Поурочная разработка
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Восточно-Европейская равнина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vostochno-evropeyskaya_ravnina.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

География 8 класс.

Тема .  Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1.Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу с использованием произведений изобразительного искусства, стихов ,и песен русских поэтов и композиторов.

2.Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3.Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование: физическая карта России, фотографии домов города  Городец,  слайды,  сообщения  учащихся. мультимедийный проектор, на доске таблица.

Примечание: учащимся были даны опережающие задания:1) подготовить сообщение по теме  "Изделия народного промысла жителей Центральной России"

2) выучить наизусть стихи о Русской равнине и о реке  Волге.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденной темы.

Вопросы и задания классу:

1.Какие природные зоны на территории  России вы знаете?

2.Покажите по карте природные зоны России.

3..Работа с электронным приложением. (диск мастер-класс 8 класс).

1. Выполнение теста в тетрадях с осуществлением самопроверки.

2.Выполнение задания  "Установите соответствие".

3. Выполнение задания "Разгадайте путаницу".

III. Изучение новой темы.

1.Работа с рисунком учебника  81 на странице.

Рассказ учителя.

 Каждая    физико-географическая страна  или район уникален и  неповторим.  На этом уроке мы  изучим  особенности  природы и населения Русской равнины.

      Наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели и  художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы и населения Русской равнины.

2.  Географическое положение Русской равнины.

Работа с физической картой России (показ Русской равнины на карте).

Объяснение учителя.

Русская равнина занимает почти все западную, европейскую, часть России. Она простирается от побережий Баренцевого и Белого морей – на севере до Азовского и Каспийского морей - на юге; от западных границ страны -до Уральских гор.

Русская равнина-вторая по величине равнина мира после Амазонской низменности.

3.   Просмотр видео . Инфоурок.

Объяснение учителя.

Слайд.

Русская равнина - это земля, где зарождалось Русское государство. Среди лесов поднимались здесь когда-то крепостные стены редких и небольших городов.  Проходили годы. На  Русскую равнину вторгались завоеватели. Многое видела Русская равнина. Многие писатели обращались к ней, многие художники изображали её красоту на холстах,

а  поэты посвящали ей строки

 Стихи ученика  о Русской равнине.

    М.Ю.Лермонтов.

Но я люблю - за что , не знаю сам-

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям.....

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующих обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.                                                                                                                  

4. Тектоника и рельеф.

Ученики работали с тектонической картой атласов и определяли, что

в  основании Русской равнины лежит древняя Русская платформа.

  Работа с  физической картой России.

Ученики анализировали   физическую карту Русской равнины и делали вывод, что здесь нет  высоких гор как Гималаи и сказали, что они узнали из Видео, что  наибольшая высота в Русской равнине- горы Хибины 1191 м, наименьшая - Прикаспийская низменность - 28 м.

 Работа с атласами.  Задание.   Пользуясь атласами и картами учебника , назовите  и покажите,  какие возвышенности и низменности есть на  Русской равнине?

(Это Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж, Каспийская низменность.)

5.Полезные ископаемые.

По  физической карте  России и с карт  атласов  назовите , какими полезными ископаемыми богата Русская равнина.

Богатством является крупнейшее в мире месторождение железных руд- КМА. (Курская магнитная аномалия).

6. Климат-(объяснение учителя)

Климат Русской равнины- умеренно- континентальный.

Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. 

В целом, климат здесь самый благоприятный в России (мягкая зима и теплое лето).

Особенности климата.

  1. Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос Атлантических воздушных масс.).
  2. Из-за тёплых  атлантических воздушных  масс зима  здесь мягкая, а лето тёплое.
  3. Обилие осадков на северо-западе равнины способствует широкому распространению здесь болот, полноводности рек и озёр.
  4. Климат очень разнообразен.
  5. С севера на юг сменяются климатические пояса от тундры до пустынь  на юге.

 В целом климат здесь благоприятный.

 7. Внутренние воды.

Работа с атласами.

Пользуясь атласами   покажите  на карте России крупные реки равнины.

Самая главная, длинная  река  Русской равнины -  Волга.

Самой длинной и многоводной рекой Русской равнины и всей Европы является Волга.

Волга – одно из главных богатств и украшений Русской равнины.

Начиная из небольшого болотца на Валдайской возвышенности, река несет свои воды в Каспийское море. Она собрала в себя воды сотен рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине.

Основными источниками питания Волги служат снеговые (60%) и грунтовые (30%) воды. Зимой река замерзает.

 Поэт Николай Палькин в стихотворении  "О Волге" посвящает великой русской реке  следующие  строки.

         Стихотворение о Волге            

                          Н.Палькин.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин речного родника

Вытекает голубое чудо-

русская равнинная река

светлый дом, как девичья светёлка,

тёплый вечер, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь её и дом, и колыбель!

Учитель.  Большинство рек текут с севера на юг.  ( Это потому что северная часть равнины  наклонена  к югу, там есть возвышенности, водораздел ).

  Озёра.  

Работа с атласами .(нахождение озёр из атласов)

Из озер Русской равнины самым  большим является Ладожское озеро.

     8. Разнообразие природы  (показ природных зон России  на карте ).

9. Заполнение таблицы в тетрадях.

Русская равнина.

рельеф

климат

реки

озёра

...

9. Физминутка.

10. Население.

  1. На Русской равнине проживает 80% населения страны.
  2. Русская равнина-главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.
  3.  На Русской равнине расположены  крупнейшие  города  России– Москва и Санкт-Петербург.

  Русская  равнина   славится изделиями народного промысла. .

11.   Сообщение ученика об изделиях  народного промысла  жителей Центральной России.

Слайд 1.Народные промыслы.

     Русская равнина  богата лесами. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.

Хохломская роспись –В старину среди деревянной утвари, наполнявшей дом, особой любовью пользовались хохломские изделия. Это и до сих пор так. Хохломской промысел – роспись деревянной посуды и мебели – один из самых знаменитых в России.

     Самым большим богатством крестьянской семьи на Руси был добротный, красиво украшенный резьбой дом. Для постройки дома использовали сосну. Пожалуй, нигде в России крестьянские избы не украшались так богато резьбой, как в нижегородском Заволжье. Каждый такой дом отличался индивидуальностью и является произведением искусства.

    Слайд 2. Город Городец.

IV.  Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления.

1.Как вы думаете, почему Восточно-Европейская равнина называется Русской?      

2. Почему   Центральной России возникли такие красивые деревянные , украшенные великолепной резьбой дома?  (край богат лесами…)

3. Назовите крупные реки Русской равнины.

Учитель.  Природа  чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование  природы  могучей реки Волги  воспето Людмилой Зыкиной, народной артисткой России.

   Песня "Течёт река Волга" .

 Вывод.  Русская  равнина- это крупнейшая физико-географическая страна на территории России.  Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

. V. Домашнее задание.  

1. Прочитать параграф 27, отметить в контурных картах реки, озёра и возвышенности.

2.  Составить кроссворд на тему "Русская равнина".

VI. Итоги урока.

Самоанализ урока географии

Урок проводился в классе со средними учебными возможностями.

Тип урока - комбинированный.   Исходя из темы и типа урока, особенностей класса  были определены следующие цели урока:

. 1.Создать образ Русской равнины, крупнейшего  физико-географического района  России; показать ее уникальность,  обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу с использованием произведений изобразительного искусства, стихов ,и песен русских поэтов и композиторов.

2.Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3.Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1. По источникам передачи и восприятия информации:

словесные 

наглядные - карта,  мультимедийный проектор.

практические - работа с картами атласа, учебником.

2. По характеру познавательной деятельности:

репродуктивный - учащиеся работали с терминами;

сравнивали, объясняли, анализировали.

На уроке использованы следующие

 формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные- были даны опережающие задания, каждый ученик работал с  картами атласа, выполнял задания контроля.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1. Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2. Принцип осознанного процесса обучения.

3. Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1. Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия   .(сравнение площади Русской равнины,

2. Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.  (размещение полезных ископаемых).

3. Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

Этапы урока

1 этап – организационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности.

2 этап – повторение пройденного материала..

Проверка ЗУН.(знаний, умений, навыков)..

3 этап – изучение нового материала.

Задачи этапа - создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

3. Совершенствование умений по анализу текста, составлению схем.

4. Работа с текстом учебника с целью выработать научное мышление.

5. Творческое задание направлено на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности. развитие логики.

4 этап – итог урока, закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

5 этап – практическая часть, логическое завершение урока.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: комбинированный урок с элементами ролевой игры. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные зада

использование стихов и музыки на уроках повышает интерес к предмету . Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность.

Тема  . Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1.Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу с использованием произведений изобразительного искусства, стихов ,и песен русских поэтов и композиторов.

2.Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3.Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование: физическая карта России, фотографии домов города  Городец,  слайды,  сообщения  учащихся. мультимедийный проектор, на доске таблица.

Примечание: учащимся были даны опережающие задания:1) подготовить сообщение по теме  "Изделия народного промысла жителей Центральной России"

2) выучить наизусть стихи о Русской равнине и о реке  Волге.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденной темы.

Учитель.

Ребята мы с вами закончили  изучение темы  "Природные зоны  России".

Вопросы и задания классу:

1.Какие природные зоны на территории  России вы знаете?

