Обобщение опыта "Представления о Земле, отражённые в живописи."
материал по географии (8 класс) на тему
Изменение содержания школьной географии, усиление гуманизации и культурологической направленности предмета требуют расширение объёма знаний о народах, об их происхождении расселении о приспособлении к окружающей среде о материальной и духовной культуре.
Географическое образование отличает широкий спектр воздействия наобучающихся.
В процессе изучения географии школьники познают мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, непосредственно и опосредованно, рационально и эмоционально.Именно поэтому, помимо сведений из географической науки, необходимо использовать данные из смежных наук( астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека к Земле , представления о Земле, отраженные в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavleniya_o_zemle.docx | 249.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Представления о Земле, отражённые в живописи.
Изменение содержания школьной географии, усиление гуманизации и культурологической направленности предмета требуют расширение объёма знаний о народах, об их происхождении расселении о приспособлении к окружающей среде о материальной и духовной культуре.
Географическое образование отличает широкий спектр воздействия наобучающихся.
В процессе изучения географии школьники познают мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, непосредственно и опосредованно, рационально и эмоционально.Именно поэтому, помимо сведений из географической науки, необходимо использовать данные из смежных наук( астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека к Земле , представления о Земле, отраженные в искусстве.
При изучении темы « Зональные типы почв» дети работают над проектом « Яркий портрет подзолов в живописи И.И. Шишкина».
Сосновый бор.
И.И. Шишкин
Самый яркий портрет наших почв создал не учёный почвовед и не географ, а талантливый художник.
Сорокалетний академик живописи Иван Иванович Шишкин в 1872 году написал свою знаменитую картину « Сосновый бор»,изобразив красоту своего лесного края.
Тогда он был уже известным человеком, талантливейшим русским художником,о котором искусствовед А.Н. Савинов писал: « Ясно и сильно Шишкин передаёт бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм, уходящих к горизонту деревьев.
Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в её могучие силы».
Картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
Присмотримся к картине повнимательней.
Исполнена она в желтоватых тонах жаркого летнего дня, когда выцветает небо, а на сосновых стволах плавится душистая смола.
Величием и покоем наполнен сосновый бор, немного отступивший от зрителя. Могучи вековые деревья, даже если они лежат,выворотив вместе с корнями дернину. Глубокая тень стоит в чащобе, а на первом плане сияет прозрачный ручей, дно его в камешках просвечено, валуны на берегу источают тепло. Тишина, глубочайшая мудрость исходит от этого бора. И такая истома, что, даже двум медведям под сосной лень взбираться к колоде для пчёл, полной теплого мёда…Красива и величественна эта панорама .
Обратим внимание на сосновую теснину из неохватных стволов, раскидистых крон, валежники и пни. Какая несчётная масса дерева! Трудно даже представить, сколько тут органического вещества – древесины, веток, хвои, лесных трав, созданных солнцем и землёй.
Землёй?.. Вот эта тонкая плёнка, которая так чётко нарисована художником поверху обрыва,над жёлтым, даже с виду бесплодным песком с мешаниной камней,- неужели онавзрастила подняла всю сосновую рать, которая тяжестью своей в тысячу раз превышает вес земляной плёнки? Мы видим пень у ручья; его корни обнажены; они уходят вглубь бесплодного песка;
они стелются в верхнем слое, под тоненькой плёнкой почвы, откуда и бралисоки жизнипока дерево росло и стояло.
Живописец не мог знать тонкостей почвообразования, всей многогранной зависимости растения от почвы и почвы от растений. Но он был зорким натуралистом, реально и прекрасно изобразил природную суть, заставив пораженного зрителя увидеть глубины простых и сложных явлений, с почвой в самом центре.
Вот уж действительно «образ родной земли, утверждающий веру в её могучие силы»
Литература: Вячеслав Пальман « Земля в наследство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Времена года в музыке, живописи, искусстве"
Презентация к уроку музыки в 6 классе...
Времена года в музыке, живописи, искусстве
Конспект урока музыки...
Учебный фильм "Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения".
Фильм является учебным, предназначен для изучения в средней школе на уроках истории, посвященных искусству эпохи Возрождения, проблем изображения сюжетов, связанных с последним днем земной жизни Христ...
Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"
проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...
Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...