагентов?
- Какой объём 98%-го раствора серной кислоты (ρ = 1,84 г/мл) нужен для полного растворения 8 г меди? Какой объём газа (н.у.) выделится при этом?
Тема 6. Подгруппа азота.
Проверочная работа « Азот. Аммиак. Соли аммония»
Вариант 1.
- Почему атом азота никогда не проявляет валентность равную V?
- Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса:
NH3 + CuO → N2 + Cu + H2O
- Осуществите превращения согласно схемам:
NH4Cl → NH3 → NO → NO2 → HNO3
Вариант 2.
- Каковы формулы важнейших оксидов элементов подгруппы азота и соответствующих им гидроксидов?
- Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса:
NH3 + Br2 → N2 + HBr
3. Осуществите превращения согласно схемам:
NH3 → NH4Cl → NH3 ∙ H2O → (NH4)2CO3 → CO2
Вариант 3.
- Каковы общая и конкретные формулы водородных соединений элементов подгруппы азота?
- Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса:
NH3 + O2 → N2 + H2O
- Осуществите превращения согласно схемам:
(NH4)2SO4 → NH4Cl → NH4NO3 N2O N2
Вариант 4.
- В чём заключается отличие водных растворов водородных соединений азота от водных растворов галогеноводородов?
- Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса:
NH4NO2 N2 + H2O
- Осуществите превращения согласно схемам:
NH4NO3 → NH3 → (NH4)3PO4 → NH4Cl → NH3
Проверочная работа « Азотная кислота. Нитраты»
Вариант 1.
1.Допишите схему реакции и составьте уравнения, используя метод электронного баланса:
Ca + HNO3(k) →
2. Осуществите превращения согласно схемам:
Zn → Zn(NO3)2 → ZnO → ZnSO4 → Zn(NO3)2
Вариант 2.
- Допишите схемы реакций и составьте уравнения, используя метод электронного баланса:
Ag + HNO3(k) →
- Осуществите превращения согласно схемам:
Cu → Cu(NO3)2 → NO2 → HNO3 → Ba(NO3)2
Вариант 3.
- Допишите схемы реакций и составьте уравнения, используя метод электронного баланса:
S + HNO3(p) →
2. Осуществите превращения согласно схемам:
K2CO3 → KNO3 → HNO3 → Ni(NO3)2 → NO2
Вариант 4.
- Допишите схемы реакций и составьте уравнения, используя метод электронного баланса:
C + HNO3(k) →
- Осуществите превращения согласно схемам:
Zn(NO3)2 → Zn(OH)2 → Na2[Zn(OH)4] → Zn(NO3)2 → NO2
Проверочная работа « Фосфор и его соединения»
Вариант 1.
- Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида фосфора (V).
- Как можно доказать, что красный и белый фосфор – две аллотропные модификации одного и того же элемента?
Вариант 2.
- Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства ортофосфорной кислоты.
- Чем по составу отличается молекула фосфора (в парах) от молекулы азота?
Вариант 3.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать ортофосфат калия: нитрат серебра, кальций, гидроксид меди (II), хлорид цинка, серная кислота (конц.)?
- Какие азотные и фосфорные удобрения вы знаете? Для чего растениям необходим азот и фосфор?
Вариант 4.
- Осуществите превращения согласно схемам:
P2O5 → H3PO4 → K2HPO4 → KH2PO4 → K3PO4
- Легче или тяжелее воздуха фосфин? Ответ подтвердите расчётом.
Контрольная работа по теме: «Подгруппа азота»
Вариант 1.
- Изобразите электронно-графическую формулу атома азота и ответьте, на каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?
а) 2s; б) 3d; в) 2p; г) 3p.
Поясните ответ.
- Реагируя с какими простыми веществами фосфор является восстановителем?
а) серой; б) магнием; в) кислородом; г) хлором.
- С помощью каких реакций можно осуществить превращения:
P2O5 → HPO3 → H3PO4 → Na3PO4 → Ca3(PO4)2
- Составьте уравнение реакции, используя метод электронного баланса:
NH3 + CrO3 → N2 + Cr2O3 + H2O
- В двух пробирках находятся растворы нитрата натрия и хлорида аммония. Как опытным путём их распознать? Напишите уравнения соответствующих реакций.
- При взаимодействии 37 г гидроксида кальция с сульфатом аммония было получено 15 г аммиака. Вычислите массовую долю выхода аммиака.
Вариант 2.
- Среди перечисленных химических элементов неметаллические свойства наиболее сильно выражены у:
а) сурьмы; б) азота; в) мышьяка; г) фосфора.
Поясните ответ.
- Укажите формулы соединений, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления:
а) гидросульфат аммония; в) аммиак;
б) азотистая кислота; г) нитрид магния.
- С помощью каких реакций можно осуществить превращения:
KNO3 → O2 → NO → NO2 → HNO3 → NO
- Составьте уравнение реакции, используя метод электронного баланса:
Ca3(PO4)2 + C + SiO2 → CaSiO3 + P + CO
- В двух пробирках находятся растворы сульфата аммония и хлорида натрия. Как опытным путём их распознать? Напишите уравнения соответствующих реакций.
- Вычислите массу азотной кислоты, которую можно получить из 17 г нитрата натрия при его взаимодействия с концентрированной серной кислотой, если массовая доля выхода кислоты составляет 0,96.
Контрольная работа по теме: «Подгруппа азота»
Вариант 3.
- Изобразите электронную и структурную формулы образования молекулы аммиака. Какие электроны атома азота участвуют в образовании химических связей в молекуле аммиака?
- Азот – восстановитель, реагируя с:
а) водородом; б) магнием; в) кислородом; г) фтором.
- С помощью каких реакций можно осуществить превращения:
NH4Cl → NH3 → N2 → NH3 → (NH4)2HPO4
- Составьте уравнение реакции, используя метод электронного баланса:
KI + HNO3 → I2 + NO2 + KNO3 + H2O
- В двух пробирках находятся растворы ортофосфорной кислоты и ортофосфата натрия. Как опытным путём их распознать? Напишите уравнения соответствующих реакций.
- Вычислите объём аммиака (н.у.), который можно получить, нагревая 30 г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, приняв, что объёмная доля выхода аммиака составляет 0,92.
Вариант 4.
- Составьте электронную формулу атома фосфора. Охарактеризуйте валентные возможности атома фосфора.
- Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления, - это:
а) оксид азота (IV); в) нитрид кальция;
б) азотная кислота; г) нитрат бария.
- С помощью каких реакций можно осуществить превращения:
(NH4)2SO4 → NH3 → NH4NO3 → N2O
↓
NH4Cl
- Составьте уравнение реакции, используя метод электронного баланса:
H2S + HNO3 → S + NO + H2O
- В двух пробирках находятся растворы нитрата кальция и ортофосфорной кислоты. Как опытным путём их распознать? Напишите уравнения соответствующих реакций.
- При сжигании в кислороде 62 г фосфора было получено 130 г оксида фосфора (V). Вычислите массовую долю выхода оксида фосфора (V).
Тема 7. Подгруппа углерода.
Проверочная работа « Угольная кислота и её соли»
Вариант 1.
- Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций в водном растворе:
а) CO2(изб.) + KOH → б) CO2+ KOH(изб.) →
в) Na2CO3 + H2O + CO2 → г) CO2+ SiO2 →
- Почему водный раствор диоксида углерода имеет кислый вкус? Почему газированные напитки, содержащие CO2, имеют больший срок хранения, чем негазированные?
Вариант 2.
- Осуществите превращения согласно схемам:
CaCO3 → CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCl2
- Как диссоциирует в воде угольная кислота? Назовите два кислотных остатка этой кислоты. Как при взаимодействии диоксида углерода с гидроксидом натрия можно добиться получения: а) средней соли, б) кислой соли?
Вариант 3.
- Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций в водном растворе:
а) Na2CO3 + HCl → б) CaCO3 + KOH →
в) KHCO3 + KOH → г) (NH4)2CO3 + CaCl2 →
- Как освободить карбонат натрия от небольшой примеси гидрокарбоната натрия?
Вариант 4.
- Осуществите превращения согласно схемам:
CO → CO2 → KHCO3 → K2CO3 → KNO3
- Какую реакцию среды имеют водные растворы карбонатов натрия и калия? Почему?
Проверочная работа « Кремний и его соединения»
Вариант 1.
- Осуществите превращения согласно схемам:
H2SiO3 → SiO2 → Na2SiO3 → CaSiO3
- Какая масса силицида магния Mg2Si получится при взаимодействии 60 г кремния, содержащего 5% примесей, с магнием?
Вариант 2.
- Составьте уравнения реакций между: а) кремнезёмом и содой, б) кремнезёмом и оксидом кальция, в) силикатом калия и соляной кислотой.
- Какая масса силана образуется при взаимодействии соляной кислоты со 160 г силицида магния Mg2Si, содержащего 5% примесей?
Вариант 3.
- Осуществите превращения согласно схемам:
SiO2 →Si → Na2SiO3 → H2SiO3
- Какая масса кремния получится при восстановлении углём 40 г оксида кремния (IV), содержащего 10% примесей?
Вариант 4.
- Как, исходя из кремнезёма и имея в распоряжении все необходимые вещества, получить кремниевую кислоту?
- Какая масса силиката натрия образуется при сплавлении 50 г оксида кремния (IV), содержащего 10% примесей, с гидроксидом натрия?
Контрольная работа по теме: «Подгруппа углерода»
Вариант 1.
- Углерод проявляет свойства восстановителя, реагируя с:
а) HNO3(конц.); б) Si; в) O2; г) H2.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
NaOH → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si
Для реакций ионного обмена составьте ионные уравнения реакций.
- Закончите схемы реакций:
а) СuO + CO ; б) NaHCO3 + H2SO4 →
Реакцию а) разберите методом электронного баланса.
- В двух пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната калия и силиката калия. Составьте план распознавания веществ. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
- Какая масса кремния должна образоваться при восстановлении углём 60 г оксида кремния (IV), содержащего 5% примесей?
Вариант 2.
- Кремний – окислитель, реагируя с:
а) углеродом; б) хлором; в) кислородом; г) кальцием.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CO → CO2 → Na2CO3 → CO2 → Ca(HCO3)2
Для реакций ионного обмена составьте ионные уравнения реакций.
- Закончите схемы реакций:
а) SiO2 + Mg ; б) Na2SiO3 + HCl → в) Mg2Si + HCl →.
Реакцию а) разберите методом электронного баланса.
- В двух пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия и сульфата натрия. Составьте план распознавания веществ. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
5. Рассчитайте массу и количество вещества оксида бария, образующегося при разложении 80 г карбоната бария, содержащего 3% примесей.
Контрольная работа по теме: «Подгруппа углерода»
Вариант 3.
- Углерод – окислитель, реагируя с:
а) Ca; б) H2; в) H2SO4(конц.); г) Si.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Si → SiO2 → K2SiO3 → H2SiO3 → SiO2
Для реакций ионного обмена составьте ионные уравнения реакций.
- Закончите схемы реакций:
а) CO2 + C ; б) NaHCO3 + NaOH →; в) .
Реакцию а) разберите методом электронного баланса.
4. В двух пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида натрия и гидрокарбоната натрия. Составьте план распознавания веществ. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
5. Какая масса оксида кремния (IV) должна образоваться при горении 60 г кремния, содержащего 5% примесей?
Вариант 4.
- Степень окисления кремния равна +4 в составе веществ:
а) SiC; б) Na2SiO3; в) Ca2Si; г) SiH4.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CaCl2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CO2 → CaCO3
Для реакций ионного обмена составьте ионные уравнения реакций.
- Закончите схемы реакций:
а) SiH4 + O2 →; б) SiO2 + KOH → в) Na2SiO3 + H2O + CO2 →.
Реакцию а) разберите методом электронного баланса.
- В двух пронумерованных пробирках находятся растворы силиката натрия и ортофосфата натрия. Составьте план распознавания веществ. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
5. При сгорании 187,5 г угля образовалось 336 л оксида углерода (IV) (н.у.). Вычислите массовую долю углерода в угле.
Тема 8. Общие свойства металлов.
Проверочная работа « Способы получения металлов. Электролиз»
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Проверочная работа « Химические свойства металлов»
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Тема 9. Особенности строения и свойств металлов разных подгрупп.
Проверочная работа « Щелочные и щелочноземельные металлы»
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Проверочная работа « Алюминий и его соединения»
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Проверочная работа « Железо и его соединения»
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Контрольная работа по теме: «Металлы»
Вариант 1.
- Какие из указанных ниже веществ реагируют с оксидом калия:
а) ZnO ; б) NaOH ; в) H2SO4; г) SO3 ?
Запишите уравнения реакций в молекулярной и сокращённой ионной форме.
- Составьте схему и уравнение реакции электролиза раствора хлорида калия.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Na2O → NaOH → NaCl → Na
↓
Cu(OH)2 → CuO
- Укажите формулы веществ, с которыми при определённых условиях реагирует оксид алюминия:
а) H2O; б)K2O; в) H2SO4; г) NaOH.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Известковая вода используется для обнаружения:
а) оксида азота (IV); б) оксида углерода (II);
в) оксида углерода (IV); г) хлорид-ионов.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- При обработке 10 г смеси меди и алюминия избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л водорода (н.у.). Рассчитайте массовую долю алюминия в смеси.
