Урок географии по теме "Путешествие в страну озер "
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок географии преследует следующие цели
1. Сформировать у учащихся представление об озере.
2. Сформировать у учащихся представление о разнообразии озер.
3. Сформировать элементарные знания об образовании озер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_po_ozeram.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: география
Класс: 6
Тема: Путешествие в страну озер
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.
Задачи:
образовательные:
- Сформировать у учащихся представление об озере.
- Сформировать у учащихся представление о разнообразии озер.
- Сформировать элементарные знания об образовании озер.
развивающие:
- развивать умение описывать озер по типовому плану;
- развивать умение находить и показывать озера на карте;
- формировать умение работать с картами атласа;
воспитательные: развивать интерес к предмету.
Оборудование и материалы: проектор, презентация для интерактивной доски, компьютер, физическая карта полушарий, учебник «Начальный курс географии» 6 класс Герасимовой Т. П. и Неклюковой Н.П., маршрутные листы
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок, у нас сегодня гости. Я рада вас всех приветствовать в нашей школе на уроке географии.
- Чтобы у нас с вами урок прошел продуктивно и успешно, чтобы настроиться на хорошую работу друг с другом, давайте проведем эмоциональную подготовку
-Я вас вижу -Я вас слышу -Я вас понимаю - Вы в моем сердце
-Я думаю, каждый человек за свою работу хотел бы получать отметку. И вот чтобы вы в конце урока смогли поставить себе отметку, со стороны посмотреть, как вы поработали, я предлагаю по ходу урока заполнять маршрутный лист, где одним из пунктов этого листа и будет ваша самооценка. На каждом этапе урока вы будете себе ставить баллы. В конце урока общее количество баллов мы переведем в отметку. Запишите Ф.И, дату и класс в М.Л.
II. Определение темы и цели урока
-Скажите, какую большую тему в разделе «Строение Земли» мы начали изучать? (Воды суши). Что уже изучили? А что изучаем дальше отгадайте. (под музыку)
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).
- Правильно. Это озеро. Именно озера станут объектом нашего внимания на уроке, который мы назовем “Путешествие в страну озер”. Запишите тему в МЛ урока.
Мы живем в местах где есть озера. Но все ли вы о них знаете и о других озерах тоже. Давайте попробуем ваши мысли об изучении озер, то что вы хотели бы еще узнать, выразить в вопросах
Что (такое) Зачем (необходимы)
Как (образуются) Какие (бывают) Где (самые известные)
Каковы (особенности) Как (выглядят)
- Тему урока вы сформулировали. А эти вопросы чем будут являться для урока? (это цель урока). Т.е. будем искать ответы на все эти вопросы.
Проведите самооценку в МЛ 1 этапа урока
-В жизни мы ставим перед собой цель и стараемся добиться ее. А какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь поставленной цели?
(ученики называют качества, учитель записывает их кратко на доске)
- Я вам желаю, чтоб вы смогли все эти качества на уроке проявить.
-Вы задали много вопросов. А где мы можем на них найти ответы? (в разных информационных: источниках печатных и электронных). Кто понял для чего мы сидим по группам? (чтобы успеть ответить на все эти вопросы? (можно поработать по группам)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по различным озерам и будем записывать свои наблюдения не в тетрадях, а в МЛ
Начнем наше путешествие, в путь.
Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.
Озер на Земле очень много – около 5 млн. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе своё озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. С какими словами у вас оно ассоциируется? Т.е оно какое?.....(Ответы детей маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)
Ребята, попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия “озеро”. (Дети отвечают)
Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника стр. 95
Слайд 4.
Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (записываем определение в МЛ).
-Это углубление еще называется – озерная котловина. Озеро не является частью океана, как например море.
-Как вы думаете, все ли озёра одинаковы? (нет)
Несмотря на видимую схожесть озёра очень разнообразны.
-И прежде всего они отличаются друг от друга своим происхождением, а вот как мы узнаем поработав в группах.
У каждой группы свое задание, они отвечают на свои вопросы. Правила работы группы. (работать в сотрудничестве, уметь слушать друг друга, уметь договариваться, определить выступающего или двух выступающих)
Пользуясь различными источниками, вы находите нужную нам информацию. На работу у вас 5 мин. Определите выступающего или двух.
1гр. Классификация озер по солености.
-Какие бывают озера по солености. Приведите примеры и покажите их на карте.
2гр. Классификация озер по сточности
- Какие бывают озера по сточности. Нарисуйте схематически эти озера. Приведите примеры таких озер и покажите их на карте.
3 гр. Классификация озер по типу котловин.
- Какие бывают озера по типу котловин. Учебник с.96, абзац 2. Как они образуются. Привести примеры и показать на карте.
IV. Выступление групп.
Работа с МЛ. Заполнение схемы с обязательным приведением примеров озер.
