Состав населения Земли.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Конспект урока по социально-экономической географии мира в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geografii_v_10_klasse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии в 10 классе.
Тема урока: Состав населения Земли.
Задачи урока: 1. Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира;
2. Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе;
2. Совершенствовать навыки работы с учебником, специальными картами и статистическими материалами.
Оборудование: политическая карта мира, учебник,
Тип урока: комбинированный
План урока:
1этап – Повторение ключевых понятий темы;
2 этап – Работа с политической картой;
3 этап – Изучение нового материала;
4 этап – Закрепление изученного материала;
5 этап – Подведение итогов;
6 этап – Выставление оценок и д/з.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.
Мы с вами продолжаем изучать тему «География населения мира» и на сегодняшнем уроке мы познакомимся с составом населения Земли.
Тема нашего урока записана на доске: Состав (структура) населения мира.
Задача нашего урока: выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения, познакомиться с этническим и лингвистическим составом, работая с картами и рисунками учебника.
Но для изучения нового материала нам с вами необходимо вспомнить основные ключевые понятия данной темы и найти на политической карте регионы и страны мира, о которых будем говорить на уроке.
1. Основные ключевые понятия темы:
- Ребята, подумайте и скажите, почему в курсе социально-экономической географии большое значение уделено теме «Население»? ( Это главная производительная сила общества, главный преобразователь природы и основной потребитель всех создаваемых материальных благ.)
- Чему равна численность населения нашей планеты? ( 6.5 млрд. чел. на 2006 год)
- Как изменяется численность населения Земли? Чему равен ежегодный прирост населения мира? ( 88 млн. чел.)
- Во всех ли странах мира наблюдается рост численности населения? Приведите примеры.
- От чего зависит рост или убыль численности населения? ( От характера его воспроизводства)
- Что понимается под воспроизводством населения? Что означает формула 37 – 15 ==22; какой это тип воспроизводства, и каковы его основные характеристики?
- Для стран с каким типом воспроизводства населения применима данная «формула» 14 – 6 =8 и какими характеристиками он характеризуется ?
- Что изучает наука демография?
- Что такое депопуляция? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Европа )
- Что такое демографический взрыв? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Африка, Азия, Латинская Америка)
- Демографическая политика – что это такое? ( Это система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для него русле.
Молодцы, а теперь поработаем с картой.
2. Работа с политической картой мира: ( 5 минут )
- Покажите и назовите регионы мира, для которых характерен 1 тип воспроизводства населения. ( Северная Америка, Европа, СНГ, Австралия и Океания, Страны Восточной Азии)
- Покажите регионы мира, для которых характерен 2 тип воспроизводства населения.
( Латинская Америка, Африка и Азия, кроме Восточной)
- Самое большое по площади государство мира.
- Страны СНГ.
- 8 стран, лидирующих по численности населения.
3. Изучение нового материала.
1. Особенности полового состава населения.
Посчитано, что в среднем на каждые 100 девочек в мире рождается примерно 105 мальчиков, но к 20 годам соотношение обоих полов выравнивается.Это объясняется тем, что организм мальчиков слабее и среди них выше детская смертность. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения происходит по-разному.
Работа с картой атласа.стр. 10, карта «Половой состав населения»
Проанализируйте карту « Половой состав населения мира». Выделите регионы, в которых преобладает женское население.
-Зарубежная Европа, СНГ; Примерно в 150 странах мира.
Чем это можно объяснить? Это объясняется следующими причинами: 1)средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин;
2) Потерями мужского населения в войнах;
3) Повышенной смертностью среди мужчин( из-за социальных болезней, ДТП)
Например, в нашей стране женщин на 11 млн. больше чем мужчин.
В Северной и Латинской Америках, в Африке и Австралии численность мужчин и женщин примерно одинакова.
А вот в Азии мужчины заметно преобладают. Работая с картой, назовите страны Азии, в которых количество мужчин в расчёте на 100 женщин значительно преобладает. Саудовская Аравия 100 -122
Оман 100 -128
Кувейт – 100 – 152
Как вы можете это прокомментировать?
Причины: а) Это, в основном, мусульманские страны, в которых долгое время женщины занимали приниженное положение в семье и обществе ( ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты)
2) Приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы( доля мужчин в этих странах составляет 55 – 65%.
Несмотря на то, что примерно в 150 странах мира женское население численно превышает мужское, в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.
Как вы думаете, почему?
На итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многочисленных странах мира в Китае ( мужчин больше на 38 млн., и в Индии на 35 млн. больше чем женщин.)
2. Возрастной состав населения.
Древнегреческий математик и философ Пифагор рассматривал человеческую жизнь в аспекте времён года и предлагал различать в ней четыре «сезона»:
весну – детство; лето – молодость; осень – зрелость; зиму – старость. И в наши дни учёные говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.
Существуют географические отличия в возрастной структуре населения регионов и стран мира.
Откройте 63 страницу вашего учебника и рассмотрите рисунок 14. Возрастной состав населения мира. Дети – от 0 до 14 лет. Взрослые – 15 – 59 лет; пожилые люди – старше 60 лет.
Назовите регионы мира, в которых доля детей во всём населении более 30%.
(Зарубежная Азия, Африка и Латинская Америка)
В СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке и Австралии доля детей гораздо ниже, но значительна доля пожилого населения ( от 13 до 20 %).
Зависит ли на возрастной состав от типа воспроизводства населения? Если да, то как?
Тип воспроизводства населения находит отражение в возрастном составе населения. Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко используется половозрастная пирамида.
Половозрастная пирамида – это особый вид диаграммы, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.
Задание. Проанализируйте рис. 12 учебника. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.(разные основания пирамиды – дети; вершины – пожилые люди)
Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечённости в трудовую деятельность свидетельствует такой показатель Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения , которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.
В мире ЭАН – 49% (более 3 млрд.чел.)
В России, Северной Америке и Зарубежной Европе – 50 -60%;
В Азии, Африке и Латинской Америке 40-45% (ниже среднемирового)
Попробуйте объяснить характер этих различий?
- Большая экономическая отсталость регионов;
- Очень высокой долей детей;
- Значительное меньшее вовлечение женщин в общественное производство.
3.Этнолингвистический состав населения.
Кроме возрастных и половых отличий население мира имеет очень сложный национально – языковый состав.
Существуют специальные науки – этнография и лингвистика, которые это изучают.
Из истории вы знаете, что этнос – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, культурой, национальным самосознанием.
Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая - нация.
Всего в мире насчитывается по разным данным от 4 до 5 тысяч этносов.
Естественно, что при таком огромном количестве народов необходима их классификация.
Для географии населения главной классификацией является классификация народов по численности и языку.
Демонстрация настенной карты «Народы мира»( На этой карте вы видите основные народы мира и их размещение.
Народы мира очень резко отличаются друг от друга по численности. Например, племя ботокудов в Бразилии насчитывает менее 1 тысячи человек, а есть народы, численность которых более 1 миллиарда - китайцы. Основную часть населения Земли составляют крупнейшие народы.
Обращает внимание учащихся на список самых многочисленных народов.
Дети записывают их в тетрадь.
Китайцы – 1,1 млрд. чел.
Хиндустанцы(гл. народ Индии) – 220 млн. чел.
Американцы – 190 млн.чел.
Бенгальцы ( Индия и Бангладеш)– 180 млн.чел.
Русские – 150 млн.чел.
Бразильцы – 140 млн.чел.
Японцы – 125 млн.чел.
Бихарцы (народ Индии) – 90 млн.чел.
Пенджабцы( народ Пакистана) – 90 млн.чел.
Мексиканцы – 85 млн.чел.
Показ этих народов на карте
Но свой вклад в развитие мировой цивилизации вносили, и будут вносить большие и малые народы.
Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Такое родство связано с происхождением нескольких языков от одного «праязыка». Например, древнерусский язык стал «праязыком» для языков восточных славян.
Все языки народов мира объединяются в 15 языковых семей, которые делятся на 45 языковых групп.
Обратимся к карте атласа « Крупнейшие языковые семьи» стр. 12.
Выделяют 6 самых крупных языковых семей мира.
Индоевропейская; -43% всего населения мира
Сино- тибетская; - 22% всего населения мира
Нигеро-кордофанская;- 7 %
Афразийская; - 6%
Австронезийская;
Дравидийская.
К наиболее распространённым языкам мира принадлежат следующие:
китайский;
английский;
хинди;
испанский;
русский;
бенгальский;
индонезийский;
арабский;
португальский;
японский;
немецкий;
французский.
6 из них являются официальными и рабочими языками ООН
английский
французский
русский
испанский
арабский
китайский
В тех случаях, когда национальные границы совпадают с политическими речь идёт об однонациональных государствах. Например, Япония, Польша.
Существуют также двунациональные государства – Канада.
Наряду с ними есть немало многонациональных государств. Примерами могут служить Россия, Индия, Великобритания и другие. В многонациональных и двунациональных государствах существует очень сложная проблема межнациональных отношений, которая приводит к возникновению военных конфликтов.
Закрепление
Работа с тестами.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами выяснили географические особенности полового, возрастного, этнографического и лингвистического состава населения Земли.
Домашнее задание
параграф 2; задания 5 – 7 стр.85 «Блок добывания знаний и умений»
контурная карта стр. 5 зад. № 3,4,5.
Тест для проверки усвоения нового материала
1.Выберите страну, для которой характерен перевес женщин в общей численности населения?
(США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве)
2.Для какой страны характерно преобладание мужчин?
( Бразилия, Россия, Нидерланды, Индия, Канада)
3.Найдите соответствие:
Возрастной состав населения Тип воспроизводства
дети- 43%; взрослые – 52%; пожилые – 5% первый
дети- 17%; взрослые – 63%; пожилые – 20% второй.
4.Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, египтяне?
Тест для проверки усвоения нового материала
1.Выберите страну, для которой характерен перевес женщин в общей численности населения?
(США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве)
2.Для какой страны характерно преобладание мужчин?
( Бразилия, Россия, Нидерланды, Индия, Канада)
3.Найдите соответствие:
Возрастной состав населения Тип воспроизводства
дети- 43%; взрослые – 52%; пожилые – 5% первый
дети- 17%; взрослые – 63%; пожилые – 20% второй.
4.Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, египтяне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.
Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....
Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.
Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....
Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли
Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.....
"Численность населения Земли. Размещение населения"
Технологическая карта урока+презентация...
Состав населения Земли 7 класс
презентация к уроку...
Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.
Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. ....
Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты
Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты...