Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ( Лобжанидзе)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом новых теребований 2016-2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г. Чехова Московской области
Утверждаю.
Директор МБОУ гимназии №7
Рубцова Е.Н.
………………………………………..
Приказ №………...… от ……..2016г.
Рабочая программа по географии, 5 класс
(базовый уровень, на основе ФГОС)
5а, 5б, 5в, 5г, 5д
Составитель:
Турбина Лариса Леонидовна,
учитель географии
первой категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии: 5 класс География. Планета Земля составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.
- Рабочей программы по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
- Методических материалов сайта издательства: УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/
- Утвержденной директором гимназии Рабочей образовательной программы по географии (5-9 класс, ФГОС) для реализации в гимназии с 01.09.2015 года (на 5 лет)
УМК «Сферы» - география, с 2003 года входит в Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе», с 2005 года в серию «Академический школьный учебник». УМК рекомендован к использованию Министерством образования и науки РФ.
• Научный руководитель УМК, автор Рабочей программы член-корреспондент РАО, доктор географических наук В.П. Дронов, научный редактор – кандидат географических наук Л.Е. Савельева.
• Автор учебника 5-6 кл. и УМК – доктор педагогических наук¸ кандидат географических наук А.А. Лобжанидзе.
Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
5 класс – начало изучения большого школьного курса географии. География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания.
Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
• формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
• формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях от локального до глобального);
• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
• понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
• приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
• формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Содержание курса географии позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать
материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.…
Основная цель курса географии в 5-м классе:
- формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Основные задачи курса:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.
Планируемые результаты обучения:
В 5-м классе закладываются основы географического образования и первые шаги в достижении общих результатов обучения географии в основной школе:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются (предметные результаты 5-го класса выделены шрифтом, в последующих курсах они расширяются и углубляются):
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5-й класс)
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы.
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) полностью совпадают с описанием и рекомендациями автора учебника и напечатаны в прилагаемой книге: Рабочая программа по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
Календарно-тематическое планирование
Курс географии, 5 класс (на основе ФГОС), УМК «Сферы», ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 2016-2017 учебный год.
№ | Сроки проведения урока | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Примечание | |
плановые | фактические | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Первый учебный триместр | ||||||
ВВЕДЕНИЕ. 2 ч | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником и УМК. | Устанавливать этапы развития географических знаний. Определять понятие география | §1 | |||
1 | 1-5/09 | География: древняя и современная наука. | ||||
2 | 7-12/09 | География в современном мире | Географические объекты и явления, процессы. Изучение Земли современной географией. Цели географии. | Выявлять особенности изучения Земли по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления и объекты. Различать природные и антропогенные объекты. | §2 | |
Развитие географических знаний на Земле. 8ч. | Мир древних цивилизаций. Географические знания в древности | Показывать по картам территории древних государств. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности | §3 | |||
3 | 14-19/09 | География в древности | ||||
4 | 21-26/09 | Географические знания в древней Европе | Древнегреческие и древнеримские открытия | Показывать по картам древние государства в Европе. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности в Европе | §4 | |
5 | 28/09-3/10 | Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Путешествия арабских мореходов. Путешествие А. Никитина. Марко Поло. Португальские мореплаватели | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить и обсуждать информацию о путешествиях Марко Поло, А. Никитина, викингов | §5 | |
Каникулы 5-10/10 | ||||||
6 | 12-17/10 | Открытие Нового Света. | Причины наступления Великих географических открытий. Открытие Америки | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Находить информацию об открытиях в разных источниках. Обсуждать значение открытий Нового света для европейцев и коренных жителей. | §6 | |
7 | 19-24/10 | Эпоха Великих географических открытий | Открытие пути в Индию. Ф. Магеллан. Значение Эпохи Великих географических открытий | Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме Обсуждать значение открытий в Эпоху Великих географических открытий | §7 | |
8 | 26-31/10 | Открытие Австралии и Антарктиды Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | Открытия и исследования Австралии и Антарктиды | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты на контурную карту Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме | §8 Стр. 4-5 тетради-практикума | |
9 | 2-7/11 | Современные географические исследования | Современные исследования и приборы в области географии. | Находить и описывать способы современных географических исследований | §9 | |
Изображения земной поверхности и их использование. 12ч | Наука о создании карт. Глобус. План и карта. Аэрокосмические снимки. | Распознавать различные виды изображения Земли. Сравнивать планы и карты. Анализировать атлас и карты | §10 | |||
10 | 9-14/11 | Изображения земной поверхности | ||||
Второй учебный триместр | ||||||
11 | 23-28/11 | Масштаб | Понятие о масштабе. Виды масштаба. Определение расстояний с помощью масштаба | Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу видов масштаба. | §11 | |
12 | 30/11-5/12 | Условные знаки Работа на контурных картах №1: Схема маршрута. | Условные знаки и легенды. Виды условных знаков. Пояснительные подписи. | Распознавать условные знаки. Находить на плане разные виды знаков и читать по ним план. Описывать маршрут по топографической карте. | §12 С.2-3 к/к | |
13 | 7-12/12 | Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» | Абсолютная и относительная высота. Шкала глубин и высот. Способы изображения неровностей земной поверхности. | Показывать на плане и карте неровности земной поверхности. Распознавать высоты. Показывать на карте объекты рельефа. Подписывать на контурной карте высоты и глубины. Строить профиль рельефа | §13 Стр. 6-7 тетради-практикума | |
14 | 14-19/12 | Стороны горизонта. Ориентирование Практическая работа №3 «Определение на местности направлений и расстояний» | Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Способы ориентирования. | Определять по компасу стороны горизонта, азимуты и ориентироваться по компасу и другим признакам | §14 Стр. 8-9 тетради-практикума | |
15 | 21-26/12 | План местности. | План местности. Способы его составления. | Читать и составлять план местности | §15 | |
16 | 28-31/12 | Съёмка местности. Составление плана местности Практическая работа №4 «Полярная съемка местности» | Глазомерная съемка местности. | Составлять, проводить глазомерную съемку местности | §16 Стр. 10-11 тетради-практикума | |
17 | 11-16/01 | Географические карты | Отличие карт о планов. Способы изображения на картах. Виды карт | Читать различные карты. Находить на картах географические объекты и их характеристику Сравнивать глобус и карту. | §17 | |
18 | 18-23/01 | Параллели и меридианы Работа на контурных картах №2 «Изображение земной поверхности. Координаты» | Понятия: параллели и меридианы, экватор, полюса. Использование градусной сетки для определения координат | Показывать на карте и глобусе градусную сеть. Определять направления и расстояния | §18 С.4-5 к/к | |
19 | 25-30/01 | Географические координаты Работа на контурных картах №3 «Определение названий и координат указанных точек» | Географическая широта и долгота. Их определение на глобусе и карте | Определять по картам и глобусу координаты. Находить объекты по координатам. Определять расстояние по градусной сетке. | §19 С. 6-7 к/к | |
20 | 1-6/02 | Географические информационные системы Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия» | Картографический метод в географии. Понятие о ГИС. | Понимать возможности современных ГИС | §20 Стр. 12-13 тетради-практикума | |
21 | 8-13/02 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов» | Изображение земной поверхности | Обсуждать способы изображения земной поверхности и их использование | Повт. §10-20 Стр. 14-15 тетради-практикума | |
Третий учебный триместр | ||||||
Земля-планета Солнечной системы. 5ч | Состав Солнечной системы. Система Земля-Луна. | Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе. Находить информацию по теме из разных источников. | §21 | |||
22 | 22-27/02 | Земля в солнечной системе | ||||
23 | 29/02-5/03 | Осевое вращение Земли Работа на контурных картах №4 «Мир: поясное время» | Вращение Земли вокруг своей оси и его последствия. Часовые пояса | Наблюдать движения Земли на теллурии. Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток. Решать познавательные задачи по теме. | §22 С. 8-9 к/к | |
24 | 9-12/03 | Орбитальное движение Земли | Движение Земли по орбите и его последствия | Наблюдать движения на теллурии. Анализировать схему орбитального движения Земли. Показывать тропики и полярные круги. | §23 | |
25 | 14-19/03 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Солнечная активность. Метеоры и метеориты. Кометы | Составлять описания следствий влияния космоса на Землю. Находить дополнительные сведения по теме. | §24 | |
26 | 21-26/03 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Земля – уникальная планета Солнечной системы | Повторять и обобщать знания по теме. Уметь делать выводы. | Повт. §21-24 | |
Литосфера - каменная оболочка Земли. 8ч | Внутреннее строение Земли. Горные породы и их классификация. Свойства горных пород | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек. Определять горные породы. Сравнивать свойства горных пород. | §25 Стр. 16-17 тетради-практикума | |||
27 | 28/03-2/04 | Строение Земли. Горные породы Практическая работа №7 «Определение горных пород по их свойствам» | ||||
28 | 11-16/04 | Земная кора и литосфера | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит и выявлять процессы, их сопровождающие | §26 | |
29 | 18-23/04 | Рельеф Земли Работа на контурных картах №5 «Мир. Физическая карта. Рельеф» | Понятие о рельефе суши и дна океана | Распознавать на картах различные формы рельефа. Определять среднюю и максимальную высоту гор. | §27 С. 10-11 к/к | |
30 | 25-30/04 | Внутренние силы Земли | Землетрясения и вулканизм. Образование гор | Выявлять по картам закономерности распространения вулканизма и землетрясений, устанавливать их главные пояса Наносить на контурную карту вулканы и области землетрясений | §28 | |
31 | 3-7/05 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Выветривание горных пород. Внешние силы изменения рельефа | Составлять и анализировать схему воздействия внешних сил на рельеф. Описывать облик форм рельефа Сравнивать природные и антропогенные формы рельефа | §29 | |
32 | 10-14/05 | Человек и мир камня. | Воздействие человека на литосферу. Полезные ископаемые | Уметь различать и описывать группы полезных ископаемых. Выделять положительные и отрицательные последствия влияния человека на литосферу | §30 | |
33 | 16-21/05 | Обобщающее повторение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли» | Повторение основных понятий о литосфере | Повторять и обобщать знания, полученные по теме | Повт. §25-30 | |
34 | 23-25/05 | Резерв. Повторение по курсу. | Повторение основных понятий |
Практические работы по географии, 5 класс, (ФГОС) по УМК «Сферы».
Научный руководитель УМК В.П. Дронов, автор учебника А.А. Лобжанидзе. Основание для итоговых практических работ (рекомендации авторов УМК): О.Г. Котляр География. Планета Земля. Тетрадь – практикум, 5-6 класс. 4 издание, -М. Просвещение, 2015.-32с. Часть 1 , 5 класс, стр. 1-15.
Тема «Развитие географических знаний о Земле»
№1. Практическая работа «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», задание стр. 4-5:
Используя разные источники информации подобрать и проанализировать материалы об одном из путешественников, по алгоритму составить презентацию и выступить по ней на 5-10 минут перед одноклассниками.
Тема «Изображения земной поверхности и их использование»
№2 Практическая работа «Построение профиля рельефа», задание на стр. 6-7:
Построить профиль рельефа суши и океана по карте, определить данные высот и глубин
№3 Практическая работа «Определение на местности направлений и расстояний», задание на стр. 8-9:
Сориентировать компас на местности, определить направление и расстояния до выделенных объектов.
№4 Практическая работа «Полярная съемка местности», задание на стр. 10-11:
Выполнить полярную съемку (из выбранного полюса) пришкольного участка и построить план местности.
№5 Практическая работа «Составление маршрута путешествия», задание на стр.12-13:
Определить по карте и глобусу расстояния и направления путешествия (из Москвы в Диснейленд, США, географические координаты по маршруту путешествия, изобразить маршрут по контурной карте.
№6 Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов», задание на стр. 14-15:
Построить маршрут на основе Интернет-ресурсов между двумя точками и совершите виртуальное передвижение из начальной к конечной точке.
Тема «Литосфера – каменная оболочка Земли»
№7 Практическая работа «Определение горных пород по их свойствам», задание на стр.16-17: Изучить свойства предложенных горных пород и определить их названия.
Работы на контурных картах: Основание для выделения работ:
УМК «Сферы» География, Планета Земля. 5-6 класс. Контурные карты. – М.: Просвещение, 2015. – 31с. Часть 1 , 5 класс, стр. 1-15.
Работа №1, стр. 2-3. Схема маршрута: составить схему маршрута от школы до дома, зарисовать маршрут с помощью условных знаков.
Работа №2, стр. 4-5. Изображение земной поверхности. Координаты: подписать параллели и меридианы, точки по координатам, маршрут по указанным точкам.
Работа №3, стр. 6-7. Изображения земной поверхности. Определение названий и координат указанных точек.
Работа №4, стр. 8-9. Мир: поясное время. Работа с картой часовых поясов и определение поясного времени.
Работа №5, стр. 10-11. Мир. Физическая карта. Работа с подписями горных систем и самых высоких точек на них, обозначение равнин и глубоководных желобов.
График итоговых практических работ по географии, 5 класс, География. Планета Земля. ФГОС.
№ | Сроки проведения | Название практической работы | |
плановые | фактические | ||
1 | 26-31/10 | «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», задание стр. 4-5 | |
2 | 7-12/12 | «Построение профиля рельефа», задание на стр. 6-7 | |
3 | 14-19/12 | «Определение на местности направлений и расстояний», задание на стр. 8-9 | |
4 | 28-31/12 | «Полярная съемка местности», задание на стр. 10-11 | |
5 | 1-6/02 | «Составление маршрута путешествия», задание на стр.12-13 | |
6 | 8-13/02 | «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов», задание на стр. 14-15 | |
7 | 28/03-2/04 | «Определение горных пород по их свойствам», задание на стр.16-17 |
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения начального курса географии в 5-м классе ученик должен:
Знать/понимать:
- Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.
- Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.
- Основные источники географической информации.
- Методы изучения Земли.
- Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.
- Различия между планом местности, картой и глобусом.
- Современные способы создания карт.
- Как происходило освоение Земли.
- Состав и строение оболочек Земли.
- Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.
- Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.
Уметь:
- Показывать по картам и глобусу географические объекты.
- Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.
- Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.
- Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.
- Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
- Составлять простейшие схемы и планы.
- Определять географические координаты.
- Ориентироваться на местности.
- Применять простейшие географические приборы.
- Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.
- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
- Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.
Перечень учебно-методического обеспечения
«Сферы» по географии для основной школы, издательство «Просвещение», Москва 5-6 классы
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
- География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
- УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/
- http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
Согласовано.
Протокол №1 заседания ШМО учителей
от 28/08/2016
Руководитель ШМО: ………………………….
Согласовано.
Заместитель директора по УР: Арзамасцева Л.Н.
……………………………………
Дата: ………………… 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...