Открытие Южного материка
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока: Открытие Южного материка
Цель урока: Провести исследование открытия Австралии.
Задачи:
- обучающие: исследовать пути экспедиций, направленных на открытие Австралии; раскрыть практическое значение экспедиций; выявить, кто является первооткрывателем Австралии; что за животное впервые встретили европейцы.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой; сформировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиций, направленных на освоение Австралии.
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.
Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.
Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Кому принадлежит открытие Австралии?
Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Вильем Янсзон, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.
Практическая работа:
- Обозначение на контурной карте предполагаемого маршрута из Европы, маршрутов путешественников, обозначение географических объектов.
Оборудование: атласы, презентация, интерактивная доска, бортовой журнал, рисунок корабля (4 шт.), матросы (по числу человек в команде)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Открытие Южного материка
Цель урока: Провести исследование открытия Австралии.
Задачи:
- обучающие: исследовать пути экспедиций, направленных на открытие Австралии; раскрыть практическое значение экспедиций; выявить, кто является первооткрывателем Австралии; что за животное впервые встретили европейцы.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой; сформировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиций, направленных на освоение Австралии.
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.
Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.
Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Кому принадлежит открытие Австралии?
Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Вильем Янсзон, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.
Практическая работа:
- Обозначение на контурной карте предполагаемого маршрута из Европы, маршрутов путешественников, обозначение географических объектов.
Оборудование: атласы, презентация, интерактивная доска, бортовой журнал, рисунок корабля (4 шт.), матросы (по числу человек в команде)
Организационная структура урока.
Здравствуйте друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Я вижу у вас у всех хорошее настроение, это правильно, ведь мы сегодня продолжаем путешествовать и открывать новые земли. А без хорошего настоя и хорошего настроения выходить в море опасно.
Этап актуализация знаний.
Давайте вспомним, что такое эпоха великих географических открытий и когда она началась?
(Это период, изменивший представление человечества о Земле. Период с конца 15 века до первой половине 17 века)
Спасибо! Молодцы! А теперь расскажите, что означают эти цифры: 1419, 5, 234
(Год начала кругосветного путешествия, которое возглавлял Ф. Магелан, поплыл на 5 кораблях с экипажем 234 человек)
1422, 1, 18
Год окончания кругосветного путешествия, который возглавил Х.С.Элькано, вернулись на одном корабле с экипажем в 18 человек, 1 корабль разбился, 1 корабль повернул назад, 2 были разбиты туземцами)
Давайте вспомним имя, ещё одного путешественника данной эпохи (примерные ответы обучающихся Х. Колумб – открыл Америку) Хорошо!
Какие земли мы уже открыли на предыдущих урока? (открыли Азию, Америку, Африку.
2. Этап планирования
Действительно, эпоха Великих географических открытий расширила представления европейцев о Земле.
- Сегодня, я вам предлагаю отправиться в ещё одно увлекательное путешествие к Неизведанной Южной Земле. Как вы думаете, о каком материке идёт речь? Как будет звучать наша тема урока? (Австралия, возможен ответ Антарктида, но тогда модно задать вопрос о том, могла ли она быть открытой до Австралии, тема урока открытие Австралии).
А вы уже знаете что-нибудь об этом материке? А что хотите ещё узнать?
(Почему Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей.
Кто открыл Австралию, как долго длились путешествия, кто живёт на этом материке и тд.)
Эту землю, о которой мы сегодня будем говорить, искали испанцы, голландцы, англичане.
Ребята, давайте сначала сами попробуем проложить путь к этой неизведанной Земле. Открываем контурные карты, берём красный карандаш и наносим свой путь. Скажите, с какой точки мы будем его наносить? (с Европы, т.к. все открытия в Эпоху Великих Географических открытий принадлежат европейцам, наносят на контурную карту свой предполагаемый путь и объясняют, почему его выбрали).
Давно существовала легенда о Южном материке. Ему даже придумали название — Terra Australis Incognita. Найдите в учебнике, что означают эти слова. (В переводе это латинское выражение означает — Неизвестная Южная Земля. Terra – Земля, Australis – Южная, Incognita – Неизвестна).
Начиная с вами очередной раз, путешествие к неизвестной земле вас разделили на 4 команды, вы догадались почему? (4 капитана побывали у берегов Австралии). Ваши команды это ваши корабли, а у каждого корабля должен быть капитан, вы их уже выбрали?
Учитель ставит на парты корабли с именем путешественника, путь которого команде предстоит исследовать.
Отчёт о своем путешествии вы будете фиксировать в бортовом журнале, который лежит у Вас на партах.
