Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над проектом
проект по географии (6 класс) на тему

Программа опытно-экспериментальной и инновационной деятельности учителя географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_programma.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

Савиной Елены Михайловны

учителя географии высшей квалификационной категории

«Формирование универсальных учебных действий в

ходе работы над проектом»

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «____»___________2014г.

2014 - 2015  учебный год

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»

Учитель географии Савина Елена Михайловна

Наименование проекта

Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над проектом.

Инновационная составляющая проекта

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. В рамках данного проекта формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся,  которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.

Проект обеспечивает  развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет  школьнику проявить себя,  выявить свой творческий потенциал.

Актуальность проекта заключается в том, проектная технология дает возможность  реализовать деятельностный подход в обучении географии, формировать  у школьников УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), овладеть школьниками методами географического прогнозирования  участвовать в общественных экспертизах, а так же расширить возможности творческого самовыражения.

Одна из основных задач образования по ФГОС НОО – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция,  саморегуляция.

Исходя их этого, в проекте предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в динамичную деятельность и направлены на понимание географического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Участники проекта

Учащиеся  5-11 классов; родители учащихся; учитель  географии

Цель исследования:

Определить насколько применение метода проектов повысит  эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.

Задачи исследования:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов.

2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности.

3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии.

4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии.

5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе.

6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу.

Объект исследования:

Процесс преподавания школьного курса географии.

Предмет исследования:

Использование проектной технологии в преподавании географии.

Степень новизны опыта.  

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в создании системы приёмов и методов  проектной деятельности, нацеленной на формирование УУД в ходе работы над проектом.

Основные этапы исследования:

1.Изучение  теоретической  основы   проектной технологии  на уроках географии.

2.Применение    проектной технологии обучения    и формирование универсальных учебных действий

3.Диагностические исследования:

  • анализ      результатов      входной      и      заключительной      диагностики исследования.
  • обобщение опыта применения проектной технологии для формирования УУД

Длительность педагогического исследования:

 2013- 2016 год (три года)

Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В результате реализации данного проекта формируются:

Личностные результаты:

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • правила поведения в общественных местах;
  • историю происхождения своего села, района;
  • достопримечательности  края;
  • охраняемые растения и животных;

Уметь:

  • соблюдать правила охраны природы;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Этапы, сроки и содержание работы:

Этапы

Задачи этапа

Проводимые мероприятия

Планируемый

результат

 Диагностический

(I полугодие 2013/2014 уч.г.)

Провести теоретический анализ литературы        по изучению методов проектной технологии,

провести входную диагностику.

1.  Теоретический  анализ литературы    и   ресурсов Интернет.

2.       Планирование       и разработка эксперимента.

3. Разработка примерных тем проектов.

5.Подбор диагностических

методик эксперимента.

1. Оформление документации эксперимента. 2.Составление плана проведения эксперимента.

3.Выбор диагностических методик.

Содержательно-деятельный (2014-2015 уч.г.)

Реализация проектов – как вновь создаваемых, так и традиционных, как внутри школы, так и за её пределами.

1. Разработка проектов  на уроках и внеурочной деятельности.

2. создание системы работы над проектом

3. Формирование навыков работы с различной информацией

4. размещение результатов на сайте школы.

1. Анализ достижений учащихся за проведённый период.

2. Рассмотрение вопроса                         о ходе эксперимента на педсовете.

Рефлексивный  (второе полугодие

 2015-2016 уч.года)

Провести заключительную диагностику.

Обобщить      опыт работы над проектом и провести анализ результативности эксперимента

1.Проведение заключительной диагностики.

2.   Отчет   о   проведении эксперимента.

3 . Обобщение результатов исследования 4.Подготовка рекомендаций                к  использованию разработанной  темы

 1. Анализ заключительной диагностики.

 2. Отчет о ходе и результатах эксперимента в рамках отчета школы

3. Разработка методических рекомендаций       по использованию опыта работы над проектом.

4. Оценка эффективности работы над проектом с использованием  листов самооценки, методики незаконченных предложений, наблюдения, анкетирования.

5.Подведение итого участия учащихся в конкурсах, конференциях.

Примерные темы учебных проектов для учащихся 5-11 классов.

Тема урока, раздела

Название проекта

5-6 класс

План и карта

Топографическая карта: разрабатываем маршрут трёхдневного похода.

