Организация продуктивных видов внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся
методическая разработка

Перкова Наталья Викторовна

Организация продуктивных видов внеурочной  и   внеучебной  деятельности обучающихся в рамках изучения предмета "География"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация продуктивных видов внеурочной  и   внеучебной  деятельности обучающихся.

 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 определено, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучении…», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах  человека, семьи, общества и государств».

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, обучающихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, предприятий, культурных и спортивных учреждений.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

В свою очередь, внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

В процессе реализации задач внеурочной деятельности рекомендуется использовать следующие организационные формы:

-коллективные   (совет самоуправления, исследовательские   объединения,    олимпиады, фестивали, конференции, праздники, выставки и др.);

Совет самоуправления класса осуществляет руководящую роль в организации и является уполномоченным по защите прав учащихся. Он выполняет следующие функции:

-составляет план работы совместно с классным руководителем;

- организует и проводит классные мероприятия;

- делает анализ эффективности проведенных мероприятий;

- организует дежурства;

-разрабатывает проекты;

-  проводит акции и интересные дела.

Круг обязанностей закреплен формально нормативными классными документами. Староста и заместители обязаны посещать заседание Совета Старшеклассников школы, осуществлять руководящую деятельность, организовывать досуговую деятельность.

- групповые (дискуссионные клубы, проблемные группы, кружки но

интересам, коллективные творческие дела, тренинги и др.);

-индивидуальные (написание проектов, выполнение творческих

заданий,   общественных   поручений,    подготовка   «Портфолио»

достижений, выступление на конкурсах и др.).

Формы внеурочной деятельности по предмету

Географический вечер

«Посвящение в географы», театрализованное представление

Географический Брейн - ринг

«Наш дом – планета Земля»

Презентация

«Страны мира»

Деловая игра. конференция

Рациональное размещение промышленных предприятий

Круглый стол

Человечество мира в зеркале прессы.

Концерт

Реки России, города России

Географический лабиринт

Строение земной коры, рельеф, природные зоны …

КВН

«Урал»   8 класс

Экономическая игра

Защита Бизнес - планов

Круглый стол

Человечество мира в опасности (Экологические проблемы)

В гостях у Японии

Радиопередачи

темы: «Население мира», «Междоусобные конфликты», «Их имена запомним мы на вечно»

Выпуск газет

География в литературе, у природы нет плохой погоды…

Акция

« Самое, самое, самое…»

Подробнее остановлюсь на примере внеклассной работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время.       Составленная  программа «Родной край» призвана решать задачи повышения уровня нравственности молодого поколения, воспитания чувства патриотизма, гордости за свой край, изучения исторического прошлого родного города, через вовлечения в активные формы поисковой и исследовательской работы, накопление и сохранение знаний, опыта, подлинных документов и материалов, записи воспоминания свидетелей этой истории, творческого наследия многих поколений.

   Программа долгосрочная. Может развиваться и реализоваться по отдельным ее направлениям и в комплексе, являясь базовой основой для разработки программ элективных курсов, краеведческих кружков, клубов, внеклассных мероприятий системы нравственного и патриотического содержания. Ребята загорелись идеей создать в школе краеведческий музей. Нас поддержали многие учителя школы, первую экспозицию, посвященную истории родной школы подготовили к юбилею школы. Сейчас подготовлены экспозиции «Родной край», «Горнякам Дегтярска посвящается», «Великая Отечественная война».

      Экспозиции   музея стали информационно-методическим центром, организатором всех мероприятий по патриотическому воспитанию, показателем уровня считаем: участие в областных, всероссийских мероприятиях краеведческого содержания. Например:

городской конкурс «Выборы», межтерриториальная конференция «Зеркальное отражение истории страны в истории города», Всероссийский конкурс  «Российский край на век родной, любимый» и т.п.

Учащихся заинтересовала данная работа, они разделились по интересам. А самое главное, что воспитательная  работа развивает учебные универсальные действия в контексте ФГОС.

Что же касается внеучебной деятельности обучающихся – это воспитательные возможности дополнительного образования. Жаль, что до сих пор осознаются они не в недостаточной мере и по-настоящему ценить мы их начинаем, когда она позитивно сказывается на учебных достижениях. Это занятия детей художественным, техническим или вокальным творчеством, спортом или туризмом, занятия в УПК. Это все помогает предметному обучению и личностному развитию детей. (курсы воспитателей, мед. работников, трактористов, радистов и т. д.).

- так же это поездки, экскурсии

- вовлечение ребят в глубокую познавательную деятельность, воспитания у них интереса к проблемам своего района, предприятиям осуществляю через разные формы деятельности эксперемент, практические, лабораторные работы, опыты, изучение дополнительной литературы, экскурсии. (на предприятиях, на природе)

 Опыт моей личной профессиональной деятельности доказывает, что дополнительное образование оказывает значительное воздействие на целостный образовательный процесс.

Конечно, организация внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся очень затратна по времени, но очень привлекательна по результату.

Принципами моей профессиональной деятельности  являются:

-Открытость;

-Уважение к личности обучающихся и педагогов;

-Стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

-Создание условий для развития каждого учащегося с учётом его интеллектуальных, личностных, эмоциональных, социальных, индивидуальных особенностей развития;

- Актуальное целеполагание

- Спонтанное развитие деятельности

-  Проблематизация деятельности

- Социальная востребованность

- Диалогическое общение

- Продуктивная деятельность

- Рефлексия деятельности

Данные формы работы мне позволили:

  • учитывать индивидуальные особенности ребенка при определении образовательного пути;
  • осуществлять развивающее обучение с учетом возможностей, интересов и склонностей, способностей учащихся;
  • выявлять одаренных, талантливых  детей;
  • способствовать личностно-нравственному, профессиональному определению детей;
  • осуществлять допрофессиональную подготовку;
  • создать возможности для оптимальной адаптации, социализации ребенка.

Современному человеку, в связи с быстро меняющимися социально-экономическими условиями, требуется разрешать жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность в новой культуре обречена на жизнетворчество. Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities

Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в  УМК Opportunitie...

Влияние критериальной системы оценивания презентаций на качество обучения продуктивным видам речи. Английский язык".

Цель работы - представить  технологию проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность испо...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС

"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...

Конспект обучающего семинара для методистов, учителей, ПДО на тему «Методическая продукция в образовательной организации: типы, виды, алгоритм разработки, требования к оформлению»

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Расширение спектра образовательных услуг в сфере общего и дополнительного образования детей, разработка новых общеразвивающих про...