рабочие программы
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Ткачук Елена Францевна

рабочие программы составлена к учебникам серии "Вентана -Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_r.p._2015-16.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

«РАССМОТРЕНО»

Методическим объединением учителей

гимназии им.Н.В.Пушкова

Протокол №_________

«____»____________ 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ / __Солдатова Е.В./

Замдиректора по УВР

__________/ __Снитовская Е.А.___/

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор гимназии

Приказ № ________

от «____»____________ 2015 г.      ___________/ Тимошенко Н.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ГЕОГРАФИИ

КЛАСС: 8 А Б В Г

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Составитель программы:

Ткачук Елена Францевна

г.о.Троицк, 2015

Содержание

1.        Пояснительная  записка        

2.        Общая  характеристика    учебного  курса        

3.        Место  учебного  курса  в  учебном   плане        

4.        Ценностные  ориентиры  содержания  учебного  курса        

5.        Результаты  освоения   курса  « География  8 класс »        

6.        Содержание  курса        

7.        Тематическое планирование        

8.        Материально-техническое,  учебно-методическое   и  информационное  обеспечение   образовательного  процесса        


  1. Пояснительная  записка

Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.

  1. Общая  характеристика    учебного  курса

В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 8–9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «География» основной школы.

В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».

Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии.

Программа  по  курсу « География 8  класс » разработана  к  линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая  программа  разработана  на  основе  авторской  программы  В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней   к учебнику « География России. Природа. Население»,  М. « Вентана-Граф», 2012 г.

  1. Место  учебного  курса  в  учебном   плане

Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68  ч в 8 классе (2 ч в неделю) и 68  ч в 9 классе (2 ч в неделю). Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю)

  1. Ценностные  ориентиры  содержания  учебного  курса

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  •  сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
  • сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;
  • сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;
  •  сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображения ми.
  1. Результаты  освоения   курса  « География  8 класс »

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
  • творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре-
  • шать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках
  • и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
  • географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


  1. Содержание  курса

 (всего 68 часов)

Название темы

Кол-во часов

Введение.

1

Раздел 1

Особенности географического положения и формирование

государственной территории России.

14

Тема 1. Географическое положение России.

9

 Тема 2. История освоения и изучения территории России.

5

Раздел 2.

Природа России

40

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

8

Тема 4 «Климат и климатические ресурсы»        

7

Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы»                                            

7

Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы»

4

Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

3

Тема 8. Природные различия на территории России

11

Раздел 3.

Население России

10

Раздел 4.

Природный фактор в развитии России

3

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Дата  урока

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Раздел 1

Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.)

Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.)

Введение. Географическое положение и его виды.

Знать и объяснять существенные признаки понятий:

«географическое положение», «государственная территория РФ», «местное время» и «поясное время»;

 использовать эти понятия для решения учебных за дач.

Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ.

Понимать специфику политико-административного устройства Российской Федерации.

развитие интереса к предмету; интерес   к   научному познанию  мира ;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по-

знанию

Основные пути получения информации ;

Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации ;

Использовать понятия

для решения учебных задач.

Устанавливать взаимосвязь  между рельефом,  климатом, водами суши,     почвами, растительным и животным миром.

Умение осознанно использовать речевые средства

в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Практическая  работа №1 «Размеры территории и природно-географическое положение России».

Экономико-географическое и транспортно географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и экологогеографичекое положение России

Государственная территория России.

Типы российских границ. Сухопутные и морские границы России

Практическая  работа № 2 «Определение поясного времени для разных городов России»

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

Тестовая работа №1  «Географическое положение России»

Тема 2. История освоения и изучения территории России. (4 ч.)

Заселение и освоение территории  России в 9-17вв

Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения

страны на различия в хозяйственном освоении раз-

ных территорий и акваторий;

показывать по карте:

направления колонизации

территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды.

Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв

Географические исследования  территории России в 18-19вв. Практическая работа №3 « Географические исследования»

Географическое изучение России в 20 веке.

 Тестовая работа №2 «История освоения и изучения территории России» 

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.)

Главные особенности рельефа России. Геологическое летоисчисление

Знать основные понятия и термины: «платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание».

Знать основные этапы развития земной коры.

Называть геологические эры и периоды.

Знать общие особенности геологического строения и рельефа России.

Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,  учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использовать смысловое чтение;

Основные тектонические структуры, тектоническая карта

Размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры

Минеральные ресурсы страны. 

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

Литосфера. Рельеф. Человек

Рельеф своей местности

Тестовая работа №3 «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». 

Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.)

Факторы формирования  климата

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»;

Использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман».

Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

Движение воздушных масс.

Практическая работа №4 «Чтение синоптической карты»  

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Коэффициент увлажнения

Климатические пояса и типы климатов.

Климат и человек.

Практическая работа №5 «Определение особенностей погоды для различных пунктов»

Тестовая работа №4 «Климат и климатические ресурсы».

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.)

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«падение», «уклон», «питание», «режим реки»,

использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять значение терминов: «речной бассейн», «болото», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «ледник». «ледяные поля», «наводнение», «подземные воды», «речная долина»; «снеговая граница».

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

Зависимость речной сети от климата.

Озера. Болота. Ледники. Подземные воды.

Многолетняя мерзлота.  Практическая  работа №  6« Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений»

Водные ресурсы

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практическая  работа №  7 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Тестовая работа №5 «Внутренние воды и водные ресурсы». Повторение и обобщение темы

Тема 6  Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.)

Почва как особое природное образование

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«почва», «гумус».

Представлять значение терминов «гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «рекультивация».

Знать факторы почвообразования, приводить примеры их влияния на свойства почвы.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Определение сходства

и различий в географическом положении групп матери ков, а так же в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки.

Размещение основных типов почв.  Практическая  работа №  8 « Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв  и оценка их плодородия».

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Тестовая работа №6 «Почва и почвенные ресурсы»

Тема 7. Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы. (3 ч.)

Растительный и животный мир

Знать состав органического мира России.

Представлять значение терминов «биом», «лес».

Понимать условия, определяющие численность и  разнообразие органического мира.

Приводить примеры приспособления животных и растений к условиям среды.

Знать состав биологических ре сур сов.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир своего региона и своей местности

Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.)

Природные комплексы

Знать и понимать существенные признаки понятий:

«высотная поясность», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность»;

использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг», «антропогенный ландшафт», «колки», «торосы».

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

Северные безлесные природные зоны. Практическая  работа №  9 «Выявление особенностей компонентов природы в разных природных зонах»

Лесные зоны. Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность

Моря как крупные природные комплексы

Природно-хозяйственные различия российских морей

Особо охраняемые природные территории России

Тестовая работа №7 «Природные комплексы».

        Раздел 3. Население России. (10 ч.)        

Численность и воспроизводство населения.

Знать и объяснять существенные признаки понятий:

«естественный прирост на-

селения», «воспроизводство населения», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность на-

селения», «расселение населения»

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных

территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

Половой и возрастной состав населения. Практическая  работа №  10 «Анализ возрастно-половых пирамид населения»

Этнический и языковой состав населения России.

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Особенности урбанизации в России. Городское население

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Миграции населения в России. Практическая  работа №  11 «Определение стран с миграционным приростом»

Размещение населения России

Занятость населения

Тестовая работа №8 «Население России»

Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (4 ч.)

Влияние общества на развитие природы.

Знать и объяснять сущест-

венные признаки понятий:

«природные условия», «природные ресурсы».

Использовать эти понятия

для решения учебных задач.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их

обеспеченности разными видами природных ресурсов.

Природные ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал России


  1. Материально-техническое,  учебно-методическое   и  информационное  обеспечение   образовательного  процесса

п/п

1

Тематические  карты.

3 экз.

Ф

2

Коллекция горных  пород.

15 экз.

Ф

3

Глобус  физический

1экз.

Ф

4

Глобус  практический

1экз.

Ф

Компьютерные  информационные  коммуникативные  средства

1

Компьютерные  программы  по  темам  курса

1экз.

Ф

2

Видеоэнциклопедия  для  народного образования  -4  части

1экз.

Д

3

Электронное  приложение   « Сферы »5-6 класс

1экз.

Д

4

Интерактивные  карты  по  географии

1экз.

Д

Технические  средства  обучения

1

Компьютер  мультимедийный  (интерактивная  доска  с  выходом  в  Интернет)

1экз.

Ф

2

Мультимедиа   проектор, проекционный  экран

1экз.

Ф

3

Видеомагнитафон

1экз.

Ф

4

Телевизор

1экз.

Ф

5

Классная  доска   с  набором  магнитов

1экз.

Ф

6

Компьютер

1экз.

Ф

Экранно-звуковые  пособия

1.

Аудиозаписи  в  соответствии  с  программой  обучения

1экз.

Ф

2

Видеофильмы, соответствующие  тематике  программы

1экз.

Ф


                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...