Рабочая программа география 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ _________________________ Протокол № от __________________ 2015г | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 119» ___________ Э.М.Мустафина _______________ 2015г. | «Утверждено» Директор ______________ Т.П.Фадеева Приказ № ______ от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119
Авиастроительного района г. Казани
Шайдуллиной Миляуши Фаритовны,
учитель географии
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
________________ г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089 и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География. – М.: Дрофа, 2004 г. На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по географии, в 9-х классах реализуется базисный уровень.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «География» в 9 классе направлен на изучение хозяйства России. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы. Курс география в 9 классе является завершающим по формированию у учащихся знаний по географии Росси, ее природы, населения и хозяйства.
Цель и задачи изучения предмета
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение учащимися следующей цели: формирование и закрепление знаний о природе, населении и хозяйстве своей родины – России. Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
- освоение знаний о об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; умениями использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.
В основу программы положен принцип личностно - деятельного подхода в обучении.
В соответствии с ФБУП примерная программа по географии в 9 классе рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Программа имеет 3 содержательных раздела: «Хозяйство России» (24 часа), «Районирование России» (38 часов) и «География Татарстана» (6 часов). Хозяйство России состоит из подразделов «Вторичный сектор экономики» (17 часов) и «Третичный сектор экономики» (7 часов). Районирование России делится на подраздел «Европейская Россия» (24 часа) и подраздел «Азиатская Россия» (13 часов).
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Дронов, В.П., Баринова И.И., Ром В.Я, Лобжанидзе А.А. География России 9 класс. – М.: Дрофа, 2008
Содержание программы (68 часов)
Хозяйство России (24 часа)
Хозяйство России. Вторичный сектор экономики (17 часов)
Введение. Вторичный сектор экономики.
Топливно-энергетический комплекс России. Топливная промышленность. Нефтяная промышленность.
Газовая промышленность.
Угольная промышленность.
Электроэнергетика России. ТЭС, АЭС. ГЭС, альтернативная энергетика.
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Металлургия.
Черная металлургия. География черной металлургии.
Цветная металлургия. География цветной металлургии.
Химическая промышленность. География химической промышленности.
Лесная промышленность. Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность.
Машиностроение. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.
Пищевая промышленность. Легкая промышленность.
Хозяйство России. Третичный сектор экономики (7 часов)
Состав и значение третичного сектора экономики.
Транспорт России. Роль и значение транспорта России. Ж/д транспорт России.
Автомобильный, авиационный, трубопроводный транспорт России. Связь.
Морской и речной транспорт России.
Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство.
ОЭЗ. Особые экономические зоны. Особая экономическая зона Алабуга.
Районирование России (38 часов)
Районирование России. Экономический район. Федеральный округ.
Европейская Россия (24 часа)
Европейская Россия. Общая характеристика.
Северный район. Состав района. Природа Европейского Севера. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера.
Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа и население Северо-Запада. Хозяйство Северо-Западного района. Санкт-Петербург. Калининград.
Центральный район. Факторы формирования района. Природа и население Центральной России. Москва. Хозяйство Центральной России.
Европейский юг. Факторы формирования района. Природа. Население. Хозяйство.
Поволжье. Факторы формирования района. Природа. Население. Хозяйство.
Урал. Факторы формирования района. Природа. Население. Хозяйство.
Азиатская Россия (13 часов)
Азиатская Россия. Общая характеристика.
Западная Сибирь. Факторы формирования района. Население. Природа. Хозяйство.
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Население. Природа. Хозяйство.
Южная Сибирь. Факторы формирования района. Природа. Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.
Дальний Восток. Факторы формирования района. Население. Природа. Хозяйство.
География Татарстана (6 часов)
География Татарстана. Географическое положение. Природа. Население. Хозяйство.
Экскурсия в одно из промышленных предприятий г. Казани.
Плановых контрольных работ - 3, промежуточная аттестация, практических работ – 27.
Требования к уровню подготовки по предмету «География» учащихся, заканчивающих 9 класс:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий4 связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения, административно-территориального устройства и природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
- особенности населения РФ, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями;
• определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать)
• основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
• основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
• географические районы, их территориальный состав;
• отрасли местной промышленности.
