Нетрадиционные формы работы на уроках естественно- математического цикла
учебно-методический материал по географии ( класс) на тему
Исходя из выше сказанного, цель нашей работы такова:
Доказать, что нетрадиционные уроки способствуют формированию и развитию компетентного выпускника.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. выявить требования, предъявляемые школьнику в современных условиях модернизации образования
2. сформулировать принципы построения современного урока , способствующие воспитанию компетентного выпускника школы
3. определить значение некоторых форм нетрадиционных уроков в процессе современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_na_urokah.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 ст Амазар Могочинского района Забайкальского края
Реферат
по теме самообразования: « Нетрадиционные формы работы с учащимися на уроках биологии, химии, географии»
Место нетрадиционных уроков в системе современного образования
Выполнил: учитель географии
Резникова Н.В.
Амазар 2010
Введение
Образование – возможность осуществления человека в культуре (13 с.35). Данное высказывание как нельзя лучше отражает стратегию современного школьного образования. Действительно в реальном мире человеку, а особенно молодому человеку-выпускнику, важно не только знать, но, и более того, уметь себя «осуществить», уметь вписаться в окружающую действительность, уметь себя «применить». В результате уже на протяжении нескольких лет школьное образование подвергается процессу модернизации.
Такого рода модернизация подразумевает выполнение в первую очередь двух требований – гуманитаризация и как следствие, компетентностный подход в воспитании будущего поколения.
Такой переход определяется «субъект-субъектными» отношениями учителя и ученика в образовательном процессе. Каждый ученик становится активным участником познания, где приоритетной является его познавательная деятельность, а роль учителя заключается в организации соответствующей образовательной среды (4, с. 24).
Учитель задает траекторию, помогает, направляет, но не навязывает своих умозаключений, если они не касаются научного факта. Ученик – самостоятельно работает над собой и в процессе такой работы становится компетентным (приобретает ряд ключевых компетенций).
Однако, полагаясь на опыт, можно сделать вывод о том, что не все ученики готовы начать такую работу. Поэтому, учитель создает благоприятную среду для формирования познавательного интереса учеников. Познавательный интерес – это залог успеха в самообразовании школьников.Наиболее доступным способом повышения интереса к своему предмету для учителя является применение нетрадиционных форм обучения.
Исходя из выше сказанного, цель нашей работы такова:
Доказать, что нетрадиционные уроки способствуют формированию и развитию компетентного выпускника.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. выявить требования, предъявляемые школьнику в современных условиях модернизации образования
2. сформулировать принципы построения современного урока , способствующие воспитанию компетентного выпускника школы
- определить значение некоторых форм нетрадиционных уроков в процессе современного образования.
Глава 1. Особенности
модернизации образовательной среды школы.
Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком
А.Экзюпери.
Общество, социум, семью и другие социальные организации можно рассматривать как частные случаи гуманитарных систем. Там где есть человек во всех его проявлениях – это и есть гуманитарная система. Человек – это субъект гуманитарной системы. Ученик и учитель – субъекты образовательной среды. Образовательная среда, в современных условиях модернизации образования – очень важная гуманитарная среда, в которой осуществляется взаимодействие двух субъектов. Субъекты образования непременно должны находиться в непрерывном сотворчестве для достижения главной цели современного образования – компетентный выпускник, способный «осуществляться» в культуре.
- Требования к выпускнику средней школы в условиях гуманитаризации образования (компетентностный подход)
Е.Ю Захарченко пишет о том, что, в условиях модернизации образования, происходит ориентация в организации педагогического процесса на личностные смыслы детей, развитие их творческих способностей. Главной целью такой школы являются не столько знания, сколько сам ребенок как неповторимая целостная личность с развитой способностью к получению знаний.
Результатом среднего общего образования должна стать высокая компетентность выпускника.
Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту (12 с199). Компетентность выпускника понятие достаточно широкое , оно складывается из ряда компетенций, которые ученик развивает в себе в процессе обучения в школе.
Таким образом, компетенция – это набор определенных умений, доведенных до навыка. Компетентность же – это качество владения, то, в какой степени компетенция проявляется в действительности. Следовательно компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков (12с.199).
В целом компетентность выпускника складывается из определенного вида компетенций (см. приложение №1)
Главным параметром такого компетентностного подхода является качество. Именно качество подготовки к самостоятельной деятельности, а не набор фактических знаний определяет «выживаемость» выпускника, будущего члена социума. Умение использовать собственные знания для достижения поставленных целей является наиважнейшей характеристикой современного общественного деятеля.
В понятие «компетентный выпускник» вкладываются следующие характеристики (или компетенции):
- умение собирать, воспринимать,анализировать, синтезировать, обобщать информацию
- умение прогнозировать ситуацию, предвидеть конечный результат
- умение управлять, организовывать не только собственную деятельность, но и деятельность коллективную
- умение получать знания самостоятельно (способность к самообразованию и саморазвитию
- умение конкретизировать
- умение аргументировать и доказывать свое мнение
Более подробно перечисленные компетенции рассмотрены в следующем параграфе.
