рабочая программа по географии 7 кл
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Дугаров Андрей Андреевич

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе:

·                   примерной программы основного общего обра­зования по географии «География Земли» (VI – VII классы)/, опубликованной в  сборнике нормативных документов «География: Федеральный компонент государственного стандарта» –М.: Дрофа, 2009;

·                   программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина,  М: Дрофа, 2011

          Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

         Базовый учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков и океанов. 7 класс . – М.: Дрофа, 2010

          Количество часов: всего 68  часов  из  расчёта 2 часа в неделю.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

1.                 Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент (20%) - около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса, соответствующий обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Используемый УМК:

  1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2010.

      2.  Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

      3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

    

Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:

 

·         создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;

·         сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;

·         раскрыть закономерности землеведческого характера;

·         воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

 

 

 

Оценочные практические работы

1.      Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема « Африка»

2.      Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

3.      Определение географического положения материка.

4.      Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема « Австралия»

5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

      7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

      8.  Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Тема «Северная Америка»

9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

     10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.

Тема «Евразия»

11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

      12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

 

Учебник:  Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. –

 М.: Дрофа,  2010.

 

Используемый УМК:

1.      Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.

2.      Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А Коринской и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.

 

Дополнительная литература:

1. И.В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001. 2. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. 3. Т.Н. Воробцова. География 7 класс (поурочные планы). Волгоград: Учитель-Аст, 2008. 

 

 

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

 

 

Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Введение (4 часа)

 

Элементы обязательного

 минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Предмет изучения географии. Части света.

Карты материков. Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.

Свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Читать и анализировать географические карты. Показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. Называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

 

Тема 2. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»

 

Тема 3. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

Элементы обязательного минимума

Образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта.

Гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.

Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.

Тема 4. Гидросфера Земли (4 часа)

Элементы обязательного минимума

Образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды суши.

Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

 

 

Тема 5. Географическая оболочка (4 час)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Разнообразие растительного и животного мира Земли, географической оболочки.  Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

Гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Анализировать карту природных зон.

 

Тема 6. Океаны (2 часа )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Показывать океаны и их части на карте.

 

Тема 7. Африка (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 8. Австралия (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 9. Южная Америка (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 11. Антарктида (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

 

Тема 12. Северная Америка (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 15 Евразия (16 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

 

Тема 14. Географическая оболочка-наш дом (4часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

 Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

 

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; объяснять влияние закономерностей и свойств ГО на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

 

 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

            Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.      Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.      Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.      хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.      Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.      В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.      Ответ самостоятельный;

5.      Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.      Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.      Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.      Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.      Понимание основных географических взаимосвязей;

10.  Знание карты и умение ей пользоваться;

11.  При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

1.       Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.       Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.       Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.       Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.       Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.       Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.       Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.       Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.       Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.   Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.   Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.   Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.      Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.      Не делает выводов и обобщений.

3.      Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.      Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.      При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.      Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.      Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.      Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

§  выполнил работу без ошибок и недочетов;

§  допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

§  или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

§  не более двух грубых ошибок;

§  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§  или не более двух-трех негрубых ошибок;

§  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

§  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§  или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

§  Не приступал к выполнению работы;

§  Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

§  Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

§  Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 

1.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

§  Время выполнения работы: 10-15 мин.

§  Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

§  Время выполнения работы: 30-40 мин.

§  Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

 

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

 

 

п/п

Тема урока

Основной материал

Дополнительные средства обучения

Практические работы

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

 

Введение (4 часа)

1/1

Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете географии.

Что изучает география материков и океанов.

Вводная часть

Физическая  карта полушарий, глобус

 

§1, запись в тетради

 

2/2

Как люди открывали и изучали Землю.

Рассказ о мореплавателях и путешественниках

Физическая  карта полушарий, глобус

П/Р «Составление по карте летописей наиболее важных путешествий в разные исторические эпохи».

§2

 

3/3

Карты материков и океанов.

Разнообразные источники географической информации. Карты материков и океанов.

Физическая, политическая, экономическая карты, глобус

 

§3, Схема учебника стр. 18, рис. 7.

