Землетрясения. Технологическая карта
учебно-методический материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развитие УУД |
1 | Организационный | Приветствие учителя Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. Сегодня мы проводим урок географии по теме Землетрясения. Как вы думаете, важна эта тема для изучения? Конечно, важна! Ведь только на территории России за последнее 20 лет произошло более 120 землетрясений. Два из них вызвали чрезвычайные ситуации. Это землетрясение на Курильских островах 4 октября 1994 года и в п. Нефтегорск на острове Сахалин 28 мая 1995 года. Чем вызваны землетрясения и почему возникают чрезвычайные ситуации? Может ли в Тяжинском районе произойти землетрясение? Об этом мы сегодня и поговорим. | Включаются в деловой ритм урока. Выдвигают предположения о важности темы урока, планируют свои действия на уроке Отвечают на вопросы учителя. Определяют задачи с помощью учителя. Формулируют 1 задачу: Изучить, что такое землетрясения? Формулируют 2 задачу: Каковы причины землетрясений? Формулируют 3 задачу: Вспомнить, как нужно действовать при ЧС? | Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения, саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке. |
2 | Изучение нового материала | Открываем тетради, записываем тему урока: «Землетрясения». Как вы думаете, что же это такое? Рассказ учителя Землетрясения – это подземные толчки в земной коре. Очаг землетрясения – место на глубине, где возник удар, образуется разрыв и смещение пород. Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом. Причиной землетрясения обычно бывает сдвиг скальных пород земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой. При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их сила убывает. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» стр.10-11 проследите, в каких районах наблюдаются землетрясения? Землетрясение имеют свою силу. Сила землетрясения – степень его проявления на земной поверхности – разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная. Первоначальная шкала магнитуды была предложена американским сейсмологом Чарльзом Рихтером в 1935 году, поэтому в обиходе значение магнитуды называют шкалой Рихтера. Вспомните, пожалуйста, как мы должны действовать при землетрясении. В этом вам поможет Приложение 1. | Открывают тетради, записывают тему урока. Отвечают на вопрос, делают предположения. Работа в тетрадях. Работа с атласом. Предполагаемый ответ. Наиболее частые и сильные землетрясения наблюдаются на Камчатке, Курильских островах, в горах Прибайкалья. Подвержены значительным землетрясениям Большой Кавказ, юго-восточная часть Алтая. Тихоокеанское огненное кольцо. Учащиеся вспоминают, отвечают на поставленные вопросы. Правила действия при заблаговременном оповещении о землетрясении; при внезапном землетрясении, если вы оказались на улице, школе или дома. Правила безопасного поведения после землетрясения. | Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений при работе с атласом. Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания и раздаточный материал. |
3 | Закрепление. | 1. О каком природном явлении мы сегодня говорили? 2. В чём выражается сила землетрясения? 3. Что такое очаг землетрясения? Эпицентр? 4. Как мы должны действовать при землетрясении | Оценивают степень достижения целей урока. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
4 | Рефлексия | На доске нарисовано 3 смайлика: грустный, нейтральный и веселый. Учащимся предлагается приклеить стикеры на один из них, если все понял, было интересно на уроке - на веселый, если ничего нового и интересного не было на уроке – то на нейтральный, а если что-то не понял, или что-то не понравилось – на грустный. | Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Прикрепляют соответствующий стикер к смайлику. | Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация |
5 | Домашнее задание | Составить сообщение о крупных землетрясениях в мире. | Ученики самостоятельно определяют объем домашнего задания. | Регулятивные УУД: планирование деятельности. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации. |
Приложение 1
При заблаговременном оповещении о землетрясении:
– включить телевизор, радио, прослушайте сообщения и рекомендации;
– закрепите мебель, тяжелые вещи переместите на пол;
– выключите газ, воду и электричество, погасите огонь в печах;
– возьмите необходимые вещи и документы;
– следуйте в сборный эвакуационный пункт.
При внезапном землетрясении если вы оказались:
На улице: – отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите;
– передвигайтесь используя свободное пространство;
– следите за опасными предметами которые могут оказаться на земле;
– найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.
В школе или дома:
– спрячьтесь под партой или в безопасном месте;
– не выбегайте на балкон;
– не зажигайте огонь;
– откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен;
– держитесь подальше от окон.
Правила безопасного поведения после землетрясения:
– сохраняйте спокойствие;
– не зажигайте огня;
– после землетрясения не заходить в пока его не осмотрят специалисты;
– избегайте мест, где видны оборванные провода;
– серьезно пострадавших людей лучше не трогать, постарайтесь найти спасателей или медиков
1. А.П. Горкин «География. Современная иллюстрированная энциклопедия».
1. В.Н. Латчук, В.В. Марков «Учебник ОБЖ 7-ой класс».
2. В.Н. Латчук, В.В. Марков «Методическое пособие по ОБЖ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...