Развитие вышеперечисленных компетенций у ученика происходит через формирование у него индивидуальных личностных характеристик: самостоятельности, коммуникабельности, активности, целенаправленности, креатизму (см приложение №2)
Ключевые компетенции можно определить как основные в отношении любого, осваиваемого учеником, школьного предмета, в том числе и географии, биологии, химии. Вопрос в том, что при гуманитарном подходе в образовании должна произойти предметная интеграция, в ходе которой определиться единая цель – воспитание компетентного выпускника.
***
Таким образом, модернизация современного образования имеет цель - осуществить формирование и развитие компетентной личности, посредством предметной интеграции.
Для достижения данной цели необходима гуманитаризация образования, коррекция взаимодействия учителя с учеником в процессе обучения школьному предмету. Этому вопросу посвящен следующий параграф работы.
- Современный урок как фактор воспитания компетентного выпускника школы
Соответственно новым требованиям к выпускнику средней школы изменяются требования к учителю и уроку. Согласно положениям Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы химического образования» (2003г.) в условиях модернизации всей системы образования школьное образование подвергается наиболее серьезным изменениям. По мнению участников конференции в первую очередь должен измениться стандарт общего образования ,поскольку именно от этого зависит какую школу мы получим – школу прошлого или школу будущего. (3, с.4).
Одним из необходимых условий осуществления нового запроса общества, а значит и образования становится переход от репродуктивной деятельности к эвристической и исследовательской. Однако репродуктивная деятельность, по мнению Е.О. Емельяновой, не должна исчезнуть полностью. Репродуктивная, эвристическая и исследовательская деятельность- это самостоятельные процессы, проникающие друг в друга (см. приложение № 3). По мере накопления опыта репродуктивные знания учащиеся используют в своей преобразующей деятельности. Таким образом преобразующая деятельность постепенно занимает в обучении главенствующую роль (5, с.20-21).
Очень важным при организации познавательной деятельности ученика становятся взаимоотношения ученика и учителя. Отношения переходят на новый уровень (см. приложение №4). Знание становится при этом «не знанием-результатом», а «знанием-процессом» (5, с.24). Ученик – активный участник познания, а учитель – фасилитатор (направляющий), работающий в соответствии с принципами культурособразности и природосообразности.
Однако организуя самостоятельную познавательную деятельность учащегося нельзя забывать о готовности и способностях каждого отдельного ученика. В обычной средней школе обучаются дети с разным уровнем развития, поэтому в данном случае уместно будет говорить о дифференцированном подходе в построении взаимоотношений «учитель-ученик».
Следствием соблюдения данных условий должно стать формирование таких компетенций у учащихся как умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, конкретизировать информацию. Выпускники наряду с этим должны обладать приемами доказательства.
«Анализ – это умственная операция мыслительного разделения изучаемого объекта на отдельные характерные для него составные части или выделение в нем отдельных сторон и изучение каждой в отдельности как части целого» (10, с.3).
«Синтез- мыслительное или практическое соединение составных частей излагаемого объекта в единое целое» (10, с.3).
Анализ и синтез – две стороны единого процесса, который приводит к установлению причинно-следственных связей, к обобщению изученного материала. При обучении учащихся данным приемам следует не только раскрыть перед ними сущность данных мыслительных приемов, но и отработать умение правильно их использовать. Необходимо научить школьников: 1) разлагать объекты на составные части, 2) выделять отдельные существенные стороны, 3)изучать каждую часть в отдельности как элемент целого, 4) соединять части объекта в единое целое (10, с.4-5).
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам (10, с.5). признак по которому проходит классификация называется основанием деления.
Обучения приемам классификации можно проводить в такой последовательности: 1) выделение признаков объектов, 2)сравнить признаки отдельных объектов, найти сходства и отличия, 3)объединить объекты с одинаковыми признаками в отдельные группы, 4)определить соподчиненность образованных групп более общим понятиям (10, с.5).
Обобщение – мыслительная операция, связанная с переходом от единичного к особенному, а затем к всеобщему. (10, с.6). Обобщение бывает двух видов: эмпирическое и теоретическое . Эмпирическое обобщение происходит на базе практических наблюдений ученик . Например, при осуществлении практической и лабораторной работы на уроках химии, биологии, географии, при ведении фенологического дневника по географии, во время экскурсий. Теоретическое обобщение выполняется при изучении разного рода литературы.
Существует несколько способов обучения ученика приемам обобщения:
- индуктивный – «от частного к общему». При таком подходе учитель учит ученика выделять части целого и объединив их, сделать обобщение. На уроке привожу описание экосистемы луга, леса, болота и т.п., опираясь лишь на характеристики данного объекта – ученик делает вывод.
- дедуктивный – «от общего к частному». Обобщение дается в готовом виде, ученики определяют следствия данного обобщения. Пример: на уроке географии сообщаем, что в Забайкалье резко-континентальный климат, ученики самостоятельно делают выводы о климатических показателях и об особенностях природы.
- обобщение «с места». Обобщение по примеру, по аналогии. Учитель процесс общий для нескольких объектов (на примере одного), ученики остальные выполняют самостоятельно. Например, характеризуем географическое положение объекта (материк Африка) с учителем, остальные объекты (материки) ученики характеризуют самостоятельно.
Конкретизация – умение отличать абстрактное и конкретное в описании того или иного объекта. Это модель реального (11, с.7-8). Конкретизация, по Е.Е.Мирченко бывает 4 типов:
-эмпирическая, осуществляется через наглядные средства обучения. Ученик при характеристики географического объекта пользуется картой.
- теоретическая, создается словесными методами. Ученик при конспектировании материала урока делает опорную схему.
- конкретизация через пример. На уроке биологии ученик сообщает о приспособленности растений к низким температурам, при этом приводит конкретные примеры. На уроке химии рассказывая о свойствах вещества ученик демонстрирует химический опыт.
- конкретизация через решение задачи. На уроке экологии ученик говорит о том, что одна семья в сутки производит большое количество ТБО, для доказательства приводит расчетную формулу и по ней определяет конкретные объемы.
Конечно же очень важно сформировать у учеников такую компетенцию, как умение доказывать собственную точку зрения. По сути все выше перечисленные компетенции вкладываются в это главное умение человека.
Доказательство – это сложный прием мыслительной деятельности, который состоит в обосновании выдвинутого положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна (11, с. 9) .
Главные параметры доказательства – это аргументы. Важная задача учителя научить своего ученика правильно и логично аргументировать свое мнение.
Ученик должен четко понимать построение любого доказательства. Начинается оно с тезиса – положение, истинность которого необходимо доказать. Тезис должен быть четко сформулирован. Продолжается доказательство аргументами, истинность которых проверена. В предметах научно-естественного цикла в качестве аргументов могут выступать практические опыты и демонстрации. Способы доказательства могут быть прямыми и косвенными. В конечном итоге любое доказательство заканчивается выводами (11, с.10-11). Главная задача учителя при обучению умениям доказательства научить выслушивать и оценивать аргументы оппонента, свое доказательство строить по принципам логики. Хорошей школой совершенствования данного умения являются диспуты и исследовательская деятельность учащихся (11, с.11).
Чтобы полноценно формировать и развивать в процессе обучения выше перечисленные компетенции, учителю естественно-научного цикла необходимо строить свою деятельность согласно принципам: а) гуманизация – использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла; б)интеграция естественно-научного и гуманитарного цикла; в)осуществление развивающего обучения через преподавание современными методами; г)синергетика – объединение, согласование и использование многих инновационных технологий ( 7 ).
***
Итак, современный урок – это взаимодействие учителя и ученика по типу «субъект-субъект», при котором учитель выступает в роли «сопровождающего» в мире своего предмета. На уроках учитель способствует самостоятельности и самопроявлению своих учеников через эмпирические и исследовательские методы работы, обязательно работая в рамках дифференциации (учитывает способности каждого ученика). Урок – это не источник готовых знаний для ученика а способ получения таковых самостоятельно. Такая самостоятельность под руководством учителя способствует развитию в ученике ключевых компетенций.
***
Таким образом в заключении первой главы работы можно сделать следующие выводы:
- современное образование, в большой мере именно школьное, на протяжении длительного периода подвергается модернизации. Главное направление такой модернизации – гуманитаризация образования.
- Новое, модернизированное образование имеет цель – выполнение социального заказа общества. Социальный заказ современного общества компетентный выпускник, способный к активной деятельности.
- Компетентный выпускник – это самодостаточный человек, обладающий набором ключевых компетенций (см. приложение № 1), определяющих стиль жизнедеятельности в социуме.
- Главным средством формирования и развития компетентного выпускника в средней школе является урок, выстроенный по схеме «субъект-субъект».
- Современный урок соответствовать ряду критериев: научность, системность, креативность, разнообразие форм и методов работы. Обязательной характеристикой современного урока становиться – свобода самопроявления ученика.
- Одним из стимулирующих факторов активной самостоятельной познавательной деятельности ученика, учителю следует использовать нетрадиционные формы построения урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков рассмотрены во второй главе работы.
Глава 2. Нетрадиционные уроки естественно -научного цикла – средство гуманитаризации образования
Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует
хороших учителей
Д. Пойа
Как было написано выше, нетрадиционные формы проведения уроков, выступают как стимулятор активности и инициативности ученика в условиях гуманитаризации образования. В первую очередь следует разобраться – что же такое нетрадиционные формы в современном образовании.
Под нетрадиционным следует понимать что-то отступающее от общепринятых правил, в данном случае от правил проведения традиционного урока. Нетрадиционное в образовании – это прежде всего необычно для учеников и учителя выстроенное взаимодействие, при котором часто именно деятельность ученика становиться приоритетной. Нетрадиционный урок в первую очередь повышает интерес учащегося к изучаемому материалу – без интереса невозможно повышения качества образования. К тому же при использовании нетрадиционного на уроках как нельзя лучше способствует развитию в учениках ключевых компетенций (см. приложение №5), о которых уже так много говорилось в данной работе. Это совсем не означает, что в настоящее время в системе общего среднего образования необходимо отказаться от традиционного урока, имеющего четко определенную структуру. Скорее наоборот, традиционный урок является неотъемленной частью образовательного процесса. Но использование только традиционных форм и способов не может полностью удовлетворить требований модернизации образования. Таким образом, традиционное и нетрадиционное должны гармонично объединиться и дополнить друг друга.
Виды нетрадиционных уроков (14):
- интегрированные на основе межпредметных связей
- совокупность соревнований, турниров, игр, кроссворды
- уроки, основанные на форах, жанрах, известных в общественной практике
- уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, любви, презентация)
- уроки с имитацией публичных форм общественной деятельности (аукцион, пресс-конференция, митинг, урок-суд)
- урок с использованием фантазии (урок-сказка)
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (заседание ученого совета, урок –суд, урок следствие)
- уроки, имитирующие общекультурные занятия (заочная экскурсия, путешествие) (14).
При использовании нетрадиционных методов работы с детьми, впрочем как и при традиционных, не следует забывать об индивидуальности каждого участника образовательного процесса – имеется в виду дифференцированное обучение.
Кроме того нетрадиционные уроки более эффективны если они развивают в учениках способности исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность - один из самых перспективных методов в изучении предметов естественно – научного цикла. В такой деятельности как раз и формируются ключевые компетентности ученика: анализ, сравнение, проектирование, прогнозирование, логичность, наблюдение и т.д. исследовательская деятельность – творческая деятельность, следовательно, приемы творческой деятельности должны быть включены в уроки биологии, географии и химии (2, с. 15).
Главной задачей второй главы работы является выявление особенностей нетрадиционных уроков и их влияние на формирование ключевых компетенций ученика.
2.1 Групповые формы обучения
Групповые формы обучения, в рамках предметов естественно - научного цикла, переходят в разряд традиционных, и, возможно, их не следовало бы рассматривать в данной работе. Однако, как универсальные, они плавно вливаются в любую другую нетрадиционную форму. Учитывая такую их особенность, считаю необходимым рассмотрение их особенностей.
Групповые формы обучения- это способ классно-урочной организации деятельности, при которой обучение происходит в группе, искусственно созданной учителем с помощью дифференциации.
Выделяется пять уровней коллективно-познавательной деятельности:
- фронтальная – работает весь класс одновременно
- парная – работа осуществляется в статичных парах
- групповая работа на принципах дифференциации – задания определяются для каждой группы, «каждому по способностям, каждому по уму»
- межгрупповая работа – каждая группа не только выполняет соответствующее задание, но и между ними происходит обмен опытом, и даже спор
- фронтально-коллективная деятельность (7)
Главный принцип групповой работы – это дифференциация.
Дифференциация соблюдается при следующих условиях: класс делиться на группы, каждая группа получает определенное задание, группе нужен руководитель (лидер-ученик или учитель), задания составляются таким образом , чтобы можно было учесть индивидуальный вклад каждого ученика, состав группы не должен быть постоянным, участники группы подбираются таким образом, чтобы в одной группе оказались школьники разного уровня обученности.
Планирование групповой работы следующее:
- подготовка к групповой работе: подготовка задания или проблемы, инструктаж, подборка материала
- групповая работа: знакомство с материалами, распределение заданий, индивидуальное выполнение заданий, обсуждение индивидуальных результатов, обсуждение общего задания, подведение итогов
- заключительная часть: сообщение результата, анализ познавательной задачи, общий вывод (7).
Групповые формы обучения не стоит путать с коллективными, которые очень широко использовались в советское время и используются до сих пор. Признаки группового обучения: нет четкости и упорядоченности, возможность говорить имеет каждый, а не один, наблюдается смена мест учеников, ученики обучают друг друга, проявление самостоятельности в действиях учеников, ученик выступает как субъект обучения, задачи строятся соответственно индивидуальным способностям учеников, ученики учатся выступать, доказывать, каждый работает не только за себя, но и за других, формирование ответственности в учениках (7).
Групповые формы обучения – это формы обучения, которые легко применить на уроках естественно-научного цикла(биология, география, химия). Осуществляя практическую работу на уроках химии или географии или биологии, класс обычно делиться на группы. Можно таким образом усложнить или упростить материал, что каждая сформированная группа будет в состоянии сделать собственные умозаключения по результатам эксперимента к тому же каждый ученик, если правильно распределить обязанности в группе, сможет проявить себя, выполнив посильную для него работу.