Описывать
•природные ресурсы;
• периоды формирования хозяйства России;
• особенности отраслей;
• традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
• экономические связи районов;
• состав и структуру отраслевых комплексов;
• основные грузо- и пассажиропотоки.
Объяснять
• различия в освоении территории;
• влияния разных факторов на формирование географической структуры районов;
• сельскохозяйственную территориальную специализацию;
• структур импорта и экспорта;
• современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать
• возможные пути развития территории под влиянием определенных факторов.
Календарно-тематическое планирование по географии
9 класс (В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе),
2 часа в неделю, всего – 68 часов
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||
Хозяйство России – 24 часа | |||||
Хозяйство России. Вторичный сектор экономики - 17 часов | |||||
1 | Введение. Вторичный сектор экономики | Урок закрепления изученного | Определение отраслей вторичного сектора экономики. Работа с экономической картой России. | 2.09.15 | |
2 | ТЭК. Топливная промышленность России. | Урок ознакомления с новым материалом | Определение состава ТЭК России. Место ТЭК в экономике России. Работа с атласом по определению основных месторождений нефтяной промышленности. | 4.09.15 | |
3 | Газовая промышленность России. | Комбинированный урок | Определению месторождений газовой промышленности по карте. | 11.09.15 | |
4 | Угольная промышленность России. Практическая работа № 1. Угольные бассейны России. | Комбинированный урок | Определение основных угольных бассейнов России. Показ образцов каменного, коксующегося и бурого угля. | 12.09.15 | |
5 | Электроэнергетика России. | Комбинированный урок | Работа с картой атласа, определение типов электростанций. Выполнение таблицы в тетради вид электростанции – ее название и расположение. | 18.09.15 | |
6 | Повторение темы ТЭК России. | Урок закрепления изученного | Сдача по карте основных месторождений топливной промышленности и электростанций. | 19.09.15 | |
7 | Практическая работа № 2. Выполнение заданий контурной карты «Топливная промышленность России» | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 25.09.15 | |
8 | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | Урок ознакомления с новым материалом | Определение состава отрасли. Работа с атласом. | 26.09.15 | |
9 | Черная металлургия России. Практическая работа № 3. | Комбинированный урок | Определение по карте атласа основных центров черной металлургии России. | 2.10.15 | |
10 | Цветная металлургия России. Практическая работа № 4 | Комбинированный урок | Определение по карте атласа основных центров цветной металлургии. | 3.10.15 | |
11 | Химическая промышленность России. | Комбинированный урок | Определение состава химической промышленности и факторов размещения производства на территории России. | 9.10.15 | |
12 | География химической промышленности. Практическая работа №5. | Комбинированный урок | Определение по карте атласа основных центров химической промышленности России. | 10.10.15 | |
13 | Лесная промышленность России. Практическая работа № 6. | Урок ознакомления с новым материалом | Определение по карте атласа основных центров лесной промышленности России. | 16.10.15 | |
14 | Машиностроение России | Урок ознакомления с новым материалом | Определение состава машиностроения и факторов размещения предприятий комплекса. | 17.10.15 | |
15 | География машиностроения России. Практическая работа № 7. | Комбинированный урок | Определение по карте атласа основных центров машиностроения России. | 23.10.15 | |
16 | Пищевая и Легкая промышленность России. Практическая работа № 8. | Комбинированный урок | Определение по карте атласа основных центров пищевой и легкой промышленности России. | 24.10.15 | |
17 | Контрольная работа №1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 30.10.15 | |
Хозяйство России. Третичный сектор экономики - 7 часов | |||||
18 | Третичный сектор экономики России. Состав и значение третичного сектора экономики России | Урок ознакомления с новым материалом | Определение состава третичного сектора экономики. Выполнение в тетради таблицы. | 31.10.15 | |
19 | Транспорт России. Роль и значение транспорта России. Ж/д транспорт России. Практическая работа №9. | Комбинированный урок | Определение по картам атласа основных веток железных дорог России. | 13.11.15 | |
20 | Автомобильный, авиационный, трубопроводный транспорт России. Связь. Практическая работа №10. | Комбинированный урок | Анализ достоинств и недостатков. Определение по карте основных линий трубопроводного транспорта. | 14.11.15 | |
21 | Морской и речной транспорт России. Практическая работа №11. | Комбинированный урок | Анализ достоинств и недостатков. Определение по карте основных маршрутов водного транспорта. | 20.11.15 | |
