Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
География. 6 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. — М. : Просвещение, 2011. Данная рабочая программа разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.
Используемый УМК:
- Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович. Просвещение, 2012г.
- Электронное приложение может быть запущено как в операционных системах семейства Windows.
- Тетрадь-тренажёр. Часть 1. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович. Просвещение, 2015г
- Тетрадь-практикум. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна., Просвещение, 2014г
- Тетрадь-экзаменатор. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов Вадим Владимирович,, Просвещение, 2014г
- Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г, Григорьева М. А., Просвещение, 2014г
- Контурные карты. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна, Просвещение, 2014г
Место географии в учебном плане
Количество часов за год - 35; В неделю 1 час;
Практических работ - 7
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю ). Логика изложения и содержания программы соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта, поэтому в программу не внесено изменений, но добавлено 2 часа на итоговое повторение.
. Планируемые результаты освоения географии.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
- Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
- Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
- Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
- Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии ученик должен: - знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; - уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления: определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов
| Практические работы |
1. | Введение | 1 | |
2. | Гидросфера – водная оболочка Земли | 9 | 2 |
2. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 2 |
3. | Биосфера – оболочка жизни. | 5 | |
4. | Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс. | 8 | 1 |
5 | Повторение | 2 | |
Итого: | 35 | 5 |
Содержание курса
(35 часов, 1 час в неделю)
Гидросфера –водная оболочка Земли. Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин.
Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли.
Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное
использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и
деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих
типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и
животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли.
Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Повторение.
Перечень географических объектов (номенклатура) Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Таганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кольдильер.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (35ч, 1 ч в неделю
№ п/п | Тема урока | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности учеников (на уровне УУД) | Ресурсы урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||||
Введение (1час) | ||||||
1 | Введение | Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой | Учебник; Атлас; Контурные карты; Тетрадь_тренажёрТетрадь_-практикум, с. 24–25 («Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды»); Тетрадь-экзаменатор; Электронное приложение к учебнику | ||
Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч) | ||||||
2/1 | Гидросфера | Понятие «гидросфера» Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.
| Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между со_ ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы. Описывать значение воды для жизни на планете | Учебник, с. 82- 83; Атлас, с. 26–27; Тетрадь_тренажёр с. 46(№ 1), с. 47 (№ 1), с. 48 (№ 2), с. 56(№ 1); Электронное приложение к учебнику | ||
3/2 | Мировой океан. | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.
| Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географи_- ческие закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты | Учебник, с. 84–85; Атлас, с. 26–29; Контурные карты, с. 14–15 (№ 1), с. 24–25 (№ 1); Тетрадь_тренажёр с. 46 (№ 3), с. 48 (№ 3),с. 50–51 (№ 2–5), с. 52 (№ 6), с. 57(№ 2), с. 58 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | ||
4/3 | Движение воды в океане. Практическая работа № 1 «Описание по картам вод Мирового океана»; | Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт. | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направлении поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на кон_ турной карте холодные и тёплые течения | Учебник, с. 86–87, Атлас, с. 26–29; Контурные карты, с. 14–15 (№ 2, 5); Тетрадь_тренажёр, с. 46(№ 4), с. 50 (№ 1), с. 53(№11), с. 54(№ 1); Тетрадь_практикум практическая работа «Описание по картам вод Мирового океана»; Электронное приложение к учебнику. | ||
5/4 | Реки. | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт.
| Учебник, с. 88–91; Атлас, с. 8–11, с. 26–27, с. 30–31; Контурные карты, с. 14–15 (№ 3), с. 24–25(№ 2); Тетрадь_тренажёр, с. 46 (№ 2, 6–8), с. 48 (№ 4), с. 52–53 (№ 7–9), с. 54 (№ 2), с. 59 (№ 4); Электронное приложение к учебнику | ||
6/5 | Озера и болота. | Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин | Учебник, с. 92–93; Атлас, с. 8–11, с. 30–31; Контурные карты, с. 14–15 (№ 4); Тетрадь_тренажёрс. 46–47 (№ 9–10), с. 49 (№ 6), с. 53 (№ 10), с. 55 (№ 4), с. 59 (№ 5); | ||
7/6 | Подземные воды. | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», «Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | Учебник, с. 94–95; Тетрадь_тренажёр с. 47 (№ 11), с. 49 (№ 5); Электронное приложение к учебнику | ||
8/7 | Ледники и многолетняя мерзлота. | Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей рас_ пространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положе_ ние областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особен_ ностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 8–9, с. 26–27; Тетрадь_тренажёр с. 47 (№ 12), с. 49 (№ 7), с. 55 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | ||
9/8 | Человек и гидросфера. | Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых аква_ ториях и других объектах гидро_ сферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. | Учебник, с. 98-99; Тетрадь_тренажёр с. 55–56 (№ 5–6); Электронное приложение к учебнику | ||
10/9 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» Практическая работа №2 «Описание реки своей местности» | Значение гидросферы для Земли и человека. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. Значение и охрана подземных вод. . Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради_- экзаменаторе, с. 32–39; выполнение практической работы «Описание реки своей местности», | Учебник, с. 82–100; Атлас, с. 8–9, 26–31; Тетрадь_экзаменатор, с. 32–39; Электронное приложение к учебнику | ||
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч) | ||||||
11/1 | Атмосфера. | Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы для природы Земли. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды» | Учебник, с. 102–103;Атлас, с. 32; Тетрадь_тренажёр, с. 60 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | ||
12/2 | Температура воздуха. Практическая работа № 3«Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды» | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Практическая работа по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды. | Вычерчивать и анализировать гра- фики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | Учебник, с. 104–105; Атлас, с. 32–35; Тетрадь_тренажёр,с. 60 (№ 2–4), с. 71 (№ 1–2), с. 72(№ 8); Тетрадь_ практикум, с.26 Электронное приложение к учебнику | ||
13/3 | Влажность воздуха. Облака. | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определятьоблачность | Учебник, с. 106–107;Атлас, с. 32–33; Тетрадь_тренажёр, с. 60 (№ 5–6), с. 61 (№ 1), с. 71 (№ 3), с. 72 (№ 4–6); | ||
14/4 | Атмосферные осадки. | Атмосферные осадки Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. | Анализировать и строить по имею- щимся данным диаграммы распреде- ления годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах | Учебник, с. 108–109; Атлас, с. 32–33, 35; Тетрадь-тренажёр с. 61 (№ 2), с. 64 (№ 4), с. 66 (№ 1–2), с. 67 (№ 3), с. 72 (№ 7); Электронное приложение к учебнику | ||
15/5 | Атмосферное давление. | Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах. | Учебник, с. 110; Атлас,с. 32–33; Тетрадь_тренажёр с. 60 (№ 7), с. 68 (№ 7), с. 73 (№ 9); Электронное приложение к учебнику | ||
16/6 | Ветер.практическая работа № 4 «Вычерчивание розы ветров» | Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель. | Определять направление ветра с помощью флюгера. Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имею- щихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров
| Учебник, с. 111–113; Атлас, с. 33; Тетрадь_тренажёр с. 61(№ 8–9), с. 67 (№ 4–5), с. 68 (№ 6), с. 74 (№ 11); Тетрадь-практикум, с.27
| ||
17/7 | Погода. | Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоды разных сезонов год | Учебник, с. 114–115; Атлас, с. 32–33; Тетрадь_тренажёр с. 61 (№ 10), с. 63 (№ 1), с. 68 (№ 8); Электронное приложение к учебнику | ||
18/8 | Климат. | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатичес- ких показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров)по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы. | Учебник, с. 116–117; Атлас, с. 32–35; Тетрадь -тренажёр с. 61 (№ 11–12), с. 63 (№ 2), с. 64 (№ 3,5), с. 73 (№ 10), с. 75 (№ 12); Электронное приложение к учебнику | ||
19/9 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека | Учебник, с. 118–121; Атлас, с. 32–35; Тетрадь_тренажёрс. 62 (№ 3–4), с. 69 (№ 9–10), с. 70 (№ 11–12); | |||
20/ 10 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122; выполнение вариантов контрольной работы в тетради_экзаменаторе, с. 40–47; | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) по тем е«Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | Учебник, с. 101–122; Атлас, с. 32–35; Тетрадь_тренажёр с. 65 (№6), Тетрадь_экзаменатор, с. 40–47; Электронное приложение к учебнику | ||
Биосфера – оболочка Земли -5ч | ||||||
21/1 | Биосфера. | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах — реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере | Учебник, с. 124–125; Атлас, с. 36–39; Тетрадь_тренажёр с. 76 (№ 1–3, 6), с. 77–78 (№ 1–2), с. 84 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | ||
22/2 | Жизнь в океане и на суше. | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши . | Сравнивать приспособительные осо- бенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения рас- тительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. | Учебник, с. 126–127; Атлас, с. 36–39; Тетрадь_тренажёр с. 76 (№ 4–5, 7), с. 78 (№ 3, 1), с. 79 (№ 2–4), с. 80–82 (№ 1–4); | ||
23/3 | Значение биосферы. | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек | Учебник, с. 128–129; Атлас, с. 36–39; Тетрадь_тренажёрс. 77 (№ 8), с. 84 (№ 8); Электронное приложение к учебнику | ||
24/4 | Человек- часть биосферы. | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас.Роль биосферы в жизни человека. | Различать по иллюстрациям и описа- ниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, рас- пространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека. | Учебник, с. 130–131; Атлас, с. 42–47; Тетрадь_тренажёр с. 77 (№ 9–11), с. 79–80 (№ 5), с. 80(№ 6–7), с. 82 (№ 5), с. 83 (№ 6–7), с. 84–85 (№ 2–3); Электронное приложение к учебнику | ||
25/5 | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» | Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Выполнение контрольной работы, в тетради - экзаменаторе, с. 48–53 | Учебник, с. 132–134; Атлас, с. 36–39, 42–47; Тетрадь_тренажёр с.77 (№ 12); Тетрадь_экзаменатор,с. 48–53; Электронное приложение к учебнику. | ||
Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс (8 ч) | ||||||
26/1 | Географическая оболочка. | Понятие «географическая оболочка».Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно- следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке | Учебник, с. 136–137; Атлас, с. 36–39; Тетрадь_тренажёр с. 86 (№ 1), с. 87 (№ 1), с. 91 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | ||
27/2 | Природные комплексы. | Компоненты природного комплекса,их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-_антропогенные и антропогенные комплексы. | Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентамив природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изме_ нённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавли_ вать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов | Учебник, с. 138–139; Атлас, с. 34–37; Контурные карты, с. 18–19 (№ 1–2); Тетрадь_тренажёр с. 86 (№ 2–4), с. 89 (№ 1–2), с. 92(№ 2); Электронное приложение к учебнику | ||
28/3 | Почва. | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства | Учебник, с. 140–141; Атлас, с. 40–41, 36–37; Тетрадь_тренажёр, с. 86 (№ 5–6), с. 90–91(№ 3–6), с. 94 (№ 1, 5–6); Электронное приложение к учебнику | ||
29/4 | Ледяные пустыни и тундры. | Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Определять по картам географическое положение природных зон,показывать их.Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне. | Учебник, с. 142–143; Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь_тренажёр, с. 86 (№ 7), с. 88 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | ||
30/5 | Леса. | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете), подготаливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне | Учебник, с. 144–147; Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь_тренажёр с. 86 (№ 8), с. 87 (№ 2), с. 88№ 3), с. 93 (№4); Электронное приложение к учебнику | ||
31/6 | Степи и саванны. Засушливые области планеты. | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.Узнавать природные зоны на иллю- страциях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными пред- ставителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интерне_ те и других источниках), подготав_ ливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной де_ ятельности людей в природной зоне | Учебник, с. 148–151; Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь_тренажёр с. 86–87 (№ 9–10), с. 88 (№ 3), с. 93 (№ 3); Контурные карты, с. 18–19(№ 3–4); Электронное приложение к учебнику | ||
32/7 | Природные комплексы Мирового океана. | Широтные зоны Мирового океана.Вертикальные зоны океанов. | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интерне_ те и других источниках) о значе_ нии органического мира Мирового океана для человека | Учебник, с. 152–153; Атлас, с. 26–29, 38–39; Тетрадь_тренажёр с. 87 (№ 11); Электронное приложение к учебнику | ||
33/8 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие. | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. | Учебник, с. 154–157; Атлас, с. 48–49; Контурные карты, с. 24–25 (№ 5)
| ||
Повторение и обобщение знаний - 2ч | ||||||
34/1 | Итоговый контроль. Обобщающее повторение по теме «Географическая оболочка – крупный ПК». Практическая работа №5 «Описание природного комплекса своей местности»
| Обобщение пройденного материала и оценивание знания и умения учащихся. Практическая работа «Описание природного комплекса своей местности» | Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации и сообщения по выбранной теме. | Электронное приложение к учебнику | ||
35/2 | Обобщающее повторение | Обобщение пройденного материала и оценивание знания и умения учащихся | Выполнение контрольной работы, в тетради - экзаменаторе, | Электронное приложение к учебнику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...