Состав населения Земли.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Шебалкина Елена Ивановна

Конспект урока по социально-экономической географии мира в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geografii_v_10_klasse.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 10 классе.

Тема урока: Состав населения Земли.

Задачи урока: 1. Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира;

2. Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе;

2. Совершенствовать навыки работы с учебником, специальными картами и статистическими материалами.

Оборудование: политическая карта мира, учебник,  

Тип урока: комбинированный

                                                         План урока:

1этап – Повторение ключевых понятий темы;

2 этап – Работа с политической картой;

3 этап – Изучение нового материала;

4 этап – Закрепление изученного материала;

5 этап – Подведение итогов;

6 этап – Выставление оценок и д/з.

                                                            Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.

Мы с вами продолжаем изучать тему «География населения мира» и на сегодняшнем уроке мы познакомимся с составом населения Земли.

Тема нашего урока записана на доске: Состав (структура) населения мира.

Задача нашего урока: выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения, познакомиться с этническим и лингвистическим составом, работая с картами  и рисунками  учебника.

Но для изучения нового материала  нам с вами необходимо вспомнить основные ключевые понятия данной темы и найти на политической карте регионы и страны мира, о которых будем говорить на уроке.

1. Основные ключевые понятия темы:

  1. Ребята, подумайте и скажите, почему в курсе социально-экономической географии большое значение уделено теме «Население»? ( Это главная производительная сила общества, главный преобразователь природы и основной потребитель всех создаваемых материальных благ.)
  2. Чему равна численность населения нашей планеты? ( 6.5 млрд. чел. на 2006 год)
  3.  Как изменяется численность населения Земли? Чему равен ежегодный прирост населения мира? ( 88 млн. чел.)
  4. Во всех ли странах мира наблюдается рост численности населения? Приведите примеры.

                                                   

  1. От чего зависит рост  или убыль численности населения? ( От характера его воспроизводства)
  2. Что понимается под воспроизводством населения? Что означает формула 37 – 15 ==22; какой это тип воспроизводства, и каковы его основные характеристики?
  3. Для стран с каким типом воспроизводства населения применима данная «формула» 14 – 6 =8  и какими характеристиками он характеризуется ?
  4. Что изучает наука демография?
  5. Что такое депопуляция? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Европа )
  6. Что такое демографический взрыв? Для каких регионов мира характерен этот процесс? ( Африка, Азия, Латинская Америка)
  7. Демографическая политика – что это такое? ( Это система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий,  с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для него русле.

Молодцы, а теперь поработаем с картой.

2. Работа с политической картой мира: ( 5 минут )

  1. Покажите и назовите регионы мира,  для которых характерен 1 тип воспроизводства населения. ( Северная Америка, Европа, СНГ, Австралия и Океания, Страны Восточной Азии)
  2. Покажите регионы мира,  для которых характерен 2 тип воспроизводства населения.

     ( Латинская Америка, Африка и Азия, кроме Восточной)

  1. Самое большое по площади государство мира.
  2. Страны СНГ.
  3. 8 стран, лидирующих по численности населения.

3. Изучение нового материала.

1. Особенности полового состава населения.

Посчитано, что в среднем на каждые 100 девочек в мире рождается примерно 105 мальчиков, но к 20 годам соотношение обоих полов выравнивается.Это объясняется тем, что организм мальчиков слабее и среди них выше детская смертность. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения происходит по-разному.

Работа с картой атласа.стр. 10, карта «Половой состав населения»

Проанализируйте карту « Половой состав населения мира». Выделите регионы, в которых преобладает женское население.

-Зарубежная Европа, СНГ; Примерно в 150 странах мира.

Чем это можно объяснить? Это объясняется следующими причинами: 1)средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин;

2) Потерями мужского населения в войнах;

3) Повышенной смертностью среди мужчин( из-за социальных болезней, ДТП)

Например, в нашей стране женщин на 11 млн. больше чем мужчин.

В Северной и Латинской Америках, в Африке и Австралии численность мужчин и женщин примерно одинакова.

А вот в Азии мужчины заметно преобладают. Работая с картой, назовите страны Азии, в которых количество мужчин  в расчёте на 100 женщин значительно преобладает. Саудовская Аравия 100 -122

                         Оман 100 -128

                          Кувейт – 100 – 152

Как вы можете это прокомментировать?

Причины: а) Это, в основном, мусульманские страны, в которых долгое время женщины занимали приниженное положение в семье и обществе ( ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты)

2) Приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы( доля мужчин в этих странах составляет 55 – 65%.

Несмотря на то, что примерно в 150 странах мира женское население численно превышает мужское, в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

Как вы думаете, почему?

На итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многочисленных странах мира в Китае ( мужчин больше на 38 млн., и в Индии на 35 млн. больше чем женщин.)

2. Возрастной состав населения.

Древнегреческий математик и философ Пифагор рассматривал человеческую жизнь в аспекте времён года и предлагал различать в ней четыре «сезона»:

весну – детство; лето – молодость; осень – зрелость; зиму – старость. И в наши дни учёные говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.

Существуют географические отличия в возрастной структуре населения регионов и стран мира.

Откройте 63 страницу вашего учебника и рассмотрите рисунок 14. Возрастной состав населения мира. Дети – от 0 до 14 лет. Взрослые – 15 – 59 лет; пожилые люди – старше 60 лет.

Назовите регионы мира, в которых доля детей во всём населении более 30%.

(Зарубежная Азия, Африка и Латинская Америка)

В СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке и Австралии доля детей гораздо ниже, но значительна доля пожилого населения ( от 13 до 20 %).