Вариант 2.
- Какие из указанных ниже веществ реагируют с известковой водой?
а) BaO ; б) Са(HCO3)2 ; в) SO3 ; г) Na2CO3.
Запишите уравнения реакций в молекулярной и сокращённой ионной форме.
- Составьте схему и уравнение реакции электролиза раствора сульфата меди (II).
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Na2SO3 → NaHSO3 → SO2 → SO3 → Na2SO4 → CaSO4
- Отметьте формулу вещества, которая образуется при сплавлении оксида алюминия и гидроксида калия:
а) К[Al(OH)4]; б) K2AlO2; в) KAlO2; г) Al(OH)3.
Ответ подтвердите уравнением реакции.
- Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвета:
а) розовый и малиновый; б) фиолетовый и голубой;
в) жёлтый и синий; г) жёлтый и фиолетовый.
- Какой объём водорода (н.у.) выделится при действии избытка воды на сплав, содержащий 9,2 г натрия и 7,8 г калия?
Контрольная работа по теме: «Металлы»
Вариант 3.
- Запишите уравнения предложенных реакций и укажите,
основным продуктом какой реакции является нормальный оксид состава Ме2О.
а) Li + O2 → в) K + O2 →
б) Na + O2 → г) Ca + O2 →.
- Составьте схему и уравнение реакции электролиза раствора бромида кальция.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca → CaH2 → Ca(OH)2 → CaCO3 →CaCl2 → Ca(NO3)2
- Оксид алюминия может взаимодействовать с:
а) оксидом углерода (IV) и сульфатом меди (II); б) соляной кислотой и сульфатом натрия;
в) водой и серной кислотой; г) гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Для обнаружения в растворе катионов бария можно использовать раствор:
а) гидроксида натрия в) сульфата калия
б) азотной кислоты г) хлорида кальция.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Вычислите массовую долю примесей в техническом алюминии, если при обработке его навески массой 9 г избытком раствора гидроксида натрия выделился газ объёмом 10,6 л (н.у.).
Вариант 4.
- Запишите уравнения реакций взаимодействия с водой магния, кальция, калия и лития. Укажите, какой из предложенных металлов наиболее энергично реагирует с водой при обычных условиях? Почему?
- Составьте схему и уравнение реакции электролиза расплава гидроксида натрия.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Li2O → LiOH →Li2SO3 → Li2SO4 →LiCl → LiNO3
- Формулы веществ, которые образуются при взаимодействии алюминия и избытка водного раствора гидроксида калия, - это:
а) Al(OH)3 и Н2; б) Al2O3 и Н2;
в) Na[Al(OH)4] и Al(OH)3; г) Na[Al(OH)4] и Н2.
Ответ подтвердите уравнением реакции.
- Твёрдый гидроксид калия нельзя хранить в открытом сосуде, потому что он реагирует с:
а) кислородом ; в) водородом; б) углекислым газом; г) азотом.
Ответ подтвердите уравнением соответствующей реакции.
- Сколько граммов 10% раствора гидроксида натрия потребуется для нейтрализации
196 г 10% раствора серной кислоты?
Тема 9. Основы органической химии. (11 часов)
- Основные положения органической химии. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
- Изомерия, изомеры. Гомологи, гомологические ряды.
- Выполнение упражнений.
- Классификация и номенклатура органических веществ.
- Предельные углеводороды.
- Непредельные углеводороды.
- Кислородсодержащие органические вещества. Одноатомные спирты. Альдегиды.
- Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
- Углеводы.
- Азотсодержащие органические вещества. Белки.
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
Резервное время – 3часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа по химии 11 класс, по теме:"Предмет органической химии. Предельные углеводороды"
контрольная работа по химии 11 класс, по теме:"Предмет органической химии. Предельные углеводороды"...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Контрольная работа по химии в 9 классе по теме: "Органическая химия"
Данная контрольная работа предназначена для проверки уровня усвоения знаний учащимися за курс «Органическая химия» 9 класс.Задания составлены в форме теста. Тест содержит 16 вопросов с выбором одного ...
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля
Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....
Проверочные контрольные работы по химии 8 класса
Четвертные контрольные работы...