Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над проектом
проект по географии (6 класс) на тему
Программа опытно-экспериментальной и инновационной деятельности учителя географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_programma.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной и инновационной деятельности
Савиной Елены Михайловны
учителя географии высшей квалификационной категории
«Формирование универсальных учебных действий в
ходе работы над проектом»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____»___________2014г.
2014 - 2015 учебный год
МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»
Учитель географии Савина Елена Михайловна
Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над проектом. | |
Инновационная составляющая проекта | Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. В рамках данного проекта формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка. Проект обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет школьнику проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Актуальность проекта заключается в том, проектная технология дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении географии, формировать у школьников УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), овладеть школьниками методами географического прогнозирования участвовать в общественных экспертизах, а так же расширить возможности творческого самовыражения. Одна из основных задач образования по ФГОС НОО – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Исходя их этого, в проекте предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в динамичную деятельность и направлены на понимание географического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. |
Участники проекта | Учащиеся 5-11 классов; родители учащихся; учитель географии |
Цель исследования: | Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. |
Задачи исследования: | 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу. |
Объект исследования: | Процесс преподавания школьного курса географии. |
Предмет исследования: | Использование проектной технологии в преподавании географии. |
Степень новизны опыта. | Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в создании системы приёмов и методов проектной деятельности, нацеленной на формирование УУД в ходе работы над проектом. |
Основные этапы исследования: | 1.Изучение теоретической основы проектной технологии на уроках географии. 2.Применение проектной технологии обучения и формирование универсальных учебных действий 3.Диагностические исследования:
|
Длительность педагогического исследования: | 2013- 2016 год (три года) |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта | В результате реализации данного проекта формируются: Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты: Знать:
Уметь:
|
Этапы, сроки и содержание работы:
Этапы | Задачи этапа | Проводимые мероприятия | Планируемый результат | |
Диагностический (I полугодие 2013/2014 уч.г.) | Провести теоретический анализ литературы по изучению методов проектной технологии, провести входную диагностику. | 1. Теоретический анализ литературы и ресурсов Интернет. 2. Планирование и разработка эксперимента. 3. Разработка примерных тем проектов. 5.Подбор диагностических методик эксперимента. | 1. Оформление документации эксперимента. 2.Составление плана проведения эксперимента. 3.Выбор диагностических методик. | |
Содержательно-деятельный (2014-2015 уч.г.) | Реализация проектов – как вновь создаваемых, так и традиционных, как внутри школы, так и за её пределами. | 1. Разработка проектов на уроках и внеурочной деятельности. 2. создание системы работы над проектом 3. Формирование навыков работы с различной информацией 4. размещение результатов на сайте школы. | 1. Анализ достижений учащихся за проведённый период. 2. Рассмотрение вопроса о ходе эксперимента на педсовете. | |
Рефлексивный (второе полугодие 2015-2016 уч.года) | Провести заключительную диагностику. Обобщить опыт работы над проектом и провести анализ результативности эксперимента | 1.Проведение заключительной диагностики. 2. Отчет о проведении эксперимента. 3 . Обобщение результатов исследования 4.Подготовка рекомендаций к использованию разработанной темы | 1. Анализ заключительной диагностики. 2. Отчет о ходе и результатах эксперимента в рамках отчета школы 3. Разработка методических рекомендаций по использованию опыта работы над проектом. 4. Оценка эффективности работы над проектом с использованием листов самооценки, методики незаконченных предложений, наблюдения, анкетирования. 5.Подведение итого участия учащихся в конкурсах, конференциях. |
Примерные темы учебных проектов для учащихся 5-11 классов.
Тема урока, раздела | Название проекта |
5-6 класс | |
План и карта | Топографическая карта: разрабатываем маршрут трёхдневного похода. |
Литосфера | Храни меня, мой талисман |
Гидросфера- водная оболочка Земли | Как люди могут использовать айсберги |
Атмосфера- воздушная оболочка Земли | Народные приметы и прогноз погоды |
Биосфера- живая оболочка Земли | Биосфера- дом человека (создание панно с использованием природных материалов) |
7 класс | |
Население Земли | Традиции и обычаи народов мира. Меню для иностранцев |
Африка | Русские исследователи Африки. Сочиняем географическую сказку о Сахаре |
Австралия | История освоения материка Составление туристического буклета «Путешественнику об Австралии» |
Антарктида | Жизнь человека в Антарктиде |
Южная Америка | Прокладываем туристический маршрут по Амазонке |
Северная Америка | Создаём визитную карточку страны (по выбору) |
Евразия | Исследователи Евразии. Памятники природного и культурного наследия (по выбору) |
8 класс | |
Россия в мире | Имена на карте России |
Памятники Всемирного природного и культурного наследия России ( по выбору) | |
Россияне | Жизнь, быт и традиции российской деревни. Рынок труда в моём районе. |
Природа | Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей. Роль рек в жизни человека: от прошлого к настоящему. |
Природно- хозяйственные зоны | Использование северных территорий России. Степи и лесостепи- главная житница России. Черноморское побережье Кавказа- природно- климатический уникум России. |
9 класс | |
Хозяйство | Роль нефтяной промышленности во внешней торговле России. Россия- один из главных поставщиков газа в мире. Химия в быту. Использование древесины в различные исторические периоды в нашей стране. Особенности сельского хозяйства моей местности. Перспективы развития транспорта в России. |
Регионы России | Создание рекламы туристического маршрута «Золотое кольцо России». Образ Санкт-Петербурга в творчестве писателей, художников, поэтов. Древние русские города Европейского Севера. Развитие рекреации на Северном Кавказе. Народные промыслы Центральной России. Урал- минеральное царство России. Развитие рекреационных зон в районе. Стратегия использования природных ресурсов Сибирского региона до 2020 года. Развитие Дальнего Востока в первой половине 20 века. Проблемы развития туризма в России. |
10-11 класс | |
Человек и ресурсы Земли | Исторические этапы техногенеза. |
География населения | Население Земли: нас много или мало? Традиции и обычаи народов мира (по выбору). Расселение: жители городов и деревень. Государство - главный объект политической карты. Глобальные проблемы человечества (по выбору) |
Темы проектов использовались из предложенных в пособии для учителей общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда». В данном пособии даны не только темы проектов, но и приводятся примеры организации проектной деятельности по каждой теме, что облегчает работу учителя и учащихся по подготовке проекта.
Работа над проектами планируется в рамках реализации программы внеурочной деятельности в школе (кружок «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов).
Темы проектов в планировании работы кружка
1.Красотою славится наша земля |
2.Правила поведения в природе |
3.Изготовление памятки «Всё в твоих руках» |
4.Саратовская земля |
5.Откуда пошёл мой род |
6.Семейные традиции, праздники |
7. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем. |
8. Фотовыставка «Вот моя деревня» |
9.« Их имена навечно останутся в нашей памяти» (о ветеранах-односельчанах) |
10.Исторические памятники нашего района |
11.Легенды нашего района |
12. Топонимика села и района |
13.Природные памятники района и села |
14.Животный мир |
15. Растительный мир |
16. Создание папки« Путеводитель по Новобурасскому району» |
17.Создание стенгазеты «Моя малая Родина» |
18. КТД «Мой край родной» |
Форма представления результатов эксперимента:
1. Создание целостной системы работы над проектом.
2. Методические разработки мероприятий.
3. Методические рекомендации по организации работы и применению метода проекта.
4. Размещение наработанного материала на сайте школы.
5. Отчет о ходе и результатах в рамках отчета школы (ежегодно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...
Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения биологии в средней школе
Методическое пособие для учителей биологии, работающих в рамках реализации ФГОС ООО. Материал пособия содержит научную статью и три разработки уроков, отвечающие современным образовательным стан...
Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования....
Формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебником истории.
Используя современные методы обучения нельзя игнорировать приемы и формы работы, которые практически отработаны несколькими поколениями педагогов. Современные компьютерные технологии...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Публикация посвящена вопросу формирования универсальных учебных действий у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...