Урок 5 класс "Разнообразие горных пород"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_gornyh_porod.doc | 84 КБ |
raznoobrazie_gornyh_porod.ppt | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие горных пород.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: способствовать формированию представлений о происхождении и разнообразии горных пород, создавать условия для формирования умений определять свойства горных пород разных по происхождению, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Необходимое оборудование: персональный компьютер учителя, «Коллекция горных пород и минералов», презентация.
Этапы урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) | Название используемых ЭОР, гиперссылка, приложения |
Организационный момент | Подготовка к уроку | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, выдает атласы. | Проверяют готовность рабочего места. | Личностные: умение организовать свое рабочее место. | |
Актуализация опорных знаний | Проверяет подготовку домашнего задания | Наша планета – это сложное неоднородное космическое тело, в котором выделяются различные оболочки. Предлагает ответить на вопросы Назовите, известные вам оболочки Земли. Выбрать из списка горные породы.
| Отвечают на вопросы, дополняют. Фронтальная работа Групповая работа | Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения; учатся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: наблюдают и анализируют собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся; | Приложение 1, Слайд 1 |
Мотивация учебной деятельности | Вызвать интерес к изучению новой темы, определение темы и задач урока. . | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно сформулировать цель и задачи урока Фронтальная работа Затем обсуждают тему урока
| Коммуникативные: ученики слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, учатся принимать позицию собеседника, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы; Регулятивные: ученики учатся формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. | Слайд презентации 3,4,5,6 –памятники архитектуры, геологический памятник Слайд 7 – тема урока |
Создание проблемной ситуации | Развитие мыслительной активности, вовлечение в исследовательскую работу | Создает для учеников проблемную ситуацию. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами? | Вступают в диалог, проговаривают свои мысли, рассуждают. | Коммуникативные: вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему и ее причины, вступают в сотрудничество друг с другом. | |
Предлагает разложить горные породы, которые имеются на партах на группы | Предлагаемая учителем задача вызывает затруднения. И ученики делают вывод о том, что им недостаточно знаний для того, чтобы выполнить поставленную задачу, т.к. они не знают по какому принципу можно разложить горные породы. | ||||
Целеполагание | Формировать умения учащихся управлять своей образовательной деятельностью | Предлагает сформулировать цель урока. | Осознают цели предстоящей деятельности: выяснить по какому принципу можно разделять все горные породы | Познавательные, регулятивные: узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод, осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний, осознают цели предстоящей деятельности | |
«Открытие» нового знания | Знакомство учащихся с причинами разнообразия горных пород. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы для каждой группы: Какие горные породы называют магматическими? Какие горные породы называют осадочными? Какие горные породы называют метаморфическими? | Работают с текстом учебника, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи. | Познавательные: умение обосновывать выбор общего решения или несогласия с мнением других, умение вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Регулятивные: сравнивают горные породы, предложенные для работы в группе. Выполняют исследование, выявляют причинно-следственные связи. Коммуникативные: работа в группе, определяют возможные роли в совместной деятельности: строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; | Приложение 2 |
Подводит к выводу. | Формулируют вывод о том, что все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, как они образовались | ||||
Применение нового знания. | Закрепление изученного материала | Формулирует задания для учеников по алгоритму, корректирует их работу. 1.Рассмотрим горную породу, прочитаем, как она называется 2.Найдём в учебнике, к какой по происхождению горной породе она принадлежит. 3.Заполним ячейку таблицы. 5.Реализация построенного проекта | Выполняют задание по определенному алгоритму. | Личностные: умение самостоятельно определять тип и название минералов из предложенных коллекций Познавательные: выполняют практикум при помощи учебника, по плану; представляют результат работы. Регулятивные: определяют необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, выполняют проект; наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе совместной деятельности; формулируют ответ, применяя полученные знания, описывают свой опыт, оформляют его для передачи другим людям. Коммуникативные: учатся работать в группе, организуют сотрудничество, корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения; учатся критически относиться к своему мнению. | |
Представление проекта | |||||
Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. -С какими горными породами вы познакомились? -Что отличает горные породы осадочного и магматического происхождения? -Как образовались горные породы метаморфического происхождения. Записать на листах и сдать учителю название горной породы если: Алмаз. (Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке). Гранит . (Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно). Мел. (Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь) | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. | Регулятивные: анализируют результаты работы, ставят цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; учатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | |
Домашнее задание | Закрепление изученного на уроке материала. | Объясняет домашнее задание Параграф 21 Индивидуальные задания кроссворд или ребус по горным породам. Индивидуальное задание создать презентацию о горных породах нашей местности. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.
Проверяет подготовку учеников к уроку
На экране рисунок. Что вы можете мне рассказать, рассматривая его?
(Внутренне строение Земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры)
Вспомните, что мы называем горной породой и минералом?
Минералы - это природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.
Горные породы – это природное тело, слагающее земную кору и состоящее из одного или нескольких минералов.
Перед вами на экране названия различных веществ и тел.
Выберите из них только те, которые обозначают горные породы. Предлагаю посовещаться и высказать мнение. Время на размышление 1 минута.
1.каменная соль
- базальт
- глина
- кирпич
- стекло
- глинистый сланец
- песок
- бетон
- каменный уголь
- пластмасса
- гранит
- мел
- слюда
- кварцит
- кварц
16.полевой шпат
На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка. И не все тайны раскрыты и разгаданы.
Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.
Учитель демонстрирует из презентации 3,4, 5, 6 слайды. При просмотре фотографий слайдов предлагает определить, что общего, между изображенными объектами, а чем они отличаются.
Примерные ответы: то, из чего они созданы – горные породы, отличает то, что одни созданы человеком, а другие природой, созданы из разных горных пород, минералов.
Приложение 2. Работа в группах.
1 группа. Магматические горные породы глубинные.
Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если излияние магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода. Пример: гранит, базальт.
2 группа. Магматические излившиеся.
Если происходит излияние на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы, Пример: пемза
3 группа. Органические.
Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек. Пример: известняк, уголь.
4 группа. Химические.
Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов). Примеры: поваренная и калийная соли
5 группа. Обломочные.
Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.
6 группа. Метаморфические.
Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Пример: гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит, песчаник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урокам"Разнообразие горных пород"
Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород по происхождению....
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Презентация урока "Выветривание горных пород"
Презентация урока географии в 6 классе...
Урок-проект Горные породы и минералы.
Урок географии 6 класс Технология – метод проектов (учебный проект)Раздел: ЛитосфераТема урока: Горные породы и минералы. Использование в хозяйственной деятельности людей...
Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.
Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии горных породах и их происхождении;продолжить ...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...