КТП по геогафии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
География. Начальный курс
5 класс (35 часов)
Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. География. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
География в основной школе начинает изучаться с 5 класса. В курсе 5 класса 35 часов, один раз в неделю.
Курс географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Нормативные документы, МТО обеспечивающие реализацию программы
1.Примерные программы по географии 5-9 классы (Стандарты 2 поколения), Москва «Просвещение» 2011 г.
2. Учебник География. Начальный курс. 5 класс. Авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Москва, ДРОФА, 2012
3. 4. Комплект тестов и КИМов для 5 класса.
5. Мультимедийные презентации
6. Атлас для 5 или 6 класса. Дрофа 2014 г. Контурные карты для 5 или 6 класса
Цели и задачи курса:
- ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучения географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;
- формирование знаний о том, что изучает география, как люди открывали Землю, о положении Земли во вселенной, о видах изображения земной поверхности, о природе Земли;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Содержание курса географии
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический
метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4
.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практические работы № 5,6
Результаты изучения предмета
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебную задачу; планировать свою деятельность под руководством учителя
выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных
пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
Создать географический образ территории родного края. Иметь знание основных принципов и правил отношения к природе. Иметь уважительное отношение к окружающим. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Темы, связанные с географией родного края (НРК) изучаются в соответствующих темах, выполняются в практической части программы: составление плана местности, наблюдение за звездами.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Что изучает география | 5 | ||
Как люди открывали Землю | 5 | 2 | 1 |
Земля во Вселенной | 9 | 1 | |
Виды изображений поверхности Земли | 5 | 2 | 1 |
Природа Земли | 10 | 2 | 1 |
Защита проектов | 1 | ||
итого | 35 | 6 | 4 |
Прохождение практической части программы по четвертям
география | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Календарно - тематическое планирование
Начальный курс географии 5 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
I четверть | 9 | ||||
Что изучает география | 5 | ||||
1 | Мир, в котором мы живем | 1 | Наблюдают за географическими объектами своей местности(П) Изучают правила работы с учебником и атласом (Р) Анализируют иллюстрации (Р) | ||
2 | Науки о природе | 1 | Определяют значение географических знаний в современной жизни.(П) Оценивают роль географической науки в жизни общества (Р) Формируют приемы работы с учебником и электронным приложением (П) | ||
3 | География - наука о Земле | 1 | Учатся объяснять специфику географии как науки (П) Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением. | ||
4 | Методы географических исследований | 1 | Выявляют методы географической науки. Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы | ||
5 | Обобщение знаний по разделу « Что изучает география» | 1 | Работают с учебником, атласом Выполняют задания учителя. | ||
Как люди открывали Землю | 5 | ||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья | 1 | Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки | ||
7 | Важнейшие географические открытия. П р № 1 «Географические открытия древности и средневековья» | 1 | Работают с топонимическим словарем Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях | ||
8 - 9 | Открытия русских путешественников П р № 2 «Важнейшие географические открытия» | 2 | Читают и анализируют карты атласа. Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий» | ||
II четверть | 7 | ||||
10 | Самостоятельная работа № 1 по теме «Как люди открывали Землю» | 1 | Выполняют задания учителя. Работают с учебником, атласом | ||
Земля во Вселенной | 9 | ||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя | ||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | Самостоятельно готовят сообщения и презентации | ||
13 | Соседи Солнца | 1 | Работают с текстом и рисунками учебника. Выполняют задания учителя | ||
14 | Планеты гиганты и маленький Плутон | 1 | Составляют характеристики планет гигантов по плану. Анализируют иллюстрации учебника | ||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям | ||
16 НРК | Мир звезд «Наблюдение за звездным небом» | 1 | Наблюдают за звездным небом, какие созвездия я видел и знаю | ||
III четверть | 10 | ||||
17 | Уникальная планета Земля | 1 | Сравнивают особенности планет земной группы | ||
18 | Современные исследования космоса | 1 | готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) | ||
19 | Контрольная работа № 2 по теме :«Земля во Вселенной» | 1 | Выполняют задания учителя. Работают с учебником, атласом | ||
Виды изображений поверхности Земли | 5 | ||||
20 | Стороны горизонта | 1 | Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта Ставият учебную задачу под руководством учителя Определяют стороны горизонта | ||
21 | Ориентирование Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу» | 1 | Планируют свою деятельность под руководством учителя Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам | ||
22 НРК | План местности Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности» | 1 | Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане. Составляют и читают простейший план местности | ||
23 | Географическая карта | 1 | Определяют с помощью условных знаков изображенные на карте объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на карте. Сравнивают простейший план местности и карты | ||
24 | Контрольная работа № 3 по теме «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | Ориентируются по плану и карте. Читают легенды карты. Самостоятельно строят простейший план местности | ||
Природа Земли | 10 | ||||
25 | Как возникла Земля | 1 | Анализируют рисунки учебника, Самостоятельно выполняют задания учителя | ||
26 | Внутреннее строение Земли | 1 | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявляют причинно-следственные связи. | ||
IV четверть | 8 | ||||
27 | Землетрясения и вулканы | 1 | Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов Работают с атласом и контурной картой: обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов | ||
28 | Путешествие по материкам П Р № 5 «Описание природы Земли» | 1 | готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли. Работают с учебником, атласом | ||
29 | Вода на Земле | 1 | Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы. Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» | ||
30 | Живая оболочка Земли | 1 | Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. | ||
31 | Почва— особое природное тело П Р № 6 «Сравнение почвенных профилей» | 1 | Анализируют текст учебника. Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Наблюдают образцы почв своей местности | ||
32 | Человек и природа | 1 | Выполняют тестовые задания. Работают с картами. Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины (географический диктант) | ||
33 | Контрольная работа № 4 по теме «Природа Земли» | 1 | Выполняют задания учителя. Работают с учебником и атласом | ||
34 | Повторение начального курса географии | 1 | |||
35 | Контрольная работа на годовой промежуточной аттестации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реки" по геогафии 6 класс
Презентация "Реки" по географии для 6 класса помогает учителю в наглядно,красочно ,доступно изложить и закрепить новый материал ....
Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №1 "Характеристика района добычи нефти"
Использую для самостоятельной работы...
Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №3 "Составление характеристики одной из металлургических баз России-Центральной".
Использую для самостоятельной работы...
Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках геогафии
Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обу...
Практичекая работа по геогафии 6 класс по теме" План местности"
Работа может быть предложена обучающимся как итоговая по теме, для все учеников или отдельной группы. Предусматривает проверку знаний условных знаков плана местности, умение пользоваться масштабом, зн...
Рабочая программа по геогафии 5, 7, 10,11 классы (Полярная Звезда)
Рабочие программы составлены к учебнику Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К....
план подготовки к ОГЭ по геогафии для 9 класса
план подготовки к ОГЭ по геогафии для 9 класса...