Конечно, такие формы обучения требуют больших усилий от учителя, но дают не плохие результаты в формировании ключевых компетенций.
2.2 Урок-игра
Игра – вид деятельности в условиях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправленческое поведение (14).
Основные черты игры в том, что она во-первых должна заключать в себе свободно-развивающую деятельность, эмоциональную приподнятость, наличие правил; во-вторых, игра может выступать как деятельность, как процесс и как метод; и, в-третьих, игра может использоваться как на уроке так и во внеклассной деятельности (14).
На уроках естественно – научного цикла могут широко использоваться игровые приемы:
-«Азбука». Например на уроке географии необходимо составить азбуку, в которую вносятся понятия и термины урока, соответственно первым буквам (азимут, атмосфера и т.п.)
-игровой момент «Веришь - не веришь» - ученики друг другу сообщают информацию по изучаемой теме, и, либо соглашаются с ней, либо опровергают
-игровые приемы, направленные на развитие творческих способностей детей: рассказ фантазия, сказка (14). Например при изучении темы «Клетка» в 6 классе, прошу составить учеников сказку, в которой действующими лицами выступают все органоиды. На уроках географии возможно использовать задание в котором дети совершают путешествие на материк, реку, гору и т.п.
-игровые приемы, стимулирующие работу детей с дополнительной литературой (14). На уроках географии прошу детей вести «Книгу личных рекордов», в которую вносятся самые длинные реки, самые высокие горы, самые интересные географические названия.
Очень много игровых моментов на уроках биологии предлагает Ольга Смирнова (учитель биологии СШ №2, Коми-Пермятский АО) (см. Приложение №6).
Дидактические игры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Такие игры можно разрабатывать на быстроту мышления, на логическое мышление (« кто лишний»), на тренировку внимания (игры-разминки) (14).
Как отмечает Д.С. Исаев, для того чтобы планомерно развивать познавательный интерес учащихся к предмету, необходимо использовать дидактические игры в определенной системе (6, с. 46). Обязательно необходимо определить место игры в учебном процессе, сформулировать ее цель, выбрать источники информации (см. приложение №7).
Основная задача всех учебных игр состоит в повышен эффективности обучения за счет усиления интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски (6, с.46).
В настоящее время существует большое разнообразие игровых приемов. Обратим внимание на некоторые из них:
Ролевые игры - это игры в основе которых лежит сюжет, а значит механизм подражания, который способствует мобилизации интеллектуальных сил учащихся, создающих условия для общения в коллективе (14). Например, на уроке химии ученикам раздаются роли определенных деятелей – химиков, которые обыгрывают реальную биографичную сцену. На уроке географии возможно обыграть сцену, в которой на урок прибывают гости из какого – либо государства и знакомят учеников с особенностями своей страны. На уроке биологии ученики также могут обращаться к своим одноклассникам от лица любого животного или растения, очень часто используются приемы при которых дети пишут письма.
Таким образом, ученики «проживают» жизнь персонажа, становятся участниками исторических событий, при этом аналитические компетентности, конкретизация формируются гораздо легче. Развиваются такие личностные качества как коммуникабельность, креативность, толерантность.
Деловые игры близки по своей сути к ролевым играм. Однако если первые более уместны в младшем и среднем звене, вторые подходят для старшего.
По В.П. Щедровицкому, деловые игры – это имитация как средство обучения для побуждения учащихся ставить себя на место других, пытаться увидеть какую-либо ситуацию так как ее увидел бы кто-то другой, попробовать разрешить ее путем реального личного участия (14).
При разработке деловых игр существую сложности, необходимо учитывать ряд требований:
- дети должны быть хорошо эрудированны
- дети должны быть достаточно активны, уметь самостоятельно работать
- время проведения должно укладываться в 1-4 урока
- для проведения ДИ необходимо материально-техническое обеспечение
- при проведении деловой игры необходимо вовлекать всех обучаемых
- игры должны быть максимально приближены как к интересам учащихся, так и реальным событиям (14).
Примером деловой игры по географии можно считать урок краеведения, на котором ученики решают местные проблемы. Если это проблема безработицы, то ученики выступают в роли экономистов, психологов, работодателей и т.д. Если проблема касается строительства какого-либо предприятия, то проблему обсуждают экономисты, экологи, технологи и т.д. Интегрированный урок химии и биологии, на котором решается проблема питания школьников, свои мнения высказывают производители, независимые эксперты, врачи-педиатры, психологи, диетологи. Примеров можно привести большое количество, все зависит от фантазии учителя, а в некоторых случаях и от фантазии учеников.
На лицо компетенции, формируемые при таких играх: это и анализ, и синтез, и аргументация, и доказательство.