Классификация озер
по солености по сточности по типу котловин
пресные соленые сточные бессточные - тектонические(Байкал)
Байкал Яровое Ладожское Балхаш -ледниковые (Чудское)
Онежское Каспийское - карстовые (Сарва)
Справка море-озеро - остаточные
(Красное в Белоруссии)
- Тектонические:Байкал, оз. Дальнее и Курильское на курильских островах
оно находится в трещинах и разломах земной коры.
2. Ледниковые: Нарочь, Освейское, Чудское
Ледниковые - озера, оставшиеся после отступления древнего ледника
3. Карстовые: Сарва в Башкириии
Карстовые озера - один из типов провальных озер, образуются путем просадки карстующихся пород (чаще меловых)
4. Остаточные: Ханка, Червоное, Эльтон
Остаточные это те озера, которые остались после отступления моря с суши
Словесная оценка выступающих. Самооценка в МЛ
V. Физкультминутка:
В нашей России
Горы высокие,
Реки широкие,
Озера глубокие,
Леса красивые.
И все это наше богатство.
Разнообразие озер
- Продолжаем наше путешествие. Переходим к изучению разнообразных озер. Какое озеро на Земле самое глубокое? (Байкал) вот с него мы и начнем.
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
- А еще я хочу познакомить вас с легендой образования Байкала. Будьте внимательны вы услышите, как образовалось это озеро.
(Выступление ученика с сообщением под музыку).
- Покажите на карте Байкал и скажите, как оно образовалось. Сколько рек впадает и сколько вытекает.
- Много интересных озер есть на нашей Земле, о некоторых из них нам расскажут ребята из групп, когда найдут эту информацию.
- группа - Малиновое озеро
Малиновое озеро, расположенное в Михайловском районе, является крупнейшим бессточным горько-соленым озером в группе Боровых озер Алтайского края.
Уникальный ярко-малиновый оттенок воды, который так привлекает туристов, объясняется наличием микроорганизмов, вырабатывающих розовый пигмент. Цвет водоема на протяжении сезона меняется: наиболее насыщенным он становится весной (особенно в утренние часы), а осенью вода в озере приобретает бурый оттенок. Малиновое озеро славится не только своим живописным видом, но и целебными свойствами.
- группа – Озеро Киву – озеро кастрюля
Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается. Местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.
- группа - Озеро чернил
Жителям алжирского города Сидибель-Аббес в Африке нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.
- А я хоте ла бы рассказать еще об одном озере в нашей стране.
Это Горящее озеро
Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень Новгородской области, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает», и на озерной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.
В чем причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.
VI. Подведение итогов урока
-Ребята, вот и закончилось наше путешествие? На какие вопросы мы смогли ответить, т.е. с какой целью справились. (открыть слайд с вопросами)
Как бы вы дополнили предложение «А я и не знал ……»
А хотите узнать еще больше? На ваших тех.картах указаны адреса сайтов, на которых вы можете узнать еще много интересного.
VII. Домашнее задание
- Домашнее задание тоже записано на ваших картах. Первое задание обязательное для всех, второе – творческое по желанию.
VIII. Самооценка.
В листах самооценки посчитайте общее количество баллов, сравните со шкалой оценивания и выведите себе отметку.
Я предлагаю вам подойти к доске и оценить в форме «Мишень» всю работу урока по следующим разделам: «Деятельность учителя», «Деятельность класса», «Моя деятельность на уроке», «Мое настроение в конце урока». Поставьте точку в той части мишени, которой соответствует ваша оценка.
-Давайте посмотрим на мишень и увидим результат моей и вашей работы. Отметки за урок я поставлю, когда посмотрю ваши отметки в МЛ и + вашу работу на уроке.
Большое спасибо за работу с вами было интересно и легко общаться.
1 группа.
Классификация озер по солености.
-Какие бывают озера по солености. Приведите примеры и покажите их на карте.
(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)
2 группа.
Классификация озер по сточности
- Какие бывают озера по сточности. Нарисуйте схематически эти озера. Приведите примеры таких озер и покажите их на карте.
(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)
3 группа.
Классификация озер по типу котловин.
- Какие бывают озера по типу котловин. Учебник с.96, абзац 2. Как они образуются. Привести примеры и показать на карте.
(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)
Малиновое озеро (Алтайский край)
Озеро Киву – озеро кастрюля (Африка)
Чернильное озеро (Африка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран
Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....
Урок географии в 7 классе "Страны Южной Америки"
Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся Продолжить формирование навыков работы с интерактивной доской. Закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками ин...
Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»
Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...
Урок географии 6 класс по теме "Озера"
Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....
Конспекту урока географии в 7 классе "Страны Северной Европы"
Изучение стран Северной Европы: Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия, Дания...
Урок: Интегрированный урок географии и английского языка "Страны Западной Европы. Великобритания".
Урок изучения нового материала предполагает подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал. В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются меж...
Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"
Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...