Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №1
Ульяновская область, р.п. Павловка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География.
Начальный курс.
Класс: 6 класс
Учитель: Галеева Мяйсяря Султановна
Количество часов на год: 35
Количество часов в неделю: 1час
Практических работ: 16(оценочных).
Контрольных работ: 3
Планирование составлено на основе государственной программы по географии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Вентана - Граф» 2012 год
Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования , представленных в ФГОС ООО второго поколения ;
3.примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
- программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе , об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку.
Рабочая программа «География. Начальный курс.» полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, изучение географии в 6 классе осуществляется из расчёта 1час в неделю,35 часов в год.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯПРЕДМЕТА « ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства , о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды , о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ :
- понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития , значения охраны окружающей среды и рационального природопользования , реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
- применение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
- формирование навыков работы с различными источниками географической информации , умение использовать информационно- коммуникативные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников , таких как :
- умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
- умение пользоваться информационными- коммуникативными технологиями;
- владеть научными географическими понятиями;
- видеть проблемы и ставить вопросы;
- анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
- наблюдать и исследовать местность , делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных , метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства , о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды , о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.» .
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе , об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.»
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;
- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Содержание учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
Содержание раздела (темы) | Планируемые результаты изучения раздела (темы) |
Введение «Географическое познание нашей планеты» (6 ч) | |
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географический объект», «компас». Использовать понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта. Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний. |
Раздел I Изображение земной поверхности (12 ч) | |
Тема «План местности» (6 ч) Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отместки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота». Использовать понятие план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота» для решения учебных задач для ориентирования на местности, по приведению глазомерной съемки местности (маршрута), по определению относительных на местности и абсолютных высот по карте по чтению плана и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса, географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения. Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать приобретенные знаний и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности» (6 ч) Глобус – модель земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюса, меридианы и параллели, тропики, полярные круги). Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, Земли из Космоса. | |
Раздел II «Геосферы Земли» (15 ч) | |
Тема «Литосфера» (5 ч) Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда, антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины». Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород. Составлять описание гор и равнин, их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Атмосфера» (6 ч) Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы и муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «погода», «ветер», «атмосферные осадки», «климат». Использовать понятия «атмосфера», «погода», «ветер», «атмосферные осадки», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления по созданию самостоятельных метеорологических измерений, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающее направление ветра. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Гидросфера» (2 ч) Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро». Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Биосфера и почвенный покров» (1 ч) Почва и ее образование. Плодородие почвы. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие», «биосфера», «природный комплекс». Использовать понятия «биосфера» «природно-территориальный комплекс», для решения учебных задач по определению механического состава почвы. Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тема «Географическая оболочка» (1 ч). Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и почвенного покрова. природные компон7енты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса». Использовать понятия: «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса», «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера» «природно-хозяйственный комплекс» для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас. Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли. Приводить примеры представителей различный рас. Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе. |
Повторение и систематизация тем по курсу (2 ч) | |
Итоговое повторение, систематизация, и обобщение курса Повторение тем «Географическое познание планеты», «Земля как планета Солнечной системы», «Литосфера», Повторение тем «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера» | Промежуточная аттестация обучающихся по курсу |
Методы обучения
I. Методы, решающие задачи первичного овладения материалом.
1. Информационно-развивающие методы:
- устое изложение учителя;
- беседа;
- работа с книгой.
2. Поисковые или эвристические методы:
- эвристическая беседа;
- диспут;
- исследовательский метод;
- лабораторные работы.
II. Методы, обеспечивающие закрепление и совершенствование УУД.
1. Репродуктивные методы:
- пересказ;
- упражнения по образцу.
2. Воспроизводяще - творческие методы:
- вариативные упражнения;
- практические работы;
- творческие работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фронтальная,индивидуальная,групповая,парная,коллективная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА
Личностные результаты:
- овладение на уровне курса системой географических знаний, умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и др.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решение.
Предметными результатами являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в т.ч. задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры, и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах отдельных территорий;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных компонентов географической среды, в т.ч. ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как языка международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умения и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории выживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:
*учительский контроль;
*самоконтроль;
*взаимоконтроль.