Аналитические компетенции формируются и при проведении настольных игр.
Очень хорошо использовать для закрепления и обобщения материала подвижные игры. В таких играх развиваются практические компетентции: умение применить знания в реальной действительности, кроме того развиваются аналитические способности. При проведении подвижной игры чаще всего класс делиться на команды, это способствует формированию личностных характеристик школьников. Примером подвижной игры может быть «бег по кругу». На уроках географии очень хорошо в подвижной игре закрепить тему «Топография» (работа с картами, планом местности, с компасом, нивелиром, условными знаками). В данном случае я рекомендую урок – поход.
2.3 Интегрированный урок
В рамках предметов естественно - научного цикла можно и нужно широко использовать интегрированные уроки.
Интеграция – это перетекание одного предмета в другой, их гармоничное слияние. При этом одна проблема может рассматриваться с разных сторон и в предметном единстве одновременно.
Как отмечают Г.Я. Арефьева и М.В. Смирнова («География в школе» 2002 -№3), важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету на других. С другой стороны нельзя объединить предметы в единое целое, так как при этом они теряют свою индивидуальность. Для решения данного противоречия и существуют интегрированные уроки. Данные уроки эффективны, в независимости от тог изучают ли ученики новый материал или обобщают, готовят они материал самостоятельно или вообще не знают о проведении такого урока (1, с70).
Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое. Для создания заинтересованности и творчества возможно изменение полномочий: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники или соавторы создаваемой на уроке главы учебника (1, с.70) .
На таком уроке развивается творческий потенциал учащихся, углубляются компетенции анализа, синтеза, доказательства.
2.4 Урок – конференция
Уроку конференции обязательно предшествует опережающее задание для учеников. Такой подход требует большой самостоятельности от обучаемых. Кроме того, компетентностная готовность учеников должна быть уже на достаточно высоком уровне. А именно, дети должны уметь анализировать и синтезировать материал, готовить веские аргументы и, используя их, доказывать. Для очень сильных и подготовленных детей можно рекомендовать исследовательскую работу. Например, урок – конференция, посвященный экологическим проблемам нашей местности можно провести в форме защиты исследовательских работ по данной теме. Рассматривая раздел «Экономика» в курсе географии, можно также провести конференцию по теме «Производственная и непроизводственная сфера». В этом случае ребята делятся на группы, каждая из которых на примере местного предприятия определяет значение каждой сферы деятельности.
Как разновидностью конференции существует пресс-конференция .
Пресс- конференция имитирует интервьюирование какого-либо деятеля (экономиста, географа, инопланетянина, иностранца, исторического деятеля и т.п.).
Пресс – конференция проводится с целью ознакомительного изучения материала, когда не требуется знания и умения на выходе, а можно ограничиться представлением. Учитель изобретает или подбирает ситуацию, имитирующую реальную: предположим, что в городе начато строительство завода по производству серной кислоты. Муниципальные власти проводят пресс-конференцию, чтобы предоставить общественности точную информацию из первых рук. Часть учащихся класса будут использовать роли экспертов (директор строящегося комбината, главный инженер, главный технолог и т.д.). они предварительно получают задание на более глубокое ознакомление с предметом пресс – конференции. Остальные ученики делятся на микрогруппы и будут представлять журналистов разных категорий изданий. Сначала учитель предоставляет слово директору, который кратко знакомит необходимость и полезность данного предприятия. Затем журналисты задают вопросы, а эксперты отвечают на них, соответственно своей квалификации. И так, за вопросом вопрос происходит знакомство всего класса с материалом (4, с.11).
Играя роли ученики опять же развивают в себе компетенции. В результате активной самостоятельной деятельности развиваются аналитические умения, умения синтеза, доказательства, аргументации.
2.5 Урок – путешествие и урок – заочная экскурсия
Урок-путешествие – это абстрагированное посещение какого –либо значимого объекта. Как правило, такие уроки позволяют в более интересной форме для учащихся ознакомится с объектом. Уроки географии как нельзя лучше подходят для такой формы. Например, при изучении географии в 7 классе можно имитировать путешествие по материкам Земли. В начале года класс делиться на морские экипажи, в каждом свой капитан, штурман, кок, геолог, синоптик и т.д. каждому определяется сфера его полномочий при изучении материка (дифференцировано). В течении года должности могут меняться. Каждый экипаж выбирает себе символику, название и др. атрибуты. При таком подходе следует ввести элементы соревнования.
Можно организовать путешествие на отдельный материк, например, Австралию; или в страну.
Уроки экскурсии аналогичны по своей структуре и целям урокам-путешествиям. В населенных пунктах где отсутствуют те или иные предприятии хорошо организовать заочную экскурсию. Например, «посетить» предприятие черной или цветной металлургии, предприятие легкой промышленности, лесной промышленности. С помощью заочной экскурсии можно «побывать» в любом географическом объекте (лес, природная зона, национальный парк, заповедник и т.п.).
