Мы Земляне - наш дом планета Земля
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Глущенко Оксана Павловна

Урок в 8 классе в виде устного журнала состоящий из нескольких страниц,где отслеживается какое влияние оказывает человек на живую природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Форма урока- устный журнал65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЫ ЗЕМЛЯНЕ – НАШ ДОМ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

ЦЕЛЬ: Учащиеся должны знать:

основные экологические проблемы мира.

. Познакомить учащихся с терминами “экология”, “эколог”, экологическая безопасность”, “экологическая катастрофа”.

ЗАДАЧИ:

Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.

Воспитание нравственно-экологической позиции личности. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

 Доказать, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: устный журнал.
План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница – решение экологических проблем .
«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три».

Эпиграф «Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На доске экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов – Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
         

Учитель: Словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать наш урок.

 -----«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

             - Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.

---Показ фильма (2,16)

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

          От кого мы охраняем природу?  - От человека

            В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.

-А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Тема урока: Мы Земляне – наш дом планета Земля

Форма урока :устный журнал состоящий из нескольких страниц Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

В. Гёте

Учитель: Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине
. А Тамбовская область – один из красивейших уголков земного шара! Меняются времена года, пульсирует природа, бьется неустанно сердце родной земли. И, словно по кровеносным сосудам, течет жизненная влага, живая вода. Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных самых грандиозных процессов. 

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты  самое большое богатство на свете, ее Величество – Вода! »

Антуан де Сент – Экзюпери

Сообщение ученика: По территории Тамбовской области протекает 1400 рек, речек и ручьев с более или менее постоянным течением, но свыше 1200 из них имеют длину менее 10 км, а еще 132 реки достигают в длину 25 км.

Сообщение ученика:  -Я хочу рассказать вам о реке Савала.   Как это  чудесно  - долго-долго  плыть  вниз по  реке Савала,  входя в разные повороты реки, рассматривая все новые и новые  пейзажи, чувствуя  обтекающую тело прохладную и ласковую воду, а иногда - когда мелко  - идти по мягкому песчаному дну  реки... Как  это  чудесно-  долго-долго лежать на  спине на поверхности  воды  и глядеть на синее-синее  небо  и  белые облака. В  такие минуты чувствуешь,  как ты будто  растворяешься  в этой великой реке и  ты  наполняешься  первозданной, природной чистотой воды, ветра и солнца...

Учитель: Савала — правый приток Хопра, течет в пределах юго-востока Окско-Донского плоскогорья, там, где оно наиболее приподнято. Имеет извилистое русло, спокойное течение, в русле встречаются завалы; местами оно разбивается на протоки, в устье — плавни. Долина реки широкая , около 5 м. , береговые террасы густо изрезаны оврагами и балками. Пойма часто лесиста.

-Ребята, назовите правый приток Савалы? (р.Бурначка)

- Где берёт она начало?  ( На северо-востоке Токаревского района у с. Малая Жердевка).

-Какова длина реки и площадь бассейна?  ( Длина реки 57 км, площадь бассейна 585 км2.).

-Куда впадает? (Впадает в р Савалу у с. Бурнак.)

 Река имеет 5 притоков длиной менее 10 км. Названа из-за шумного течения весной и после дождей. Левый склон долины крутой, пойма неширокая илистая, русло врезано на 2 - 3 м, ширина его 10 – 15м. Как и много веков назад река является главной водной артерией села. Воду из реки используют для полива, хозяйственных нужд, а некоторые жители даже для питья. Летом, в жаркие дни местные жители с удовольствием купаются в реке. А так ли уж это безопасно? Попробуем это выяснить в ходе исследования проведенного в июне 2012 года учащимися 8 класса.

Ученики: Презентация: «Исследование воды реки Бурначка» (5мин)

Учитель:  Страница вторая: «Экологичекие проблемы»

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

 Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. Наше село Бурнак, не исключение.

"Устами младенца, или Не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"

В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Детские высказывания учащихся .

Его производит обыкновенная корова.

В небольших количествах он очень полезен.

Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

-У меня очень много игрушек сделано из нее.

Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

-Ее изобрели китайцы.

У нас ее получают из дерева.

Она легко горит.

Из нее получается очень много мусора.

На ней обычно рисуют или пишут.

{Бумага.)

-Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло.)

-Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

Его издают разные приборы, машины.

Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум.)

-Этого почти не видно.

Этого – очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы.)

-Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить деньги.

Из этого можно сделать что-то новое.

Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металлолом.)

-Всегда черного цвета.

Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

Это очень вредно.

У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

Этого много при горении.

(Сажа.)

- Это то, без, чего уже не можем прожить.

Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

С помощью этого все становится чище.

(CMC.)Синтетические моющие средства

Это легче воды.

-Это может плавать на воде и не тонет.

В речке этого много, когда в ней моют машины.

Это мешает дышать рыбам.

Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло.)

-Вопрос "Куда деть мусор?" становится всё актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него презентацией –исследованием учащихся 9 классов.

Ученики: Презентация: «Экологические проблемы села Бурнак»

Учитель:      Страница третья:«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три». 

Вот мы и перелистнули очередную страницу нашего устного журнала.

        Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано.        
В судьбе природы – наша судьба, Это не фраза, не лозунг. Это – истина, истина более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений.

 Природа – наше богатство, сберечь это богатство для  последующих  поколений – наша задача и наш долг.

   Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина  Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо”. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. И поэтому воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей брошенной собаке, к утке, замерзающей в полынье  водоема. Боль “меньшого брата” прими как свою. А когда станешь строителем, геологом, мелиоратором, пахарем, рабочим или “командиром производства”, умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он уважит тебя!

   Для рыбы нужна чистая вода  –  будем  охранять  наши  водоемы.  В  лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем  охранять  наши  леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю –  лес,  степи,  горы.  А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом  мы сохраним свою планету по имени Земля.

22 апреля, международная экологическая акция “День Земли”. Ее цель важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие земные насаждения, заставить всех землян задуматься о грозящих катастрофах.

Сообщение учеников: - Традиция проведения Дня Земли родилась в США. В 1990 году этот день стал международной акцией, в которой приняли участие 200 млн. человек из 141 страны мира. К 2000 году акция насчитывала уже сотни миллионов участников из 181 страны

22 апреля – удивительный день, день борьбы за экологию планеты  Нет, это не очередной праздник, «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся все более актуальнее. Как сохранить на Земле неприкосновенный «золотой запас» жизни – генетический фонд животных и растений? 

-Почему именно 22апреля?

22 апреля в 1969 году возле американского города Санта-Барбара произошла страшная экологическая катастрофа. Тогда миллионы тонн нефти вылились из скважин в океан. Множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, попавших в эту жирную слизь, погибло. Это событие стало моделью возможной экологической катастрофы и послужило толчком появлению в календаре Дня Земли – даты, когда человечество должно задуматься над своим отношением к живому и над последствием своих действий. С 1998 года День Земли официально признается Российской Федерацией.

Учитель: Учащиеся Бурнакского филиала ежегодно принимают активное участие в акциях посвященных Дню Земли.

Ученики: Презентация: « Сохраним планету»

Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уникальность планеты Земля"

Презентация к уроку по теме: "Уникальность планеты Земля".Природоведение 5 класс. Виды почв. Круговорот воды в природе....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Презентация к уроку "Предложение. Уникальность планеты Земля"

Презентация к уроку  "Предложение. уникальность планеты Земля"....

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....