методическое пособие
методическая разработка по географии ( класс) на тему

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе. В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования .Представлены основные типы заданий, направленных на развитие познавательных

универсальных учебных действий. Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ "Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1"

"Формирование

 познавательных УУД  

на уроках географии"

(география)

2015

Составитель:                                   

Берлюбская Тамара Владимировна,

учитель географии и биологии

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе. В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования .Представлены основные типы заданий, направленных на развитие познавательных

универсальных учебных действий. Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.

Содержание.

  1. Введение.                                                        4
  2. Характеристика познавательных УУД.                        9
  3. Формирование познавательных УУД на уроках

географии.                                                        12

3.1. Умение давать определения понятиям.                        

3.2. Умение классифицировать.                                        

3.4. Умение сравнивать.                                        

3.5. Умение моделировать.                                        

3.6. Умение наблюдать.                                        

3.7. Умение делать выводы и умозаключения                        

3.8. Умение устанавливать причинно-следственные связи.        

3.9. Интерактивные формы обучения географии  

       в формировании  познавательных   УУД.

3.10. Проблемные ситуации.                                        

3.11. Занимательные задачи                                        

3.12. Формирование познавательных УУД на

        разных этапах урока.                                        26

     4.   Заключение.                                                         27

     5. Список литературы                                                28

           

Введение.

        Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования  образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

        Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение,  смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л.Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

        Выделены четыре блока универсальных учебных действий.

        В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый — действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип — это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

        В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению

препятствий.

        В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково- символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

        Следовательно универсальные учебные действия представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.

           К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:

  • Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
  • Умение пользоваться современными информационными технологиями;
  • Владение научными географическими понятиями;
  • Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
  • Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
  • Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
  • Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.

УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:

  • Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
  • Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
  • Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
  • Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
  • Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
  • Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.

Характеристика познавательных УУД.

        Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Состав познавательных УУД.

Виды УУД

Состав действий

Знаково-символические (информационные)

  • Выделение и формулирование познавательной цели,
  • Поиск необходимой информации,
  • Применение методов информационного поиска,
  • Моделирование,
  • Умение структурировать знания;
  • Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия способов  и условий действия;
  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности;
  • Смысловой чтение;
  • Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  • Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.

Логические

  • Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Подведение под понятие;
  • Выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

  • Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Видение проблемы;
  • Определение объекта и предмета исследования;
  • Определение комплекса методов исследования;
  • Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;
  • Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;
  • Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;
  • Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
  • Проверка гипотетических положений;
  • Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         

            Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.              

УУД

Результаты развития УУД

Значение для географического образования школьника

Познавательные (знаково-символические и логические)

Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства

Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

Умения делать выводы и умозаключения;

Составлять описания и характеристики, сравнивать.

Познавательные (постановка и решение проблем)

Формирование поискового стиля мышления

Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.

Формирование познавательных УУД на уроках географии.

                 На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

                 В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.

             Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.

Например.  

  • Найти на карте крупнейшие равнины мира.
  • Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
  • Используя карту дать характеристику по плану реки, моря, озера.
  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
  • Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Уральского экономического района.

        Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы  с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.

  • Составить  план параграфа и изложить текст по плану (география 5 класс, И.И.Баринова, с. 55, текст "Еще немного о планете Земля и  ее соседях).
  • Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
  • Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
  • Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

           

Умение давать определения понятиям.

                 Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.

Примеры.

  • Прочитайте определения понятия «гранит»:
  1. Это широко распространенная в земле горная порода;
  2. Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
  3. Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
  4. Магматическая горная порода.

         Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.

  • Прочитайте определение понятия:

Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.

Полное ли это определение? Назовите, какие  признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

  • Прочитайте и объясните,  в чем ошибочность определения:

Магматическая горная порода – это застывшая магма.

  • Прочитайте определение:

Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.

Умение классифицировать.

        Классификацией называют операцию деления понятий  по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

  • Проведите классификацию: Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Сихотэ-Алинь, Уральские Яна, Байкал, Кавказ.(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты).
  • Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
  • Разделите слова на группы несколькими способами:

Мурманск, Череповец Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.

( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)

Умение сравнивать.

           «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.

  Для того  чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.

Умение моделировать.

    Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:

  • закономерностей  размещения географических явлений и процессов;
  • территориальных связей и взаимодействий;
  • оптимального развития геосистем разного ранга.  Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.
  •    Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.
  • Составление памятки туристу для посещения Австралии.
  • Составление экскурсионного тура по городам  Центральной России.

Умение наблюдать.

        Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.  Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

  • Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
  • Правда ли, что под мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?
  • Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических  подробностей и объектов.

Умение делать выводы и умозаключения

        Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.

  •     Определите, что общего между этими фактами:
  1. Реки текут в море;
  2. Круговорот воды в природе;
  3. Крупнейшие животные нашей планеты обитают в море;
  4. На дне океана откладываются осадочные горные породы;
  5. Планеты вращаются вокруг Солнца.

(Все явления основаны на законе всемирного тяготения)

  • Приведите географический аналог реки Миссисипи  в России.

Это может быть река Волга, т.к. течет с севера на юг, является символом государства, имеет похожую речную систему  и т.д.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).

  • Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?
  • Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:
  1. Образование ветра
  2. Разница атмосферного давления
  3. Географическая широта местности
  4. Различие в нагревании земной поверхности
  5. Угол падения солнечных лучей

Интерактивные формы обучения географии

 в формировании познавательных УУД.

        Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных занимательных задач, проблемные ситуации и другие.

        

Проблемные ситуации.

            Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

  • У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
  • Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?

Например: Учащимся предлагается рассмотреть карты и установить, - почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопрос, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что сточные озёра, как правило, пресные, отсутствие стока ведёт к засолению озера.

Схематично противоречие выглядит так:

Причина                                                 Следствие

Отсутствие поверхностного стока http://doc4web.ru/uploads/files/18/17121/hello_html_m1f839c82.gif Наличие солёной воды в озёрах

Наличие поверхностного стока         http://doc4web.ru/uploads/files/18/17121/hello_html_m1f839c82.gif         Наличие пресной воды в озёрах

Отсутствие поверхностного стока http://doc4web.ru/uploads/files/18/17121/hello_html_26590a8c.gif ? Наличие слабосолёной почти пресной                                                                                 воды

Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. На втором этапе разрешение противоречия происходят с помощью гипотезы. Она формулируется следующим образом - означает ответ на вопрос: Как осуществляется сток в озеро Чад? Третий этап.  Доказательство гипотезы: Учащиеся вспоминают, как может осуществляться сток в озёрах, каким он может быть. Учащиеся знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный или поверхностный, или то и другое вместе. Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток озере Чад всё же существует

1)Сток в озере Чад осуществляется под землёй.

2) Сток осуществляется по временным водостокам в период дождей.

Доказательства учащихся дополняется учителем. (сообщается мнение ученых)

IV – Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. (схема – таблица №2)

Суть каждого этапа решения проблемы (таблица)

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

  1. Осознание проблемы, вскрытия противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях.

  1. Формулирование гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижение гипотезы.

  1. Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

  1. Общий вывод.

Обогащение ранее сформулированных причинно-следственных связей с новым содержанием.

Установление причинно-следственных связей.

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им предлагается следующая памятка:

На I этапе – следующие действия

-внимательно прочитать вопрос

- найти условие и требование вопроса

- определить, что дано в условии и что требуется найти

- вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении

- какие причинно-следственные связи его объясняют

- сопоставить ранее полученные знания и новую информацию

- выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе

На II этапе

- высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта

- сформулировать гипотезу

На III этапе

- надо поставить новый вопрос

- исходя из предложений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос

- по возможности проверить свой ответ

На IV этапе

Ответить на вопросы:

  1. Какие новые знания вы получили?
  2. Что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Занимательные задачи

Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.

Например:

  • Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. «Как объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?» В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви – вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. «Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам. Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?
  • Герой Советского Союза А.В.Беляков, готовясь к полету через Северный полюс в Америку, сказал, что «во время полета мы будем придерживаться более удобного для нас счета времени по Гринвичскому меридиану. Но когда мы сядем в Америке и переставим свои часы на местное поясное время, то окажется, что при полете с Северного полюса были одни сутки продолжительностью в …35 часов»
  • Из Ленинграда и из пункта на северном берегу озера Эдуард, расположенного в Африке, немного западнее озера Виктория, одновременно вылетели два самолета. Оба пункта отправления находятся на 30⁰в.д. Самолеты летели с одинаковой скоростью вдоль параллелей на восток. Первый приземлился в Магадане, второй, отклонившись перед посадкой несколько к югу,- на берегу Маклая в Новой Гвинее (оба пункта расположены приблизительно на 150⁰ в.д.) Какой самолет прилетел месту назначения быстрее? Во сколько раз? Почему?

Занимательные задачи по географии. 5-6 класс.

Тема «Ориентирование на местности, ориентирование по карте»

Задача 1.

Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?

Ответ: найти дорогу, значит отыскать нужное направление, и для этого нужно установить стороны горизонта. Можно определить их при помощи часов и луны. Знайте. Что луна бывает в 18 часов на востоке, и в 24 часа на юге. Нужно навести часовую стрелку на луну. Разделить угол, образованный стрелкой и цифрой 12, пополам и определить, таким образом. Направление север и юг.

Задача 2.

По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же  одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?

Ответ: Одинокие  деревья, которые растут на равнине. Очень часто немного наклонены.

Это говорит о том, что, как бы причудливо ни изменялись сила и направление ветра каждый день и от часа к часу, но в среднем в каждом районе преобладает всегда какое-то одно направление или несколько характерных для этой области ветров. В подветренном направлении суммарного действия ветра обычно и получают наклон старые деревья.

Тема «Гидросфера»

Задача .

Что именно описал географ М.Ф. Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится ее теплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он»?

Ответ: это теплое течение Гольфстрим.

Тема «Атмосфера.»

Задача 1.

В книге М. Ильина «100 000 почему» можно прочитать такой вопрос: «почему шуба греет?» Тот, кто внимательно прочитал эту книгу. Легко ответит и на этот вопрос: Что служит «шубой» для планеты Земля? Ведь земля проносится в космосе, где господствует леденящий холод.

Ответ: «Шубой» для земли является атмосфера. Если бы наша планета была бы лишена ее, то средняя t на поверхности земли стала бы не + 15, - 23, на целых 38 градусов ниже, так как большая часть того солнечного тепла, которое получает Земля, не задерживалось бы воздушной оболочкой, а сразу отдавалось бы обратно в мировое пространство. В результате днем поверхность планеты сильно нагревалась бы жгучими солнечными лучами. А ночью очень быстро остывала бы. В таком случае планета земля до некоторой степени стала бы похожа на свой спутник – Луну.

Задача 2.

Можно ли испечь куриное яйцо, не разводя огня?

Ответ: яйцо на самом деле можно приготовить без всякого огня. При этом «духовкой» послужит нагретый солнцем песок в пустыне. Чтобы яйцо испеклось достаточно положить его в жаркий летний день на песок, слегка вдавив его и присыпав тонким слоем сверху. Белковые вещества в яйце начинают свертываться при температуре +50 С. Учитывая, что температура воздуха в пустыне в тени поднимается до + 49- +50 . а песок на солнце накаляется до +70 С. А иногда и выше, то яйцо нам будет приготовить нетрудно.

Тема «Рельеф»

Задача 1.

Назовите две реки, одна из которых протекает в Европе, а другая в Австралии. Эти реки напоминают имена известных писателей. Двух авторов всеми любимых приключенческих романов?

Ответ: В Европе – Майн (Рид), в Австралии – Купер (Фенимор).

Задача 2.

Какую реку в Китае и почему называли «рекой , причиняющей тысячи огорчений», «бедствием Китая», «рекой , надрывающей сердце»?

Ответ: Это река Хуанхэ, уровень воды в ней выше окружающей местности ; по этому в прошлом. Когда в сезон дождей она прорывала плотины, то причиняла окрестному населению многочисленные бедствия. К тому же река много раз меняла русло.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

 

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

 

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

 

Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог.

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте.

(Астра + хань = Астрахань.)

 

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

 

Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица,

Этот город модницам всем снится.

(Пар + "Иж" = Париж)

 

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)

 

С "К" - коль к карте обратиться -

Это Турции столица.

С "Г" - Сибирская река,

Полноводна, глубока.

(Анкара - Ангара.)

 

С буквой "С" - Российский город

Близко к северу, где холод.

Без неё - берём мы в руки,

Чтоб погладить юбки, брюки.

стюг - утюг.)

 

С "Ч" - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С "Л" - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Туча - Тула.)

 

Если "С" в Амур случайно упадёт,

Где тогда река, ребята, потечёт?

(С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур -Самур.)

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока.

            В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.

Этап урока

Формируемые познавательные УУД

Организационный момент

извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока

Актуализация знаний

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Изучение новой темы

постановка проблемы,

выбор источников информации

анализ и обобщение фактов и явлений

Выявлять причины и следствия   явлений

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности

умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление

Уроки, построенные в соответствии с технологией cсистемно-деятельностного подхода, где  на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. учатся школьников лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.

         

Заключение.

        Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

         В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями предметниками.

Список литературы.

  1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
  3. Белова, Н. Ю.Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.
  4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
  5. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.
  6. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  31.05.2013.
  7. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
  8. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...