 

4/4

П\Р «Описание карты по плану».

 

 

Практическое занятие

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ ( 13 часов)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

5/1

Происхождение материков и океанов

Карта строения земной коры.

Физическая  карта полушарий, глобус

 П/Р «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит».

§4

 

6/2

Рельеф Земли.

Взаимосвязь строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.

Физическая  карта полушарий, глобус, географический атлас для 7кл.

 

§5, з.3

 

 

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

7/1

Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха на Земле

Роль атмосферы в жизни Земли. Влияние человека на атмосферу. Распределение температуры воздуха на Земле

Физическая  карта полушарий, глобус, географический атлас для 7кл. Климатическая карта

 

§6, зад.2-5

 

8/2

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

Роль воздушных течений, Распределение осадков

Физическая  карта полушарий, глобус, географический атлас для 7кл. Климатическая карта

 

§7

 

9/3

Климатические пояса Земли.

 

Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

Географический атлас для 7кл., контурная карта

П/Р «Описание климатических поясов по картам атласа».

§8

 

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (4 часа)

10/1

Воды Мирового океана.

Состав, соленость, круговорот воды

Географический атлас для 7кл., Карта океанов, физическая карта полушарий

 

§9, прочитать, ответить на вопросы:2, 4.

 

11/2

Схема поверхностных течений

 

Обозначение на контурной карте течений

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П/р «Выделение на карте побережий и шельфа»

§10

 

12/3

Жизнь в океане

Океан как среда жизни.

Карта океанов, физическая карта полушарий

 

§11

 

13/4

Взаимодействие океана с сушей

Круговорот воды и веществ, испарение.

Карта океанов, физическая карта полушарий, глобус

П/Р «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши».

§12

 

 

Тема 4. Географическая оболочка (4 часа)

14/1

Строение и свойства географической оболочки.

Этапы развития географической оболочки.

Физическая карта полушарий

П\р «Определение географических закономерностей. Описание круговорота веществ».

§13

 

15/2

Природные комплексы суши и океана, природная зональность.

Разнообразие природы Земли как проявление действий зональных и азональных факторов.

Карта океанов, физическая карта полушарий, атлас

 

§14 -15

 

16/3

Освоение Земли человеком. Страны мира.

Основные причины и пути расселения человека на Земле. Современные региональные различия в плотности населения.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий

П/Р «Обозначение на к/к  направлений миграций людей, особые природные явления и важные события народов».

§16

 

17/4

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ ( 49 )

 

Тема 1. Океаны (2 часа)

18/1

Тихий и Индийский океаны

Тихий океан – уникальный географический объект Земли. Индийский океан.

Карта океанов, физическая карта полушарий, атлас

 

§17-18

 

19/2

Атлантический и Северный Ледовитый океаны

Атлантический океан – самый обжитый и освоенный. Северный Ледовитый океан.

Карта океанов, физическая карта полушарий, атлас

П/Р «Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору)».

§19-20

 

 

Тема 2. Южные материки (1час)

20/1

Особенности географического положения, рельеф, климат, внутренние воды,  почвы, природные зоны

Южные материки: особенности географического положения и история формирования.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий

 

§21-23

 

Тема 3. Африка (10 часов)

21/1

Географическое положение. История исследования.

 

Практическая работа

Обозначение на контурной карте береговой линии Африки.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П\р «ГП материка».

§24

 

22/2

Рельеф и полезные ископаемые.

Формы рельефа, виды полезных ископаемых

физическая карта полушарий,

П/р «Обозначение на к/к крупных форм рельефы и месторождений ПИ»

§25

 

23/3

Климат. Внутренние воды.

 

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, рек и озёр

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П\р «Описание климата по плану».

§26-27

 

24/4

Природные зоны Африки.

Распределение и особенность природных зон материка

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий.

 

§28

 

25/5

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

Экология Африканского континента, охрана окружающей среды

физическая карта полушарий.

 

§29

 

Тема 4. Население и страны

26/6

Население Африки.

Численность, плотность населения, Народы и хозяйство Африки

Политическая карта мира.

 

§30

 

27/7

Страны Северной Африки.

Арабские страны. Алжир

Политическая карта мира.

 

§31

 

28/8

Страны Центральной, Западной и Восточной Африки.

Нигерия, Эфиопия

Политическая карта мира.

 

§32-33

 

29/9

Страны Южной Африки.

Южно-Африканская Республика

Политическая карта мира.

П\р «Описание отдельного государства по плану»

§34

 

30/10

Обобщение по теме: «Африка».

Проверочная работа

Повторение. Тестовые задания

 

 

 

 

Тема 5. Австралия и Океания (4 часа)

31/1

Географическое положении, история исследования, рельеф и полезные ископаемые

 

Практическая работа:

Обозначение на контурной карте береговой линии Австралии.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П\р «Сравнение ГП Австралии и Африки».

§35

 

32/2

Климат, внутренние воды, Природные зоны.

Особенности климата и природы Австралии

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий,

 

§36-37

 

33/3

Население. Австралийский Союз.

Народы, хозяйственная деятельность человека, территории, входящие в состав Австралийского Союза.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий

 

§38

 

34/4

Океания

Природа, население, хозяйство

Физическая карта полушарий,

П/Р «Описание по картам и  по тексту учебника одного из островов Океании».

§39

 

Тема 6. Южная Америка (6 часов)

35/1

Географическое положение, история исследования. Особенности рельефа.

Границы, история открытия и освоения материка

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий

П\р «Определение сходства и различия в рельефе Африки и Ю. Америки».

§40-41

 

36/2

Климат и внутренние воды.

Практическая работа:

Обозначение на контурной карте географических объектов Южной Америки.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П/р «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

§42-43

 

37/3

Природные зоны

Почвенно-растительные ресурсы Южной Америки.

Физическая карта полушарий.

 

§44

 

38/4

Население. Страны Востока материка.

Бразилия

Физическая карта полушарий.

 

§45-46

 

39/5

Андские страны. Перу

Практическая работа:

Комплексная характеристика одной из стран Южной Америки.

Географический атлас для 7кл. Физическая карта полушарий.

П\р «Составление комплексной карты Бразилии».

§47

 

40/6

Обобщение по теме: «Южная Америка».

Повторение

 

 

 

 

Тема 7. Антарктида (3 часа)

41/1

Антарктида – уникальный по географическому положению и истории формирования материк.

Научно-исследовательский район Земли

Географический атлас для 7кл. Физическая карта полушарий.

П/р «Сравнение природы Арктики и Антарктиды»

§48

 

42/2

Природа

Уникальность природы, климат

Географический атлас для 7кл. Физическая карта полушарий.

 

§49

 

43/3

Обобщение по теме: «Южные материки».

 

 

 

 

 

Тема 8. Северные материки (1 час)

44/1

Общие особенности природы северных материков

географического положения и истории формирования материков Северного полушария.

Географический атлас для 7кл. Физическая карта полушарий.

 

§50

 

Тема 9. Северная Америка (6 часов)

45/1

Географическое положение, история открытия и исследования. Особенности рельефа и полезные ископаемые.

Практическая работа:

Обозначение на контурной карте объектов береговой линии.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

 

§51-52

 

46/2

Климат, внутренние воды.

 

Практическая работа:

Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

 

§53-54

 

47/3

Природные зоны.

Изменение природы под влиянием деятельности человека.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий.

 

§55

 

48/4

Население материка. Страны.

Канада

Политическая  карта.

П\р «Составить комплексную характеристику Канады».

§56-57

 

49/5

Соединенные Штаты Америки

США – одна из ведущих стран современного мира.

Политическая  карта.

 

§58 в.2-5

 

50/6

Обобщение по теме: «Северная Америка».

 

 

 

 

 

Тема 10. Евразия (16 часов)

51/1

Географическое положение. История исследования материка.

Практическая работа:

Обозначение на контурной карте объектов береговой линии материка.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

 

§59

 

52/2

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

.

Практическая работа:

Обозначение на контурной карте рельефа материка

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

 

§60-61

 

53/3

Климат

Климатические особенности материка.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий.

 

§62

 

54/4

Внутренние Воды

Реки, озёра материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий.

П\р «Описание реки по плану».

§63 в 3

 

55/5

Природные зоны.

 

Практическая работа:

Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 400 с.ш. Выявление причин сходства и различий.

Географический атлас для 7кл., физическая карта полушарий, контурная карта

П/Р «Сравнение ПЗ по 40 – й параллели в Евразии и С. Америке: сходства и различия».

§64-65 в.4,5

 

56/6

Население Евразии. Страны

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы.

Политическая  карта.

 

§66-67

 

57/7

Страны Западной Европы.

Великобритания, Франция, Германия

Политическая  карта.

 

§68-70

 

58/8

Страны Восточной Европы.

Болгария, Польша

Политическая  карта.

 

§71

 

59/9

Страны Южной Европы.

Италия

Политическая  карта.

П/Р «Страны Европы».

§72

 

60/10

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

 

Политическая  карта.

 

§73

 

61/11

Страны Центральной Азии.

 

Политическая  карта.

 

§74

 

62/12

Страны Восточной Азии.

Япония, Китай

Политическая  карта.

 

§75-76

 

63/13

Страны Южной Азии.

Индия

Политическая  карта.

 

§77

 

64/14

Страны Юго-Восточной Азии.

Индонезия

Политическая  карта.

«Составление комплексной карты Китая».

§78

 

65/15

Обобщение по теме: «Северные материки».

 

 

 

 

 

66/16

Контрольная работа

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (4 часа)

67/1

Закономерности географической оболочки.

Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей.

 

 

§79

 

68/2

Взаимодействия природы и общества

Природные условия и природные богатства и влияние их на жизнь людей.

 

П/р «Составление простейшего плана местности, на котором изучают природные комплексы»

§80

 

69/3

Изменения природы человеком.

Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей.

 

 

§81

 

70/4

Обобщение

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

Перечень  обязательной  географической  номенклатуры для 7 класса:

 

Тема  ”Введение”

Материки:  Евразия,  Африка,  Северная  Америка,  Южная  Америка,  Антарктида,  Австралия.

Части света:  Европа,  Азия,  Африка,  Америка,  Антарктида,  Австралия.

Океаны:  Тихий,  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый.

Тема  ”Общая  характеристика  природы  Земли”

Литосфера

равнины:  Амазонская,  Великая  Китайская,  Великие  равнины,  Восточно-Европейская,  Западно-Сибирская,  Среднесибирское  плоскогорье.

Горы:  Альпы,  Анды,  Гималаи,  Кавказ,  Кордильеры,  Тибет,  Уральские,  Эфиопское  нагорье.

Вершины:  Аконкагуа,  Джомолунгма  (Эверест),  Мак-Кинли,  Монблан,  Эльбрус.

Вулканы:  Килиманджаро,  Ключевская  Сопка,  Котопахи,  Орисаба,  Фудзияма,  Эльбрус,  Эребус.

Гидросфера

моря:  Балтийское,  Беллинсгаузена,  Берингово,  Восточно-Сибирское,  Красное,  Средиземное,  Тасманово,  Филиппинское,  Южно-Китайское.

Заливы:  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский,  Финский.

Проливы:  Берингов,  Гибралтарский,  Дрейка,  Магелланов,  Мозамбикский.

Острова:  Великобритания,  Гренландия,  Исландия,  Калимантан,  Мадагаскар,  Новая  Гвинея,  Новая  Зеландия,  Сахалин,  Суматра,  Японские.

Полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Камчатка,  Лабрадор,  Скандинавский,  Сомали,  Таймыр.

Реки:  Амазонка,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Енисей,  Инд,  Лена,  Миссисипи,  Нил,  Обь,  Парана,  Хуанхэ,  Янцзы.