22 | Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство | Комбинированный урок | Определение видов связи, достоинств и недостатков каждого из них. Определение территориальных различий в обеспеченности жильем районов России. | 21.11.15 | |
23 | ОЭЗ. Практическая работа №12. | Урок ознакомления с новым материалом | Характеристика одной из ОЭЗ России. | 27.11.15 | |
24 | Контрольная работа № 2. | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 28.11.15 | |
Районирование России – 38 часов | |||||
25 | Районирование России. Экономический район. Федеральный округ. | Урок ознакомления с новым материалом | Сравнение состава экономических районов и федеральных округов России. Сходства и отличия. | 4.12.15 | |
Европейская Россия (Западный макрорегион) – 24 часа | |||||
26 | Европейская Россия. Общая характеристика. | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. | 5.12.15 | |
27 | Северный район. Состав района. Природа Европейского Севера. Практическая работа № 13. | Комбинированный урок | Определение состава района. Выявление и анализ условий для развития хозяйств | 11.12.15 | |
28 | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | Урок применения знаний и умений | Анализ карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов. | 12.12.15 | |
29 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 14. | Комбинированный урок | Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Выполнение заданий контурной карты. | 18.12.15 | |
30 | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | Комбинированный урок | Определение состава района. Анализ географического положение района. | 19.12.15 | |
31 | Природа и население Северо-Запада. | Комбинированный урок | Работа по физико-географической карте района. Анализ карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов. | 25.12.15 | |
32 | Хозяйство Северо-Западного района. Санкт-Петербург. Калининград. Практическая работа № 15. | Урок применения знаний и умений | Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Характеристика «северной столицы» и Калининграда. Выполнение заданий контурной карты. | 26.12.15 | |
33 | Центральный район. Факторы формирования района. Практическая работа № 16. | Комбинированный урок | Выявление причин центральности района и факторов, влияющих на население и хозяйство района. | 15.01.16 | |
34 | Природа и население Центральной России. | Комбинированный урок | Анализ физико-географических карт района, выявление общих закономерностей. | 16.01.16 | |
35 | Москва. Практическая работа № 17. | Урок применения знаний и умений | Работа с картой Москвы. Определение выгодного положения и функций Москвы как столицы. | 22.01.16 | |
36 | Хозяйство Центральной России. Практическая работа № 18. | Комбинированный урок | Характеристика основных промышленных узлов Центральной России по картам атласа. Выполнение заданий контурной карты. | 23.01.16 | |
37 | Европейский юг. Факторы формирования района. Природа. | Комбинированный урок | Определение состава района. Выявление и анализ условий для развития хозяйств | 29.01.16 | |
38 | Население. | Урок применения знаний и умений | Анализ статистических данных о населении региона. | 30.01.16 | |
39 | Хозяйство. Практическая работа № 19. | Урок применения знаний и умений | Анализ статистических данных о развитии сельского хозяйства района. Характеристика крупных промышленных узлов. Выполнение заданий контурной карты. | 5.02.16 | |
40 | Крым. | Комбинированный урок | Комплексная географическая характеристика полуострова Крым. | 6.02.16 | |
41 | Поволжье. Факторы формирования района. | Комбинированный урок | Определение состава района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства | 12.02.16 | |
42 | Природа. Население. | Комбинированный урок | Характеристика природных условий района, анализ соответствующих карт. | 13.02.16 | |
43 | Хозяйство. Практическая работа № 20. | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о развитии сельского хозяйства района. Характеристика крупных промышленных узлов. Выполнение заданий контурной карты. | 19.02.16 | |
44 | Урал. Факторы формирования района. Практическая работа №21 | Комбинированный урок | Определение состава района. Выявление факторов, влияющих на формирование района. | 20.02.16 | |
45 | Природа. | Комбинированный урок | Анализ карт природы района. Сравнение горных хребтов Уральской горной системы. Характеристика одного из заповедников Уральских гор. | 26.02.16 | |
46 | Население. | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о населении региона. Характеристика одного из городов-миллионеров. | 27.02.16 | |
47 | Хозяйство. Практическая работа №22. | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о развитии промышленности района. Характеристика крупных промышленных узлов. Выполнение заданий контурной карты. | 4.03.16 | |
48 | Обобщающее повторение по теме Европейская Россия. | Урок закрепления изученного | Работа по атласу. Комплексная характеристика Западного макрорегиона. | 5.03.16 | |
49 | Контрольная работа № 3 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 11.03.16 | |
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) – 13 часов | |||||
50 | Азиатская Россия. Общая характеристика. | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. | 12.03.16 | |
51 | Западная Сибирь. Факторы формирования района. Население. Практическая работа № 23 | Комбинированный урок | Определение состава района. Анализ географического положения района. Характеристика коренного населения, народов Севера. | 18.03.16 | |
52 | Природа. | Комбинированный урок | Работа по картам атласа. Определение крупнейших месторождений нефти и газа Западной Сибири. | 19.03.16 | |
53 | Хозяйство. Практическая работа № 24 | Комбинированный урок | Характеристика промышленного развития района. Выявление крупных промышленных узлов. Выполнение заданий контурной карты. | 1.04.16 | |
54 | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Население. | Комбинированный урок | Определение состава района. Выявление факторов формирования района, составление таблицы. Анализ статистических данных о населении района. | 2.04.16 | |
55 | Природа. | Комбинированный урок | Анализ физико-географической карты района. | 8.04.16 | |
56 | Хозяйство. Практическая работа № 25 | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о хозяйстве региона. Выполнение заданий контурной карты. | 9.04.16 | |
57 | Южная Сибирь. Факторы формирования района. Природа. | Комбинированный урок | Определение состава района. Анализ физико-географической карты района. | 15.04.16 | |
58 | Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Практическая работа № 26 | Комбинированный урок | Комплексная географическая характеристика подрайонов. Выполнение заданий контурной карты. | 16.04.16 | |
59 | Дальний Восток. Факторы формирования района. | Комбинированный урок | Определение состава района. Составление таблицы о факторах формирования района. | 22.04.16 | |
60 | Природа. Население. | Комбинированный урок | Анализ физико-географических карт и статистических данных о населении района. | 23.04.16 | |
61 | Хозяйство. Практическая работа № 27 | Комбинированный урок | Характеристика основных промышленных узлов района. Выполнение заданий контурной карты. | 29.04.16 | |
62 | Промежуточная аттестация. | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 30.04.16 | |
География Татарстана – 6 часов | |||||
63 | География Татарстана. Географическое положение. Практическая работа № 28 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа с картой Татарстана. Определение ФГП РТ. Определение состава РТ. | 6.05.16 | |
64 | Природа. | Комбинированный урок | Работа с картой Татарстана. Составление таблицы: комплексная физико-географическая характеристика РТ. | 7.05.16 | |
65 | Население. Практическая работа № 29 | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о населении. Ранжирование городов. | 13.05.16 | |
66 | Хозяйство. Практическая работа № 30 | Комбинированный урок | Анализ статистических данных о хозяйстве. Характеристика крупных промышленных узлов РТ. Анализ сельскохозяйственных районов РТ. | 14.05.16 | |
67 | Обобщение знаний о географии Татарстана. | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Выполнение тестовых заданий. | 20.05.16 | |
68 | Экскурсия в одно из промышленных предприятий г. Казани. | Урок - Экскурсия | Ознакомление с работой одного из предприятий г. Казани. | 21.05.16 |
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация учеников 9 класса по курсу География проводится по итогам года 30 апреля 2016 года в форме контрольного тестирования и не захватывает региональную составляющую, а именно Географию Татарстана (приложение 1).
Средства обучения
В процессе изучения предмета «География» используются следующие средства обучения: электронная доска, глобусы и карты, персональные компьютеры, оборудование кабинета географии, биологии, физики и химии.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 года с изм. и доп. на 2014г. – М.: Эксмо, 2014. – 208с. – (Актуальное законодательство)
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС): утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
- Учебная литература
- Дронов В.П. Баринова И.И. Ром В.Я. , Лобжанидзе А.А.. География России. Хозяйство России. Географические районы. - М.: Дрофа, 2008 ISBN 978-5-358-04436-4
- Тайсин А.С. География Республики Татарстан. – Казань: Магариф, 2009 ISBN 978-5-7761-1981-1
- Атлас География 9 класс. – М.: Дрофа, 2015
- Контурные карты География 9 класс. – М.: Дрофа, 2015
- Рабочая тетрадь География 9 класс. – М.: Дрова, 2015
- Учебно - методическая литература
- И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012
- В.И. Сиротин Практические и самостоятельные работы учащихся по географии.