формы контроля за качеством обучения и усвоения материала :
- собеседование
- опросы, экспресс-опросы
- самостоятельная работа
- дискуссия
- наблюдение
-тестирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Тема | Общее кол-во часов |
Введение. Географическое познание нашей планеты. | 6 | ||
1 | Начало географического познания Земли. | 1 | |
2 | География в Средние века (Европа). | 1 | |
3 | География в Средние века(Азия) | 1 | |
4 | Великие географические открытия | 1 | |
5 | Географические открытия и исследования в хvi-хiх вв. | 1 | |
6 | Современные географические исследования | 1 | |
Изображение земной поверхности. | 12 | ||
7 | Изображение земной поверхности. | 1 | |
8 | Ориентирование на местности. | 1 | |
9 | Топографический план и топографическая карта. | 1 | |
10 | Как составляют топографические планы и карты | 1 | |
11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах | 1 | |
12 | Виды планов и их использование | 1 | |
Глобус и географическая карта - модели земной поверхности (6 ч) | |||
13 | Глобус - модель Земли | 1 | |
14-15 | Географические координаты | 2 | |
16 | Определение расстояний и высот по глобусу | 1 | |
17 | Географическая карта | 1 | |
18 | Географические карты и навигация в жизни человека | 1 | |
Геосферы Земли | 15 | ||
Литосфера (5 ч) | |||
19 | Минералы | 1 | |
20 | Выветривание и перемещение горных пород | 1 | |
21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши | 1 | |
22 | Равнины и плоскогорья суши | 1 | |
23 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | |
Атмосфера (6 ч) | |||
24 | Как нагревается атмосферный воздух | 1 | |
25 | Атмосферное давление | 1 | |
26 | Движение воздуха | 1 | |
27-28 | Вода в атмосфере | 2 | |
29 | Климат | 1 | |
Гидросфера (2 ч) | |||
30 | Воды Мирового океана | 1 | |
31 | Воды суши. | 1 | |
Биосфера и почвенный покров (1 ч) | |||
32 | Биологический круговорот. Почва | 1 | |
Географическая оболочка Земли(1ч) | |||
33 | Взаимосвязь оболочек Земли Географическая оболочка | 1 | |
Резерв | 2 | ||
Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание
Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии
Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение
Изображение земной поверхности (12 ч)
План местности (6 ч)
Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.
Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности
Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)
Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса
Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе
Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин
Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами
Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.
Геосферы Земли (15 ч)
Литосфера (5 ч)
Минералы и их свойства.
Ильменский минералогический заповедник.
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.
Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.
Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Атмосфера (6 ч)
Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.
Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.
Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.
Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.
Гидросфера (2 ч)
Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.
Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.
Биосфера и почвенный покров (1 ч)
Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.
Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.
Географическая оболочка Земли (1 ч)
Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.
Образование рас в разных природных условиях.
Резерв 2 ч
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ«ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
Предметные результаты
1. Знать и объяснять существенные признаки понятий:
- географический объект;
- глобус;
- земная ось;
- географический полюс;
- экватор;
- литосфера;
- земная кора;
- атмосфера;
- погода;
- гидросфера;
- океан;
- море;
- река;
- озеро;
- биосфера.
2. Использовать понятия для решения учебных задач по:
-ориентированию на местности;
- проведению глазомерной съемки местности;
- определению атмосферного давления;
- созданию самодельных метеорологических измерителей;
-определению суточной температуры;
- воздуха определению образованию тумана;
-выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле;
-определению механического состава почвы.
3. Приводить примеры:
- географических объектов своей местности;
- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;
-форм рельефа суши;
- ветров различного направления.
4. Отбирать источники географической информации для:
- описания формы рельефа;
- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;
- составления описаний гор, равнин, океанов, рек и их географического положения;
-объяснения причин разнообразия климата на Земле;
- составления описаний глубин океанов.
5. Использовать приобретенные знания и умения для:
- приведения фенологических наблюдений;
- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;
- оценки интенсивности землетрясений;
- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;
- определения температуры и давления воздуха ,направления и скорости ветра ,виды облаков и атмосферных осадков;
- составления коллекции комнатных растений;
- составления описания коллекций комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы;
- для понимания причин фенологических наблюдений;
-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков
6. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности их разных источников.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
- Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2010
- Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2010.
- Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература для учащихся:
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
- Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Региональный компонент:
- Географическое краеведение: учебное пособие для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2011.
- Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. – Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004
- Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: Дом печати, 1997.
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007
Календарно-тематическое планирование по предмету «География. Начальный курс»6класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) | Используемые ЦОР | Система контроля | Планируемые результаты
| Универсальные учебные действия (УУД) | Домашнее задание | ||||||||
предметные | метапредметные | личностные | познавательные | коммуникативные | личностные | регулятивные | ||||||||||||
1 | Начало географического познания Земли. | География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. | о р э | 4,10 11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «география», «географический объект», «географические процессы и явления», «географическая оболочка». | Формирование приемов работы с учебником. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Строить модель гномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в «дневнике географа-следопыта» | 1.1 4.14.2 | 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §1зад.3,р/р, | ||||
2 | География в средние века. (Европа) | Расширение географического кругозора в Средние века. Открытие викингов. Торговые пути в Азию. | о р э | 4,10,11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий. | Формирование приемов работы с учебником - искать и отбирать информацию. | Формирование ответствен-ного отношения к учёбе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа — следопыта» Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §2, презента-ция | ||||
3 | География в средние века. (Азия) | Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. | о р э | 4,10,11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: компас. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | § 3, | ||||
4 | Великие географические открытия. | Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | о р э | 4,10,11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «материки и части света» | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | § 4, лента времени «Вел. геогр. открытия». | ||||
5 | Географические открытия и исследования в 16-19 веках. | Продолжение эпохи великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. | о р э | 4,10,11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | § 5, презента-ция | ||||
6 | Современные географические исследования. | Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение. | Строить модель гномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в «дневнике географа-следопыта» | 4,10,11 | видеогеогр | о/к,с/к,в/к | Применять изображение Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний. | Формирование приемов работы с учебником. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению «языка» космических снимков. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | § 6, доклад о первой полярной экпедиции | ||||
Изображение земной поверхности. План местности (6ч) | ||||||||||||||||||
7 | Изображения земной поверхности. | Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Составление характеристики планет. Анализ иллюстраций учебника. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Составлять описание объектов. | Осознание ценностей геогр. знаний и применение их на практике. | Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности. | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | §7, презента-ция | |||||
8 | Ориентирование на местности. | Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать значения понятий: азимут. Использовать понятие азимут для решения учебных задач по ориентированию на местности. | Работать в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке. | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | § 8 | ||||
9 | Топографический план и топографическая карта. | Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать понятие географическая карта, масштаб. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формиро-вание ответственного отношения к учёбе. Формиро-вание личностных представле-ний о целостности природы Земли. | Создавать игру «Топографическое домино». Проводить чемпионат по топографическому домино. | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | §9, план хорошо знакомой местности (по памяти). | ||||
10 | Как составляют топографические планы и карты. | Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Использовать понятия по проведению глазомерной съёмки местности по составлению плана местности. Использовать приобретённые знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков. | Умение вести самостоя-тельный поиск и отбор информа-ции. | Формиро-вание нравственно-го поведения и морального сознания. | Проводить полярную съёмку пришкольного участка. Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | §10, школа географа -следопыта. | ||||
11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах. | Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты большого Соловецкого острова. | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятия «абсолютная и относительная высота». Определять относительную высоту на местности и абсолютную по карте. Читать планы и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов. | Умение составлять рассказ по плану. | Формиро-вание ответственного отношения к учёбе. | Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа. | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | § 11, школа географа -следопыта. | ||||
12 | Виды планов и их использование. | Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные). | О, Р,Э | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса, географических карт, их различия по содержанию, масштабу, и способам картографического изображения. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение составлять рассказ по плану. | Формиро-вание ответственного отношения к учёбе. | Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов. | 1.1 1.2 2.2 3.34.1 | 1.1 1.3 1.4 | РПл | § 12, школа географа -следопыта | ||||
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6ч) | ||||||||||||||||||
13 | Глобус-модель Земли. | Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин | О, Э, И | 4, 11, 14, 16 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Определять по карте расстояния и высоты по глобусу. | Формировать умение организовывать свою деятель-ность по определению расстояний и высот по глобусу. Формировать умения сравнивать, составлять кроссворд. | Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использова-ния в хозяйствен-ной деятельности человека. | Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг. | 1.1 3.4 4.1 | 1.1 1.4 | Р,Ц РПл | §13, школа географа-следопы-та | ||||
14-15 | Географические координаты. | Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. | О, Э, И | 4, 11, 14, 16 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий масштаб. Определять по карте расстояния. | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником. | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира. | Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного полярных округов. Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам.
