рабочие программы
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Ткачук Елена Францевна

рабочие программы составлена к учебникам серии "Вентана -Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа расчитана на 2 часа200 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

«РАССМОТРЕНО»

Методическим объединением учителей

гимназии им.Н.В.Пушкова

Протокол №_________

«____»____________ 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ / __Солдатова Е.В./

Замдиректора по УВР

__________/ __Снитовская Е.А.___/

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор гимназии

Приказ № ________

от «____»___________2015уч. г.      ___________/ Тимошенко Н.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ГЕОГРАФИИ

КЛАСС: 10 А

Составитель программы:

Ткачук Елена Францевна

г.о.Троицк, 2015


Пояснительная записка

Введение:

 Рабочая программа по географии для социально –экономического  класса    составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы Бахчиевой О.Е. в соответствии с Государственным стандартом общего образования.  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (Бахчиева О.А. География. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.).

Учебный  план  МАОУ « Гимназия им. Н.В. Пушкова  »   по географии  в  10 А классе  социально –экономическом  классе  предусматривает  2 часа  в  неделю  Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной  программы  по географии.

Так как данная рабочая программа составляется по Программе О.Е.Бахчиевой, то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей.

Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общий обзор современного мира»,  «Региональная характеристика мира». Тема «Региональная характеристика мира» перенесена во вторую часть курса и изучается в 11 классе.

В курсе 10 класса предлагаются более самостоятельные  формы обучения - лекции, семинары, практикумы. Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии,

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Политическое устройство мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

УМК «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» О.А. Бахчиевой  выбран за основу как продолжение данной предметной линии «Вентана - Граф»  с 6 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа  позволяет решить задачи, обозначенные в  обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

Место учебного курса в учебном плане 

Авторская программа предполагает изучение по этому учебнику 136 ч., но так как по учебному плану школы курс разбит на два года, соответственно и изучается 68 часов в 10 и 68 часов в 11 классах.  Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г.  N 1067).

Планирование рассчитано на 68 часов, в неделю – 2часа, что соответствует учебному плану школы 2015-16 учебного года.

Цели и задачи данной программы обучения:        

1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4.воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

5.использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

6.сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

Задачи:

1. развить пространственно-географическое мышление;

2.  воспитать уважение к культурам других народов и стран;

3.сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

4.научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

5 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

6.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

7.применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

8.составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

9.сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

10.выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

11 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

12. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. 

Содержание программы

Тема

Количество

часов

Введение

3

Раздел 1. Общий обзор современного мира

63

Политическое устройство мира

6

Природа и человек в современном мире

15

Население мира

13

Мировое хозяйство и география основных отраслей

26

Россия в современном мире

3

Резерв

2

Формы контроля:

Практические работы-12

Тестовые работы -4

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Бахчиева О.А. География. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Атлас и контурные карты:

Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. География. Роза ветров (Алгоритм успеха)

.Контурные карты: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. География. Роза ветров (Алгоритм успеха)

Методические пособия для учителя:

Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная география мира. –         М.: ВАКО, 2007.

Основные дидактические материалы:

Перлов Л.Е. Сборник заданий по курсу экономической и социальной географии мира . 10 класс. – М.:         Вентана-Граф, 2014.

Дополнительная литература 

Методические пособия для учителя:Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2007.

Поурочное планирование « Экономическая и социальная география мира». Г.Н.Элькин 

География. 10-11 классы. Программа базовая и углубленная

Планируемые результаты учащиеся должны

  • иметь представление о закономерностях  развития  мирового  хозяйства, формирования  политической  карты  мира, размещения хозяйства и общества  
  • уметь определять и сравнивать по разным источникам информации  географические тенденции развития природных , социально –экономических процессов и явлений ;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран ;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными  и социально –экономическими объектами ,процессами  и явлениями;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов ;
  • описывать мировые экономические связи;
  • использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Неделя

Коррекция

ДЗ

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая и социальная география в системе географических наук

урок- объяснение нового материала

02.09-07.09

&1

Методы географических исследований  

комбинированный

02.09-07.09

Конспект

Космический мониторинг Земли

Практическая работа №1

09.09-14.09

&1

Раздел 1. Общий обзор современного мира (86 ч)

Тема: «Политическое устройство мира» (6 ч)

Многообразие стран современного мира

Практическая работа №2

09.09-14.09

&2

Формы правления и административно-территориального устройства

комбинированный

16.09-21.09

&2

Типология стран современного мира

комбинированный

16.09-21.09

&2

Этапы формирования современной политической карты мира

комбинированный

23.09-28.09

Конспект

Особенности современной политической карты мира

урок- объяснение нового материала

30.09-05.10

&3

Тестовая работа №1  «Политическое устройство мира»

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

07.10-12.10

Повторение

Тема: «Природа и человек в современном мире» (15 ч)