Озёра:  Байкал,  Великие  Американские,  Виктория,  Каспийское  море,  Ладожское,  Танганьика.

Тема  ”Океаны  Земли”

Тихий  океан:

моря:  Берингово,  Восточно-Китайское,  Жёлтое,  Коралловое,  Охотское,  Тасманово,  Уэдделла,  Фиджи,  Филиппинское,  Южно-Китайское,  Японское.

Заливы:  Аляска,  Калифорнийский.

Проливы:  Басов,  Берингов,  Дрейка,  Корейский,  Магелланов,  Тайваньский,  Торрессов.

Желоба:  Марианский,  Перуанский

тёплые  течения:  Аляска,  Восточно-Австралийское,  Куросио,  Межпассатное  противотечение,  Северное  Пассатное,  Северо-Тихоокеанское,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Западных  Ветров,  Калифорнийское,  Курило-Камчатское,  Перуанское.

Острова:  Алеутские,  Бикини,  Гавайские,  Зондские,  Курильские,  Новая  Зеландия,  Пасхи,  Самоа,  Тайвань,  Тасмания,  Фиджи,  Филиппинские,  Японские.

Полуострова:  Аляска,  Индокитай,  Калифорния,  Камчатка,  Корея,  Малакка.

Атлантический  океан:

моря:  Балтийское,  Карибское,  Норвежское,  Северное,  Средиземное,  Чёрное.

Заливы:  Бискайский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

Проливы:  Гибралтарский,  Гудзонов,  Датский,  Дрейка,  Магелланов,  Флоридский.

Желоб:  Пуэрто-Рико.

Тёплые  течения:  Антильское,  Бразильское,  Гвианское,  Гвинейское,  Гольфстрим,  Северное  Пассатное,  Северо-Атлантическое,  Фолклендское,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Бенгельское,  Западных  Ветров,  Канарское,  Лабрадорское.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские).

Полуострова:  Аппенинский,  Лабрадор,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Флорида,  Юкатан.

Индийский  океан:

моря:  Андаманское,  Аравийское,  Красное,  Тиморское.

Заливы:  Аденский,  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Персидский.

Проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Малаккский,  Мозамбикский,  Ормузский.

Желоб:  Зондский.

Тёплые  течения:  Мозамбикское,  Муссонное,  Мыса  Игольного,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Западно-Австралийское,  Западных  Ветров,  Сомалийское.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

Острова:  Зондские,  Коморские,  Мадагаскар,  Мальдивские,  Сейшельские,  Шри-Ланка.

Полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Малакка,  Сомали.

Северный  Ледовитый  океан:

моря:  Баренцево,  Бофорта,  Белое,  Восточно-Сибирское,  Гренландское,  Карское,  Лаптевых,  Чукотское.

Проливы:  Берингов.

Тёплое  течение:  Северо-Атлантическое.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

Острова:  Врангеля,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Новая  Земля,  Северная  Земля,  Шпицберген.

Полуострова:  Таймыр,  Чукотский.

Тема  ”Африка”

океаны:  Атлантический  и  Индийский.

Моря:  Средиземное  и  Красное.

Заливы:  Гвинейский  и  Аденский.

Проливы:  Гибралтарский,  Баб-эль-Мандебский  и  Мозамбикский.

Тёплые  течения:  Гвинейское,  Мозамбикское.

Холодные  течения:  Канарское,  Бенгельское,  Сомалийское.

Острова:  Канарские,  Коморские,  Мадагаскар  и  Занзибар.

Полуостров:  Сомали.

Крайние точки:  мыс  Бен-Секка  (Рас-Энгела,  Эль-Абъяд),  мыс  Игольный,  мыс  Альмади,  мыс  Рас-Хафун.

Канал:  Суэцкий.

Равнины:  Восточно-Африканское плоскогорье.

Горы:  Атлас,  Драконовы,  Эфиопское  нагорье.

Вулкан:  Килиманджаро.

Реки:  Нил,  Белый  Нил,  Голубой  Нил,  Конго,  Нигер,  Сенегал,  Замбези,  Лимпопо,  Оранжевая.

Озёра:  Виктория,  Чад,  Танганьика,  Ньяса.

Водопады:  Виктория,  Ливингстона,  Стэнли.

Пустыни:  Сахара,  Ливийская,  Намиб,  Калахари.

Страны:  Алжир,  Ангола,  Египет,  Демократическая  Республика  Конго,  Замбия,  Мадагаскар,  Марокко,  Намибия,  Нигерия,  Сенегал,  Судан,  Танзания,  Чад,  Эфиопия,  ЮАР.

Города:  Абуджа,  Аддис-Абеба,  Алжир,  Антананариву,  Виндхук,  Дакар,  Додома,  Каир,  Киншаса,  Луанда,  Лусака,  Нджамена,  Претория,  Рабат,  Хартум.

Тема  ”Австралия  и  Океания”

океаны:  Индийский  и  Тихий.

Моря:  Арафурское,  Коралловое  и  Тасманово.

Заливы:  Большой  Австралийский  и  Карпентария.

Проливы:  Басов  и  Торресов.

Тёплое течение:  Восточно-Австралийское.

Холодное течение:  течение  Западных  Ветров.

Острова:  Новая  Гвинея  и  Тасмания.

Полуострова:  Арнемленд  и  Кейп-Йорк.

Крайние  точки:  мыс  Йорк,  мыс  Юго-Восточный  (Саут-Ист-Пойнт),  мыс  Стип-Пойнт  и  мыс  Байрон.

Равнины:  Центральная низменность.

Горы:  Большой  Водораздельный  хребет.

Вершину:  гора  Косцюшко.

Реки: Муррей,  Дарлинг,  Купер-Крик.

Озеро:  Эйр.

Пустыни:  Большая  Песчаная,  Большая  пустыня  Виктория.

Страны:  Австралия,  Новая  Зеландия,  Папуа-Новая  Гвинея.

Города:  Веллингтон,  Канберра,  Порт-Морсби.

Тема  ”Антарктида”

океаны:  Атлантический,  Индийский  и  Тихий.

Моря:  Амундсена,  Беллинсгаузена,  Росса,  Уэдделла.

Пролив:  Дрейка.

Холодное  течение:  Западных  Ветров.

Остров:  Петра  I.

Полуостров:  Антарктический.

Крайняя  точка:  мыс  Сифре.

Горы:  массив  Винсон.

Вулкан:  Эребус.

Шельфовый  ледник:  Росса.

Полярные  станции:  Беллинсгаузен,  Восток,  Амундсен-Скотт.

 

Тема  ”Южная  Америка”

океаны:  Атлантический  и  Тихий.

Море:  Карибское.

Залив:  Ла-Плата.

Проливы:  Дрейка  и  Магелланов.

Тёплые  течения:  Гвианское,  Бразильское  и  Наска.

Холодные  течения:  Перуанское,  Фолклендское  и  течение  Западных  Ветров.

Канал:  Панамский.

Острова:  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские),  Тринидад,  Галаппагос.

Крайние  точки:  мыс  Гальинас,  мыс  еогр-Бранку,  мыс  Фроуэрд,  мыс  Горн   и  мыс  Париньяс.

Равнины:  Амазонская,  Ла-Платская  и  Оринокская  низменности,  Бразильское  и  Гвианское  плоскогорья,  Патагонское   плато.

Горы:  Анды.

Вершина:  гора  Аконкагуа.

Вулкан:  Котопахи.

Реки:  Амазонка,  Мараньон,  Укаяли,  Риу-Негру,  Мадейра,  Тапажос,  Ориноко,  Парана,  Парагвай,  Уругвай,  Сан-Франциску.

Озёра:  Маракайбо  и  Титикака.

Водопады:  Анхель  и  Игуасу.

Пустыня:  Атакама.

