рабочие программы
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
рабочие программы составлена к учебникам серии "Вентана -Граф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_r.p._2015-16.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
«РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей гимназии им.Н.В.Пушкова Протокол №_________ «____»____________ 2015 г. Руководитель ШМО _____________ / __Солдатова Е.В./ Замдиректора по УВР __________/ __Снитовская Е.А.___/ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии Приказ № ________ от «____»____________ 2015 г. ___________/ Тимошенко Н.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
КЛАСС: 8 А Б В Г
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составитель программы:
Ткачук Елена Францевна
г.о.Троицк, 2015
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного курса
3. Место учебного курса в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
5. Результаты освоения курса « География 8 класс »
6. Содержание курса
7. Тематическое планирование
8. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
- Пояснительная записка
Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.
- Общая характеристика учебного курса
В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 8–9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «География» основной школы.
В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии.
Программа по курсу « География 8 класс » разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней к учебнику « География России. Природа. Население», М. « Вентана-Граф», 2012 г.
- Место учебного курса в учебном плане
Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68 ч в 8 классе (2 ч в неделю) и 68 ч в 9 классе (2 ч в неделю). Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю)
- Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;
- сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;
- сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображения ми.
- Результаты освоения курса « География 8 класс »
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
|
|
|
- Содержание курса
(всего 68 часов)
Название темы | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. | 14 |
Тема 1. Географическое положение России. | 9 |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. | 5 |
Раздел 2. Природа России | 40 |
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 |
Тема 4 «Климат и климатические ресурсы» | 7 |
Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» | 7 |
Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы» | 4 |
Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 3 |
Тема 8. Природные различия на территории России | 11 |
Раздел 3. Население России | 10 |
Раздел 4. Природный фактор в развитии России | 3 |
- Тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.) Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.) | ||||||
Введение. Географическое положение и его виды. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическое положение», «государственная территория РФ», «местное время» и «поясное время»; использовать эти понятия для решения учебных за дач. Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ. Понимать специфику политико-административного устройства Российской Федерации. | развитие интереса к предмету; интерес к научному познанию мира ; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию | Основные пути получения информации ; Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации ; Использовать понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязь между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Практическая работа №1 «Размеры территории и природно-географическое положение России». | ||||||
Экономико-географическое и транспортно географическое положение России | ||||||
Геополитическое, этнокультурное и экологогеографичекое положение России | ||||||
Государственная территория России. | ||||||
Типы российских границ. Сухопутные и морские границы России | ||||||
Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для разных городов России» | ||||||
Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | ||||||
Тестовая работа №1 «Географическое положение России» | ||||||
Тема 2. История освоения и изучения территории России. (4 ч.) | ||||||
Заселение и освоение территории России в 9-17вв | Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов. | Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении раз- ных территорий и акваторий; показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды. | |||
Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв | ||||||
Географические исследования территории России в 18-19вв. Практическая работа №3 « Географические исследования» | ||||||
Географическое изучение России в 20 веке. Тестовая работа №2 «История освоения и изучения территории России» | ||||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.) | ||||||
Главные особенности рельефа России. Геологическое летоисчисление | Знать основные понятия и термины: «платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание». Знать основные этапы развития земной коры. Называть геологические эры и периоды. Знать общие особенности геологического строения и рельефа России. Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать смысловое чтение; | |||
Основные тектонические структуры, тектоническая карта | ||||||
Размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры | ||||||
Минеральные ресурсы страны. | ||||||
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | ||||||
Литосфера. Рельеф. Человек | ||||||
Рельеф своей местности | ||||||
Тестовая работа №3 «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». | ||||||
Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.) | ||||||
Факторы формирования климата | Знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; Использовать понятия для решения учебных задач. Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман». Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; | |||
Движение воздушных масс. | ||||||
Практическая работа №4 «Чтение синоптической карты» | ||||||
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | ||||||
Коэффициент увлажнения | ||||||
Климатические пояса и типы климатов. | ||||||
Климат и человек. | ||||||
Практическая работа №5 «Определение особенностей погоды для различных пунктов» | ||||||
Тестовая работа №4 «Климат и климатические ресурсы». | ||||||
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.) | ||||||
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | Знать и понимать существенные признаки понятий: «падение», «уклон», «питание», «режим реки», использовать понятия для решения учебных задач. Представлять значение терминов: «речной бассейн», «болото», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «ледник». «ледяные поля», «наводнение», «подземные воды», «речная долина»; «снеговая граница». | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; | |||
Зависимость речной сети от климата. | ||||||
Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. | ||||||
Многолетняя мерзлота. Практическая работа № 6« Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений» | ||||||
Водные ресурсы | ||||||
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практическая работа № 7 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | ||||||
Тестовая работа №5 «Внутренние воды и водные ресурсы». Повторение и обобщение темы | ||||||
Тема 6 Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.) | ||||||
Почва как особое природное образование | Знать и понимать существенные признаки понятий: «почва», «гумус». Представлять значение терминов «гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «рекультивация». Знать факторы почвообразования, приводить примеры их влияния на свойства почвы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Определение сходства и различий в географическом положении групп матери ков, а так же в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки. | |||
Размещение основных типов почв. Практическая работа № 8 « Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия». | ||||||
Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | ||||||
Особенности почв своего региона и своей местности. Тестовая работа №6 «Почва и почвенные ресурсы» | ||||||
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч.) | ||||||
Растительный и животный мир | Знать состав органического мира России. Представлять значение терминов «биом», «лес». Понимать условия, определяющие численность и разнообразие органического мира. Приводить примеры приспособления животных и растений к условиям среды. Знать состав биологических ре сур сов. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Биологические ресурсы. | ||||||
Растительный и животный мир своего региона и своей местности | ||||||
Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.) | ||||||
Природные комплексы | Знать и понимать существенные признаки понятий: «высотная поясность», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность»; использовать понятия для решения учебных задач. Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг», «антропогенный ландшафт», «колки», «торосы». | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | ||||||
Северные безлесные природные зоны. Практическая работа № 9 «Выявление особенностей компонентов природы в разных природных зонах» | ||||||
Лесные зоны. Тайга | ||||||
Смешанные и широколиственные леса | ||||||
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. | ||||||
Высотная поясность | ||||||
Моря как крупные природные комплексы | ||||||
Природно-хозяйственные различия российских морей | ||||||
Особо охраняемые природные территории России | ||||||
Тестовая работа №7 «Природные комплексы». | ||||||
Раздел 3. Население России. (10 ч.) | ||||||
Численность и воспроизводство населения. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественный прирост на- селения», «воспроизводство населения», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность на- селения», «расселение населения» | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России | Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. | |||
Половой и возрастной состав населения. Практическая работа № 10 «Анализ возрастно-половых пирамид населения» | ||||||
Этнический и языковой состав населения России. | ||||||
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | ||||||
Особенности урбанизации в России. Городское население | ||||||
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | ||||||
Миграции населения в России. Практическая работа № 11 «Определение стран с миграционным приростом» | ||||||
Размещение населения России | ||||||
Занятость населения | ||||||
Тестовая работа №8 «Население России» | ||||||
Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (4 ч.) | ||||||
Влияние общества на развитие природы. | Знать и объяснять сущест- венные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы». Использовать эти понятия для решения учебных задач. | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов. | |||
Природные ресурсы. | ||||||
Природно-ресурсный потенциал России |
- Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | |||
1 | Тематические карты. | 3 экз. | Ф |
2 | Коллекция горных пород. | 15 экз. | Ф |
3 | Глобус физический | 1экз. | Ф |
4 | Глобус практический | 1экз. | Ф |
Компьютерные информационные коммуникативные средства | |||
1 | Компьютерные программы по темам курса | 1экз. | Ф |
2 | Видеоэнциклопедия для народного образования -4 части | 1экз. | Д |
3 | Электронное приложение « Сферы »5-6 класс | 1экз. | Д |
4 | Интерактивные карты по географии | 1экз. | Д |
Технические средства обучения | |||
1 | Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в Интернет) | 1экз. | Ф |
2 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. | Ф |
3 | Видеомагнитафон | 1экз. | Ф |
4 | Телевизор | 1экз. | Ф |
5 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. | Ф |
6 | Компьютер | 1экз. | Ф |
Экранно-звуковые пособия | |||
1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1экз. | Ф |
2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1экз. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...