Урок географии по теме "Путешествие в страну озер "
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

Урок географии преследует следующие цели

1. Сформировать у учащихся представление об озере.

2.    Сформировать у учащихся представление о разнообразии озер.

3.   Сформировать элементарные знания об образовании озер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_po_ozeram.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: география

Класс: 6

Тема: Путешествие в страну озер

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

Задачи:

образовательные: 

  1. Сформировать у учащихся представление об озере.
  2. Сформировать у учащихся представление о разнообразии озер.
  3. Сформировать элементарные знания об образовании озер.

развивающие: 

  1. развивать умение описывать озер по типовому плану;
  2. развивать умение находить и показывать озера на карте;
  3. формировать умение работать с картами атласа;

воспитательные: развивать интерес к предмету.

Оборудование и материалы: проектор, презентация для интерактивной доски, компьютер, физическая карта полушарий, учебник «Начальный курс географии» 6 класс Герасимовой Т. П. и Неклюковой Н.П., маршрутные листы

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок, у нас сегодня гости.  Я рада вас всех приветствовать в нашей школе на уроке географии.

- Чтобы у нас с вами урок прошел продуктивно и успешно, чтобы настроиться на хорошую работу друг с другом, давайте проведем эмоциональную подготовку

-Я вас вижу       -Я вас слышу       -Я вас понимаю      - Вы в моем сердце

  -Я думаю, каждый человек за свою работу хотел бы получать отметку. И вот чтобы вы в конце урока смогли поставить себе отметку, со стороны посмотреть, как вы поработали, я предлагаю по ходу урока заполнять маршрутный лист, где одним из пунктов этого листа и будет ваша самооценка. На каждом этапе урока вы будете себе ставить баллы. В конце урока общее количество баллов мы переведем в отметку. Запишите Ф.И, дату и класс в М.Л.  

II. Определение темы и цели урока

    -Скажите, какую большую тему в разделе «Строение Земли» мы начали изучать? (Воды суши). Что уже изучили? А что изучаем дальше отгадайте. (под музыку)

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро).

- Правильно. Это озеро. Именно озера станут объектом нашего внимания на уроке, который мы назовем “Путешествие в страну озер”. Запишите тему в МЛ урока.

   Мы живем в местах где есть озера. Но все ли вы о них знаете и о других озерах тоже. Давайте попробуем ваши мысли об изучении озер, то что вы хотели бы еще узнать, выразить в вопросах

Что (такое)                          Зачем (необходимы)

Как (образуются)               Какие (бывают)                  Где (самые известные)

Каковы (особенности)       Как (выглядят)

- Тему урока вы сформулировали. А эти вопросы чем будут являться для урока? (это цель урока). Т.е. будем искать ответы на все эти вопросы.        

                  Проведите самооценку в МЛ 1 этапа урока

-В жизни мы ставим перед собой цель и стараемся добиться ее. А какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь поставленной цели?

(ученики называют качества, учитель записывает их кратко на доске)

- Я вам желаю, чтоб вы смогли все эти качества на уроке проявить.

-Вы задали много вопросов. А где мы можем на них найти ответы? (в разных информационных: источниках печатных и электронных). Кто понял для чего мы сидим по группам?  (чтобы успеть ответить на все эти вопросы? (можно поработать по группам)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по различным озерам и будем записывать свои наблюдения не в тетрадях, а в МЛ

Начнем наше путешествие, в путь.

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Озер на Земле очень много – около 5 млн. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе своё озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. С какими словами у вас оно ассоциируется? Т.е оно какое?.....(Ответы детей маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)

Ребята, попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия “озеро”. (Дети отвечают)

Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника  стр. 95

Слайд 4.

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (записываем определение в МЛ). 

-Это углубление еще называется – озерная котловина. Озеро не является частью океана, как например море.

-Как вы думаете, все ли озёра одинаковы? (нет)

Несмотря на видимую схожесть озёра очень разнообразны.

-И прежде всего они отличаются друг от друга своим происхождением, а вот как мы узнаем поработав в группах.

У каждой группы свое задание, они отвечают на свои вопросы. Правила работы группы. (работать в сотрудничестве, уметь слушать друг друга, уметь договариваться, определить выступающего или двух выступающих)

 Пользуясь различными источниками, вы находите нужную нам информацию. На работу у вас 5 мин. Определите выступающего или двух.

1гр. Классификация озер по солености.

-Какие бывают озера по солености. Приведите примеры и покажите их на карте.

2гр. Классификация озер по сточности

- Какие бывают озера по сточности. Нарисуйте схематически эти озера. Приведите примеры таких озер и покажите их на карте.

3 гр.  Классификация озер по типу котловин.

- Какие бывают озера по типу котловин. Учебник с.96, абзац 2. Как они образуются. Привести примеры и показать на карте.  

IV. Выступление групп. 

Работа с МЛ. Заполнение схемы с обязательным приведением примеров озер.

Классификация озер

                          по солености                               по сточности                   по типу котловин

                 пресные        соленые                 сточные      бессточные           - тектонические(Байкал)

                 Байкал           Яровое              Ладожское      Балхаш                  -ледниковые (Чудское)      

                                                            Онежское        Каспийское               - карстовые  (Сарва)                                    

Справка                                                                           море-озеро             - остаточные

                                                                                                                         (Красное в Белоруссии)

  1. Тектонические:Байкал, оз. Дальнее и Курильское на курильских островах

оно находится в трещинах и разломах земной коры.

2.  Ледниковые: Нарочь, Освейское, Чудское
Ледниковые - озера, оставшиеся после отступления древнего ледника

3. Карстовые: Сарва в Башкириии
Карстовые озера - один из типов провальных озер, образуются путем просадки карстующихся пород (чаще меловых)

4. Остаточные: Ханка, Червоное, Эльтон
Остаточные это те озера, которые остались после отступления моря с суши

 Словесная оценка выступающих. Самооценка в МЛ 

V. Физкультминутка:

В нашей России

Горы высокие,

Реки широкие,

Озера глубокие,

Леса красивые.

И все это наше богатство.

Разнообразие озер

  - Продолжаем наше путешествие. Переходим к изучению разнообразных озер. Какое озеро на Земле самое глубокое? (Байкал) вот с него мы и начнем.

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал.

 - А еще я хочу познакомить вас с легендой образования Байкала. Будьте внимательны вы услышите, как образовалось это озеро.

(Выступление ученика с сообщением под музыку).

- Покажите на карте Байкал и скажите, как оно образовалось. Сколько рек впадает и сколько вытекает.

- Много интересных озер есть на нашей Земле, о некоторых из них нам расскажут ребята из групп, когда найдут эту информацию.

  1. группа - Малиновое озеро

Малиновое озеро, расположенное в Михайловском районе, является крупнейшим бессточным горько-соленым озером в группе Боровых озер Алтайского края.

Уникальный ярко-малиновый оттенок воды, который так привлекает туристов, объясняется наличием микроорганизмов, вырабатывающих розовый пигмент. Цвет водоема на протяжении сезона меняется: наиболее насыщенным он становится весной (особенно в утренние часы), а осенью вода в озере приобретает бурый оттенок. Малиновое озеро славится не только своим живописным видом, но и целебными свойствами.

  1. группа – Озеро Киву – озеро кастрюля

Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях  вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается. Местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

  1. группа - Озеро чернил

Жителям алжирского города Сидибель-Аббес в Африке нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали   его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

- А я хоте ла бы рассказать еще об одном озере в нашей стране.

Это Горящее озеро

Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень Новгородской области, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает», и на озерной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.

В чем причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.

VI. Подведение итогов урока

-Ребята, вот и закончилось наше путешествие? На какие вопросы мы смогли ответить, т.е. с какой целью справились. (открыть слайд с вопросами)

Как бы вы дополнили предложение «А я и не знал ……»

А хотите узнать еще больше? На ваших тех.картах указаны адреса сайтов, на которых вы можете узнать еще много интересного.

VII. Домашнее задание

- Домашнее задание тоже записано на ваших картах. Первое задание обязательное для всех, второе – творческое по желанию.

VIII. Самооценка. 

 В листах самооценки посчитайте общее количество баллов, сравните со шкалой оценивания и выведите себе отметку.

Я предлагаю вам подойти к доске и оценить в форме «Мишень» всю работу урока по следующим разделам: «Деятельность учителя», «Деятельность класса», «Моя деятельность на уроке», «Мое настроение в конце урока». Поставьте точку в той части мишени, которой соответствует ваша оценка.

-Давайте посмотрим на мишень и увидим результат моей и вашей работы. Отметки за урок я поставлю, когда посмотрю ваши отметки в МЛ и + вашу работу на уроке.

Большое спасибо за работу с вами было интересно и легко общаться.

1 группа.

Классификация озер по солености.

-Какие бывают озера по солености. Приведите примеры и покажите их на карте.

(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)

2 группа.

Классификация озер по сточности

- Какие бывают озера по сточности. Нарисуйте схематически эти озера. Приведите примеры таких озер и покажите их на карте.

(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)

3 группа.

Классификация озер по типу котловин.

- Какие бывают озера по типу котловин. Учебник с.96, абзац 2. Как они образуются. Привести примеры и показать на карте.  

(Информацию ищем в учебнике, энциклопедии или интернете)

Малиновое озеро (Алтайский край)

Озеро Киву – озеро кастрюля (Африка)

Чернильное озеро (Африка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран

Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....

Урок географии в 7 классе "Страны Южной Америки"

Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся Продолжить формирование навыков работы с интерактивной доской. Закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками ин...

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Конспекту урока географии в 7 классе "Страны Северной Европы"

Изучение стран Северной Европы: Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия, Дания...

Урок: Интегрированный урок географии и английского языка "Страны Западной Европы. Великобритания".

Урок изучения нового материала  предполагает подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал. В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются меж...

Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"

Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...