рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_5_klass.docx66.74 КБ

Предварительный просмотр:

.Пояснительная записка

Сведения о программе, на основании которой  разработана   рабочая программа

 География.  5 класс. Рабочие         программы.         Предметная линия учебников  «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. — М. : Просвещение,  2011.     Данная рабочая программа   разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа соответствует требованиям ФГОС   основного   общего образования.

.

Используемый УМК:

  1. Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович. Просвещение, 2012г.        
  2. Тетрадь-тренажёр. Часть 1. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович.
  3. Тетрадь-практикум. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна.
  4. Тетрадь-экзаменатор. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов Вадим Владимирович.
  5. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г, Григорьева М. А.
  6. Контурные карты. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна.
  7. Поурочное тематическое планирование. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы"

                                          Место предмета в учебном плане.

Количество часов за год -  35ч,  1 час в неделю.  Практических работ -  7

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю ) . Изменений в рабочую программу не внесено.

Планируемые результаты освоения географии.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

                                                                                                                                               Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

В результате изучения географии ученик должен:                                                 знать/понимать:                                                                                                                            основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;                                                                           географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- уметь:                                                                                                                                     выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;                                                                                                                                           находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;                                                                                                                                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов:             составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления:                         определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических  объектов;                               применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;                                                             -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий ; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий     и  техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание курса  География. Планета Земля.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.                                                                                                                            Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.                                                                                                 План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.                                                                                                                       Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.                                                                                           Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

                                                    ВВЕДЕНИЕ — 2 ч.                                                                                                                                    Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.                                                                                                                                                                                                      
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ -  8 ч                                                       Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.  Страбон — основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского   купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки.  Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.                                                                                                          ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ   И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 12 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
 Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
               
  ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 5 ч
Солнечная система. Земля
часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
             ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера
каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
  Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.                                                                                    Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися   7 практических работ в тетради - практикуме:

1.Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники»

2.Определение на местности направлений и расстояний

3.Полярная съемка местности

4.Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

5.Составление маршрута путешествия

6.Определение горных пород по их свойствам

7. Построение профиля рельефа

                                    Учебно-тематический план

 Название темы

Количество

 часов

Практические                работы

 Введение

2

Развитие географических знаний о Земле

8

1

.Изображение земной поверхности и их использование.

12

4

Земля – планета Солнечной системы

5

 Литосфера – каменная оболочка Земли

8

2

ИТОГО

35

7

Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

                                                                 


                                      КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ (география 5 класс)

№ п/п

Тема урока

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учеников

 (на уровне УУД)

Ресурсы урока

Дата

проведения

По плану

Фактически

                                                                                                         Введение . (2 час)

1./1

География: древняя и

современная.

Зарождение науки о Земле. Система географических наук.Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями УМК.

 Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текстов учебника и иллюстраций. Определить понятие «география»

 Учебник.                   стр. 5-9;Атлас.               Контурные карты. Тетрадь тренажер. Тетрадь практикум. Тетрадь экзаменатор. Электронное приложение.

2./2

География в современном  мире.

Географические объекты, явления, процессы.

Изучение Земли современной географией.

Зачем человеку нужна география.

Выявить особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Установить географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные объекты.

Учебник                   стр. 10-11;

Атлас.

Электронное

Приложение

.

Развитие географических знаний о Земле (8 часов)

3/1.

География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

  Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Учебник, с. 14-15; Атлас, с. 12—13; Электронное приложение к учебнику

4/2.

Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

  Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме.

Учебник, с. 16-17; Атлас, с. 12-13; Тетрадь тренажёр

 с. 14 (№ 1),                с. 22 (№ 5); Электронное приложение к  учебнику

5./3

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Учебник, с. 18-21; Атлас, с. 12-13; Тетрадь тренажёр,                         с. 14 (№ 2),              с. 16 (№ 2),                с. 22 (№ 1);  Электронное приложение к учебнику

6/4.

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

Учебник, с. 22-25; Атлас, с. 12—13; Тетрадь тренажёр, с. 14-15 (№ 4-6),    с. 16 (№ 1),                 с. 18 (№ 4),                с. 20 (№ 1),              с. 21 (№ 4),              с. 23 (№ 2); Электронное приложение к учебнику

7/5.

Эпоха Великих географических открытий  

Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешествееники»

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме

Тетрадь-практикум, практическая работа по составлению презентации по теме «Великие русские путешественники»; Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику

 

8/6.

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Учебник, с. 26-27; Атлас, с. 12-13; Тетрадь тренажёр,                    с. 15 (№ 9, 10),            с. 17 (№ 3),                с. 18 (№ 1),               с. 23 (№3); Электронное приложение к учебнику

9/7.

Современные географические исследования.

 

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) Описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

Учебник, с. 28-30; Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35;                   Тетрадь тренажёр,                     с. 16 (№ 11, 12),      с. 20 (№ 4),               с. 21 (№ 3),                с. 23 (№ 4);

10/8

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Значение Великих географических открытий.

Первое русское кругосветное путешествие

Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги»,

Учебник, с. 30;

выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 12-17

Тетрадь-экзаменатор, с. 12-17;

Электронное приложение к учебнику

Изображения земной поверхности и их использование  - 12 ч

11/1

Изображения земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли.

План и карта.

Атласы.

Аэрокосмические снимки.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

 Учебник,               с. 32-33; Атлас;                              Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 1-3),               с. 9 (№ 1),               с. 10 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

12/2.

Масштаб

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

Учебник, с. 34-35; Атлас с. 2-3; Контурные карты, с. 3 (№ 1); Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 5),             с. 5 (№ 1),              с. 11-13 (№ 1-10); Электронное        приложение к учебнику

13/3.

Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда.

Виды условных знаков: площадные,

точечные, линейные. Пояснительные

подписи.

Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Учебник, с. 36-37;

Атлас, с. 2—3; Контурные карты, с. 3(№ 3-5); Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 7);

Электронное приложение к учебнику

14/4.

Способы изображения неровностей земной поверхности

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах.

Шкала высот и глубин.

 Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать    высоты    (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые   высокие   точки    материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

.. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Учебник, с. 38-39; Атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; Контурные карты, с. 3 (№ 2), с. 10-11 (№ 1-2); Тетрадь тренажёр, с. 34 (№ 4),                с. 38 (№ 4)            , с. 41 (№ 2),                с. 44 (№ 1);  Электронное приложение к учебнику.

15/5

Стороны горизонта. Ориентирование

  Практическая работа  № 2  « Определение на местности направлений и расстояний»;

 

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

Учебник, с. 40-41; Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 9);                Тетрадь-практикум,                  с. 6 (№ 1);             Электронное приложение к учебнику

16/6.

Съёмка местности   Практическая работа  № 3  «Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов»

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

.

 Ориентироваться    на    местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности.Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте).Определять стороны горизонта на плане

 Учебник, с. 42-43; Атлас, с. 2-3; Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 10),                 с. 6 (№ 2),            с. 7 (№ 1);             Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение на местности направлений и расстояний»; Электронное приложение к учебнику

17/7.

Составление плана местности

Практическая работа  № 4«Полярная съемка местности» »

Составление простейшего плана местности

  Использовать   оборудование   для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности

Учебник, с. 44-45; Тетрадь-практикум, практические работы «Полярная съёмка местности»,  

18/8.

Географические карты

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

 Читать  карты  различных  видов на основе анализа легенды. Определять   зависимость   подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов

 Учебник,                 с. 46-47;

Атлас, с. 6-9,  12-13, 26-27, 29, 33, 44-45;             Тетрадь-ренажёр,   с.   38-39 (№ 5-6),                  с. 44 (№ 2); Электронное             приложение к учебнику

19/9.

Параллели и меридианы

Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

Учебник, с. 48-49; Атлас, с. 6-7, 10—11; Контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3);                       Тетрадь  тренажёр             с. 4 (№ 6),              с. 7 (№ 3),              с. 8 (№ 5),              с. 9 (№ 2),             с. 10 (№ 4)                ,с. 11 (№ 5); Электронное приложение к учебнику

20/

10

Географические координаты.

Градусная сетка.

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.   Измерение   расстояний   с   помощью градусной сетки.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

Ресурсы урока: Учебник, с. 50-51; Атлас, с. 6-7, 10-11; Контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5);

Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№7-9), с. 8-9 (№ 4, 6-8), с. 11 (№ 6), с. 13 (№ 11-12);

Электронное приложение к учебнику

21/

11

Географические информационные системы

Картографический   метод географии

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

 

Учебник, с. 52-53

22/

12.

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Практическая работа  № 5«Составление маршрута  путешествия»;

Учебник, с. 54;                  Атлас;                           Тетрадь-экзаменатор, с. 4-11;                               Тетрадь-практикум, практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»;

Электронное приложение к учебнику

                                                                                                    Земля — планета Солнечной системы - 5 ч

23\1

Земля в Солнечной системе

Земля — планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли, их географические следствия

Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Учебник, с. 56-57; Атлас, с. 14-15; Тетрадь тренажёр, с. 24 (№ 1-2, 4),            с. 25 (№ 1, 2),             с. 29 (№ 1-3)              с. 30-31 № 4-6, 8                                    с. 32 (№ 2);

Электронное приложение к учебнику

24/2

Движения Земли, их географические следствия Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Ресурсы урока: Учебник, с. 58-59; Атлас, с. 14-17; Контурные карты, с. 8-9; Тет            с. 24-25 (№ 7-9),   с. 27 (№ 1-3),                с. 28 (№ 7-8),           с. 32 (№ 1),           с. 33 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

25/3.

Движения Земли, их географические следствия Орбитальное движение Земли

Движение Земли по орбите и смена времён года.  Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости

Учебник,               с. 60-61;               Атлас,  с.  14-15; Тетрадь тренажёр, с. 24-25                  (№ 5-6, 10-11),                      с. 26 (№ 3-4),             с. 27 (№ 4-5),             с. 28 (№ 6),                с. 33 (№ 5); Электронное приложение к учебнику

26/4.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

Ресурсы урока: Учебник, с. 62-63;

Атлас, с. 14-15;

Тетрадь тренажёр, с. 25 (№12),               с. 26 (№ 5); Электронное приложение к учебн.  

27/5.

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 64; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 18—23

Учебник, с. 64;

Атлас, с. 14-17; Тетрадь-экзаменатор, с. 18-23;

Электронное приложение к учебнику

Литосфера — каменная оболочка Земли  - 8  ч

28/1.

Строение Земли.

Горные породы

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Учебник, с. 66-67; Атлас, с. 20-21, 24-25;           Тетрадь-тренажёр,                с. 34 (№ 1-2);

 

29/2.

Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств.

Практическая работа         № 6  «Определение горных пород  по их свойствам"

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций,

Сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород

Учебник, с. 66-67; Атлас, с. 20-21, 24-25; Тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 1-2);

Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение горных пород и их свойств»;  

30/3.

Земная кора и литосфера

Земная кора и литосфера. Состав земной коры, её строение под материками и океанами.

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие

 Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит,

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Учебник, с. 68-69; Атлас, с. 20-21;

Тетрадь-тренажёр,                      с. 34 (№ 3),                 с. 36 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

 

 

31/4.

Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

 Электронное приложение к учебнику

Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять    по    географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна  океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении   крупных   форм   рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Учебник, с. 70-71; Атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; Контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); Тетрадь-тренажёр,                с. 35 (№ 5-8),                    с. 37 (№ 1, 4-5),              с. 38 (№ 2-3),                  с. 40 (№ 1),               с. 41 (№ 3),                       с. 44 (№ 3);

Электронное приложение к учебнику

   

32/5.

Внутренние силы Земли

Образование гор.

Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Учебник,  с.  72-73; Атлас, с. 8-9, 20-23; Контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 9-10),                с. 36 (№ 2),               с. 39  (№ 7-8),             с. 40 (№ 9-10),        с. 42 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику

33/6.

Внешние силы как разрушители   рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую       соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

  

   Учебник              , с. 74-77;             Атлас, с. 8-9;

Тетрадь тренажёр, с. 36 (№ 11),               с. 37 (№ 3); Электронное      приложение к учебнику

34/7

Внешние силы как   созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф

.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую       соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

   Учебник, с. 74-77; Атлас, с. 8-9;

Тетрадь-тренажёр        с. 36 (№ 11),                 с. 37 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

35/8.

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Практическая работа  № 7    «Построение    профиля    рельефа»,  

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.

 Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя):                   подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80;                    выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 24-31; выполнение практической работы  

Учебник, с. 78—80; Атлас, с. 6-11, 18—25; Контурные карты, с. 24-24 (№ 4); Тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 12), с. 43 (№ 7-8); Тетрадь-практикум, Пр.работа  №7  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...