Обобщение опыта "Представления о Земле, отражённые в живописи."
материал по географии (8 класс) на тему

Изменение содержания школьной географии, усиление гуманизации  и культурологической направленности предмета требуют расширение объёма знаний о народах, об их происхождении расселении о приспособлении к  окружающей среде о материальной и духовной культуре.

  Географическое образование  отличает широкий спектр  воздействия наобучающихся.

В процессе  изучения географии школьники познают мир  в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, непосредственно и опосредованно, рационально и эмоционально.Именно поэтому, помимо сведений из географической науки, необходимо использовать данные из смежных наук( астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать  материал    об исторически  сложившихся  нормах и правилах отношения человека к Земле , представления  о  Земле, отраженные в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavleniya_o_zemle.docx249.54 КБ

Предварительный просмотр:

Представления  о  Земле, отражённые в живописи.

Изменение содержания школьной географии, усиление гуманизации  и культурологической направленности предмета требуют расширение объёма знаний о народах, об их происхождении расселении о приспособлении к  окружающей среде о материальной и духовной культуре.

  Географическое образование  отличает широкий спектр  воздействия наобучающихся.

В процессе  изучения географии школьники познают мир  в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, непосредственно и опосредованно, рационально и эмоционально.Именно поэтому, помимо сведений из географической науки, необходимо использовать данные из смежных наук( астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать  материал    об исторически  сложившихся  нормах и правилах отношения человека к Земле , представления  о  Земле, отраженные в искусстве.

 При изучении темы « Зональные типы почв»   дети работают над проектом « Яркий портрет подзолов в живописи И.И. Шишкина».

Сосновый бор.

Шишкин Иван Иванович. «Сосновый бор»

И.И. Шишкин

Самый яркий портрет наших почв создал не учёный почвовед и не географ, а талантливый художник.

Сорокалетний  академик живописи  Иван Иванович  Шишкин  в 1872 году  написал свою знаменитую картину « Сосновый бор»,изобразив красоту своего лесного края.

Тогда он был уже известным человеком, талантливейшим русским художником,о котором искусствовед А.Н. Савинов писал: « Ясно и сильно Шишкин передаёт бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм, уходящих к горизонту деревьев.

Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в её могучие силы».

Картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Присмотримся к картине повнимательней.

Исполнена она  в желтоватых тонах  жаркого летнего дня, когда выцветает небо, а  на сосновых стволах   плавится душистая смола.

Величием и покоем  наполнен сосновый бор, немного отступивший от зрителя. Могучи вековые деревья,  даже если они лежат,выворотив  вместе с корнями дернину. Глубокая тень стоит в чащобе, а на первом плане  сияет  прозрачный ручей, дно его в камешках просвечено, валуны  на берегу источают тепло. Тишина, глубочайшая мудрость исходит от этого бора. И такая истома, что, даже  двум медведям  под сосной  лень взбираться  к колоде для пчёл, полной теплого мёда…Красива и величественна эта панорама .

Обратим внимание  на сосновую теснину из неохватных стволов, раскидистых крон, валежники и  пни. Какая несчётная  масса дерева! Трудно даже представить, сколько тут органического вещества – древесины, веток, хвои, лесных трав, созданных солнцем и землёй.

Землёй?.. Вот эта  тонкая плёнка, которая так чётко  нарисована художником  поверху обрыва,над жёлтым, даже с виду бесплодным песком  с мешаниной камней,- неужели онавзрастила подняла всю сосновую рать, которая  тяжестью своей в тысячу раз превышает  вес земляной плёнки? Мы видим пень  у ручья;  его корни обнажены; они уходят вглубь  бесплодного песка;

они стелются  в верхнем слое, под  тоненькой  плёнкой почвы, откуда  и бралисоки жизнипока  дерево росло  и стояло.

Живописец не мог знать тонкостей  почвообразования, всей многогранной  зависимости растения от почвы  и почвы от растений. Но он был зорким натуралистом, реально и прекрасно изобразил природную суть, заставив пораженного зрителя увидеть глубины  простых и сложных явлений, с почвой  в самом  центре.

Вот уж действительно «образ родной земли, утверждающий  веру в её могучие силы»

Литература:   Вячеслав Пальман « Земля в наследство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения".

Фильм является учебным, предназначен для изучения в средней школе на уроках истории, посвященных искусству эпохи Возрождения, проблем изображения сюжетов, связанных с последним днем земной жизни Христ...

Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...

Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического   взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...