Рабочая программа по географии 8 класс 2015-16 уч. год
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Осиновская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
Рассмотрена: ______________ | Согласована: ___________ | Утверждена: ___________ |
Руководитель МО учителей ____________/______________/ Ф.И.О. | Заместитель директора школы по УВР _________/____________/ Ф.И.О. | Директор школы __________/_____________/ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ниязов Мансур Ниязович
(Ф.И.О. учителя-составителя программы)
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
- Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;
1.5. Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 65-од от 29.05.2015 « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 года»
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ №77/1-од от 31.08.2015 «Об утверждении рабочих программ»
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2011-2015 г., утвержденный приказом директора школы Башировой Л. М. №21/1 от 22.04.2011
Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы: И. В. Душиной «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003., а также в соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, в котором, как и в программе, на изучение курса отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год. Выполнения программы осуществляется за счет сжатия.
Общая цель программ способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах; служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания; развить у школьника словесно-логическое и образное мышление; способствовать формированию картографической грамотности; приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.
Общая характеристика учебного предмета курс географии России существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс).
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Построение современной системы обучения по курсу «География России» требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
1.сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
2.сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
3.показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
4.вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
5.развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
6.создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов 2 часа в неделю.
Учебники: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев География России: 8-9 классы (издательство «Дрофа»)
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), ИКТ.
В структурном отношении курс состоит из введения и 3 разделов: I - «Пространства России», II - «Природа и человек», III- «Население России».
Три раздела изучаются в 8 классе.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
2.овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
4.воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
4.применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Ожидаемый результат:
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
1.основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
2.географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
3.географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
4.специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
5.природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
1.выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
2.находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
3.приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
4.составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
5.определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
6.применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
7.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
8.ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
9.учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
10.наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
11.решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
12.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Описание места учебного предмета в учебном плане рабочая программа разработана на основании авторской программы И. В. Душиной «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003., на основание которой отводится 70 часов в год 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, на изучение курса отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год.
Основное содержание обучения
Введение(4 ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.
Уникальность географических объектов.
Разнообразие территории России.
География и краеведение.
Географический взгляд на мир.
Раздел I
Пространства России (3 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Ново-россия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.
2. Определение разницы во времени отдельных территорий.
3. Оценка особенностей географического положения России.
Раздел II
Природа и человек (47 ч)
Тема 1 РЕЛЬЕФ И НЕДРА
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Тема 2 КЛИМАТ
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Тема 3 БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4 ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5 В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Тема6
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйст-венной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
«Многоэтажность» природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Тема 7 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации:
- I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
-II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).
3. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
4. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
5. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
6. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
7. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
8. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
9. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
11. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
12. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
Примечание: практические работы № 3, 4, 8, 9, 11 можно проводить на основе анализа территории своего проживания (области, края, республики).
Раздел III
Население России (14 ч)
Тема 1
СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?
Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 2
КТО МЫ?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 3
КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги- волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Тема 4
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 5
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6
ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Практические работы:
1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
2. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
4. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
6. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
Практические работы
Практическая работа №1 «Россия на карте мира».
Практическая работа №2 «Формирование территории России».
Практическая работа №3 «Тектоника и полезные ископаемые».
Практическая работа №4 «Рельеф России».
Практическая работа №5 «Климатические пояса и области».
Практическая работа №6 «Внутренние воды России».
Практическая работа №7 «Природные зоны России».
Практическая работа №8 «Человек и природные условия».
Практическая работа №9 «Миграции населения России».
Практическая работа №10 «Города России».
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
1.основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
2.географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
3.географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
4.специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
5.природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
1.выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
2.находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
3.приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
4.оставлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
5.определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
6.применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
2.учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
3.наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
4.решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
5.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематическое распределение количества часов
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Что изучает география России? | 1 |
2 | Россия на карте мира | 1 |
3 | Россия на карте часовых поясов | 1 |
4 | Определение поясного времени | 1 |
5 | Формирование территории России | 1 |
6 | Географическое изучение территории России | 1 |
7 | Обобщение тем «Россия на карте мира» и «Освоение и изучение территории России» | 1 |
8 | Строение земной коры на территории России | 1 |
9 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 |
10 | Современное развитие рельефа | 1 |
11 | Использование недр | 1 |
12 | Зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 |
13 | Общая характеристика климата России | 1 |
14 | Циркуляции воздушных масс, циклоны и антициклоны | 1 |
15 | Распределение температур и осадков | 1 |
16 | Распределение солнечной радиации, температур и осадков на территории России | 1 |
17 | Типы климатов нашей страны | 1 |
18 | Определение и составление по синоптической карте прогноза погоды | 1 |
19 | Климат и человек | 1 |
20 | Оценка климатических показателей России для хозяйственной деятельности населения | 1 |
21 | Реки | 1 |
22 | Характеристики рек, возможность её хозяйственного использования | 1 |
23 | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 |
24 | Закономерность размещения вод суши и связанных с ними опасности | 1 |
25 | Человек и вода | 1 |
26 | Оценка обеспеченности водными ресурсами России | 1 |
27 | Почва - особое природное тело | 1 |
28 | География почв России | 1 |
29 | Почвы и урожай | 1 |
30 | Условия почвообразования и оценка их плодородия | 1 |
31 | Рациональное использование и охрана почв | 1 |
32 | География лесов России | 1 |
33 | Лес и окружающая среда | 1 |
34 | Безлесные просторы России. Луга | 1 |
35 | Тундры и степи | 1 |
36 | Болота | 1 |
37 | Животный мир | 1 |
38 | Прогноза изменения растительного и животного мира | 1 |
39 | Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 |
40 | Свойства природно-территориальном комплексе | 1 |
41 | Человек в ландшафте | 1 |
42 | Учение о природных зонах | 1 |
43 | «Безмолвная Арктика» | 1 |
44 | Чуткая Субарктика | 1 |
45 | Таежная зона | 1 |
46 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 |
47 | Лесостепи и степи | 1 |
48 | Полупустыни, пустыни и субтропики | 1 |
49 | «Многоэтажность» природы гор | |
50 | Человек и горы | 1 |
51 | Оценка природных условий и ресурсов природной зоны | 1 |
52 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 |
53 | Рациональное природопользование природными ресурсами. | 1 |
54 | Охрана природы и охраняемых территорий | 1 |
55 | Численность населения | 1 |
56 | Воспроизводство населения | 1 |
57 | Соотношение мужчин женщин | 1 |
58 | Возрастной состав населения России | 1 |
59 | Миграции населения в России | 1 |
60 | Внешние миграции | 1 |
61 | Территориальная подвижность населения | 1 |
62 | Определение изменения доли занятых в сфере современного хозяйства | 1 |
63 | Определение крупных народов и особенностей их размещения | 1 |
64 | Религии народов России | 1 |
65 | Плотность населения | 1 |
66 | Расселение и урбанизация | 1 |
67 | Города России. Закономерность размещения населения России | 1 |
68 | Сельская Россия. Города-миллионеры, итоговое тестирование | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Вид урока | Форма контроля | Практические работы | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Что изучает география России? | 1 | Беседа | Фронтальная беседа. | §1, ответить на вопросы | 03.09 | ||
2 | Россия на карте мира | 1 | Рассказ | Фронтальная беседа. | §2, прочитать текст | 08.09 | ||
3 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Рассказ | Фронтальная исследовательская беседа. | §3, выучить определения | 10.09 | ||
4 | Определение поясного времени | 1 | Самостоятельная работа. | Практическая работа №1 | Задание по атласу | 15.09 | ||
5 | Формирование территории России | 1 | Беседа | Проверочная работа №1. | §4, ответить на вопросы | 17.09 | ||
6 | Географическое изучение территории России | 1 | Беседа | Фронтальная, индивидуальная беседа. | §5, выучить определения | 22.09 | ||
7 | Обобщение тем «Россия на карте мира» и «Освоение и изучение территории России» | 1 | Тест | Устный опрос, составление таблицы. | 24.09 | |||
8 | Строение земной коры на территории России | 1 | Беседа | Самостоятельная работа. | §6, ответить на вопросы | 29.09 | ||
9 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 | Беседа | §7, выучить определения | 01.10 | |||
10 | Современное развитие рельефа | 1 | Рассказ | Проверочная работа №2, сообщение. | §8, ответить на вопросы | 06.10 | ||
11 | Использование недр | 1 | Беседа | Индивидуальная работа. | §9, ответить на вопросы | 08.10 | ||
12 | Зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | Практическая работа №2 | Задание по карте и атласам | 13.10 | |||
13 | Общая характеристика климата России | 1 | Беседа | Фронтальная беседа. | §10, ответить на вопросы | 15.10 | ||
14 | Циркуляции воздушных масс, циклоны и антициклоны | 1 | Рассказ | §11, выучить определения | 20.10 | |||
15 | Распределение температур и осадков | 1 | Рассказ | Таблицы. | §12, ответить на вопросы | 22.10 | ||
16 | Распределение солнечной радиации, температур и осадков на территории России | 1 | Парная, индивидуальная работа, таблица. | Практическая работа №3 | Задание по атласу | 05.11 | ||
17 | Типы климатов нашей страны | 1 | Рассказ | Парная, групповая работа. | §13, ответить на вопросы | 10.11 | ||
18 | Определение и составление по синоптической карте прогноза погоды | 1 | Парная, групповая работа. | Практическая работа №4 | Задание по атласу | 12.11 | ||
19 | Климат и человек | 1 | Составление таблицы, сообщение. | §14, ответить на вопросы | 17.11 | |||
20 | Оценка климатических показателей России для хозяйственной деятельности населения | 1 | Проверочная работа №3. | Практическая работа №5 | Задание по атласу | 19.11 | ||
21 | Реки | 1 | Фронтальная работа. | §15, ответить на вопросы | 24.11 | |||
22 | Характеристики рек, возможность её хозяйственного использования | 1 | Парная работа, исследования.
| Практическая работа №6 | Задание по атласу | 26.11 | ||
23 | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | Групповая, фронтальная работа. | §16, ответить на вопросы | 01.12 | |||
24 | Закономерность размещения вод суши и связанных с ними опасности | 1 | Фронтальная самостоятельная работа. | Практическая работа №7 | Задание по атласу | 03.12 | ||
25 | Человек и вода | 1 | Фронтальная, групповая, работа. | §17, ответить на вопросы | 08.12 | |||
26 | Оценка обеспеченности водными ресурсами России | 1 | Фронтальная беседа. | Практическая работа №8 | Задание по атласу | 10.12 | ||
27 | Почва - особое природное тело | 1 | Рассказ | Проверочная работа №4. | §18, ответить на вопросы | 15.12 | ||
28 | География почв России | 1 | Рассказ | §19, ответить на вопросы | 17.12 | |||
29 | Почвы и урожай | 1 | Беседа | Групповая, самостоятельная работа. | §20, выучить определения | 22.12 | ||
30 | Условия почвообразования и оценка их плодородия | 1 | Групповая, самостоятельная работа. | Практическая работа №9 | Задание по атласу | 24.12 | ||
31 | Рациональное использование и охрана почв | 1 | Беседа | Составление таблицы, сообщение. | §21, ответить на вопросы | 12.01 | ||
32 | География лесов России | 1 | Рассказ | Фронтальная работа. | §22, выучить определения | 14.01 | ||
33 | Лес и окружающая среда | 1 | Беседа | Парная, самостоятельная работа. | §23, ответить на вопросы | 19.01 | ||
34 | Безлесные просторы России. Луга | 1 | Беседа | Парная, самостоятельная работа. | §24, выучить определения | 21.01 | ||
35 | Тундры и степи | 1 | Беседа | Составление таблицы. | §25, прочитать текст | 26.01 | ||
36 | Болота | 1 | Беседа | Самостоятельная работа, сообщение. | §26, ответить на вопросы | 28.01 | ||
37 | Животный мир | 1 | Беседа | Проверочная работа №5. | §27, выучить определения | 02.02 | ||