Зависит  ли на возрастной состав от типа  воспроизводства населения? Если да, то как?

Тип воспроизводства населения находит отражение в возрастном составе населения. Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко используется половозрастная пирамида.

Половозрастная пирамида – это особый вид диаграммы, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.

Задание. Проанализируйте рис. 12 учебника. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран  1 и 2 типов воспроизводства населения.(разные  основания пирамиды – дети; вершины – пожилые люди)

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечённости в трудовую деятельность свидетельствует такой показатель Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения , которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.

В мире ЭАН – 49% (более 3 млрд.чел.)

В России, Северной Америке и Зарубежной Европе – 50 -60%;

В Азии, Африке и Латинской Америке 40-45% (ниже среднемирового)

Попробуйте объяснить характер этих различий?

  1. Большая экономическая отсталость регионов;
  2. Очень высокой долей детей;
  3. Значительное меньшее вовлечение женщин в общественное производство.

3.Этнолингвистический состав населения.

Кроме возрастных и половых отличий население мира имеет очень сложный национально – языковый состав.

Существуют специальные науки – этнография и лингвистика, которые это изучают.

Из истории вы знаете, что этнос – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, культурой, национальным самосознанием.

Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая - нация.

Всего в мире насчитывается по разным данным от 4 до 5 тысяч этносов.

Естественно, что при таком огромном количестве народов необходима их классификация.

Для географии населения главной классификацией является классификация народов по численности и языку.

Демонстрация настенной карты «Народы мира»( На этой карте вы видите основные народы мира и их размещение.

Народы мира очень резко отличаются друг от друга по численности. Например, племя ботокудов в Бразилии насчитывает менее 1 тысячи человек, а есть народы, численность которых более 1 миллиарда - китайцы. Основную часть населения Земли составляют крупнейшие народы.

Обращает внимание учащихся на список  самых многочисленных народов.

Дети записывают их в тетрадь.

Китайцы – 1,1 млрд. чел.

Хиндустанцы(гл. народ Индии) – 220 млн. чел.

Американцы – 190 млн.чел.

Бенгальцы ( Индия и Бангладеш)– 180 млн.чел.

Русские – 150 млн.чел.

Бразильцы – 140 млн.чел.

Японцы – 125 млн.чел.

Бихарцы (народ Индии) – 90 млн.чел.

Пенджабцы( народ Пакистана) – 90 млн.чел.

Мексиканцы – 85 млн.чел.

Показ этих народов на карте 

Но свой вклад в развитие мировой цивилизации вносили, и будут вносить большие и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Такое родство связано с происхождением нескольких языков от одного «праязыка». Например, древнерусский язык стал «праязыком» для языков восточных славян.

Все языки народов мира объединяются в 15 языковых семей, которые делятся на 45 языковых групп.

Обратимся к карте атласа « Крупнейшие языковые семьи»  стр. 12.

Выделяют 6 самых крупных языковых семей мира.

Индоевропейская; -43% всего населения мира

Сино- тибетская; - 22% всего населения мира

Нигеро-кордофанская;- 7 %

Афразийская;  - 6%

Австронезийская;

Дравидийская.

 

К наиболее распространённым языкам мира принадлежат следующие:

китайский;

английский;

хинди;

испанский;

русский;

бенгальский;

индонезийский;

арабский;

португальский;

японский;

немецкий;

французский.

6 из них являются официальными и рабочими языками ООН

английский

французский

русский

испанский

арабский

китайский

В тех случаях, когда национальные границы совпадают с политическими речь идёт об однонациональных государствах. Например, Япония, Польша.

Существуют также двунациональные государства – Канада.

Наряду с ними есть немало многонациональных государств. Примерами могут служить Россия, Индия, Великобритания и другие. В многонациональных и двунациональных государствах существует очень сложная проблема межнациональных отношений, которая приводит  к возникновению военных конфликтов.

Закрепление

Работа с тестами.

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами выяснили географические  особенности полового, возрастного, этнографического и лингвистического состава населения Земли.

Домашнее задание

параграф 2; задания 5 – 7 стр.85 «Блок добывания знаний и умений»

контурная карта стр. 5 зад. № 3,4,5.

Тест для проверки усвоения нового материала

1.Выберите страну, для которой характерен перевес женщин в общей численности населения?

(США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве)

2.Для какой страны характерно преобладание мужчин?

( Бразилия, Россия, Нидерланды, Индия, Канада)

3.Найдите соответствие:

Возрастной состав населения                                           Тип воспроизводства

дети- 43%; взрослые – 52%; пожилые – 5%                                  первый

дети- 17%; взрослые – 63%; пожилые – 20%                                 второй.

4.Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, египтяне?

Тест для проверки усвоения нового материала

1.Выберите страну, для которой характерен перевес женщин в общей численности населения?

(США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве)

2.Для какой страны характерно преобладание мужчин?

( Бразилия, Россия, Нидерланды, Индия, Канада)

3.Найдите соответствие:

Возрастной состав населения                                           Тип воспроизводства

дети- 43%; взрослые – 52%; пожилые – 5%                                  первый

дети- 17%; взрослые – 63%; пожилые – 20%                                 второй.

4.Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, египтяне?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.....

"Численность населения Земли. Размещение населения"

Технологическая карта урока+презентация...

Состав населения Земли 7 класс

презентация к уроку...

Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.

Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.Коринская В.А., Душина И.В.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. ....

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты

Презентация. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты...