А мире школьных знаний
олимпиадные задания по географии (9, 10, 11 класс) на тему
Данная олимпиада предназначена для использования на предметной неделе с целью
· стимулирования интереса обучающихся к географии;
· выявления обучающихся, интересующихся географией;
· активизации творческих способностей обучающихся;
· популяризация географии как науки и школьного предмета.
· расширения кругозора учащихся.
Участвовать могут учащиеся 9-11 классов по желанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занимательная олимпиада по географии | 371.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный конкурс для педагогов по разработке олимпиады
«В мире школьных знаний»
ФИО участника: Фахуртдинова Диляра Мунировна
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского
муниципального района РТ»
422544, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Украинская, д. 4
E-Mail: | S4.Zel@tatar.ru |
Координаты участника: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Фрунзе, дом7-53
E-Mail: dilyf71@yandex.ru
Название работы: «Занимательная олимпиада по географии»
Категория «Старшая и средняя школа»
«Природоведение. География»
Данная олимпиада предназначена для использования на предметной неделе с целью
- стимулирования интереса обучающихся к географии;
- выявления обучающихся, интересующихся географией;
- активизации творческих способностей обучающихся;
- популяризация географии как науки и школьного предмета.
- расширения кругозора учащихся.
Участвовать могут учащиеся 9-11 классов по желанию.
1 часть - разминка. « География на все сто!»
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100. За каждый правильный ответ-1 балл.
1._ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
2. _ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
3. СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
4. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
5. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
6. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
7. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
8. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.
(Кингстон.)
9. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.
(Бостон.)
10._ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.
(Росток.)
11. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
12. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.)
13. _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория,
одноимённый город в Замбии.
(Ливингстон.)
2 часть – География в картинках.
Отгадай о чём или о ком идет речь и заполни пропуски.За каждое правильно угаданное слово 1 балл.
1. _____________является самым известным водопадом в мире, причём вполне заслуженно — ведь зрелище это просто непередаваемое. Миллионы тонн воды срываются с обрыва там, где река _________устремляется из озера ______в озеро________. Оглушительный рев слышен на много километров вокруг.
(Ниагарский водопад, Ниагара, Эри, Онтарио)
2. На северо-западе штата Аризона находится один из самых интересных и неповторимых уголков Земли — национальный парк США____________, занимающий площадь около 5 тысяч км2. В народе его называют просто _______________ каньоном. Каньон прорезан рекой ____________ в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона — 446 км.
(Гранд-Каньон, Большой, Колорадо)
3. Остров __________полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях. Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - _______________.
( Пасхи, моаи.)
4._____________ находится почти в самом центре Евразии.
В длину озеро протянулось на 636 км,
в ширину – на 80 км. Максимальная глубина озера –
_________ км - по праву позволяет называть Байкал самым
глубоким в мире.
(Байкал, 1637)
5. Это тот случай, когда глубже уже некуда. Огромная пропасть на дне океана, самая глубокая точка земли –__________ впадина. Даже если опрокинуть сюда Эверест, под его пиком останется еще три километра воды. Эта бездна исследована меньше космоса. Опускаясь на дно глубочайшей впадины мирового океана. Её глубина _________________.
(Марианская, 11022 м)
6. В 1492-1493 году __________ руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («____________», «Пинта» и «Нинья») пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12 октября 1492 острова Самана (официальная дата открытия Америки), позже — древних Багамских о-вов, Кубы, Гаити.
(Колумб, Санта-Мария)
7. _________________________в 1725—1730 и 1733—1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и__________________ (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
(Витус Беринг, Аляской)
8. ______________________- российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и наТибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь, медведя пищухоеда. и др.
( Пржевальский Николай Михайлович )
9. ______________- известный португальский мореплаватель (1480 - 1521). Он вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар.
(Магеллан)
10. Путешественник – экстремал. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Наш современник –________________________________________________.
(Федор Филлипович Конюхов)
3 часть – занимательные вопросы. За каждый правильный ответ 5 баллов.
1. Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.
Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня».
В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.
Кто такой этот Джо?
Для получения ответа на поставленный вопрос, Вам необходимо выяснить:
1) название реки, на которой высадился путешественник;
2) название государства;
3) столицу этого государства;
4) надпись на современном гербе;
( Река Святого Лаврентия.
Государство – Канада.
Столица – Оттава.
Надпись на гербе: «От моря до моря».
На гербе был изображен некий Джо Бивер – бобр.
В области есть бобры. Проживают в основном на территории Полесского, Славского, Неманского районов, в районе Виштынецкого озера. Они строят жилища – норы и плотины. Основной корм – деревья. Плотины часто разрушают мелиоративные системы региона и нарушают гидрологический режим территории.)
Задание 2:
Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»? О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?
(Подобная запись могла быть произведена в пустыне Сахара. Русла высохших рек – вади, по которым чаще всего проходят караванные тропы, во время ливней заполняются бурными потоками воды. Сухость воздуха вызывает сильное испарение, способствующее охлаждению воды; даже при положительной температуре воздуха вода здесь покрывается тонким слоем льда. )
Задание 3:
Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?
( В середине прошлого века русский академик Бэр объяснил размыв рекою одного берега и связанное с этим отступление речного русла с противоположной стороны, а также часто встречающуюся крутизну берегов вращением Земли вокруг оси. Эта сила еще называется силой Кориолиса (ускорением Кориолиса). Этим фактором объясняется то, что реки в северном полушарии отклоняются к правому берегу и сильнее подмывают его, а в южном – к левому. Волга – река северного полушария, а, следовательно, крутой – правый берег. Некоторые селения, города на этом берегу неоднократно страдали от подмыва берега рекой. Города левого берега, возникшие на самом берегу Волги, в настоящее время находятся на значительном отдалении от реки. )
4 часть - кроссворд. За каждое угаданное слово по 1 баллу.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Лазурный берег. 2. Страна – экспортер бананов. 3. Столица страны злотых. 4. «Ароматная бухта» Поднебесной. 5. Горная система страны гурманов и страны корриды. 6. Город политических каторжан на реке Лена. 7. Город воды страны восходящего солнца. 8. «Второй Багдад» арабского мира. 9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера. 10. Страна кедра. 11. Столицы страны утренней свежести (ее северной части). 12. Высочайшая горная система земного шара. 13. Исторический город князей Острожских. 14. Карликовая страна западной Европы.
По вертикали: 1. Страна влажных вечнозеленых лесов. 2. Река, разоряющая сибирское море. 3. Центр мятежей во время Французской революции. 4. Место замка Золушки «Диснейуорлд». 5. Макушка Земли. 6. Транспортный узел штата Нью-Йорк. 7. Полуостров страны музеев под открытым небом. 8. Летняя столица страны березового ситца. 9. Остров свободы. 10.Место проведения Крымской конференции. 11. Столица страны бегунов черного континента. 12. Глава таких государств, как: туманного Альбиона, страны викингов и фьордов. 13.Страна кленового листа. 14. Колония (в прошлом) родины футбола. 15. Остров – родина регги.
Ответы: По горизонтали: 1. Лазурный берег.(Ривьера) 2. Страна – экспортер бананов. (Эквадор) 3. Столица страны злотых. (Варшава) 4. «Ароматная бухта» Поднебесной. (Гонконг) 5. Горная система страны гурманов и страны корриды. (Пиренеи) 6. Город политических каторжан на реке Лена. (Ленск) 7. Город воды страны восходящего солнца. (Осака) 8. «Второй Багдад» арабского мира. (Кордова) 9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера. (Эйзенах) 10. Страна кедра. (Ливан) 11. Столицы страны утренней свежести (ее северной части). (Пхеньян) 12. Высочайшая горная система земного шара. (Гималаи) 13. Исторический город князей Острожских. (Дубно) 14. Карликовая страна западной Европы. (Андорра) По вертикали: 1. Страна влажных вечнозеленых лесов. (Руанда) 2. Река, разоряющая сибирское море. (Ангара) 3. Центр мятежей во время Французской революции. (Вандея) 4. Место замка Золушки «Диснейуорлд». (Орландо) 5. Макушка Земли. (Арктика) 6. Транспортный узел штата Нью-Йорк. (Скенектади) 7. Полуостров страны музеев под открытым небом. (Пелопоннес) 8. Летняя столица страны березового ситца. (Сочи) 9. Остров свободы. (Куба) 10.Место проведения Крымской конференции. (Ливадия) 11. Столица страны бегунов черного континента. (Найроби) 12. Глава таких государств: туманноый Альбион, страна викингов и фьордов. (монарх) 13.Страна кленового листа. (Канада) 14. Колония (в прошлом) родины футбола. (Мьянма) 15. Остров – родина регги. (Ямайка)
Использованные ресурсы:
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы-2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.
- Картинки использованы со страниц Википедия – свободная энциклопедия.-https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Автор кроссворда: Волошина В.П. Оригинал : http://www.prozagadki.ru/1526-krossvord-po-geografii-planeta-zemlja.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мира "День Знаний", посвященный первому сентября
В данной разработке предлагается сценарий первого урока в новом учебном году "День Знаний". Данный сценарий разработан для учащихся 7 класса....
Урок мира! Урок знаний!
Классный часТема:Урок мира! Урок знаний!(посвящен началу учебного года)...
Политическая карта мира (обобщение знаний)
Презентация включает вопросы по основным положениям темы. Добавлены вопросы по аналогии игры "Пентагон" , где по ключевым фактам нужно определить страну....
Разработка олимпиады «В мире школьных знаний» Категория «Природоведение. География»
Разработка олимпиады «В мире школьных знаний»Категория «Природоведение. География»...
Тест "Моё отношение к школьным знаниям"
Тест ставит своей задачей изучить отношение каждого ученика к школьным знаниям, определить учебные трудности подростков, найти способы их преодоления.Для составления теста были использованы мате...
Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации по улучшению школьных знаний.
Неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания. Рассмотрены шесть основных групп причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе. И даны...
1 сентября: конспект первого урока – "День России, мира и знаний"
Этот первый урок в новом учебном году посвящен празднику мира, нашей Родине, знаниям, которые дети получат, гордости за свою любимую школу. Во время проведения зтого мероприятия мы постарались сф...