Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику «География России» (VII-IX класс), авторской программы по географии: 6-10 кл./ /Под. Ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии для 8-9 классов | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №2 г. Свирска»
Протокол №_____от
Рабочая программа
по географии
для 8-9 класса
(уровень: базовый)
Учитель Красикова Екатерина Олеговна
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы
основного общего образования по географии
«География России» (VII-IX класс),
авторской программы по географии: 6-10 кл./
/Под. Ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII-IX класс); авторской программы по географии. 6 – 10 кл. / Под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V – « География крупных регионов России». Четыре раздела изучаются в 8 классе. В раздел V «География крупных регионов России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Иркутской области» (6 часов).
Количество часов: всего – 68, в неделю 2 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Географический атлас: география России 8-9 класс.
- Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004.
- Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
- Физическая карта мира.
- Карта Российской Федерации.
- Карты Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта.
- Карта экологические проблемы России.
- Почвенная карта России.
- Климатическая карта России.
- Интернет ресурсы:
http://www.national-geographic/ru
Список литературы (основной и дополнительной)
Программа | Программа по географии 6-10 кл../ Под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006 |
Базовый учебник |
|
Дополнительная литература |
|
Календарно-тематическое планирование
по географии
(предмет)
Класс 9
Учитель Красикова Екатерина Олеговна
Количество часов 68
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Практических работ 20, тестов 10 ч.;
Планирование составлено на основе Примерной государственной программы
Основного общего образования по географии. География России» (VII-IX класс),
авторской программы по географии для 7- 10 кл./ под Ред. И.В.
Душиной. - М.: Дрофа, 2006 __________________________________________________
(программы)
Учебник Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.
_______________________________________________
(название, автор, издательство, год издания)
Дополнительная литература _____________________________________________________________________________
(название, автор, издательство, год издания)
№ урока | Дата | Корректи ровка | Тема урока | Количество часов | |
практика | теория | ||||
Введение (1 час) (8 класс) | |||||
1 | Что изучает география России. | - | 1 | ||
Часть 1. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 ЧАСОВ) | |||||
Тема 1. Географическое положение России (4 часа) | |||||
2 | Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Сравнение географического положения России и положения других государств | 1 | - | ||
4 | Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов) | |||||
6 | Государственная территория России. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Сухопутные морские границы России. | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Россия на карте часовых поясов | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Этапы и методы географического изучения территории | 1 | - | ||
12 | Особенности административно-территориального устройства России. | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Обобщение по разделу «Россия на карте мира» | - | 1 | ||
Часть II. ПРИРОДА РОССИИ (35 часов) | |||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов) | |||||
14 | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Рельеф России | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Как и почему изменяется рельеф России | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Стихийные природные явления в литосфере. | - | 1 | ||
18 | Человек и литосфера | 0,5 | 0,5 | ||
19 | Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | - | 1 | ||
Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов) | |||||
21 | Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны. | 1 | - | ||
22 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Сезонность климата | 05 | 0,5 | ||
24 | Типы климатов России | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий | 0,5 | 0,5 | ||
26 | Климат и человек | 0,5 | 0,5 | ||
27 | Обобщение по теме6 «Климат и климатические ресурсы» | - | 1 | ||
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов) | |||||
28 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Водные ресурсы и человек. | 1 | - | ||
31 | Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона. | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Обобщение по теме: «Внутренние воды» | - | 1 | ||
Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы России (4 часа) | |||||
33 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | - | ||
34 | Закономерности распространения почв | 1 | - | ||
35 | Почвенные ресурсы России | 0,5 | 0,5 | ||
36 | Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | - | 1 | ||
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) | |||||
37 | Растительный и животный мир России. | 1 | - | ||
38 | Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира. | 0,5 | 0,5 | ||
39 | Обобщающий урок по разделу: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | - | 1 | ||
Тема. 8 Природное районирование (9 часов) | |||||
40 | Разнообразие природных комплексов. Формирование природных и комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря и крупные ПК | 1 | - | ||
41 | Природно-хозяйственные зоны России | 0,5 | 0,5 | ||
42 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | 0,5 | 0,5 | ||
43 | Леса | 0,5 | 0,5 | ||
44 | Лесостепи, степи и полупустыни. | 0,5 | 0,5 | ||
45 | Высотная поясность | 0,5 | 0,5 | ||
46 | Особо охраняемые природные территории. | 0,5 | 0,5 | ||
47 | Природные области вашей области. Экологические проблемы зон. | 0,5 | 0,5 | ||
48 | Обобщение по теме: «Природное районирование» | - | 1 | ||
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов) | |||||
49 | Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса. | 0,5 | 0,5 | ||
50 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 0,5 | 0,5 | ||
51 | Этнический, языковой и религиозный состав населения. | 1 | - | ||
52 | Городское и сельское население. | 0,5 | 0,5 | ||
53 | Размещение населения России | 0,5 | 0,5 | ||
54 | Миграция населения России | 0,5 | 0,5 | ||
55 | Люди и труд | 0,5 | 0,5 | ||
56 | Обобщение по теме: «Население» | - | 1 | ||
Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 часов) | |||||
57 | Что такое хозяйство страны? | 0,5 | 0,5 | ||
58 | Как география изучает хозяйство. | - | 1 | ||
Тема 9. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (9 часов) | |||||
59 | Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей. | - | 1 | ||
60 | Природно-ресурсный потенциал России | 0,5 | 0,5 | ||
61 | Сельское хозяйство | 0,5 | 0,5 | ||
62 | Земледелие | 0,5 | 0,5 | ||
63 | Животноводство | 0,5 | 0,5 | ||
64 | Лесное хозяйство. Охота. | 0,5 | 0,5 | ||
65 | Рыбное хозяйство | 0,5 | 0,5 | ||
66 | Географический фактор в развитии общества | 0,5 | 0,5 | ||
67 | Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (уроки обобщающего повторения) | 1 | 1 | ||
68 |
№ урока | Дата | Корректи ровка | Тема урока | Количество часов | ||||
практика | теория | |||||||
Введение (1 час) (9 класс) | ||||||||
1 | Введение | - | 1 | |||||
Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение) | ||||||||
Тема: «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающее сырье» (3 часа) | ||||||||
2 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы | 0,5 | 0,5 | |||||
3 | Топливная промышленность | 0,5 | 0,5 | |||||
4 | Электроэнергетика | 0,5 | 0,5 | |||||
Тема: «Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества» (8часов) | ||||||||
5 | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 0,5 | 0,5 | |||||
6 | Металлургия. География черной металлургии. | 0,5 | 0,5 | |||||
7 | География цветной металлургии | 0,5 | 0,5 | |||||
8 | Химическая промышленность | 0,5 | 0,5 | |||||
9 | География химической промышленности | 0,5 | 0,5 | |||||
10 | Лесная промышленность. | 0,5 | 0,5 | |||||
11 | Машиностроение. География машиностроения. | 0,5 | 0,5 | |||||
12 | Пищевая и легкая промышленность. | 0,5 | 0,5 | |||||
Тема «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги» (6 часов) | ||||||||
13 | Состав и значение третичного сектора экономики. | 0,5 | 0,5 | |||||
14 | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 0,5 | 0,5 | |||||
15 | Другие виды транспорта. Связь. | 0,5 | 0,5 | |||||
16 | Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство. | 0,5 | 0,5 | |||||
17 | География науки. | 0,5 | 0,5 | |||||
18 | Обобщение по разделу: «Хозяйство России» | - | 1 | |||||
Раздел V. ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов) | ||||||||
Тема: «Районирование территории» (1 час) | ||||||||
19 | Зачем районировать территорию страны. | 0,5 | 0,5 | |||||
Тема: «Европейская Россия (Западный макрорегион)» (30 часов) | ||||||||
20 | Общая характеристика Европейской России | 0,5 | 0,5 | |||||
Европейский Север | ||||||||
21 | Европейский Север. Факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
22 | Природа Европейского Севера. | 0,5 | 0,5 | |||||
23 | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | 0,5 | 0,5 | |||||
24 | Хозяйство Европейского Севера | 0,5 | 0,5 | |||||
Северо-Западный район | ||||||||
25 | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
26 | Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района. | 0,5 | 0,5 | |||||
27 | Хозяйство Северо-Запада. | 0,5 | 0,5 | |||||
28 | Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада. | 0,5 | 0,5 | |||||
Центральная Россия | ||||||||
29 | Центральная Россия. Факторы формирования района | 0,5 | 0,5 | |||||
30 | Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. | 0,5 | 0,5 | |||||
31 | Московская столичная агломерация. | 0,5 | 0,5 | |||||
32 | Хозяйство Центральной России. | 0,5 | 0,5 | |||||
Европейский Юг | ||||||||
33 | Европейский Юг. Факторы формирования района. | |||||||
34 | Природа Европейского Юга. | 0,5 | 0,5 | |||||
35 | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. | 0,5 | 0,5 | |||||
36 | Хозяйство Европейского Юга | 0,5 | 0,5 | |||||
Поволжье | ||||||||
37 | Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района. | 0,5 | 0,5 | |||||
38 | Население и хозяйственное освоение Поволжья. | 0,5 | 0,5 | |||||
39 | Хозяйство Поволжья. | 0,5 | 0,5 | |||||
География своего региона. Иркутская область. | ||||||||
40 | Особенности ЭГП, формирования природы, территории | 0,5 | 0,5 | |||||
41 | Население и хозяйственное освоение территории. | 0,5 | 0,5 | |||||
42 | Особенности хозяйства региона. Промышленность. | 0,5 | 0,5 | |||||
43 | АПК | 0,5 | 0,5 | |||||
44 | Особенности административного центра региона | 0,5 | 0,5 | |||||
45 | Социально-экономические проблемы региона. | 0,5 | 0,5 | |||||
Урал | ||||||||
46 | Урал. Факторы формирования района | 0,5 | 0,5 | |||||
47 | Природа Урала. | 0,5 | 0,5 | |||||
48 | Население и хозяйственное освоение Урала. | 0,5 | 0,5 | |||||
49 | Хозяйство Урала. | 0,5 | 0,5 | |||||
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ Восточный макрорегион (16 часов) | ||||||||
50 | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 0,5 | 0,5 | |||||
Западная Сибирь | ||||||||
51 | Западная Сибирь. Факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
52 | Природа Западной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
53 | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
54 | Хозяйство Западной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
Восточная Сибирь | ||||||||
55 | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
56 | Природа Севера Восточной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
57 | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
58 | Хозяйство Севера Восточной Сибири. | 0,5 | 0,5 | |||||
59 | Южная Сибирь: факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
60 | Кузнецко-Алтайский подрайон. | 0,5 | 0,5 | |||||
61 | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. | 0,5 | 0,5 | |||||
Дальний Восток | ||||||||
62 | Дальний Восток: факторы формирования района. | 0,5 | 0,5 | |||||
63 | Природа Дальнего Востока. | 0,5 | 0,5 | |||||
64 | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. | 0,5 | 0,5 | |||||
65 | Хозяйство Дальнего Востока | 0,5 | 0,5 | |||||
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 часа) | ||||||||
66 | Россия и страны СНГ (изучение одного государства или группы стран) | 0,5 | 0,5 | |||||
67 | Взаимосвязи России с другими странами | 0,5 | 0,5 | |||||
68 | Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение. | 0,5 | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование
по географии
(предмет)
Класс 8
Учитель Красикова Екатерина Олеговна
Количество часов 68
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Практических работ 20, тестов 10 ч.;
Планирование составлено на основе Примерной государственной программы
Основного общего образования по географии. География России» (VII-IX класс),
авторской программы по географии для 7- 10 кл./ под Ред. И.В.
Душиной. - М.: Дрофа, 2006 __________________________________________________
(программы)
Учебник Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.
_______________________________________________
(название, автор, издательство, год издания)
Дополнительная литература _____________________________________________________________________________
(название, автор, издательство, год издания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...