- В.М. Смирнов Дидактические материалы по географии
- Г.Н. Элькин Поурочное планирование
- Сборники ЕГЭ, по географии с 2005 года, ГИА с 2009 года
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс
- Цифровые образовательные ресурсы
- http://mon.tatarstan.ru/ – Министерство образования и науки Республики Татарстан
- http://kazanobr.ru/ - Казанский образовательный портал
- Дополнительная литература:
- География. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- М.П. Герасимов. Физическая география мира. - М.: Просвещение, 1993
- Видяпин В.И. Экономическая география России. – М.: ИНФРА-М, 2009
Приложение 1
Промежуточная аттестация по географии в 9 классе.
Вариант 1
1. Какая из указанных пар государств имеет сухопутную границу с Россией:
1) Азербайджан, Грузия 2) Польша, Болгария 3) Швеция, Молдавия 4) Туркмения, Армения
2. Основной нефтяной базой России является:
1) Волго-Уральская 2) Северо-Кавказская 3) Западно-Сибирская 4) Тимано-Печорская
3. К тепловым электростанциям относится:
1) Сургутская 2) Белоярская 3) Саяно-Шушенская 4) Паужетская
4. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет научный фактор?
1) Точного машиностроения, 2) пищевой промышленности, 3) ТЭК, 4) ЦБК
5. Важнейшим фактором размещения предприятий черной металлургии является:
1) водный 2) транспортный, 3) потребительский 4) энергетический
6. Почему в г. Норильске находится крупнейший медно-никелевый комбинат:
1) в окрестностях города расположены крупные запасы руд 2) расположены крупные запасы угля 3) расположена крупная ТЭС 4) по всем названым причинам
7. Установите соответствие между отраслью и центром.
Отрасль машиностроения Центры
1) тяжелое машиностроение А. Тольятти, Ульяновск, Н. Новгород
2) точное машиностроение Б. Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан
В. Волгоград, Челябинск, Владимир
Г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск
8. Установите соответствие между продукцией и центром:
1) автомобильные шины А. Нижнекамск
2) пластмассы Б. Санкт-Петербург
9. Укажите фактор, оказывающий большое влияние на размещение предприятий сахарной промышленности: 1) водный 2) трудовой 3) сырьевой 4) потребительский 5) транспортный
10. Какой регион беден природными ресурсами?
1) Центральная Россия, 2) Восточная Сибирь, 3) Северный Кавказ, 4) Урал
11. Укажите отрасли хозяйства, относящиеся к непроизводственной сфере:
1) промышленность 2) транспорт и связь 3) управление 4) сельское хозяйство
12. На выращивании риса и чая специализируется сельское хозяйство в:
1) республике Дагестан 2) республике Калмыкия 3) Ставропольском крае 4) Краснодарском крае
13. Укажите вид транспорта, лидирующий в России по пассажирообороту:
1) железнодорожный 2) автомобильный 3) трубопроводный 4) авиационный 5) гужевой 6) речной
14. Укажите города Транссибирской магистрали: 1) Челябинск 2) Барнаул 3) Иркутск 4) Владивосток
15. Какие регионы имеют выгодное ЭГП на пересечении транспортных путей, связывающих восточную и западную части страны?
1) Восточная Сибирь и Дальний Восток, 2) Северо-Западная Россия и Европейский Север,
3) Урал и Поволжье, 4) Северный Кавказ
16. Что общего у Западной Сибири, Поволжья и Северного Кавказа?
1) Положение на пересечении транспортных путей, связывающих восток и запад страны,
2) специализация на черной металлургии,
3) обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами,
4) обеспеченность лесными ресурсами
17. Какой из перечисленных федеральных округов больше по площади территории:
1) Центральный 2) Приволжский 3) Южный 4) Сибирский
18. Нефтяной столицей России является город:
1) Омск 2) Екатеринбург 3) Тюмень 4) Новокузнецк
19. Какое соответствие «сельскохозяйственная культура – экономический район, специализирующийся на ее выращивании» является верным:
1) подсолнечник – ЦЭР 2) пшеница – С-З 3) сахарная свекла – СКР 4) лен-долгунец – ЦЧР
20. В каком регионе рыбная промышленность является отраслью специализации?
1) В Центральной России, 2) на Дальнем Востоке,
3) в Восточной Сибири, 4) во всех названных.
21. Определите экономический район России по его краткому описанию.
Отличительными особенностями ЭГП этого района являются выход к государственной границе России и расположение на пересечении транспортных путей. Здесь находятся месторождения железной, медной и многих других руд, множества минералов. Здесь расположено 4 города-миллионера. Работают крупнейшие заводы по выплавке стали, тракторный завод, нефтеперерабатывающие заводы.
Вариант 2
1. Какая из указанных пар государств имеет сухопутную границу с Россией:
1) Азербайджан, Армения 2) Эстония, Литва 3) США, Япония 4) Туркмения, Монголия
2. Главным угольным бассейном России является:
1) Канско-Ачинский 2) Донбасс 3) Кузбасс 4) Печорский
3. К гидроэлектростанциям относится:
1) Заинская 2) Калининская 3) Красноярская 4) Курская
4. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет водный фактор?
1) Точного машиностроения, 2) цветной металлургии, 3) ТЭК, 4) целлюлозно-бумажной
5. Важнейшим фактором размещения предприятий цветной металлургии является:
1) сырьевой 2) транспортный, 3) потребительский 4) научный
6. Почему в г. Липецке находится крупный центр черной металлургии:
1) в окрестностях города имеются крупные запасы железной руды
2) имеются крупные запасы угля
3) имеются крупные водные ресурсы
4) по всем названным причинам
7. Установите соответствие между отраслью и центром.
Отрасль машиностроения Центры
1) автомобилестроение А. Тольятти, Ульяновск, Н. Новгород
2) тракторостроение Б. Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан
В. Волгоград, Челябинск, Владимир
Г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск
8. Установите соответствие между продукцией и центром:
1) фосфорные удобрения А. Казань
2) полиэтилен Б. Воскресенск
9. Укажите фактор, оказывающий большое влияние на размещение предприятий молочной промышленности: 1) водный 2) трудовой 3) сырьевой 4) потребительский 5) транспортный
10. Какой регион беден природными ресурсами?
1) Урал, 2) Восточная Сибирь, 3) Северный Кавказ, 4) Центральная Россия
11. Укажите отрасли хозяйства, относящиеся к непроизводственной сфере:
1) промышленность 2) пчеловодство 3) образование 4) торговля
12. На выращивании риса и чая специализируется сельское хозяйство в:
1) республике Дагестан 2) Краснодарском крае 3) Ставропольском крае 4) республике Калмыкия
13. Укажите вид транспорта, лидирующий в России по грузообороту:
1) железнодорожный 2) автомобильный 3) трубопроводный 4) авиационный 5) гужевой 6) речной
14. Укажите города Транссибирской магистрали:
1) Москва 2) Казань 3) Новосибирск 4) Владивосток
15. Какое из двух утверждений верно? 1) В структуре хозяйства Центральной России преобладает промышленность, так как здесь слабо развито сельское хозяйство. 2) Доля сельского хозяйства в структуре экономики Северного Кавказа выше, т.к. здесь наиболее благоприятные агроклиматические условия.
16. Какое из следующих утверждений верное?
1). На размещение предприятий нефтяной промышленности в основном влияет фактор трудовых ресурсов.
2). На размещение предприятий газовой промышленности влияет сырьевой фактор
17. Какой из перечисленных федеральных округов больше по площади территории:
1) Центральный 2) Уральский 3) Южный 4) Дальневосточный
18. Столицей Сибири является город:
1) Омск 2) Красноярск 3) Иркутск 4) Новосибирск
19. На выращивание какой сельскохозяйственной культуры специализируется сельское хозяйство Центрально-Черноземного экономического района: 1) рис 2) виноград 3) соя 4) подсолнечник
20. В каком экономическом районе посевы льна занимают значительные площади:
1) Поволжском 2) Северо-Кавказском 3) Северном 4) Уральском
21. Определите экономический район России по его краткому описанию.
Отличительными особенностями ЭГП этого района являются выход к государственной границе России и выход к морю. Район богат топливно-энергетическими ресурсами. По территории района протекает самая длинная река России. Большую территорию района занимает равнина, которая на юге сменяется высокими горами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...