2.Покажите по карте природные зоны России.

3..Работа с электронным приложением. (диск мастер-класс 8 класс).

1. Выполнение теста в тетрадях с осуществлением самопроверки.

2.Выполнение задания  "Установите соответствие".

3. Выполнение задания "Разгадайте путаницу".

III. Изучение новой темы.

Учитель.       Ребята, мы сегодня начинаем изучать  крупные    природные районы России. 

Запись в тетрадях темы урока

2

Работа с рисунком учебника  81 на странице.

Вступительное слово учителя.

 Каждая    физико-географическая страна  или район уникален и  неповторим.  На этом уроке мы  изучим  особенности  природы и населения Русской равнины.

     Урок наш необычный.  Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели и  художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы и населения Русской равнины.

1.  Географическое положение Русской равнины.

Работа с физической картой России (показ Русской равнины на карте).

Объяснение учителя.

Русская равнина занимает почти все западную, европейскую, часть России. Она простирается от побережий Баренцевого и Белого морей – на севере до Азовского и Каспийского морей - на юге; от западных границ страны -до Уральских гор.

Русская равнина-вторая по величине равнина мира после Амазонской низменности.

2.   Просмотр видео . Инфоурок.

Объяснение учителя.

Русская равнина - это земля, где зарождалось Русское государство. Среди лесов поднимались здесь когда-то крепостные стены редких и небольших городов.  Проходили годы. На  Русскую равнину вторгались завоеватели. Многое видела Русская равнина. Многие писатели обращались к ней, многие художники изображали её красоту на холстах,

а  поэты посвящали ей строки

    М.Ю.Лермонтов.

Но я люблю - за что , не знаю сам-

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям.....

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующих обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.                                                                                                                  

3. Тектоника и рельеф.

Работа с тектонической картой атласов.

 В  основании Русской равнины лежит древняя Русская платформа 

3

  Рельеф Русской равнины- равнинный.

 Это объясняется  тем, что равнина находится на платформе.

Работа с  физической картой России.

 Посмотрите на физическую карту России.. Что можно сказать о рельефе Русской равнины?

Вопрос. -  Есть ли  на Русской равнине таких высоких гор как Гималаи?

Ответы учащихся.

Наибольшая высота - горы Хибины 1191 м, наименьшая - Прикаспийская низменность - 28 м.

 Равнина представляет собой совокупность возвышенностей и низменностей.

Работа с атласами.  Задание.   Пользуясь атласами и картами учебника , назовите какие возвышенности и низменности есть на  Русской равнине?

Ответы:

Это Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж, Каспийская низменность.

Полезные ископаемые.

По  физической карте  России и с карт  атласов  назовите, какими полезными ископаемыми богата Русская равнина?

Учитель.

Богатством является крупнейшее в мире месторождение железных руд- КМА. (Курская магнитная аномалия).

4. Климат. 

Климат Русской равнины- умеренно- континентальный.

Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. 

В целом, климат здесь самый благоприятный в России (мягкая зима и теплое лето).

Особенности климата.

  1. Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос Атлантических воздушных масс.).
  2. Из-за тёплых  атлантических воздушных  масс зима  здесь мягкая, а лето тёплое.
  3. Обилие осадков на северо-западе равнины способствует широкому распространению здесь болот, полноводности рек и озёр.
  4. Климат очень разнообразен.
  5. С севера на юг сменяются климатические пояса от тундры до пустынь  на юге.  В целом климат здесь благоприятный.

4

 5. Внутренние воды.

Работа с атласами.

Пользуясь атласами  назовите и покажите на карте России крупные реки Русской равнины.

Самая главная, длинная  река  Русской равнины -  Волга.

Самой длинной и многоводной рекой Русской равнины и всей Европы является Волга.

Волга – одно из главных богатств и украшений Русской равнины.

Начиная из небольшого болотца на Валдайской возвышенности, река несет свои воды в Каспийское море. Она собрала в себя воды сотен рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине.

Основными источниками питания Волги служат снеговые (60%) и грунтовые (30%) воды. Зимой река замерзает.

Волга -самая полноводная река Русской равнины.

 Поэт Николай Палькин в стихотворении  "О Волге" посвящает великой русской реке  следующие  строки.

         Стихи о Волге                

                          Н.Палькин.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин речного родника

Вытекает голубое чудо-

русская равнинная река

светлый дом, как девичья светёлка,

тёплый вечер, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь её и дом, и колыбель!

Учитель обобщает стихи :да именно здесь на Русской равнине родилась Волга,

здесь её дом и колыбель!

Учитель.  Большинство рек текут с севера на юг.

5

Вопрос классу: Как вы думаете , почему реки Русской равнины текут на юг?

( Это потому что северная часть равнины  наклонена  к югу, там есть возвышенности).

  Озёра.  

Работа с атласами.  (найдите в атласах или на картах учебника, какие озёра есть на Русской равнине.

Из озер Русской равнины самым  большим является Ладожское озеро.

     6.. Разнообразие природы  (показ природных зон России  на карте ).

(от тундр на севере до пустынь на юге).

Вопросы классу:

  -Какова природа в тундре?

- в пустынях ?

- в тайге?

7. Заполнение таблицы в тетрадях.

Русская равнина.

рельеф

климат

реки

озёра

равнинный

Умеренно-континентальный

Волга-самая полноводная река  равнины. Северная ...

Ладожское, Онежское, Ильмень, Псков, Чудское.

8. Физминутка.

9. Население.

  1. На Русской равнине проживает 80% населения страны.
  2. Русская равнина-главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.
  3.  На Русской равнине расположены  крупнейшие  города  России– Москва и Санкт-Петербург.

  Русская  равнина   славится изделиями народного промысла. .

10.   Сообщение ученика .

6

Слайд 1.

     Русская равнина  богата лесами. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.

Хохломская роспись –В старину среди деревянной утвари, наполнявшей дом, особой любовью пользовались хохломские изделия. Это и до сих пор так. Хохломской промысел – роспись деревянной посуды и мебели – один из самых знаменитых в России.

     Самым большим богатством крестьянской семьи на Руси был добротный, красиво украшенный резьбой дом. Для постройки дома использовали сосну. Пожалуй, нигде в России крестьянские избы не украшались так богато резьбой, как в нижегородском Заволжье. Каждый такой дом отличался индивидуальностью и является произведением искусства.

    Слайд 2.

Слайд 3.

IV.  Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления.

1.Как вы думаете, почему Восточно-Европейская равнина называется Русской?      

2. Почему   Центральной России возникли такие красивые деревянные , украшенные великолепной резьбой дома?  (край богат лесами…)

3. Назовите крупные реки Русской равнины.

Учитель.  Природа  чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование  природы  могучей реки Волги  воспето Людмилой Зыкиной, народной артисткой России.

   Песня "Течёт река Волга" .

 Вывод.  Русская  равнина- это крупнейшая физико-географическая страна на территории России.

Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

. V. Домашнее задание.  

1. Прочитать параграф 27, отметить в контурных картах реки, озёра и возвышенности.

2.  Составить кроссворд на тему "Русская равнина".

VI. Итоги урока.

7

Самоанализ урока географии

Урок проводился в классе со средними учебными возможностями.

Тип урока - комбинированный.   Исходя из темы и типа урока, особенностей класса  были определены следующие цели урока:

. 1.Создать образ Русской равнины, крупнейшего  физико-географического района  России; показать ее уникальность,  обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу с использованием произведений изобразительного искусства, стихов ,и песен русских поэтов и композиторов.

2.Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3.Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1. По источникам передачи и восприятия информации:

словесные 

наглядные - карта,  мультимедийный проектор.

практические - работа с картами атласа, учебником.

2. По характеру познавательной деятельности:

репродуктивный - учащиеся работали с терминами;

сравнивали, объясняли, анализировали.

На уроке использованы следующие

 формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные- были даны опережающие задания, каждый ученик работал с  картами атласа, выполнял задания контроля.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1. Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2. Принцип осознанного процесса обучения.

3. Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1. Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия   .(сравнение площади Русской равнины,

2. Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.  (размещение полезных ископаемых).

3. Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

Этапы урока

1 этап – организационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности.

2 этап – повторение пройденного материала..

Проверка ЗУН.(знаний, умений, навыков)..

3 этап – изучение нового материала.

Задачи этапа - создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

3. Совершенствование умений по анализу текста, составлению схем.

4. Работа с текстом учебника с целью выработать научное мышление.

5. Творческое задание направлено на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности. развитие логики.

4 этап – итог урока, закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

5 этап – практическая часть, логическое завершение урока.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: комбинированный урок с элементами ролевой игры. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные зада

использование стихов и музыки на уроках повышает интерес к предмету . Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность.

http://festival.1september.ru/articles/615600/Image7409.jpg

.

М.Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И.И. Левитана, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

Учитель

.

,

http://festival.1september.ru/articles/615600/Image7409.jpg

.

М.Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И.И. Левитана, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

Учитель

.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное приложение к поурочным разработкам по геометрии

Презентациис анимациями для решения задач по готовым чертежам, тестами, проверочными работамим к каждому уроку по методичке Н.Ф. Гавриловой по геометрии.Название  Г -7 -1 означает :  геометр...

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

поурочные разработки по информатике 5 класс

Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...