Литосфера

Храни меня, мой талисман

Гидросфера- водная оболочка Земли

Как люди могут использовать айсберги

Атмосфера- воздушная оболочка Земли

Народные приметы и прогноз погоды

Биосфера- живая оболочка Земли

Биосфера- дом человека (создание панно с использованием природных материалов)

7 класс

Население Земли

Традиции и обычаи народов мира.

Меню для иностранцев

Африка

Русские исследователи Африки.

Сочиняем географическую сказку о Сахаре

Австралия

История освоения материка

Составление туристического буклета «Путешественнику об  Австралии»

Антарктида

Жизнь человека в Антарктиде

Южная Америка

Прокладываем туристический маршрут по Амазонке

Северная Америка

Создаём визитную карточку страны (по выбору)

Евразия

Исследователи Евразии.

Покорители Гималаев.

Памятники природного и культурного наследия (по выбору)

8 класс

Россия в мире

Имена на карте России

Памятники Всемирного природного и культурного наследия России ( по выбору)

Россияне

Жизнь, быт и традиции российской деревни.

Рынок труда в моём районе.

Природа

Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей.

Роль рек в жизни человека: от прошлого к настоящему.

Природно- хозяйственные зоны

Использование северных территорий России.

Степи и лесостепи- главная житница России.

Черноморское побережье Кавказа- природно- климатический уникум России.

9 класс

Хозяйство

Роль нефтяной промышленности во внешней торговле России.

Россия- один из главных поставщиков газа в мире.

Химия в быту.

Использование древесины в различные исторические периоды в нашей стране.

Особенности сельского хозяйства моей местности.

Перспективы развития транспорта в России.

Регионы России

Создание рекламы туристического маршрута «Золотое кольцо России».

Образ Санкт-Петербурга в творчестве писателей, художников, поэтов.

Древние русские города Европейского Севера.

Развитие рекреации на Северном Кавказе.

Народные промыслы Центральной России.

Урал- минеральное царство России.

Развитие рекреационных зон в районе.

Стратегия использования природных ресурсов Сибирского региона до 2020 года.

Развитие Дальнего Востока в первой половине 20 века.

Проблемы развития туризма в России.

10-11 класс

Человек и ресурсы Земли

Исторические этапы техногенеза.

География населения

Население Земли: нас много или мало?

Традиции и обычаи народов мира (по выбору).

Расселение: жители городов и деревень.

Государство - главный объект политической карты.

Глобальные проблемы человечества (по выбору)

Темы проектов использовались из предложенных  в  пособии для учителей  общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда». В данном пособии даны не только темы проектов, но и приводятся примеры организации проектной деятельности по каждой теме, что облегчает работу учителя и учащихся по подготовке проекта.

       Работа над проектами планируется в рамках реализации программы внеурочной деятельности в школе  (кружок «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов).

Темы проектов в планировании работы кружка

1.Красотою славится наша земля

2.Правила поведения в природе

3.Изготовление памятки «Всё в твоих руках»

4.Саратовская  земля

5.Откуда пошёл мой род

6.Семейные традиции, праздники

7. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем.

8. Фотовыставка «Вот моя деревня»

9.« Их имена навечно останутся в нашей памяти» (о ветеранах-односельчанах)

10.Исторические памятники нашего района

11.Легенды нашего района

12. Топонимика  села и района

13.Природные памятники района и села

14.Животный мир

15.  Растительный мир

16. Создание папки« Путеводитель по Новобурасскому району»

17.Создание стенгазеты «Моя малая Родина»

18. КТД «Мой край родной»

Форма представления результатов эксперимента: 

1. Создание целостной системы  работы над проектом.

2. Методические разработки мероприятий.

3. Методические рекомендации по организации работы и применению метода проекта.

4. Размещение  наработанного материала  на сайте школы.

5. Отчет о ходе и результатах  в рамках отчета школы (ежегодно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.

Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...

Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения биологии в средней школе

Методическое пособие для учителей биологии, работающих  в рамках реализации ФГОС ООО. Материал пособия содержит научную статью и три разработки уроков, отвечающие современным образовательным стан...

Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»

Программа формирования универсальных учебных действий  на ступени начального образования....

Формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебником истории.

Используя современные  методы обучения  нельзя игнорировать приемы и формы работы, которые практически отработаны несколькими поколениями педагогов. Современные компьютерные технологии...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...