Экологическое воспитание
статья по географии (7 класс) на тему
Данное выступление повествует об экологической направленности работы классного руководителя в работе сельской школы.
В работе представлен опыт работы экологической студии "Ноосфериум".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шугаровская СОШ»
Выступление Цыбриной Ларисы Анатольевны
на районном семинаре (март 2016 г.)
Тема: «Экологическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности.
Слайд 1:Экологическое воспитание в системе работы классного руководителя.
Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и тут же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери.
Наш мир – это наш дом. Чтобы жизнь наших потомков в нашем доме была светлой в будущем, необходимо позаботиться об этом уже сейчас.
Слайд 2: В обществе становятся все больше популярными идеи об эко жизни. Что это такое эко жизнь?
В первую очередь это гармония человека с природой. То есть, если человек берет что-то на свои нужды, то он должен в последствие отдать это нашей планете.
Основные принципы эко жизни: должны помочь нашей планете и защитить ее и нас от дальнейшего вымирания.
Слайд 3: В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным и в работе классного руководителя.
Слайд 4: Задача классного руководителя состоит не столько в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, а способствовать осознанию обучающимися значимости своей практической помощи природе.
Слайд 5: В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно.
Необходимы другие формы и методы работы.
Слайд 6: Прежде всего, это воспитательная работа классного руководителя.
Существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Слайд 7: В нашей школе в течение многих лет, с 2001 года, работает экологическая студия “Ноосфериум”. Это творческий коллектив школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытно-экспериментальную, природохранную и практическую деятельность.
Слайд 8: Основная цель работы студии - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде. В настоящее время студия работает по программе “От экологии души к экологии пространства”.
Слайд 9: Руководителем студии являюсь я, Цыбрина Лариса Анатольевна. Я – учитель географии и классный руководитель 7 класса.
Слайд 10: На занятиях студийцы занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Участвуют в однодневных полевых экспедициях. Информация, собранная студийцами для проектов, имеет социальную значимость. Акции, проводимые студией, имеют практическую направленность.
Слайд 11: Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка или студии. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Студийцы проводят социологические опросы жителей посёлка, выпускают агитационные листки.
Слайд 12: Ежегодно участвуем в районных экологических слетах. Проводим экологические уроки и мастер-классы для ребят из других школ. Делимся при этом своими знаниями по экологии.
Слайд 13: Учебно-практические экспедиции в полевых условиях в рамках летнего трехдневного эколагеря проходят ежегодно в июне. С удовольствием ребята после завершения учебного года участвуют них.
Слайд 14: Подготовка к проведению Акции «Птичья столовая» и «Покорми птиц зимой» начинается как правило в ноябре каждого года и длится в течении всего зимнего периода.
Слайд 15: В рамках Акции «Сохраним окружающую среду» студийцы убирают территории как прудов поселка, так и поймы других рек нашего Ступинского района.
Слайд 16: Совместно с лесничествами района: Малинского и Ульяновского и под их руководством помогаем высаживать ели и елки.
Слайд 17: Студийцы делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся регионального и муниципального уровня.
Слайд 18: Ежегодно, в апреле, мы делимся своими небольшими достижениями и опытом работы по экологии на Фестивалях экологических студий.
Слайд 19: В рамках учебно-практических экспедиций мы учимся тушить пожары в природных условиях. Опытные работники лесничеств проводят для нас практические занятия по теме: «Лесохозяйственная деятельность».
Слайд 20: А еще мы выступаем агитбригадой перед младшими школьниками. Проводим к Дню Земли круглые столы и диспуты.
Слайд 21: Возвращаясь к экологическим акциям, мы озеленяем нашу пришкольную территорию, сажая деревья и кустарники.
Слайд 22: Убираем лесные массивы, как у школы так и на территории поселка.
Слайд 23: В сентябре 2015 года в нашем районе проходила Акция « Наш лес, Посади свое дерево». На месте вырубленного лесного массива вблизи села Ивановское мы с ребятами внесли свой вклад, сажали сосны.
Слайд 24: Экологическая студия выпускает газеты и коллажи, где отражает свою природоохранную деятельность.
Слайд 25: Наша программа “Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “Ноосфериум”, открывает широкие возможности для деятельности учителей-предметников, классных руководителей, организаторов внеклассной работы. Актуальность проекта: XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации . Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках, в студии и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми в практической жизни. Поэтому в школе, наряду с теоретическими занятиями проводится практическая работа. И эта экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.
Слайд 26: Проект “Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “Ноосфериум” имеет социальный, краеведческий и педагогический аспекты.
Цель проекта: Развитие способностей юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода к устойчивому развитию, на основе усвоения общечеловеческой культуры в процессе учебной и социальной деятельности.
Слайд 27: Задачи проекта:
1. Воспитать активных и ответственных граждан посредством включения учащихся в практическую деятельность.
2. Помочь школьникам использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения .
3. Расширить участие детей в научно-практической деятельности способствующей профессиональному определению, овладению ключевыми компетентностями для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
4. Заложить основы общественного поведения в интересах устойчивого развития как стиля жизни через повседневные поступки каждого человека с учётом национальных традиций.
Слайд 28: Ожидаемые результаты от реализации проекта: повышение уровня экологического воспитания, образования и информирования населения в рамках программы “Экология Ступинского муниципального района». То, что делает коллектив учащихся, коллектив студии - это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире. Таким образом, внеклассная работа дает большие возможности для формирования экологического сознания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...