Земля — планета Солнечной системы

комбинированный

07.10-12.10

Конспект

Учение о географической оболочке

урок- объяснение нового материала

14.10-19.10

Конспект

Природные комплексы

комбинированный

14.10-19.10

&4

Географическая среда и человек

урок- объяснение нового материала

21.10-26.10

&4

Природно-ресурсный потенциал мира

Практическая работа №3

21.10-26.10

&5

География минеральных природных ресурсов

комбинированный

28.10-31.10

&6

География основных видов минеральных ресурсов мира

комбинированный Практическая работа №4

11.11-16.11

&6

Земельные ресурсы мира

урок- объяснение нового материала

11.11-16.11

&7

Лесные ресурсы

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

18.11-23.11

&7

Мировые водные ресурсы мира

комбинированный Практическая работа №5

18.11-23.11

&8

Ресурсы Мирового океана

комбинированный

25.11-30.11

&8

География неисчерпаемых природных ресурсов

комбинированный

25.11-30.11

&9

Агроклиматические ресурсы мира.

 

Практическая работа №6

02.12-07.12

Конспект

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

09.12-14.12

&10

Тестовая работа №2 «Природа и человек в современном мире»

комбинированный

16.12-21.12

Повторение

Тема: «Население мира» (12 ч)

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения

урок- объяснение нового материала

16.12-21.12

&11

Демографическая политика

комбинированный

23.12-28.12

&11

Состав населения мира

Практическая работа №7

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

23.12-28.12

&12

Социальный состав населения мира

комбинированный

13.01-18.01

&12

Этнический состав населения мира

проблемное изложение,дискуссия

13.01-18.01

&13

Историко-культурное районирование современного мира

семинар

20.01-25.01

&13

Религиозный состав населения мира

проблемное изложение,дискуссия

20.01-25.01

&14

Расселение населения мира

Практическая работа №8

27.01-01.02

&15

Миграции населения

урок- объяснение нового материала

27.01-01.02

&15

Городское и сельское население мира

Практическая работа №9

03.02-08.02

&15

Проблемы населения современного мира

проблемное изложение,дискуссия

03.02-08.02

&16

Понятие об уровне жизни. Теория Мальтуса.  

комбинированный

10.02-15.02

Конспект

Тестовая работа №3 «Население мира»

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

Повторение

Тема: «Мировое хозяйство и география основных отраслей» (26 ч)

Мировое хозяйство, этапы его развития

урок- объяснение нового материала

10.02-15.02

&17

Международное географическое разделение труда

комбинированный

17.02-22.02

&17

НТР и мировое хозяйство

комбинированный

17.02-22.02

&18

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства

урок- объяснение нового материала

24.02-01.03

&19

Территориальная структура мирового хозяйства

комбинированный

24.02-01.03

&19

Мировая промышленность

комбинированный

03.03-07.03

&19

Топливная промышленность

урок- объяснение нового материала

03.03-07.03

&20

География топливной промышленности мира

Практическая работа №10

10.03-15.03

&20

Энергетика мира мира

 

комбинированный Практическая работа №11

10.03-15.03

&20

Мировая металлургия

урок- объяснение нового материала

17.03-22.03

&21

География мировой цветной металлургии и производства благородных металлов

урок- объяснение нового материала

17.03-22.03

&21

Машиностроение

комбинированный

31.03-05.04

&22

Новейшие отрасли машиностроения

комбинированный

31.03-05.04

&22

Мировая химическая промышленность

Объяснение нового материала

07.04-12.04

&23

Производство строительных материалов и лесная промышленность

урок- объяснение нового материала

07.04-12.04

&24

Лёгкая и пищевая промышленность мира

комбинированный

14.04-19.04

&25

Сельское хозяйство

урок- объяснение нового материала

14.04-19.04

&26

Растениеводство

урок- объяснение нового материала

21.04-26.04

&26

Животноводство мира.

комбинированный

21.04-26.04

&27

Сельское хозяйство и окружающая
среда

комбинированный

28.04-30.04

&27

Мировой транспорт

комбинированный

28.04-30.04

&28

Развитие отдельных видов транспорта

урок- объяснение нового материала

05.05-08.05

&28

Мировая торговля и сфера услуг

комбинированный

05.05-08.05

&29

Международный туризм

проблемное изложение,дискуссия

12.05-17.05

&29

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира

урок- объяснение нового материала

12.05-17.05

&30

Тестовая работа №4 «Мировое хозяйство и география основных отраслей»

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

19.05-24.05

Повторение

Россия в современном мире 3 часа

Россия в современном мире

комбинированный

19.05-24.05

Конспект

Интеграционные группировки с участием России Оффшорные  районы мира

проблемное изложение,дискуссия

26.05-28.05

Конспект

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»

отработка навыков/закрепление знаний и навыков

26.05-28.05

Конспект

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...