Мы Земляне - наш дом планета Земля
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе в виде устного журнала состоящий из нескольких страниц,где отслеживается какое влияние оказывает человек на живую природу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Форма урока- устный журнал | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЫ ЗЕМЛЯНЕ – НАШ ДОМ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
ЦЕЛЬ: Учащиеся должны знать:
основные экологические проблемы мира.
. Познакомить учащихся с терминами “экология”, “эколог”, экологическая безопасность”, “экологическая катастрофа”.
ЗАДАЧИ:
Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
Воспитание нравственно-экологической позиции личности. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Доказать, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать экологическую ситуацию;
- разбираться в сущности экологических проблем;
- излагать правильность решения той или иной проблемы.
Формы проведения: устный журнал.
План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница – решение экологических проблем .
«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три».
Эпиграф «Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На доске экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов – Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Учитель: Словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать наш урок.
-----«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».
- Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.
---Показ фильма (2,16)
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.
-А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом. Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Тема урока: Мы Земляне – наш дом планета Земля
Форма урока :устный журнал состоящий из нескольких страниц Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.
Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.
В. Гёте
Учитель: Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине. А Тамбовская область – один из красивейших уголков земного шара! Меняются времена года, пульсирует природа, бьется неустанно сердце родной земли. И, словно по кровеносным сосудам, течет жизненная влага, живая вода. Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных самых грандиозных процессов.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете, ее Величество – Вода! »
Антуан де Сент – Экзюпери
Сообщение ученика: По территории Тамбовской области протекает 1400 рек, речек и ручьев с более или менее постоянным течением, но свыше 1200 из них имеют длину менее 10 км, а еще 132 реки достигают в длину 25 км.
Сообщение ученика: -Я хочу рассказать вам о реке Савала. Как это чудесно - долго-долго плыть вниз по реке Савала, входя в разные повороты реки, рассматривая все новые и новые пейзажи, чувствуя обтекающую тело прохладную и ласковую воду, а иногда - когда мелко - идти по мягкому песчаному дну реки... Как это чудесно- долго-долго лежать на спине на поверхности воды и глядеть на синее-синее небо и белые облака. В такие минуты чувствуешь, как ты будто растворяешься в этой великой реке и ты наполняешься первозданной, природной чистотой воды, ветра и солнца...
Учитель: Савала — правый приток Хопра, течет в пределах юго-востока Окско-Донского плоскогорья, там, где оно наиболее приподнято. Имеет извилистое русло, спокойное течение, в русле встречаются завалы; местами оно разбивается на протоки, в устье — плавни. Долина реки широкая , около 5 м. , береговые террасы густо изрезаны оврагами и балками. Пойма часто лесиста.
-Ребята, назовите правый приток Савалы? (р.Бурначка)
- Где берёт она начало? ( На северо-востоке Токаревского района у с. Малая Жердевка).
-Какова длина реки и площадь бассейна? ( Длина реки 57 км, площадь бассейна 585 км2.).
-Куда впадает? (Впадает в р Савалу у с. Бурнак.)
Река имеет 5 притоков длиной менее 10 км. Названа из-за шумного течения весной и после дождей. Левый склон долины крутой, пойма неширокая илистая, русло врезано на 2 - 3 м, ширина его 10 – 15м. Как и много веков назад река является главной водной артерией села. Воду из реки используют для полива, хозяйственных нужд, а некоторые жители даже для питья. Летом, в жаркие дни местные жители с удовольствием купаются в реке. А так ли уж это безопасно? Попробуем это выяснить в ходе исследования проведенного в июне 2012 года учащимися 8 класса.
Ученики: Презентация: «Исследование воды реки Бурначка» (5мин)
Учитель: Страница вторая: «Экологичекие проблемы»
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. Наше село Бурнак, не исключение.
"Устами младенца, или Не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"
В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Детские высказывания учащихся .
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он очень полезен.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
-У меня очень много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
-Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
{Бумага.)
-Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
-Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
Его издают разные приборы, машины.
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум.)
-Этого почти не видно.
Этого – очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы.)
-Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Из этого можно сделать что-то новое.
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
-Всегда черного цвета.
Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
Это очень вредно.
У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
Этого много при горении.
(Сажа.)
- Это то, без, чего уже не можем прожить.
Этим мы пользуемся каждый день.
Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
С помощью этого все становится чище.
(CMC.)Синтетические моющие средства
Это легче воды.
-Это может плавать на воде и не тонет.
В речке этого много, когда в ней моют машины.
Это мешает дышать рыбам.
Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло.)
-Вопрос "Куда деть мусор?" становится всё актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него презентацией –исследованием учащихся 9 классов.
Ученики: Презентация: «Экологические проблемы села Бурнак»
Учитель: Страница третья:«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три».
Вот мы и перелистнули очередную страницу нашего устного журнала.
Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано.
В судьбе природы – наша судьба, Это не фраза, не лозунг. Это – истина, истина более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо”. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. И поэтому воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей брошенной собаке, к утке, замерзающей в полынье водоема. Боль “меньшого брата” прими как свою. А когда станешь строителем, геологом, мелиоратором, пахарем, рабочим или “командиром производства”, умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он уважит тебя!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
22 апреля, международная экологическая акция “День Земли”. Ее цель важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие земные насаждения, заставить всех землян задуматься о грозящих катастрофах.
Сообщение учеников: - Традиция проведения Дня Земли родилась в США. В 1990 году этот день стал международной акцией, в которой приняли участие 200 млн. человек из 141 страны мира. К 2000 году акция насчитывала уже сотни миллионов участников из 181 страны
22 апреля – удивительный день, день борьбы за экологию планеты Нет, это не очередной праздник, «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся все более актуальнее. Как сохранить на Земле неприкосновенный «золотой запас» жизни – генетический фонд животных и растений?
-Почему именно 22апреля?
22 апреля в 1969 году возле американского города Санта-Барбара произошла страшная экологическая катастрофа. Тогда миллионы тонн нефти вылились из скважин в океан. Множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, попавших в эту жирную слизь, погибло. Это событие стало моделью возможной экологической катастрофы и послужило толчком появлению в календаре Дня Земли – даты, когда человечество должно задуматься над своим отношением к живому и над последствием своих действий. С 1998 года День Земли официально признается Российской Федерацией.
Учитель: Учащиеся Бурнакского филиала ежегодно принимают активное участие в акциях посвященных Дню Земли.
Ученики: Презентация: « Сохраним планету»
Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уникальность планеты Земля"
Презентация к уроку по теме: "Уникальность планеты Земля".Природоведение 5 класс. Виды почв. Круговорот воды в природе....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Презентация к уроку "Предложение. Уникальность планеты Земля"
Презентация к уроку "Предложение. уникальность планеты Земля"....
Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.
Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....
Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.
Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....
Контрольная работа по разделу "Планета Земля. Общие вопросы изображения и строения Земли", 5 класс
Вариативная контрольная работа по географии, 5 класс....
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала по темам « География –одна из наук о планете Земля. Наблюдение- метод географической науки.Земля среди других планет Солнечной системы»
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме...