Рабочая программа по географии 6 класс (8 вида)
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 6 класс (8 вида) | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основании: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы.
Рабочая программа составлена для учащихся 6 классов (8 вида), рассчитана на 2 часа в неделю. В сумме составляет 66 часов.
Курс состоит из нескольких разделов: «Введение», «Ориентирование на местности», «План и карта», «Формы поверхности Земли», «Вода на Земле», «Земной шар». «Карта России».
Изучение географии во вспомогательной школе направлено на достижение следующих целей:
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
В конце рабочей программы приведены требования к уровню подготовки семиклассников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняются и расширяются от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
VI класс (66 часов)
Введение (4 часа)
География - наука о природе Земли, население и его хозяйственной деятельности.
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.
Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. (Экскурсия).
Р а з д е л 1. Ориентирование на местности (5 ч).
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование по Солнцу и компасу, по местным признакам природы.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Р а з д е л 2. План и карта (9 ч).
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Р а з д е л 3. Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности
Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Р а з д е л 4. Вода на Земле (10 ч).
Вода на Земле.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, её части. Горные и равнинные реки.
Использование рек.
Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болото, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова.
Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Р а з д е л 5. Земной шар (14 ч).
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды
на глобусе.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий.
Первые кругос1ветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной
поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Р а з д е л 6. Карта России (20 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Работа с контурными картами.
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки: Дон. Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
Реки: Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал.
Работа с контурными картами.
Наш край на карте мира.
Повторение начального курса физической географии.
Повторение начального курса физической географии.
Практические работы
- Чтение и обобщение календарей природы и труда.
- Зарисовка линии сторон горизонта.
- Схематическая зарисовка компаса.
- Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу, по местным признакам.
- Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
- 2.Упражнение в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
- Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане в масштабе.
- Вычерчивание простейших планов.
- Зарисовка в тетрадях условных знаков.
- Чтение простейших планов по условным знакам.
- Изготовление топографического лото.
- Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
- Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
- Показ на физической карте России форм поверхности.
- Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
- Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
- Проведение опытов:
- Растворение морской соли в воде;
- Очистка воды фильтрованием.
- Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других её частей.
- Показ на физической карте России различных водоёмов.
- Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
- 2.Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
- Оформление таблицы названий океанов и материков.
- Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
- Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости на земном шаре.
- Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни в различных климатических
- поясах земного шара.
- Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Календарно-тематическое планирование
Практических работ – 27
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 6 классов (8 вида), рассчитано на 2 часа в неделю. В сумме составляет 66 часа. Данное календарно-тематическое планирование разработано в полном соответствии с программой вспомогательной школы
Курс состоит из нескольких разделов: «Введение», «Ориентирование на местности», «План и карта», «Формы поверхности Земли», «Вода на Земле», «Земной шар». «Карта России».
№ | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | Номенклатура, терминология. | Основные знания | Основные умения | Практические работы | Домашнее задание |
Введение | 4 | География. | Что изучает география; | ||||
1 | География - наука о природе Земли, население и его хозяйственной деятельности. | 1 | Стр.4-7 | ||||
2 | Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. | 1 | 1.Чтение и обобщение календарей природы и труда. | Стр. 7-12 | |||
3 | Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности. | 1 | Стр. 13-16 | ||||
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. (Экскурсия). | 1 | Стр. 17 | ||||
Ориентирование на местности. | 5 | Горизонт, компас, линия и стороны горизонта. | Горизонт, линию и стороны горизонта; | Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы. | |||
5 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 | 2.Зарисовка линии сторон горизонта. | Стр. 18-19 | |||
6 | Стороны горизонта. | 1 | Стр. 20-21 | ||||
7 | Компас и правила пользования им. | 1 | 3.Схематическая зарисовка компаса. | Стр. 22-24 | |||
8 | Ориентирование по Солнцу и компасу, по местным признакам природы. | 1 | Стр. 24-27 | ||||
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. | 1 | 4. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу, по местным признакам. | ||||
План и карта | 9 | Условные знаки, план, карта, масштаб, возвышенности, | Отличие плана от рисунка и географической карты. Масштаб, его обозначение. Основные направления на плане, географической карте. Условные цвета и знаки географической карты. | Читать простейшие планы местности. Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки). Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | |||
10 | Рисунок и план предмета. | 1 | 5.Вычерчивание простейших планов. | Стр. 69-72 | |||
11 | План и масштаб. | 1 | 6.Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане в масштабе. | Стр. 72-74 | |||
12 | План класса. | 1 | Стр. 74-76 | ||||
13 | План школьного участка. | 1 | Стр. 76-77 | ||||
14 | Условные знаки плана местности. | 1 | 7.Чтение простейших планов по условным знакам. | Стр. 78-80 | |||
15 | План и географическая карта. | 1 | 8.Упражнение в умении обозначать направления на плане и контурной карте. | Стр. 81-83 | |||
16 | Условные цвета физической карты. | 1 | 9.Изготовление топографического лото. | Стр. 83-85 | |||
17 | Условные знаки физической карты. | 1 | 10.Зарисовка в тетрадях условных знаков. | Стр. 86-87 | |||
18 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 | 11.Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте. | Стр. 88-90 | |||
Формы поверхности Земли. | 4 | Рельеф, равнины, холмы, овраги, землетрясения. | Основные формы земной поверхности. | Выявлять на местности особенности рельефа и водоёмов. Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности. | . | ||
19 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности | 1 | 12. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. | ||||
20 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. | 1 | 13. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. | Стр. 28-30 | |||
21 | Овраги, их образование. | 1 | Стр. 31-32 | ||||
22 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | 1 | 14. Показ на физической карте России форм поверхности. | Стр. 33-38 | |||
Вода на Земле | 10 | Океаны, моря, окраинные, внутренние, острова, полуострова, реки, ледник, каналы, водохранилища, родник. | Виды водоёмов, их различия. Меры по охране воды от загрязнения. Правила поведения в природе. | ||||
23 | Вода на Земле. | 1 | 15. Показ на физической карте России различных водоёмов. | Стр. 39-42 | |||
24 | Родник, его образование. | 1 | Стр. 43-44 | ||||
25 | Колодец. Водопровод. | 1 | Стр. 45-47 | ||||
26 | Река, её части. Горные и равнинные реки. | 1 | 16. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других её частей. | Стр. 47-51 | |||
27 | Использование рек. | 1 | Стр. 51-53 | ||||
28 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. | 1 | Стр.54-57. | ||||
29 | Болото, их осушение. | 1 | Стр. 57-60 | ||||
30 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. | 1 | 17. Проведение опытов: Растворение морской соли в воде; Очистка воды фильтрованием. | Стр. 60-63 | |||
31 | Острова и полуострова. | 1 | 18. Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. | Стр. 63-66 | |||
32 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | 1 | 19. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. | Стр. 66-68 | |||
Земной шар. | 14 | Земная ось, северный, южный полюса, глобус, материки. | Распределение суши и воде на Земле. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий. Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле. Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли. Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов. Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем. Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий. Основные типы климатов. | Ориентироваться на географической карте, глобусе. | |||
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | Стр. 91-93 | ||||
34 | Планеты. | 1 | Стр. 94-96 | ||||
35 | Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | 1 | Стр. 96-99 | ||||
36 | Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | 1 | 20. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. | Стр.100-102 | |||
37 | Физическая карта полушарий. | 1 | Стр. 103-104 | ||||
38 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | Стр. 104-105 | ||||
39 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 | Стр. 106-108 | ||||
40 | Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 | 21. Оформление таблицы названий океанов и материков. | Стр.109-111 | |||
41 | Первые кругосветные путешествия. | 1 | 22. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. | Стр. 112-115 | |||