| 1.1 3.4 4.1 | 1.1 1.4 | Р,Ц РПл | §14.15 , школа географа-следопы-та | ||||
16 | Определение расстояний и высот по глобусу. | Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин | О, Э, И | 4, 11, 14, 16 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Определять по карте направления абсолютной и относительной высот и точек, географические координаты и местоположение географических объектов. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса. Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса. Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направления «север-юг». | 1.1 3.4 4.1 | 1.1 1.4 | Р,Ц РПл | §16, школа географа-следопы-та | ||||
17 | Географическая карта. | Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. | О, Э, И | 4, 11, 14, 16 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Определять по карте расстояния и высоты по глобусу. | Формировать умение организовывать свою деятель-ность по определению расстояний и высот по глобусу. Формировать умения сравнивать, составлять кроссворд. | Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компо-нента научной картины мира и объекта использова-ния в хозяйствен-ной деятельности человека. | Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.. | 1.1 3.4 4.1 | 1.1 1.4 | Р,Ц РПл | §17, школа географа-следопы-та | ||||
18 | Географические карты и навигация в жизни человека. | Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации. | О, Э, И | 4, 11, 14, 16 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Объяснять значение понятий: “географическая карта”. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово. Формирование умения работать с текстовым компонентом | Формирование ответ-ственного отношения к учёбе. Формирование личностных предста-влений о целостности природы Земли. Формирование эмо-циональноценностного отно-шения к окружающей среде. | Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты. | 1.1 3.4 4.1 | 1.1 1.4 | Р,Ц РПл | §18, школа географа-следопы-та: (задание II) | ||||
Геосферы земли (15 ч.). Литосфера (5 ч) | ||||||||||||||||||
19 | Минералы. | Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник. | О, Р, П | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосферы и ее строение. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. | Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания единства географического пространства. | Работать с коллекцией минералов и горных пород. Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта» | 1.2 2.5 3.3 3.4 | 1.1 1.4 | РЦ РПл | §19, школа географа-следопы-та | ||||
20 | Выветривание и перемещение горных пород. | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующего земную поверхность. | О, Р, П | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять процессы выветривания и перемещения горных пород. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. | Заочно знакомиться с известняковыми пещерами. Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита. Наблюдать первые результаты опыта | 1.2 2.5 3.3 3.4 | 1.1 1.4 | РЦ РПл | §20, школа географа-следопы-та | ||||
21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши. | Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. | О, Р, П | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять понятия:
Отбирать источники географической информации для составления описаний формы рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор, составлять описание гор, их географического положения. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географи-ческой среды во взаимосвязи природы. | Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника. Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке | 1.2 2.5 3.3 3.4 | 1.1 1.4 | РЦ РПл | §21, школа географа-следопы-та | ||||
22 | Равнины и плоскогорья суши. | Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. | О, Р, П | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятия равнины. Отбирать источ-ники географичес-кой информации для составления описаний формы рельефа, для объяснения происхождения географических названий равнин, составлять описание равнин, их географичес-кого положения. Проводить самостоятельный поиск географи-ческой информа-ции своей мест-ности из разных источников. Приводить примеры формы рельефа суши. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника. Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке | 1.2 2.5 3.3 3.4 | 1.1 1.4 | РЦ РПл | §22, школа географа-следопы-та | ||||
23 | Рельеф дна мирового океана. | Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф. | О, Р, П | 4,10,11 | видеогеография | о/к, с/к, в/к | Приводить примеры форм рельефа дна мирового океана. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов. Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода | 1.2 2.5 3.3 3.4 | 1.1 1.4 | РЦ РПл | §23, школа географа-следопы-та | ||||
Атмосфера (6 ч.) | ||||||||||||||||||
24 | Как нагревается атмосферный воздух. | Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха | О, П, Р, К | 4,10,11 | идеогеография | о/к, с/к, в/к | Использовать понятия «атмосфе-ра» для решения по определению суточной температуры воздуха. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха. Определять по статданным значения амплитуды температуры воздуха. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения температуры. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологичес-кой культуры. Развитие речи учащихся. | Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды. Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия | 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РПл | §24, школа географа-следопы-та | ||||
25 | Атмосферное давление. | Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферно-го давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды | О, П, Р, К | 4,10,11 | идеогеография | о/к, с/к, в/к | Использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления. Устанавливать взаимосвязи температурой воздуха и атмосферным давлением. Использовать приобретенные знания и умения для определения температуры и давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отно-шения к окружа-ющей сре-де, осознание необходимости ее сохранения и рацио-нального использова-ния. | Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом. Измерять атмосферное давление на разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления | 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РПл | §25, школа географа-следопы-та | ||||
26 | Движе-ние воздуха. | Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны | О, П, Р, К | 4,10,11 | идеогеография | о/к, с/к, в/к | Устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления. Определять по статданным преобладающие направления ветра. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карты погоды, для определения направления и скорости ветра. | Формирование умения организо-вать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формиро-вание умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование ос-нов эколо-гической культуры. Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах. Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре. | 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РПл | §26 | ||||
27-28 | Вода в атмосфере. | Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года | О, П, Р, К | 4,10,11 | идеогеография | о/к, с/к, в/к | Использовать понятия по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Определять по статданным характер годового хода атмосферных осадков. Использовать приобретенные знания и умения для определения вида облаков и атмосферных осадков. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Формиро-вание ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман. Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков | 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РПл | §27.28, школа географа-следопы-та | ||||
29 | Климат. | Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели | О, П, Р, К | 4,10,11 | идеогеография | о/к, с/к, в/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «климат». Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Проводить самостоятельный поиск географи-ческой информа-ции о своей мест-ности из разных источников. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения ориентироваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуника-тивной компетенции в обще-нии со све-рстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологичес-кой культуры. | Составлять карты климатических рекордов Земли. Анализировать основные климатические показатели своей местности | 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РПл | §29, школа географа-следопы-та | ||||
Гидросфера (2 ч.) | ||||||||||||||||||
30 | Воды Мирового океана. | Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения | Э, И, К | 4,10,11 | видеогеография | о/к, в/к, с/к | Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и составлять описание их географического положения. | Овладение способностями к самостоятель-ному приобретению новых знаний. Формирований умений работать с текстом учебника. | Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. | Составлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника. Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке | 1.1 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РЦ | §30, школа географа-следопы-та | ||||
31 | Воды суши. | Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолет-няя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота | Э, И, К | 4,10,11 | видеогеография | о/к, в/к, с/к | Отбирать источники географической информации для описания рек и их географического положения. Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, источников питания и режима реки. Проводить самостоятельный поиск географи-ческой информа-ции о своей мест-ности из разных источников. | Формирование умений работать с текстовым и внетекстовыми компонентами учебника. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологичес-кой культуры. | Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами | 1.1 3.3 4.1 | 1.1 1.4 | РЦ | §31, школа географа-следопы-та | ||||
Биосфера (2ч) | ||||||||||||||||||
32 | Биологический кругово-рот. Почва. | Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах | Э, И, К | 4,10,11 | видеогеография | о/к, в/к, с/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие». Использовать понятие для ращения учебных задач по определению механического состава почвы. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы разных районов Земли. | Формирование умения организо-вать свою деятельность. Формирование умений работать с текстовым и внетекстовыми компонентами учебника. | Формирование ответ-ственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта» | §32, школа географа-следопы-та, доклад | |||||||
33 | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. | Круговорот вещества на Земле. Природно-территори-альный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях. | Э, И, К | 4,10,11 | видеогеография | о/к, в/к, с/к | Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природно-территориальный комплекс». Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе. | Развитие практических умений работать с путеводите-лями и опреде-лителями. | Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта» | §33, школа географа-следопы-та | |||||||
Резерв – 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...