38 | Прогноза изменения растительного и животного мира | 1 | Практическая работа №10 | Задание по атласу | 04.02 | |||
39 | Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 | Рассказ | §28, прочитать текст | 09.02 | |||
40 | Свойства природно-территориальном комплексе | 1 | Рассказ | §29, ответить на вопросы | 11.02 | |||
41 | Человек в ландшафте | 1 | Беседа | §30, выучить определения | 16.02 | |||
42 | Учение о природных зонах | 1 | Беседа | Самостоятельная, фронтальная работа. | §31, прочитать текст | 18.02 | ||
43 | «Безмолвная Арктика» | 1 | Беседа | Фронтальная самостоятельная работа. | §32, ответить на вопросы | 25.02 | ||
44 | Чуткая Субарктика | 1 | Беседа | Фронтальная самостоятельная работа. | §33, выучить определения | 02.03 | ||
45 | Таежная зона | 1 | Рассказ | §34, прочитать текст | 04.03 | |||
46 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 | Рассказ | §35, ответить на вопросы | 11.03 | |||
47 | Лесостепи и степи | 1 | Рассказ | Фронтальная, групповая работа. | §36, выучить определения | 16.03 | ||
48 | Полупустыни, пустыни и субтропики | 1 | Рассказ | Индивидуальная работа. | §37, прочитать текст | 18.03 | ||
49 | «Многоэтажность» природы гор | Беседа | §38, ответить на вопросы | 30.03 | ||||
50 | Человек и горы | 1 | Беседа | Фронтальная, парная работа. | §39, прочитать текст | 01.04 | ||
51 | Оценка природных условий и ресурсов природной зоны | 1 | Проверочная работа №6. | Практическая работа №11 | Задание по атласу | 06.04 | ||
52 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | Беседа | Фронтальная, самостоятельная работа. | §40, выучить определения | 08.04 | ||
53 | Рациональное природопользование природными ресурсами. | 1 | Беседа | Групповая, самостоятельная работа. | §41, ответить на вопросы | 13.04 | ||
54 | Охрана природы и охраняемых территорий | 1 | Беседа | Фронтальная, парная работа. | §42, прочитать текст | 15.04 | ||
55 | Численность населения | 1 | Беседа | Фронтальная, самостоятельная работа. | §43, выучить определения | 20.04 | ||
56 | Воспроизводство населения | 1 | Беседа | Проверочная работа №7. | §44, ответить на вопросы | 22.04 | ||
57 | Соотношение мужчин женщин | 1 | Беседа | Фронтальная, парная работа. | §45, прочитать текст | 27.04 | ||
58 | Возрастной состав населения России | 1 | Беседа | Фронтальная работа. | §46, выучить определения | 29.04 | ||
59 | Миграции населения в России | 1 | Беседа | Фронтальная, парная работа. | §47, ответить на вопросы | 06.05 | ||
60 | Внешние миграции | 1 | Беседа | Фронтальная, индивидуальная беседа. | §48 | 08.05 | ||
61 | Территориальная подвижность населения | 1 | Беседа | §49, выучить определения | 13.05 | |||
62 | Определение изменения доли занятых в сфере современного хозяйства | 1 | Проверочная работа №8. | Практическая работа №13 | §50, ответить на вопросы | 18.05 | ||
63 | Определение крупных народов и особенностей их размещения | 1 | Фронтальная, самостоятельная работа. | Практическая работа №14 | §52, прочитать текст | 15.05 | ||
64 | Религии народов России | 1 | Беседа | Фронтальная работа. | §53, выучить определения | 20.05 | ||
65 | Плотность населения | 1 | Беседа | Фронтальная работа. | §54, ответить на вопросы | 22.05 | ||
66 | Расселение и урбанизация | 1 | Беседа | Фронтальная работа. | §55, выучить определения | 25.05 | ||
67 | Города России. Закономерность размещения населения России | 1 | Фронтальная работа. | Практическая работа №15 | §56, §57, ответить на вопросы | 27.05 | ||
68 | Сельская Россия. Города-миллионеры, итоговое тестирование | 1 | 29.05 |
Список учебно-методической литературы
1. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В., Кузнецова Г.Ю., Лисенкова Г.Я., Сиротин В.И. География России 8 – 9 класс (книга
первая) – М.: Дрофа, 2005г;
2. Душиной И. В., «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа 9-й класс 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа 9-й класс....
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
Рабочие программы по географии на 2015-2016 год 5,6,7,8,9,10,11 классы
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,закономерностях развития природы, размещении насел...
Рабочая программа по географии на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа по географии на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебной программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 5 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....