42 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | 23. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. | Стр. 116-118 | |||
43 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 | 24. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни в различных климатических поясах земного шара. | Стр. 119-122 | |||
44 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 1 | 25. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости на земном шаре. | Стр. 122-125 | |||
45 | Природа тропического пояса. | 1 | Стр. 125-128 | ||||
46 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | Стр. 128-131 | ||||
Карта России. | 20 | Географическое положение России на физической карте и карте полушарий. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. | ||||
47 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва. | 1 | Стр. 132-137 | ||||
48 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | 26. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. | Стр. 138-140 | |||
49 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | Стр. 140-142 | ||||
50 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | Стр. 143-147 | ||||
51 | Острова и полуострова России. | 1 | Стр. 148-151 | ||||
52 | Работа с контурными картами. | 1 | карта | ||||
53 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | 27. Путешествие (на карте) по нашей стране. | Стр. 152-155 | |||
54 | Работа с контурными картами. | 1 | карта | ||||
55 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | Стр. 155-158 | ||||
56 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | Стр. 159-161 | ||||
57 | Работа с контурными картами. | 1 | карта | ||||
58 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | Стр. 162-165 | ||||
59 | Реки: Дон. Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | Стр. 166-168 | ||||
60 | Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. | 1 | Стр. 168-171 | ||||
61 | Реки: Лена, Амур. | 1 | Стр. 172-174 | ||||
62 | Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал. | 1 | Стр. 175-177. | ||||
63 | Работа с контурными картами. | 1 | карта | ||||
64 | Наш край на карте мира. | 1 | Стр. 178 | ||||
65 | Повторение начального курса физической географии. | 1 | повторять. | ||||
66 | Повторение начального курса физической географии.. | 1 |
Требования к оснащению учебного процесса
Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.
В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Организация учебного кабинета
- Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
- Комплектование кабинета географии средствами обучения соответствует требованиям.
- Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся.
- Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения.
- Создана система хранения и размещения учебного оборудования.
- Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета географии.
- Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
- Быстрый поиск нужной карты, подготовка ее к демонстрации и возвращение в картохранилище обеспечивает система хранения карт.
- Натуральные объекты - гербарии, коллекции - во избежание выцветания от солнечных лучей хранятся в закрытых коробках в глухих секциях шкафа.
- Видеокассеты и компакт-диски хранят в фабричных коробочках. Укладка для них имеет ячейки, соответствующие диаметру коробочек.
Библиотечный фонд
- Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные МОиН РФ;
- Справочные материалы: справочники по географии, энциклопедии, книги для чтения, атласы;
- Программно-методические материалы: программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Дидактические материалы к урокам географии.
Печатные пособия
- Таблицы по темам программы;
- Портреты;
- Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
- Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);
- Карты России (в соответствии с требованиями программы);
- Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
Информационно-коммуникационные средства
- Комплект видеофильмов
Технические средства обучения
- Компьютер (мультимедийное оборудование доступно);
- Интерактивная доска;
- Телевизор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
- Модели (в соответствии с программой);
- Коллекции (в соответствии с программой);
- Гербарии (в соответствии с программой);
УМК: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Физическая география» 6 класс (VIII вид)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Ключевые компетенции:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- Что изучает география;
- Горизонт, линию и стороны горизонта;
- Основные формы земной поверхности;
- Виды водоёмов, их различия;
- Меры по охране воды от загрязнения;
- Правила поведения в природе;
- Отличие плана от рисунка и географической карты;
- Масштаб, его обозначение;
- Основные направления на плане, географической карте;
- Условные цвета и знаки географической карты;
- Распределение суши и воды на Земле;
- Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
- Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
- Основные типы климатов;
- Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Уметь
- Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
- Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов;
- Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
- Читать простейшие планы местности;
- Ориентироваться на географической карте, глобусе;
- Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
- Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Рабочая программа для 5 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 7 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 8 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 9 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....