Первую запись, которую мы сделаем в наших журналах: напишем число и тему урока (на доске). По ходу урока не забывайте делать записи в журнале. План вашего путешествия у вас в бортовом журнале. В путь!
На самостоятельную работу отводиться не более пяти минут. После чего команда представляет отчёт о проделанной работе у доски перед остальными командами.
1 ученик – Я испанский мореплаватель Луис Торрес, в 1605 году в качестве капитана одного из трёх кораблей отправился на поиски Южной Земли. Я прошёл на своём корабле всего в нескольких километрах от нового материка, но в тумане не заметил его. Но зато я открыл много островов (показывает свой путь на карте). Я прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван в мою честь – Торресов.
2 ученик – Я голландский мореплаватель Вильем Янсзон, в 1605 году на своём судне «Дункан» поплыл в сторону Новой Гвинее, открытый Торресом, не раз высаживался на северный берег Австралии, но думал, что это острова и вернулся домой (показывает путь).
3 ученик – А я голландский капитан Абель Тасман отправился в путешествие в 1642 году. Я был влюблён в Мэри, дочь голландского губернатора на острове Ява. Я несколько раз высаживался на берег неведомой земли и называл эти земли в честь своей любимой Мэри. Но я сделал великое открытие, я понял, что все эти земли часть большого материка, а не острова, как это думал Вильем Янсзон. Мы назвали материк в честь своей страны – Новая Голландия. Но решили о материке никому не рассказывать (показывает путь).
3.Этап постановка познавательных задач.
Как вы думаете, почему голландцы скрыли открытия новых земель
(высказывание учащихся). Найдите в тексте учебника ответ ) на поставленный вопрос (Голландия хотела единолично владеть материком и его богатствами)
3 ученик – Теперь я понял, зря, потому что не только голландцы могут плавать!
4 ученик – Я величайший мореплаватель, англичанин Джеймс Кук. В 1768 году отправился в кругосветное плавание. Моё плавание имело две цели.
Первая цель была астрономическая. Необходимо было провести наблюдение за очень редким астрономическим явлением, которое можно было наблюдать только в южной части Тихого океана (прохождение Венеры через диск Солнца). Вторая цель — поиски Неизвестной Южной Земли. Я великолепно справился с этими задачами, прошёл вдоль восточного берега неизвестного материка, убедился, что это не отдельные группы островов, а именно материк. (показывает на карте). Я высадился на нём и объявил его собственностью Великобритании. А ещё во время путешествия я встретил неведомого зверя.
Ребята, найдите в учебнике, что это за зверь и почему ему дали такое название (кенгуру, на языке местных жителей «Кангаро» - не понимаю).
-Спасибо командам, вы отлично справились со своей задачей.
Только вот задача, кто же по праву должен считаться первооткрывателем Австралии? (ответы детей)
Спасибо большое за ваши ответы.
-А вам не кажется, что мы уже открывали материк по ошибке. Какой материк и кто его открыл?(Америка, Х. Колумб)
Посмотрите в свои контурные карты и скажите, совпали ли у кого маршруты с каким либо путешественником?
Какой вывод мы сделаем? (В Австралию из Европы можно попасть только двумя путями, и вы их правильно нанесли на контурную карту.)
Давайте подведём итог нашего урока. Всё ли мы узнали о материке, что хотели?
4. Этап Домашнее задание.
Подготовить небольшие сообщения, о том, что не успели открыть за урок. §15 Открытие Южного материка, стр. 79 (раздел сложные вопросы).
5. Этап рефлексия.
А теперь капитаны посоветуйтесь со своей командой и выставьте всем оценки соответственно кто, какой вклад внёс в ваше исследование, и разместите матросов на корабле. После этого сдайте мне кораблики для выставления оценок.
Урок закончен. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 7 классе по теме "Южные материки"
Разработка урока предназначена для обобщения и закрепления знаний, умений по теме "Южные материки"...
Урок по теме "Открытие Южного Материка"
Урок по учебнику: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — М.: ООО ≪Русское слово — учебник≫, 2012....
Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.
Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...
География материков 7 класс КВН по теме Южные материки.
Применение игровых технологий на уроках географии это самые любимые уроки обучающихся. Они прививают любовь к знаниям....
"Открытие" Южного материка Джеймсом Куком
Данная презентация предназначена для изучения темы "Открытие Южного материка Дж.Куком" в 5 классе....
Открытие Южного материка
Материал включает в себя презентацию и разработку урока географии в 5 классе по учебнику Е.М. Домогацких согласно требованиям ФГОС ООО....
Открытый урок "Характеристика южных материков" в 7 классе
обобщающий урок...