2.6 Другие формы нетрадиционных уроков
Можно выделить еще очень способов нетрадиционно провести урок. У каждого учителя найдется собственная нехарактерная не для кого технология, «своя изюминка» в проведении уроков. Рамки данной работы не позволяют детально рассматривать каждый. Кратко рассмотрим еще несколько примеров:
Урок-ярмарка - урок на котором можно «купить – продать». Чаще всего такие уроки проводятся как обобщающие. Удобно использовать по темам регионального обзора. Например, на уроке – ярмарке можно презентовать отрасли производства. Презентующий ученик выступает в роли «продавца», которому важно продать свой «товар». Делая рекламу ученик сам для себя и для класса еще раз обращается к особенностям того или иного объекта, объединяет их, создавая единую картину. Такие уроки проходят с определенной долей юмора, изобретательности, а это условия для запоминания.
Урок-суд – урок, имитирующий судебный процесс. Участие в суде принимают судья, прокурор, адвокаты, свидетели. Такой урок требует от участников умения хорошо и логично аргументировать и доказывать. Примером может быть урок по анатомии, на котором судят человека за безответственное отношение к своему здоровью или урок химии, на котором судят директора предприятия, совершившего аварийный выброс вредных веществ в окружающую среду.
Уроки-викторины. Такие уроки подходят для обобщения и закрепления материала. И.В. Старчакова отмечает «для того чтобы уроки – викторины были эффективны необходимо учитывать некоторые требования : 1)содержание должно быть не только заимствованным , но и научным; 2) эффективность будет выше если заранее объявить учащимся тему, вопросы, дополнительную литературу; 3) результаты будут максимальны если после подготовительного этапа руководители команд обсудят собственный материал, отберут наиболее любопытные факты и явления» (14). Урок – викторин может сочетать в себе научность и развлекательность, теорию и практику, но обязательно должен соответствовать единой теме или курсу. Также уроки – викторины могут быть интегрированными.
***
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- существует большое разнообразие методов и приемов нетрадиционного обучения
- главными целями нетрадиционных форм проведения уроков являются: повышение эмоциональности и познавательного интереса учеников к изучаемому материалу, формирование в учениках основных компетентностей, за счет предоставления им свободы действий и самостоятельности, развитие в детях индивидуально-личностных характеристик
- в основе любого нетрадиционного урока лежит решение актуальных проблем современного образования: организация исследовательской деятельности, самостоятельности и самопроявления учеников, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса – субъект – субъектные отношения на фоне дифференцированного подхода.
Заключение
Итак, на основании проделанной работы, сделаем некоторые выводы.
- Современное образование как гуманитарная модель жизнедеятельности (13) является способом становления человека в культуре. Это означает, что главной целью такого образования становится компетентный выпускник, готовый к активной социальной деятельности. Чтобы формировать активную самодостаточную, самостоятельную личность взаимодействие ученика и учителя выстраивается в новых условиях:
- учитель – это «фасилитатор» (ведущий за собой), ученик – активный самостоятельный, инициативный, ведомый учителем
- отношения между учителем и учеником равноправные «субъект-субъектные»
- соблюдение в процессе обучения принципов природо- и культуросообразности. Не ориентируемся на всех, а ориентируемся на каждого (дифференциация)
- использование на уроках различных способов и приемов, способствующих увеличению интереса и познавательной активности ученика, в том числе нетрадиционных
- поощрение инициативности и самостоятельности детей. Всестороннее использование диалога, а не монолога при обучении
2. Выпускник школы, в условиях гуманитаризации, должен быть готов к самостоятельной деятельности. Это ответственный, активный, самодостаточный человек, способный реализовать себя в любой деятельности. Такого выпускника в современном образовании определяют как компетентного, обладающего набором ключевых и сопутствующих компететнций. Компетенцию можно определить как умение, отработанное до навыка. Особенно важными для человека в современном социуме являются компетенции: анализ, синтез, прогнозирование, доказательство, экспетементальные и т.д. (см. приложение №1). Естественно, нельзя забывать и о личностных качествах выпускника, которые также формируются и развиваются в образовательном процессе. Компетентный выпускник формируются, во многом, благодаря использованию нетрадиционных способов организации урока.
3. На уроках географии, биологии и химии существуют широкие возможности для проведения уроков в нетрадиционной форме. К нетрадиционным можно отнести уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т.д. Нетрадиционный урок – один из моментов перехода школьного образования от репродуктивной деятельности к исследовательской. Главным фактором этого выступает повышение познавательной активности учеников на уроках. А как следствие увеличения познавательного интереса и активной самостоятельности, в учениках формируются и развиваются ключевые компетенции. А значит нетрадиционные формы, используемые учителем при обучении учеников, способствуют гуманитаризации образования.
Таким образом, цель работы достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
Литература
- Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки (биология, география, экология, ОБЖ, химия, экономика)// География в школе. – 2002. - № 3. – с. 70
- Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений// Химия в школе. – 2003. - № 8. – с. 13
- Всероссийская научно – практическая конференция «Проблемы и перспективы развития химического образования» // Химия в школе. – 2003. - № 8. – с. 4
- Гузеев В.В. Матрица разнообразия и модель обучения// Химия в школе. – 2002. - № 5. – с. 10
- Емельянова Е.О. Взаимодополняемость и конкуренция – основа сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности// Химия в школе. – 2003. - № 8. – с. 20
- Исаев Д.С. Система дидактических игр при обучении химии// Химия в школе. – 2003. - № 6. – с. 46
- Крапивьянова В.В. Групповые технологии/ Лекции по методике преподавания экологии. – Чита.: ЗабГПУ, 2001-2002.
- Кузнецова Н.Е., Герус С.А. Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации образования// Химия в школе. – 2002. - № 5. – с. 16
- Маршанова Г.Л. Из опыта проведения аналитических семинаров// Химия в школе. – 2003. - № 6. – с. 21
- Мирченков Е.Е. Практическая дидактика. Лекция 17. обучение учащихся приемам анализа, синтеза, классификации и обобщения// Химия в школе. – 2003. - № 7. – с.3
- Мирченков Е.Е. Практическая дидактика. Лекция № 18. обучение школьников приемам конкретизации и доказательства// Химия в школе. – 2003. - № 8. – с. 7
- Портфолио ученика средней школы / И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223с.
- Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учеб.пособие/ Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007. – 189с.
- Старчакова И.В. Нетрадиционные формы уроков Лекции по методике преподавания географии. – Чита.: ЗабГПУ, 2002.
- Тяглова Е.В. исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2007. – 224с.
Приложения
Приложение №1
«Компетенции современного выпускника, формируемые в процессе обучения в школе (в том числе на уроках географии, биологии, химии)»
(обозначим компетенцию как «Я могу…»)
Приложение № 2
«Индивидуально-личностные характеристики школьника, формируемые в учебном процессе»
Приложение №3
« Процесс перетекание репродуктивной деятельности в эвристическую и исследовательскую»
Репродуктивная деятельность: ученик использует пересказ ------------------------------------------------------------------------------------
Эвристическая деятельность:ученик использует приемы
Обобщения, сравнения, действует по образцу
----------------------------------------------------------------------------
Исследовательская д-ть ученик
использует аргументацию,
доказательства,
добытые самостоятельно
----------------------------------------
Приложение №4
« Переход от»знания – результата» к «знанию-процессу» (4 с.24)
Приложение №5
«Компетенции и личностные характеристики, формируемые на нетрадиционных уроках»
Формы нетрадиционных уроков | Компетенции ученика1 | Индивидуально-личностные характеристики |
Урок-игра | Анализ, синтез, аргументирование, | Ответственность, толерантность, взаимовыручка, целеустремленность, креативность, находчивость, коллективизм |
Урок-конференция | Анализ, синтез, доказательство, аргументирование, проектирование, прогнозирование, Прктичекая и опытная деятельность | |
Урок – заочная экскурсия, урок - путешествие | Сравнение, выделение частного, анализ, синтез, практические компетенции | |
Интегрированный урок | Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей | |
Урок – викторина, урок –ярмарка, урок-суд | Аргументирование, доказательство, установление причинно-следственных связей |
1 дополнительные компетенции могут изменяться в зависимости от типа урока: обобщение, изучение нового материала, контроль знаний, умений и навыков. В таблице представлены основные.
Приложение №6
«Игровые моменты на различных этапах урока» (по Смирновой )
Разделы урока | игры | ||||
Постановка целей и задач урока | Рассказ – небылица | Определи слово | Игра – цепочка | Звездный час | Инопланетяне |
Объяснение нового материала | Мозговая атака | Лови ошибку | Ролевая игра | Игра-путешествие | Брейн – ринг |
Отработка умений, закрепление | Шляпная дискуссия | Невод | Дурная голова.. | Черный ящик | Счастливый случай |
Повторение | Что лишнее | Биологический аукцион | Домино | Поле чудес | Крестики – нолики |
Контроль | Заморочки | Кто хочет стать отличником | Эрудит | Перекрестный поединок | Пентагон |
Домашнее задание | Превращение | Сочинялка | Головоломка | Кроссворд | Враки |
Окончание урока | Не зевай | Чайнворд | Укрась слово | буримэ | Письма Мюнхаузена |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2011-12 учебный год.
Анализ работы МО....
План работы МО учителей естественно-математического цикла.
План работы МО учителей естественно-математического цикла....
План работы методического объединения естественно-математического цикла
Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...
План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г.
План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г...
План работы мо учителей естественно-математического цикла
План работы учителей естественно-математического цикла небольшой сельской школы....
Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.
Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...
Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла
Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла...