Урок "Озёра России" в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Сценарий урока "Озёра России" с использованием кейс-технологии в 6 классе при изучении темы "Гидросфера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Озёра России" 6 кл. | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Озёра России»
Личностные результаты учащихся:
- овладение законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине; любовь к природе;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные результаты.
Данный урок обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:
- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;
- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать внутренние воды нашей страны. Вы все получили на прошлом уроке дополнительное задание – какое? (подготовить сообщение об озёрах). Как вы думаете, как можно назвать тему сегодняшнего урока? (Озёра России)
Какую цель мы себе поставим на уроке? (Изучить озёра) А ещё:
- Познакомиться с озёрами России;
- Уметь работать с картами и другими источниками информации;
- Узнать о значении озёр.
«Голубые глаза России» - так поэтично называют озёра. На территории России расположено более 2 миллионов озёр! Но, конечно же, самое знаменитое озеро – это Байкал. Что же мы знаем про это озеро? (выступление ученика)
«Байкал - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Байкал — самое глубокое озеро на Земле, максимальная глубина озера — 1642 м. По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю. В Байкале воды в 25 раз больше, чем в Ладожском озере. в Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река — Ангара. Вода в Байкале холодная — температура поверхностных слоёв даже летом не превышает +8…+9 °C и настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине до 40 метров.»
- У вас на столах есть легенда о Байкале и Ангаре. Прочитайте её и объясните легенду географическими объектами.
Работа с кейсами. Каждый ученик в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы.
Рекомендации по работе с кейсом.
1. Прочитайте внимательно кейс.
2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
3. Дайте краткие ответы на вопросы после кейса.
4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника П.24
5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
1 кейс.
В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.
Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают редкие виды растений и животных, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.
Вопросы к кейсу.
- Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало?
- Какая река берет начало из озера Байкал?
- Сформулируйте проблемы Байкала. Пути решения проблемы.
- Ещё одно знаменитое озеро нашей страны – Ладожское. Чем же оно знаменито – давайте послушаем (сообщение и презентация).
Недалеко от Ладожского озера расположено Онежское озеро. Послушаем (сообщение и презентация).
2 кейс.
Ладожское и Онежское озёра - это ледниковые озера, их котловины образовались более миллиона лет назад. В ледниковые эпохи они были заняты льдом. Водой эти озёра заполнились только после таяния ледников. В Ладожское озеро впадают реки Волхов, Свирь, Вуокса и др. Вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны зимой 1941 года по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Этот путь связывал жителей блокадного Ленинграда с остальной территорией страны. Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.
Вопросы к кейсу.
- Какое происхождение Ладожского озера?
- Какая река вытекает из Ладожского озера?
- Как использовали озеро во время войны?
- В горах Алтая находится одно из красивейших озёр России – Телецкое озеро. Почему его так назвали, нам расскажет (выступление ученика).
«Телецкое озеро расположено на северо-востоке Горного Алтая, на стыке с хребтом Западный Саян. Площадь его относительно невелика — 223 км², однако благодаря большой глубине - максимальная 325 м в нём содержится огромное количество отличной пресной воды, прозрачной в глубину до 12—15 метров. Впадает в озеро около 70 рек и 150 временных водотоков, а вытекает одна река Бия. Телецкое озеро заполняет впадину между горными хребтами. Берега озера — это горы, сплошь покрытые лесом, на больших участках береговой линии обрывающиеся в воду отвесными скалами. Здесь есть настоящие "вековые" кедры — деревья, возраст которых может действительно исчисляться сотнями лет. Это горное озеро остается холодным в течение всего года, и купание в нем — занятие на любителя. Благодаря своей уникальной красоте, Телецкое озеро является популярным туристическим объектом.»
3 кейс.
По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф. Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие котловин. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское). Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.
Вопросы к кейсу.
- Какие озера бывают по происхождению?
- Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет?
- Какие озёра называются сточными, а какие бессточными?
- Давайте вспомним, ребята, какие цели мы себе ставили на уроке:
- Познакомиться с озёрами России;
- Уметь работать с картами и другими источниками информации;
- Узнать о значении озёр.
- Каких целей мы уже достигли? Что нам ещё осталось узнать?
- Ребята, так какое же значение в нашей жизни имеют озёра?
Источники пресной воды
Места отдыха людей
Места обитания рыб, птиц и других животных
Судоходные пути
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в природе, чего нельзя делать на берегах озёр?
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...