Рабочая программа к УМК "Сферы"
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена к УМК "Сферы" для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к рабочей программе для 7 кл. | 22.94 КБ |
календарно-тематическое планирование для 7кл. | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008) ,авторской программы по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений А.А.Лобжанидзе (М: Просвещение, 2009г).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2012-2013г.;
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
-формирование основополагающих физико-географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
-овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
-приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
-формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;
-формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
Оценивать и прогнозировать:
-по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
-изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
-природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
-основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пре делах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
-особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
-особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
-особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
-различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
-особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
-основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
Описывать:
-основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
-существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов матери ков и крупнейших стран мира;
-объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
Определять (измерять):
-географическую информацию по картам различно го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
-вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
-важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран; типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
-факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
-крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
-основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности; природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
«Планета Земля.6 класс»
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Раздел I. Источники географической информации-6ч
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта- особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенды карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел II. Природа Земли и человек-27ч
Земля- планета Солнечной системы. Земля- планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера- воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера- водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин , направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли- их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники- главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почвы, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Название практической работы |
1 | Введение | 1 | |
2 | Изображения земной поверхности и их использование | 5 | Пр.р. на местности. Проведение маршрутной съемки. |
3 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | |
4 | Земля — планета Солнечной системы | 3 | |
5 | Литосфера — каменная оболочка Земли | 5 | |
6 | Гидросфера — водная оболочка Земли | 5 | |
7 | Атмосфера — воздушная оболочка Земли | 7 | Пр.р.Обобщение данных дневника погоды |
8 | Биосфера — оболочка жизни | 3 | |
9 | Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс | 4 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «География. Планета Земля. 6класс. Сферы»
№ ур | Тема урока | Элементы содержания (стандарт) | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение | География как наука. | 1 | ||
Тема I. Изображения земной поверхности и их использование-5 ч. | |||||
2 | Картографические изображения земной поверхности | Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Ориентированиепо карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков. | 1 | ||
3 | Географические координаты. Приемы ориентирования на карте | 1 | |||
4 | Ориентирование на местности. Построение плана местности. | 1 | |||
5 | Практическое занятие на местности. Проведение маршрутной съемки. | 1 | |||
6 | Карта — «язык» географии. | ||||
Тема II. Развитие географических знаний о Земле-1ч. | |||||
7 | История освоения новых земель от древности до современности | Выдающиеся географические открытия и путешествия. | 1 | ||
Тема III. Земля — планета Солнечной системы-3ч. | |||||
8 | Земля — планета Солнечной системы | Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | ||
9 | Географические следствия движения Земли | 1 | |||
10 | Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Обобщающий урок | 1 | |||
Тема IV. Литосфера — каменная оболочка Земли-5ч. | |||||
11 | Минералы и горные породы | Земная кора и литосфера, их состав (основные минералы и горные породы), строение и развитие.Изменение температуры горных пород с изменением глубины. Земная поверхность: формы рельефа суши, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности.Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. | 1 | ||
12 | Литосфера | 1 | |||
13 | Рельеф поверхности Земли | 1 | |||
14 | Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф | 1 | |||
15 | Человек и мир камня. Обобщающий урок | 1 | |||
Тема V. Гидросфера — водная оболочка Земли-5ч. | |||||
16 | Гидросфера | Гидросфера,ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Наблюдения за объектами гидросферы. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу. Природные памятники гидросферы. | 1 | ||
17 | Мировой океан | 1 | |||
18 | Реки | 1 | |||
19 | Воды суши | 1 | |||
20 | Человек и гидросфера. Обобщающий урок | 1 | |||
Тема VI. Атмосфера — воздушная оболочка Земли-7ч. | |||||
21 | Атмосфера | Атмосфера,ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.Стихийные явления в атмосфере: их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу; сохранение качества воздушной среды. | 1 | ||
22 | Температура воздуха | 1 | |||
23 | Влажность воздуха и атмосферные осадки | 1 | |||
24 | Атмосферное давление и ветер | 1 | |||
25 | Погода.Пр.р.Обобщение данных дневника погоды. | 1 | |||
26 | Климат | 1 | |||
27 | Человек и атмосфера. Обобщающий урок | ||||
Тема VII. Биосфера — оболочка жизни-3ч. | |||||
28 | Биосфера. Значение биосферы | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных; изучение особенностей их распространения. Определение взаимосвязей биосферы с другими геосферами. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. | 1 | ||
29 | Жизнь в Океане и на суше | 1 | |||
30 | Человек — часть биосферы. Экологические проблемы | 1 | |||
Тема VIII. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс-4ч. | |||||
31 | Природные комплексы. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс | Почва как особое природное образование. Условия образования почв. Выявление взаимосвязей растительности и почв. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | 1 | ||
32 | Почва | 1 | |||
33-34 | Природные зоны мира. Итоговый урок. Проектная деятельность: составление образа (с использованием презентации) одной из природных зон мира, природных комплексов Мирового океана | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...