Страны:  Аргентина,  Боливия,  Бразилия,  Венесуэла,  Гайана,  Гвиана,  Колумбия,  Парагвай,  Перу,  Уругвай,  Чили,  Эквадор.

Города:  Асунсьон,  Богота,  Бразилиа,  Буэнос-Айрес,  Джорджтаун,  Кайенна,  Каракас,  Кито,  Ла-Пас,  Лима,  Монтевидео,  Сантьяго.

 

Тема  ”Северная  Америка”

океаны:  Атлантический,  Тихий  и  Северный  Ледовитый.

Моря:  Баффина,  Берингово,  Бофорта,  Карибское,  Чукотское.

Заливы:  Аляска,  Гудзонов,  Калифорнийский,  Мексиканский,  Святого  Лаврентия.

Проливы:  Берингов,  Гудзонов,  Датский,  Девисов,  Флоридский,  Юкатанский.

Тёплые  течения:  Аляскинское,  Антильское,  Гольфстрим.

Холодные  течения:  Калифорнийское,  Лабрадорское.

Канал:  Панамский.

Острова:  Алеутские,  Баффинова  Земля,  Ванкувер,  Гаити,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Куба,  Ньюфаундленд,  Святого  Лаврентия,  Ямайка.

Полуострова:  Аляска,  Калифорния,  Лабрадор,  Флорида,  Юкатан.

Крайние  точки:  мыс  Мёрчисон,  мыс  Марьято,  мыс  Принца  Уэльского,  мыс  Сент-Чарльз.

Равнины:  Большой  Бассейн,  Миссисипская,  Приатлантическая  и  Примексиканская  низменности,  Великие  Центральные  равнины.

Горы:  Аппалачи,  Береговой  хребет,  Береговые  хребты,  Кордильеры,  Мексиканское  нагорье,  Скалистые  горы,  Сьерра-Невада.

Вершина:  гора  Мак-Кинли.

Вулкан:  Орисаба.

Реки:  Арканзас,  Колорадо,  Колумбия,  Макензи,  Миссисипи,  Миссури,  Огайо,  Рио-Гранде,  Святого  Лаврентия,  Юкон.

Озёра:  Атабаска,  Большое  Медвежье,  Большое  Невольничье,  Большое  Солёное,  Верхнее,  Виннипег,  Гурон,  Мичиган,  Онтарио,  Эри.

Водопад:  Ниагарский.

Страны:  Канада,  Куба,  Мексика,  Панама,  США.

Города:  Вашингтон,  Гавана,  Оттава,  Мехико,  Панама.

Тема  ”Евразия”

океаны:  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый,  Тихий.

Моря:  Аравийское,  Балтийское,  Баренцево,  Берингово,  Восточно-Китайское,  Восточно-Сибирское,  Жёлтое,  Карское,  Норвежское,  Охотское,  Северное,  Средиземное,  Филиппинское,  Чёрное,  Чукотское,  Южно-Китайское,  Японское.

Заливы:  Бенгальский,  Бискайский,  Персидский.

Проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Берингов,  Босфор,  Гибралтарский,  Корейский,  Ла-Манш,  Малаккский,  Ормузский.

Тёплые  течения:  Куросио,  Муссонное,  Северо-Атлантическое.

Холодные  течения:  Курило-Камчатское,  Сомалийское.

Канал:  Суэцкий.

Острова:  Великобритания,  Ирландия,  Исландия,  Калимантан,  Кипр,  Сахалин,  Суматра,  Сулавеси,  Тайвань,  Филиппинские,  Шри-Ланка,  Ява,  Японские.

Полуострова:  Апеннинский,  Аравийский,  Индокитай,  Индостан,  Камчатка,  Корея,  Крымский,  Малакка,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Таймыр.

Крайние  точки:  мыс  Челюскин,  мыс  Пиай,  мыс  Рока,  мыс  Дежнева.

Равнины:  Великая  Китайская,  Восточно-Европейская (Русская),  Декан,  Западно-Сибирская,  Индо-Гангская  низменность,  Месопотамская  низменность,  Среднесибирское  плоскогорье,  Туранская  низменность.

Горы:  Альпы,  Гималаи,  Иранское  нагорье,  Кавказ,  Куньлунь,  Памир,  Тибетское  нагорье  (Тибет),  Тянь-Шань  Уральские.

Вершины:  гора  Джомолунгма  (Эверест),  гора  Монблан.

Вулканы:  Ключевская  Сопка,  Кракатау,  Фудзияма,  Эльбрус.

Реки:  Амударья,  Амур,  Брахмапутра,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Евфрат,  Енисей,  Инд,  Лена,  Меконг,  Обь,  Рейн,  Сырдарья,  Тигр,  Хуанхэ,  Янцзы.

Озёра:  Аральское  море,  Байкал,  Каспийское  море,  Мёртвое  море.

Пустыни:  Большой  Нефуд,  Гоби,  Каракумы,  Руб-эль-Хали,  Такла-Макан,  Тар.

Страны:  Бангладеш,  Великобритания,  Германия,  Индия,  Индонезия,  Иран,  Италия,  Казахстан,  Китай,  Монголия,  Пакистан,  Россия,  Саудовская  Аравия,  Франция,  Япония.

Города:  Астана,  Берлин,  Дакка,  Дели,  Джакарта,  Исламабад,  Лондон,  Москва,  Париж,  Пекин,  Рим,  Тегеран,  Токио,  Улан-Батор,  Эр-Рияд.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

азработка урока географии в 10-м классе по теме "Китай. Чудеса экономического роста"

Разделы: География


Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики

Задачи:

– показать уникальность выбранного пути для экономического прорыва;
– выделить национальные черты китайцев, помогающие в достижении ощутимых результатов в экономике;
– расширить знания учащихся о крупных городах и о стране в целом;
– сформировать понятие о ценности опыта экономических перемен в Китае для всего мирового сообщества.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже познакомились с темой “Население Китая” и вы теперь знаете, что китайцы – самый многочисленный народ на Земле. Сегодня на уроке мы узнаем очень много об экономических успехах этой страны, постараемся понять причины этих успехов, может быть чему-то научиться у этого трудолюбивого народа. (слайд 2)Приложение

План работы на уроке (слайд 3)

II. Работа по новому материалу.

  1. (Слайды1–3) В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира. В стране принята “Программа – 2010”, которая свидетельствует о крупнейших сдвигах в стратегии создания мощного современного социалистического государства. Эти сдвиги порождены исчерпанием возможностей для экстенсивного роста и мелкотоварного производства. Поэтому китайское руководство предъявляет жесткие требования к концентрации средств, капитала, к созданию промышленных гигантов. (Слайд 4)
  2. Работа с учебником и атласом. С. 238–240. Предлагается учащимся с помощью текста учебника выявить основные отрасли специализации современного Китая, районы размещения топливной промышленности, металлургии, машиностроения и др. отраслей промышленности и сельского хозяйства.
  3. Каковы же предпосылки бурного развития Китая? (Слайд 5–10)
  4. Внутренние различия и города. Выделить три экономические зоны: Восточная, Центральная и Западная. (Слайды 10–14)

III. Закрепление. (Слайды 15–16Приложение

Выводы: Экономические преобразования в Китае происходили в стабильных политических условиях, без революций и социальных потрясений. Колоссальный природно-ресурсный потенциал, резерв трудовых ресурсов, трудолюбие и исполнительность китайцев, а также идеи конфуцианства явились социально-культурной основой экономических преобразований. Значительная доля успеха обеспечена иностранными инвестициями из стран, где сильны китайские диаспоры.

Вопросы для закрепления:

  1. Какой положительный опыт экономических преобразований получила мировая экономика на примере КНР?
  2. Применим ли такой путь развития для России?
  3. Какова роль в успехе страны каждого гражданина Китая?
  4. Какой из крупных городов КНР вам хотелось бы посетить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...